ТРАДИЦИОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВЯЗКИ И ВЫШИВКИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА (на основе материалов Национального Музея истории Азербайджана)

ТРАДИЦИОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВЯЗКИ И ВЫШИВКИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА (на основе материалов Национального Музея истории Азербайджана)

Г.Ч. ГАСАНОВА – аспирант
Национального Музея истории Азербайджана НАНА

Для сохранения материально-культурного наследия каждого народа, пропаганды и передачи будущим поколениям материалов о быте и культуре народа роль музеев бесценна. Сохраняемые экспонаты глубоко отражают все области материально-бытовой культуры народа, отличаются своим богатством и многогранностью, считаются ценным источником с точки зрения историко-этнографической комплексной пропаганды этой культуры. Нацио-нальный Музей истории Азербайджана играет роль гегемона среди других музеев Азербайджана, отличается своими фондами и коллекциями и этим создает реальную види-мость эмпирических знаний народа, его мастерства, источников мышления и возможностей, очного визуального видения культуры быта. Экспонаты, сохраняемые в фондах и коллекциях Национального Музея истории Азербайджана, представляют собой изделия из вязки и шитья, предназначенные для использования в интерьере жилых домов азербайджанского народа. Среди них: занавески для стенных проемов (тахча), дверей, дымоходов, зеркал, занавески различных форм и размеров для гурамы, занавес для спальни (гердекбашы), украшения для стен, покрывала для спальных принадлежностей (матрацы, одеяла, подушки), мешок для гердек, хончи, используемые в быту мафрашы, текне, богча, шкатулки для хранения Корана, а также ниток, свечей, ламп; образцы помпонов, скатертей и.т.д.
Все это является достойным образцом мастерства и занимает важное место среди крупиц интерьера жилых домов.
В ХIХ – 50-60 гг. XX веков во внутреннем убранстве большое место занимают разнообразные виды вязаных и вышитых изделий. Следует отметить, что ковры и ковровые изделия, занимающие важное место в интерьере жилых домов, в данной статье не упоми-наются, так как о них разработана отдельная статья.
Этнографические исследования показывают, что в XIX – начале XX веков, во внутреннем убранстве жилых домов Азербайджанского народа основным условием была простота и аккуратность, присущая восточной архитектуре. Здесь в зависимости от формы, плана и типов жилых домов происходили изменения и в интерьере. Изменения в социально-экономическом и культурном развитии, в хозяйственной деятельности, в традициях народа, материальнотехнических возможностях, а также расположение вблизи больших городов и т.д. сыграли решающую роль в изменении внутреннего убранства домов [1,с.73].В одноэтажных домах, построенных на земле, аккуратность и чистота были особенно тщатель-ной. Здесь были сделаны проемы в стенах для различного использования (тахча, лямя-ряф, место для постели — джамахатан), долаб-хархара, дымоход и.т.д. Эти стенные проемы украшали различные занавеси, изготовленные с особым изяществом. Образцы этих занавесей содержатся и охраняются в фондах и коллекциях Национального Музея истории Азербайджана.
Тахча, являющаяся бытовым элементом внутреннего убранства домов, представляла собой место, где содержались не повседневное оборудование, дорогие предметы быта, женские украшения; одежда, сшитая из дорогостоящих тканей, предназначенная для свадеб и похорон. В Нахичевани такие бохчи с одеждой назывались «чаршов для одежды» [1, с. 74].
В высоких домах, обычно в парных тахча, занавеси состояли из двух частей: бархатная занавеска с блестящей бутой или с блестящими подвесками. [2, с.52]. Содержащаяся в Национальном Музее истории Азербайджана одна из занавесей тахчи (ЭФ-6919), размером 72 см. х 80 см., состоит из ткани двух сортов: желтой и темной цветной кемхи. Изнанка этой занавеси сшита из темной бязи, по краям обработана методом гелемкар, а ее лицевая часть отделана золотой гюлебетин и бахромой.
Лицевая сторона другой занавеска для тахчи (ЭФ-6959), размером 87 см. х 75 см., сшита из 3 видов ткани: красной, сиренево-золотистой и золотых льдинок (частицы). Ее изнаночная сторона изготовлена из красной ткани-шиле, по сторонам отделана черной позолотой и гюлебетин, а также приделана бахрома. В 1938 г. у З.Х. Имановой была куплена и передана в музей занавеска для тахчи «зерендаз», которая полностью была выполнена растительным орнаментом и сшита различными шелковыми нитями.
Занавеси изготовлялись также для мест, где содержались постельные принадлежности — одеяла, матрасы, ковры, паласы, постельное белье и.т.д. В зависимости от экономических возможностей семьи сшитые изделия изготовлялись из дорогих шелковых или дешевых хлопково-бумажных тканей. В богатых семьях делалось предпочтение занавесям с золотой вышивкой. В Ширванском регионе, по местному обычаю, в приданном невесты обязательно должны были быть занавеси для мест, содержащих постель. Поэтому для шитья занавесей заранее, до свадьбы, в доме у жениха, брались размеры того места, где должна была храниться постель. Вверху занавески из разноцветных лоскутков изготовлялся гердек башлыгы, что повязывалось узлом [2, с. 52]. Одна из таких занавесок изготовлена в начале ХХ века и сшита из белой ткани (ЭФ-7219). Верх этой занавески, обработанный черной и красной нитью, вышивкой «текулдуз», также состоит из бахромы, сделанной из белой нити. Низ занавески состоит из вышивки бусинками и обработан «текулдуз», состоящей из красной и черной нитей. Среди вышивок выделяются вазы с букетами цветов и среди них различные вышитые птицы. Низ занавесок (подол) расчленен; на каждом конкретном конце вышивка с бахромой из бусинок. Вверху у занавеси свисает 2 помпона с бусами, а с двух сторон обшитая узкой каймой вышивка придает занавеси особую красоту и нежность. Размер этой занавеси – 190 см. х 123 см. Она была куплена в 1972 г. у жительницы города Шамкир Насировой Алии и передана на хранение в музей.
Другая занавесь (ЭФ-7657) сшита из шелкового атласа, на котором преобладают розовый и синий оттенки с красными цветами. Изнаночная сторона – розовая с белыми точками, сшита ситцевой тканью. Ее размер – 187 см. х 160 см. Занавесь с трех сторон цепочкой окаймлена гюлебетин, вокруг которой – черная шиля.
В Азербайджане во внутреннем убранстве жилых домов достойное место и свою красоту имеют занавеси для дверей и лямя (ряф). Обычно такие вышитые и вязаные изделия также украшались со вкусом.
В ХIX веке в Ширванском историко-этнографическом регионе была связана шерстяная дверная занавесь (ЭФ-6979) методом «зили». Занавесь состоит из 2 частей и связана различными цветными нитками с геометрическим узором. Основной цвет – черный, с двух сторон окаймлен одной широкой и двумя узкими полосами; на двух верхних частях – широкая кайма. В центре занавеси-узоры напоминают пчелиные соты. Размер – 185 см. х 162 см. Эта редкая дверная занавесь была приобретена в 1972 г. в городе Шамаха и передана в музей.
В конце XIX века в городе Лерике из шерсти была связана занавеска для лямя (ЭФ-7746), верх которой украшен геометрическими фигурами из различных цветных ниток и изображениями животных шириной в 10 см., методом зили, а ее нижняя часть связана черными шерстяными нитками, сеткой с помпонами. Занавеска для лямя в двух верхних частях украшена вязкой, а в середине ее располагается мешочек для ложек. Размер данной занавески – 235 см. х 50 см. Чтобы лямя «зех» выглядела еще красивее, обычно пространство между тюками с постелью и низом лямя, вокруг всей стены украшалось специальной гурамой. Эта занавесь называлась «зехгабагы» или «лямягабагы» и состояла из специально выкроенных в форме треугольников цветных лоскутков. Треугольники прикреплялись один к другому и придавали внутреннему убранству дома специфическое очарование.
Гурама — это один из видов азербайджанского декоративного прикладного искусства. Он используется при изготовлении верхних частей занавесей для тахчи, джамахатан, гердек, дверей, окон, для шитья бохчи, постельных принадлежностей, в редких случаях при шитье одежды [3, с.336-345]. В фонде этнографии Музея истории Азербайджана содержатся и хранятся до 100 видов гурамы (это в основном верхние части занавесей, зехгабагы и гердекбашы).
Верхняя часть лицевой стороны одной из занавесей (ЭФ-6896) состоит из различных цветов шелковой, атласной, бархатной, золотистой тканей, изнаночная сторона состоит из цветного ситца, сшитого в форме гурамы, поделенной на 7 частей.
Края и внешняя часть верха занавеси украшены черноглазой бафтой, а на концах свисают помпоны из ниток. Длина верха занавеси — 120 см. Из материалов этнографического фонда мы узнаем, что гурама придающая особый шарм внутреннему убранству жилого дома, в себе сосредоточила всю прелесть этого метода и образцов шитья. Эти образцы шитья, присущие для азербайджанского покройного мастерства, и стали источником для методов карагез, зенджира, бута, зербафта и т.д. Для их изготовления преимущественно применялись геомет-рические и растительные орнаменты. В этнографической литературе даны изображения нескольких таких пердебашы [3, с. 342-344].
Точно также, как и зехгабагы, изготовленный, но отличающийся большей красочностью
«гердекбашы», привлекает внимание в домашнем убранстве во время свадеб. Обычно пришедшая в однокомнатную квартиру невеста делила комнату занавеской гердек на 2 части. К занавеси-гердек, в верхней части закреплялась «гердекбашы», которая была красиво инструктирована. Придающая особую красоту интерьеру комнаты, «гердекбашы» выкраивалась и украшалась цветными бусами и помпонами. Гердекбашы являлась талисманом каждой семьи и традиционно передавалась из рода в род, от матери к дочери [4, с. 70]. Традиция разделения широкого гердека на две части была распространена у туркмен [5, с. 81] и у тюрков Южной Сибири [6, с. 150].
В фонде этнографии Национального Музея истории Азербайджана содержится образец гердека, который использовался в Карабахе в XIX веке. Его лицевая сторона состоит из красной цветной ткани — хара, а изнаночная – цветной ситец с красными цветами. Гердек с трех сторон обшит золотой цепью и несколькими частями прикреплен методом гурама. Его размер – 270 см. х 181 см. Этот гердек в 1975 г. был куплен у Рустамовой Махбубы и передан музею.
Другой гердек (ЭФ-5954) состоит из малиновой середины (красного цветного чилбенда), две сторон которой отделаны красной и золотой тканями. Верх гердека-гурама, состоящий из позолоченной и бархатной тканей с пришитой каймой из переплетенного шнура и черного сатина, также украшен помпонами с цепочками, которые проходят через металлические звенья. Здесь прикреплены 3 мелких, 7 крупных камней бирюзы и кораллы, которые висят на черной бахроме. Размер – 186 см. х 182 см. Этот образец гердека также из Карабаха.
Как мы видим, особую красоту гердеку придает прикрепленный к его верхней части – гердекбашы. В музее находятся многие образцы гердекбашы. На одном из них (ЭФ-7552) гурама, исполненная из различных шелковых лоскутков, а с изнаночной стороны – из ситца. Размер – 324 см. х 13 см. Конец гердека украшен 13-ю цепочками и помпонами из колокольчиков, исполненных в стиле гюлебетин. Обычно к гердекам прикрепляли и мешок — «гердекторбасы». Один из них (ЭФ-7113) сшит из красной, позолоченной ткани, к верхней части которого прикреплен широкой золотой шнур. Завязывается мешок темно-красным шелковым шнуром, на концах которого пара помпонов — гюлебетин. Этот мешок длиной в 19,5 см. предназначался для сбора в него необходимых вещей для невесты.
В жилых домах азербайджанцев для домашнего уюта широко используют настенные украшения, которые изготовляют профессиональные мастера вышивки. Исполненные с большим вкусом, они занимают достойное место в музее. Одно из таких украшений (ЭФ-4391) исполнено из красного атласа, его изнаночная сторона сшита из некрашеного холста. На лицевой стороне — вышивка гюлебетин, цветы и листья выполненны шелковыми нитями и орнаментом. Посередине настенного украшения вышит медальон, по краям — два крупных листочка. Украшение окаймлено гюлебетин шириной в 25 см. Настенное украшение размером 52 см. х 25,5 см. по краям расшито методом «карагез».
Другое настенное украшение (ЭФ-4390), размером 168 см. х 116 см., вышито гюлебетин на красном бархате; его изнаночная сторона была зеленой. Оно было изготовлено в Шуше и относилось к ХIХ веку. Это – настенное украшение находилось в доме богатого шушинца.
В фонде находиться третье настенное украшение (ЭФ-4392) с красной серединой, а по краям с бархатом кофейного цвета, и расшитое методом гюлебетин. Посередине украшения вышиты буквы, похожие на буквы из арабского алфавита. Две части бархата и края украшения вышиты «гюлебетин» из золотой нити. Ширина дверного украшения 51 см.
В сельских жилых домах Азербайджана настенные украшения были очень распростра-нены. На них преимущественно вышиты орнаменты с изображением растений, птиц, живот-ных, сцены природы, сюжетные мотивы. Например, на одном настенном украшении (ЭФ-7879) из желтого атласа цветными шелковыми нитками вышиты попугай и вокруг него методом гюлебетин – орнамент. Размер – 53 см. х 44 см. Помимо элементов украшения имеется вышивка из ряда цветов.
В фондах музея хранятся также вязанные изделия, предназначенные для интерьера жилых домов: «рюпуш» — напольная скатерть, мафрашы, «текнегабы» — посуда для хлеба или теста. Рюпуш — напольная скатерть, вязанное изделие (ЭФ-7043) связанное из белой шерстяной пряжи, размером 211 см. х 95 см. Края рюпуша вытканы темно-кофейными и красными нитками. Рамкой вытканы простые геометрические фигуры в окружение бахромы из красных ниток. До середины ХХ века жизнь сельской семьи и процесс еды проходили преимущественно сидя на полу, поэтому вязанные рюпуш и гелемкар были в каждой семье.
В азербайджанских семьях стало обычным собирать предметы быта в мафрашы и держать в доме на конкретном месте. Мафрашом пользовались и во время переезда. В музее хранится мафраш из Казахского региона (ЭФ-5608), размером 94 см. х 44 см. х 48 см., который был связан шерстяными нитками: нижняя часть связана в полоску черными и темно-синими нитями. У конца мафраша для завязки вытканы 8 черных кольца. Шерстяным шнуром, проведенным через эти кольца, мафраш затягивается и закрепляется.
Есть в музее и другой образец мафраша из Карабаха (ЭФ-7000) вытканный в форме ковра — зили и паласа, относящийся к началу ХХ века. Размер – 45 см. х 94 см. х 46 см. На мафраше вытканы различные цветные геометрические фигуры.
В сельском быту вязаное изделие использовали и для посуды — текне. Хлеб, мучные изделия считались священными и поэтому для посуды, где хранился хлеб, вязали специальные мешки, которые берегли его от грязи и порчи.
В музее хранится мешок – текнегабы, связанный в форме паласа из Казахского региона (ЭФ7288), относящийся к началу ХХ века. Общий фон — темно-синий; различными цветными нитями и геометрическими фигурами выткана чалма; нижняя часть мешка — простая, конец — окаймлен. Размер – 85 см. х 76 см.
Помимо всех перечисленных вязаных и вышитых изделий в интерьере жилых домов
Азербайджана немаловажное место занимают «салламача» -занавесь для зеркала (ЭФ-
7243,7244), шкатулка для ниток (ЭФ-2560), мешочек для мыла (ЭФ-1543), занавесь для камина (ЭФ-1445), бохча для одежды (ЭФ-5616, 7190), покрывало для самовара (ЭФ-6289), мютекке, дешекче — маленький матрас и покрывало для них (ЭФ-1182, 1185, 6040) и.т.д. Все эти предметы олицетворяли национальную принадлежность и культуру быта азербайджанс-кого народа.
В 50-60 годов ХХ века вязаные и вышитые изделия постепенно потеряли свою актуальность и превратились в музейные экспонаты. Они являются очным и визуальным источником для изучения культуры быта народа. Пропагандируя их, мы исследуем в данный период образ жизни, быт, эмпирическое творчество, мышление, чувства, а главное – культуру быта азербайджанского народа.

1. Ф.И.Велиев. Материальная культура Азербайджана в ХЫХ — начале ХХ века (историкоэтнографическое исследование).- Баку, 2010. (на азерб. языке).
2. А.Н.Мустафаев. Материальная культура Ширвана. — Баку, Элм, 1977.
3. А.Рустамбекова. Гурама как разновидность декоративного искусства Азербайджана / Музей истории Азербайджана 2006 г. — Баку. Элм, 2006.
4. Этнография Азербайджана, II т. 2007.
5. А. Джикиев. Туркмены юго-восточного побережья Каспийского моря. Ашхабад, издательство АН Туркменской ССР, 1961.
6. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. / Составители: Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаева, М. С. Установа.- Новосибирск: Наука, 1988.

Түйін
Əр халықтың мəдениеті мен тұрмысы жөніндегі материалдық-мəдени мұраларын сақтап, оны болашақ ұрпаққа насихаттап, жеткізуде мұражайлардың рөлі ерекше.
Мақала азербайжан халқының тұрғын үйлерін безендіруге арналған дəстүрлі тоқыма жəне тігін бұйымдары туралы жазылған.

Summary
The exhibits keep in the fund of the ethnography of the National Azerbaijan Museium of History among which there are wares of knitting and embroidery which are intended for the interior of the dwelling houses. Curtain for shelves, small parts of fabric-“gurama”, curtain for bed-“gerdekbashi”, decorations for walls, curtain for shelves with kitchen utensils, pillows-“mutekke”, bedspread for beds-“doshekche and nazbalish”, sack for-“gerdek”, curtain and bedspread for trays with sweets“khoncha”, mafrash which are used in the house way of life, utensils for dough, small bandles“bokhcha”, box for threads, box for Koran and patterns of the hanging decorations-“gotaz” are among them.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *