МОДЕЛИ ХРОНОТОПА В ПРОЗЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА
В статье рассматривается проблема хронотопа как одна из актуальнейших проблем современной русской прозы. Исследуются особенности воплощения художественного времени и пространства на материале прозы современного русского писателя Захара Прилепина. Актуальность изучения обусловлена необходимостью специального исследования проблемы хронотопа в произведениях современного писателя, творчество которого вызывает особый интерес в последнее десятилетие. Материалом исследования стали роман «Патологии», сборники рассказов «Какой случится день недели», «Грех и другие рассказы», сборник эссе «TerraTartarara. Это касается лично меня», сборник малой прозы «Семь жизней». В исследуемых художественных текстах отражаются годы после распада Советского Союза, времена второй Чеченской войны, современная действительность. При анализе в произведениях художника выделены такие модели хронотопа, как социальноисторический, природно-циклический и семейно-бытовой, также охарактеризованы основные их составляющие. Основными методами исследования в работе стали биографический, культурно-исторический, а также мотивный подходы, методы сравнения, измерения и т. д.
Ключевые слова: проза, роман, рассказ,хронотоп,виды хронотопа, художественный мир.
ВВЕДЕНИЕ
Теория художественного времени и пространства как литературоведческая категория сложилась относительно недавно. И в результате огромных исследовательских работ филологов стала одной из самых плодотворных в литературоведении, что объясняется её принадлежностью к числу наиболее общезначимых, универсальных категорий культуры, способных воплощать мировосприятие эпохи, нравы людей, их сознание, ритм жизни, отношения к вещам и т. д.
Как известно, единство и взаимосвязь художественного пространства и времени в современном литературоведении обозначается термином «хронотоп». Хронотоп как формально содержательная категория науки является предметом исследования самых разных областей. В литературоведении этот термин обладает синтетическим, собирательным смыслом, тем самым обозначая пространственно-временные отношения, осуществленные в художественном тексте.
Каждое литературное произведениеимеет свою пространственно-временная особенность, свою систему координат. В то же время существуют некоторые общие закономерности организации художественного времени и пространства. Каждый литературный продукт принадлежит определенной эпохе, посвящается каким-либо историческим событиям, в нем всегда можно выявить отношения главного героя с социумом, принадлежность бытовой среде, взаимосвязь с окружающей природой и т.д. В связи с этим герой любого художественного произведения имеет связь с разными моделями хронотопа. Его жизнь показывается автором не в одном, а одновременно в разных пространственновременных планах. Анализ произведений З. Прилепинадает основание выделить триосновные хронотопические модели, которые играют важную роль при организации сюжета и передают особенность прозы З. Прилепина.
Произведениям, изображающим эпохальные события, важные социальные потрясения, которые коренным образом меняют жизненный уклад героя, разрушают прежние традиции, ведут к появлению новой идеологии, влияют на психологию персонажа, определяют их поведение в экстремальных ситуациях, свойственен социально-исторический хронотоп. Данная модель хронотопа присуща творчеству З. Прилепина. Его персонажи являются героями своих времен, отражением современной действительности. Сквозь призму видения окружающей среды главных героев читатель погружается в мир реалии, где разворачиваются разные социально-исторические проблемы эпохи.
Природно-циклический хронотоп наряду с социально-историческим также играет немаловажную роль в прозе современного писателя. Связано это с авторским принципом расширения художественного времени-пространства жизни героев и их вписанностью в мироздание, в окружающую действительность. В современной русской прозе параллельно с реалистическими описаниями природно-циклического времени, ярко проявляется его символическая сторона, связанная с описанием внутреннего мира героя и его поисков.
Семейно-бытовой хронотоп. Воплощение хронотопа дома, образ семьи и быт — одна из сквозных тем в мировой литературе. Семья и внутрисемейные отношения являются важнейшими сюжетообразующими мотивами в творчестве З. Прилепина. Семейно-бытовое начало пронизывает всю частную жизнь персонажей прилеписких текстов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для выявления социально-исторического хронотопа в современной прозе обратимся к роману «Патологии» Захара Прилепина. По мнению многих критиков,это одно из лучших на сегодняшний день произведений о новейшей Кавказской войне. З. Прилепину удалось сделать невозможное – показать современную Россию и Чечню через мировосприятие молодых, ежедневно рискующих жизнью, людей.
Окраины Грозного. Вторая чеченская война. Двухэтажная школа на окраине города с загаженными, изуродованными кабинетами, заваленными ребристыми, поломанными партами является местом временного жилья солдат. Овраг, плохо просматриваемые стылые кусты, пустынная трасса, горелые домики, смурныехрущевки, сельские постройки, деревянные некрашеные заборы, за которыми стоят деревья, уличная торговля – обычное в Грозном дело, признак некоторого спокойствия в городе, запахи пота, грязных портянок, тушенки, лука, дыма, крови, сырости, смерти – все эти описания переносят читателя в военную действительность.
Главный герой, Егор Ташевский «человек хрупкой психики, робкой смелости»[1, 12] не умеет вписать в войну своё представление о нормальном. Но этот роман не только о войне. Этот роман зеркало современной жизни России. Он о бесконечном нравственном падении тех, кто по идее должен защищать народ, о поголовном воровстве и предательстве. Отличие романа Захара Прилепина от классической военной прозы в том, что это роман о войне без самой идеи войны. И именно в этом отражается своеобразный социальноисторический хронотоп романа. Существуют два фактора, которые являются наиболее значимыми в этой войне современности: страх и желание жить. Для героя война похожа именно на конец света и время там кажется ценнее. Страх перед смертью делает из защитника Родины заячью душу.
В восприятиях героев военного порядка, отношениях с военной действительностью кроется социально-исторический хронотоп. Прилепин смог передать отличие современной войны с помощью пространственно-временных отношений. Следует отметить, что «Патологии» Захара Прилепина это не столько литература, сколько «крик» «безъязыковой» войны, которая наконец-то обрела возможность нарушить долгое молчание.
Другой вид творчества З. Прилепина – это его собрания эссе, где затрагиваются социальные проблемы современной России, что также можно рассматривать их с точки зрения социально-исторического хронотопа. Безработица, проблемы молодёжи, литература, телевидение и кино, финансовый кризис, отношения России и Латвии, ГИБДД и крестьянские войны на Руси, любовь и семья – вот самые существенные составляющие современности. Конечно же, главным топосом в эссе является Россия. Только она совершенно разная. То это советская Россия, которая проглядывается в детских воспоминаниях писателя, то это жестокая современная Россия, где верховных не волнуют социальные проблемы жителей, кризис демографии государства, гибель деревни, упрощение культуры экономический коллапс, падение нравов.
«А вечер в деревне — это как будто дом лежит под тонной мягкого, глухонемого снега, посреди рязанского черноземья еле теплятся два детских сердца это я и моя сестренка, сидим вдвоем, почему-то без света, без радио, у печки» [2, 77] — именно таким вспоминает автор свою Родину во время существования Советского Союза в эссе «Второе убийство Советского Союза». По словам автора, современная Россия утратила все лучшие качества, которых имел Советский Союз. «… Государство послюнявило глаза, сделало скорбный вид и, подняв ржавый горн к небесам, стало периодически издавать самые разные звуки: то пионерскую зорьку сыграют, то гимн имени Сергея Михалкова, то «Подмосковные вечера», то мелодию из кинофильма «Бриллиантовая рука…»[2, 216] утверждает писатель, характеризуя времена после распада СССР. А в противопоставление ему – современная Москва, полная шума, суеты, потоков автомобилей, звонков, топотов в подъезде, грохотов мусоропровода и т.д. «Даже ночью город подрагивает и постукивает, тормозит и вскрикивает» [2, 101].
Однако социально-исторический хронотоп лишь один из пространственно-временных уровней современной русской прозы, который действительно воссоздает жизнь России конца XX века. Наличие других моделей хронотопа в произведениях З. Прилепина, передает специфику, раскрывает значимость современной русской прозы.
Анализируя воплощение природно-циклического хронотопа в произведениях Захара Прилепина, нужно выделить образ лета в его рассказах, в частности в ранних. Стремительно проносящиеся жаркие летние деньки являются отголоском детства. Они манят и зовут героев Прилепина, у которых жизнь переполнена городской суетой, назад в прошлое счастливое детство. Золотистая вода по колено, запах арбуза, августовский месяц, полный солнечного света, пузатые мешки картофельных плодов, дед, который подтачивает косу, подготавливая на сенокос, лопухи и репейник ароматный, запах свежей краски, обед на скорую руку, зеленый лук, редиска, помидорки и руки Захарки, отмываемые уже в белесых летних сумерках бензином – все это превращается в яркий карусель в мыслях прилепинского героя. Именно в это лето произошло физическое и духовное становление Захара, главного героя рассказа «Грех». Он уже чувствует себя мужчиной. И от этого еще радостней просыпаться каждым утром, смотреть на взрослых очаровательных в своей женственности сестер и любить их уже мужской любовью. Словом благодать.«… Будет еще лето другое, и тепло еще будет, и цветы в руках…» [3, 21]– обнадеживает себя Захарка, но эти мысли затеряются в закоулках предстоящей долгой взрослой жизни.
В обыденной настоящей жизни героев такому лету больше нет места. Его заменяет осень или зима. Зима у прилепинских персонажей бывает разной. Есть зима смертей, зима лености и пустоты, зима предчувствий. Первая для героя «промозглой» была, вторая — «незаметно прошла», третья – «теплая и без шапки». На редкость белоснежный декабрь, зачерневшие дороги после первого ноябрьского снега, худые и окривевшие от презрения к самим себе торчащие гадкие кусты, лужи покрытые коркой, гололед, противные сквозняки, залежавшийся грязный снег в палисаднике, именно такие эпитеты передают атмосферу зимних дней и непременно это связано с самочувствием героя. Работа в провинциальном ОМОНе, сцены милицейского «беспредела», бандитские разборки, пытки в полицейских участках, ежедневные драки и разборки, которые предсказуемо заканчиваются убийством, также любовь – пронзительное, совершенно искреннее чувство, обреченное на безответность. Все это в частности происходит на фоне зимы, которая придает происходящему некую мрачную, грязную и дикую элегантность. Откровенно чернушные пейзажи соседствуют с элегическими размышлениями о любви или витийством в духе.
В сновидениях героев часто вырисовываются то яркие, то тусклые краски лета и весны, осени и зимы, связанные с детством. Детства у Егора, главного героя романа «Патологии», по сути, не было. Предательство матери, ранняя смерть отца, пребывание в интернате искалечили душу ребёнка. Неслучайно, что в снах взрослого Егора отсутствует весна как олицетворение лучезарного детства.
У писателя темы могут повторяться в разных временах года. Случалось и лето смертей, и осень учения, осень брожения, осень разочарования, осень лености бывала. А весну, как утверждает автор, никогда не любил.
Мы знаем, что персонажи прилепинских рассказов являются собирательным образом современного человека и его произведения носят автобиографический характер. Развивая эту мысль, хотим отметить, что о временах года писатель толкует и в своих публицистических заметках и эссе, в которых Прилепин размышляет точь-в-точь как свои герои. «Вся осенняя, зимняя, весенняя жизнь пролетела серой, сырой, соленой чередой, и только лето, медленное и тягучее, как мед, тянется и тянется…» [2, 181], – пишет автор в эссе «Дотянуться до лета». Детство у него было сплошным летом. Единственное его детское воспоминание, которое происходило зимой – это потерянная колоша, которую искали с мамой в сугробах, по которым катался он в санках. А все остальные воспоминания его без калош и без снега – там только солнце, горячий воздух и много воды.
Самым любимым месяцем автора является август. Это самый надежный летний месяц, он редко подводит, это не взбалмошный серый и мокрый июнь, а зачастую еще и холодный; это не сентябрь, с обидно холодной водою, щиколотки леденящей. Август для автора кажется сладострастьем и пиршеством. Но и в сельской местности август кажется огромным, потому как летний день кормит зимний месяц, «как день такой не запомнить, когда ему ползимы в ноги кланяешься»[2, 183], – отмечает автор.
Прилепин жил в деревнях черноземных и в ледяные зимы, и в горячие месяцы — но счастье он помнит в сиянии августовского солнца. Но одного не изменить – любви писателя к Родине: «… а за окном снег и весна, снег и зима, снег и осень. Это моя Родина, и в ней живем мы»[4, 41].
Утро также является одним из атрибутов хронотопаприлепинских текстов. Его героям ближе всего состояние утреннего времени. Семантика и символика рассвета больше присуща ему, чем символика угасания, мрака. В произведениях, где указывается время дня, главенствует образ солнца, света и ощущение счастья, либо его предчувствия. Когда Захаркаумывался по утрам во дворе, слышал утренние речи: пугливую козу, бодрую свинью, настырного петуха и «шел в дом, где бабушка давно встала, сготовила завтрак, а дед сидел за столом, стекластые очки на носу, чинил что-то, громко дыша» [3,11]. И это было гармонией.
Главный герой рассказа «Шесть сигарет и так далее» молодой человек, работающий охранником в ночном клубе, ждет с нетерпением утра. Ночью жизнь кажется другой, люди посетившие клуб — другими. Утром, с наступлением рассвета снимается вся эта ночная завеса. И окружающий мир приобретает иную действительность. «Осталось немного: встретить утро, оно уже близко»[3, 188], – думает он, после бессмысленных разборок в клубе.
В произведениях Прилепина бытовым вопросам, семейным отношениям, родительской любви всегда есть место. В частности для его героев семья является одной из главных жизненных ценностей.
В «Патологии» писателя параллельно с военной сюжетной линией представляется психологическая линия, в которой указано прошлое Егора, его отношения с родителями и возлюбленной. Герой – мужчина, благословляющий зверей, детей и женщин, трепетом готовит завтрак любимой, покупает свежий хлеб по утрам. Уютный дом Даши, в котором обои исцарапаны любимым котенком, тихий дворик с булочной, беззаботность времени – все это вселяет гармонию в душу героя. Егор Ташевскийзаботливый человек, глубокоприверженныйинтересамсемьи. Он рано потерял отца. В его воспоминаниях о детстве хорошо сохранился светлый образ отца-художника, их двухэтажный домик, на левобережной,полусельскойстороне Святого Спаса, вечерние занятия с отцом, корявые надписи имен близких, исписанные им на стенах кухни. Он знал его ровно 6 лет и после любил бесконечно. Позже он сам становится заботливым отцом приемышу. Пройдя ад войны, Егор возвращается к мирной жизни, усыновляет полуторагодовалого мальчика. Он наконец-то обретет себя в этом ребёнке. Егор словно вновь рождается на свет.
В разных сборниках малой прозы семейно-бытовой хронотоп занимает немаловажное место, присутствует в значительной части повестей, то находясь в самом центре повествования, то отступая на второй план. Особенность прилепинского семейнобытового хронотопа в том, что автор мало уделяет внимания описанию пространства. В каком бы времени и пространстве его герои не находись, они являются носителями счастья. Скорее всего, здесь важным составляющим семейно-бытового хронотопа являются отношения героя с близкими.
Рассмотрим сборник «Грех и другие рассказы» З. Прилепина. В рассказе «Грех» центральным образом выступает изба в деревне, куда на лето к дедушке и бабушке приезжает юный Захарка. Бабушка встает раньше всех и ходит по житейским делам до самой зари. Маленькая кухня, там, где всегда пахнет вкусно, чердак, куда он лазил за старыми, пропыленными книгами, дед, по вечерам слушающий новости, запах свежего ремонта, словом весь рассказ наполнен светом, смехом и искренней нежностью.
Такой же теплый семейный рассказ «Ничего не будет». У Захара подрастают два сына. В их двухкомнатной просторной квартире он с женой и двумя детьми строят земное счастье, делиться бытовыми моментами. Весь рассказ — иллюстрация простого семейного счастья, отдельные сценки из жизни дружной семьи.
Семья для Прилепина является тихой гаванью, укрытием от жизненных бурь. Автор размышляет о семье как о благодати, о счастье неземном. В рассказе «Первое кладбище» автор пишет, что где-то там, между небом и землей, есть еще один наш дом. Там живет наша судьба, «лежит на диване, закинув ногу на табурет, посасывает недымящуюся трубку, разглядывает газеты» [5, 106]. В этом доме еще живут два наших ангела, играют в шашки, едят варенье из одной вазочки. А вокруг дома растет кладбище. Это могилы тех, кого мы теряем в своей жизни. Иногда это вовсе случайные люди. Но почему-то мы помним о них всю свою жизнь.
Таким образом, Прилепин ставит человеческие отношения на первый план, связывает семью с божеством. В его произведениях дом является символом детства, уюта, несет гармонию, от него веет теплом. Это то место, где героев ждут их родные, неважно, бабушка или жена. Там всегда поддержат и примут. Место куда можно возвращаться не раз.
Анализируя произведения современных русских писателей, мы выделили несколько моделей хронотопа (социально-исторический, природно-циклический, семейно-бытовой), которые играют наиважнейшую роль в организации сюжета и позволяют определить особенность современной прозы.
Таким образом, можно отметить, что анализируя пространственно-временную организацию произведений Захара Прилепина, мы выявляем особенности творчества писателя, познаемего представления, взгляды об актуальных проблемах современности, жизни и смерти. Выявленные модели хронотопа присущи творчеству современного писателя.
Социально-исторический хронотоп характеризует ценности эпохи, социум, культуру, историю. Портрет эпохи в произведениях вышеуказанного автора вырисовывается вполне определенно и конкретно за счет описаний отдельных событий, героев, упоминания фактов, многозначительных деталей, употреблением существующих топосов. Таким образом, в произведениях З. Прилепина через изображение пространства и времени становится наглядным и сюжетно зримым отражение эпохи 1990-х годов, которую автор постигает эстетически, в которой живут его герои. Социально-исторический хронотоп окружает главного героя, делая его героем своего времени, отражает его связи с миром, преломляет в себе духовные движения персонажа, становясь косвенной оценкой правоты или неправоты выбора, принимаемого героем, разрешимости или неразрешимости, его тяжбы с действительностью, достижимости или недостижимости гармонии между личностью и обществом. При помощи социально-исторического хронотопа читатель прилепинского произведения соприкасается с действительностью, которая окружает героев.
Анализируя природно-циклический хронотоп в произведениях художника мы выделяем такие его атрибуты, как времена года, месяцы, которые несут в себе символический характер. Они являются отголоском детства, связаны с деревенской жизнью, мыслями о современной России. Яркие летние деньки у Прилепина ассоциируется суетой, пиршеством, сладострастьем, а зима характеризуется пустотой, леностью.
В текстах З. Прилепина семейно-бытовой хронотоп присутствует в значительной части, данной модели автор уделяет особое внимание. Специфика семейно-бытового хронотопа Прилепина в том, что описаний пространственно-временной организации быта мало. Она характеризуется теплыми отношениями героев. В каком бы времени и пространстве его герои не находятся, они обитают в гармонии. Важными составляющими семейно-бытового хронотопа являются изба, дом, квартира, где главенствует счастье.
ВЫВОДЫ
Анализ проблемы хронотопа в творчестве Захара Прилепина показывает, что взаимоотношение времени и пространства в современной художественной литературе занимает особое, независимое место. Проведенное исследование типов художественного времени и локусов, их соотношения и роли в прозе современного русского писателя позволяет сделать вывод о том, что события в произведениях показаны не в одном, а одновременно в разных пространственно-временных планах: социально-историческом, природно-циклическом, семейно-бытовом. Выделенные модели хронотопа, а также главные временные указатели и локусы являются особенностью художественного временипространства современной русской прозы.
Втворчестве З. Прилепина особое значение имеют хронотоп города и деревни, смены времен года, переход от дня к ночи и др. Временные указатели или локусы в произведениях зачастую содержат символический смысл. Хронотопы, созданные писателем, являются художественными моделями, отражением авторской картины мира. В текстах функционируют разные виды времени и пространства, есть пространство широкое и узкое, открытое и замкнутое, время в них реальное, редко встречается вымышленное, линейное или представляется эпизодами. Пространственно-временная организация в текстах Захара Прилепина представляет собой сложную многоуровневую, иерархически организованную структуру, объединяющую разные модели художественного времени и пространства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Прилепин З. Патологии – М.: Изд-во Андреевский флаг, 2005. – С. 320.
2 ПрилепинЗ. TerraTartarara. Это касается лично меня (сборник эссе). – М.: Изд-во АСТ, 2009. – С. 224.
3 ПрилепинЗ. Грех и другие рассказы. – М.: Изд-во Астрель, 2010. – С. 416.
4 ПрилепинЗ. Какой случится день недели – М.: Изд-во Ясная Поляна, 2008. – С. 201.
5 ПрилепинЗ. Семь жизней – М.: Изд-во АСТ, 2016.– С. 191.
С.Д. Бисембаева
Захар Прилепин прозасындағы хронотоп модельдері
аль-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, Алматы қ. Қазақстан
Мақалада хронотоп мәселесі заманауи орыс прозасының өзекті мәселелерінің бірі ретінде қарастырылған. Бұл жұмыста заманауи орыс жазушысы Захар Прилепиннің прозасындағы көркемдік уақыт пен кеңістіктің ерекшеліктері зерттелген. Жұмыстың өзектілігі соңгы он жылдықта шығармашылығы ерекше қызығушылық тудырған заманауи жазушының туындыларындағы хронотоп мәселесін арнайы зерттеумен сәкестендірілген. Зерттеуге З. Прилепиннің келесі шығармалары алынды: «Патологии» романы, «Какой случится день недели», «Грех и другие рассказы» әңгімелер жинағы, «TerraTartarara. Это касается лично меня эссе жиынтықтары, «Семь жизней» кіші проза жиынтығы. Зерттелген шығармашылық жұмыстарда көбінесе Совет Кеңесінің құлдыраған кездері, екінші Шешен соғыс мезгілдері және қазіргі заман бейнеленген. Жазушының шығармаларына талдау жасау барысында әлеуметтік-тарихи, табиғи-циклдық және отбасы-тұрмыстық хронотоп модельдері белгіленді және де олардың негігі құрамдас бөліктері анықталды. Іздену барысында биографиялық, мәдени-тарихи, мотивтік, сонымен қатар, салыстыру, өлшеу әдістері қолданылды.
S.D. Bissembayeva
Chronotop models in prose of ZaharPrilepine
al-Farabi Kazakh national university
Almaty, Kazakhstan The article deals with the problem of chronotope as one of the most urgent problems of modern Russian prose. The presented work analyzes the features of the embodiment of artistic time and space on the prose of the modern Russian writer Z. Prilepine. The relevance of the work is due to the need for a special study of the problem of chronotope in the works of the modern writer, whose work has been of particular interest in the last decade. The study material became the following works Z. Prilepine were subject for analysis: the novel “Pathologies”, collections of stories “What will happen the day of the week”, “Sin and Other Stories”, collections of essays “Terra Tartarara. This concerns me personally”,collection of small prose «Seven Lives». The studied artistic texts in particular reflect the years after the collapse of the Soviet Union,the times of the second Chechen war, modern reality. During the analysis in the works of the artist such chronotope models as socio-historical, natural-cyclic and family-household are highlighted, their main components are also characterized. The main research methods in the work were biographical, cultural and historical, as well as motivating approaches, methods of comparison, measurement, etc.