
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКЕ
Дубинина Валерия Константиновна
valeriya-dubinina@mail.ru
магистрант Института истории и международных отношений
Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия
Научный руководитель – А.А. Митин
Мы живем в быстро развивающемся мире. Прошлые технологии устаревают и на смену им приходят новые. Так, инструменты ведения внешнеполитической деятельности государств, занимающие ведущие позиции в прошлом, практически ушли на второй план. На первые позиции выходят новые более эффективные для современных реалий инструменты ведения внешнеполитической деятельности.
В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически в одно время с появлением института государства. Внешняя политика является неотъемлемой частью государственной политики, в свою очередь определяя действия государственных институтов во внутренней политики. Внешняя политика реализуется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой выступают суверенные государства.
Тенденции, которые можно выделить в системе международных отношений, показывают расширение числа субъектов международной политики, рост многообразия их взаимодействия между собой и появление качественно новых методов позволяющих влиять на принятие нужных политических решений заинтересованных в этом групп. Многие теоретики неореализма, неолиберализма, конструктивизма и ряда других теорий международных отношений сформировали свои авторские концепции касающиеся как главных классических вопросов мировой политики, так и разных аспектов современной политической картины мира с решением глобальных проблем стоящих перед обществом.
Именно в рамках неолиберального подхода с середины 80-х годов 20 века был введён термин «мягкая сила» как некая альтернатива «традиционной силе» и эта идея в итоге получила самостоятельное развитие.
Весной 1990 г. в свет вышла работа известного профессора Гарвардского университета Джозефа Ная — «Обреченные быть лидером: меняющийся хaрaктер aмерикaнской влaсти». В этой работе ученый рассказал миру о разработанной им новой концепции «soft power». Существует несколько вариантов перевода этого термина, Евросоюз отдает предпочтение такому переводу как»собранная, скоординированная сила», Китай — как «мудрая сила», но для русского исследователя более привычен отечественный перевод — «мягкая сила». Джозеф Най уже во время разработки данной теории был знаменит в сфере международных отношений, до этого являлся соавтором теории политических режимов, взаимозависимости, в том числе поэтому статья вызвала большой интерес как в научных кругах, так и в политических, способствуя её успеху и популярности.
Джозеф Най подразделял «силу» на «жесткую» и «мягкую». Под «жесткой силой» он понимает способность к принуждению, которая обуславливается военной и экономической мощью страны [1] «Мягкая сила», по Наю, это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек [1, С.25]. В работе 2011 г. «Будущее власти» Дж. Най дополнил предыдущее определение, концептуально описав «мягкую силу» как «способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия» [2].В дальнейших работах он также добавляет термин «умная сила». «Умная сила» подразумевает собой сочетание элементов как «мягкой», так и «жесткой» силы для того, чтобы формировать более выигрышную стратегию внешней политики. Понятие «мягкой силы» в целом органично вписывается в либеральную теорию международных отношений, но при этом не противоречит реалистическим воззрениям.
Традиционно источниками «мягкой силы» считаются такие элементы, как «культура», «политические ценности» и «внешняя политика». В основе них лежат: притягательная сила социального строя и модели развития, а также в выработка стратегии внешнего культурного обмена, которая осуществляется путем проведения в других странах фестивалей национальной культуры, выставок, взаимных обменов культурными и художественными делегациями, совместного обучения студентов, создание за рубежом центров культуры и распространения национального языка [3, С.134].
После развала социалистического блока и Советского Союза неореалисты выступали за применение «жёсткой силы» для того чтобы показать роль и мощь государства в мировой политике. По факту, идея «мягкой силы» стала ответом на доминирование представителей теории политического реализма, требуя существенно ограничить такие её традиционные средствам как: военные интервенции, принудительную дипломатию и использование экономических санкций против неугодных политических режимов.
Концепция «мягкой силы» также тесно взаимосвязана с такими либеральными теориями международных отношений как: теория коммерческого либерализма, теория международных организаций и теория демократического мира.
Согласно теории коммерческого либерализма путь мирного развития заключается в поощрении экономической взаимозависимости стран и свободной торговле. Глобализация экономической сферы «заставляет» страны сотрудничать с другими, что, по факту, является принуждением, и ближе естественно к «жесткой силе», чем «мягкой». Государство с развитой инфраструктурой способно оказывать давление на экономически слабые страны. Но финансовые ресурсы могут создавать не только «жесткую силу», но и «мягкую силу», и применяться не только для принуждения, но также и для повышения привлекательности страны на международной арене.
Концепция «мягкой силы» также связана с теорией международных организаций. Международные структуры выступают здесь как образец для разных государств. Международные организации характеризуются как инструмент для смягчения последствий хаоса и анархии, помогают сотрудничеству стран посредством общих норм и правил.
Теория демократического мира утверждает что демократические политические режимы не ведут борьбу друг с другом. Демократы больше склонны применять именно «мягкую силу», а не «жесткую». Джозеф Най писал о том, что даже в кризисных ситуациях демократическое государство продолжает использовать свою «мягкую силу».
Ведущие страны мира по-разному определяют подходы к использованию «мягкой силы» и приоритеты для ее формирования во многом обуславливая это внешнеполитическими интересами, сложившимися с учетом исторических и современных особенностей взаимоотношений с другими странами. Применяя разные методы и способы, они, так или иначе, продвигают свои культурные и политические ценности в массы.
Стоит все же отметить, что само явление не является новым в мировой политике. Теоретические основы концепции мягкой силы уходят корнями еще в античные времена. Идея ненасильственного влияния получала развитие в древнем Китае и Греции, а так же в работах мыслителей эпохи возрождения и нового времени, но как таковая теория «мягкой силы» является разработкой неолиберальной школы для закрепления глобального доминирования США.
Сегодня большинство ученых выделяют традиционные и новые стратегии использования мягкой силы. Традиционными стратегиями принято считать американскую, европейскую и советскую — они возникли ранее новых, которыми являются китайская, японская и российская. Каждая из них обладает своей спецификой и динамикой развития.
Можно привести примеры нескольких видов мягкой силы, которые различаются по национальным признакам, таким, как:
– Доминирующая сила, мощь (США);
– Привлекательная сила (Европы);
– Мудрая сила (Китай);
– Утонченная, изысканная сила (Индия); – Мистическая сила (Восток);
– Сдержанная, несгибаемая сила (Россия).
На сегодняшний день престижным для многих стран мира, в особенности для развивающихся, считается опасть в тот или иной рейтинг «мягкой силы». Для определения культурного и политического развития стран осуществляется рассмотрение таких показателей как имидж страны, её культурные ценности и достижения, активность туристических потоков и привлекательность культуры в целом для иностранных граждан, наличие легитимных ценностей и достижения в науке и спорте. Все эти показатели учитываются, и на их основе страны и попадают в рейтинги «мягкой силы». Уже по традиции наивысшие позиции в нем занимают США, Франция, Германия, Швеция, Япония, Дания, Швейцария, Канада и Австралия.
В настоящее время сложность мировых политических процессов, взаимопроникновение самых разнообразных традиций и тенденций постепенно привели научное сообщество к выводу о том, что в рамках только одного теоретического направления трудно объяснить политическую реальность, её многогранность и многоаспектность.
Очень важным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор методов, средств и оценка результативности их применения. Выбор средств внешней политики как правило свидетельствует о её эффективности и продуманном расчёте. Идеологические или информационно – пропагандистские средства играют очень важную роль в приспособлении государств к сложным полииерархическим структурам в мировой политике в сфере средств массовой информации, функционирования различных культурных центров, реализации грантовой поддержки от некоммерческих структур и т.д. В международных системах средства пропаганды и агитации проявляются обычно скрытно и неравномерно в зависимости от конкретной сложившейся обстановки и поставленных целях.
Таким образом, политика «мягкой силы» за свое недолгое существование смогла стать одной из самых популярных теорий в рамках современных политологических исследований. Возникновение этой концепции пришлось на время коренных изменений и глубинных трансформаций на геополитической карте мира, когда во главу угла встала необходимость поиска принципиально иных, подчёркнуто неконфронтационных подходов к развитию международных отношений. Система международных отношений находится в перманентном совершенствовании и развитии. Международные отношения находят своё реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, политических партий, различных некоммерческих организаций и т.д. Сегодня на мировой сцене появляются новые уровни и виды отношений и соответственно их формы наполняются новым содержанием. «Мягкая сила» предусматривает отказ от военных противостояний и базируется на создании привлекательного образа традиционных нравственных ценностей и позитивных примеров образа жизни, сложившихся в той или иной культуре отдельной страны. Разумеется, в разных странах есть свои особенности ведения политики «мягкой силы», но концепция и посыл един, что так или иначе сплачивает разные культуры и народы. Именно поэтому эта сила набирает всю большую популярность и активно представляется в СМИ и на политической арене, занимая ведущие позиции в современном обществе.
Список использованных источников
1. Най Д.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренды, 2006. 397 с.
2. Харкевич М.В. «Мягкая сила»: политическое использование научной концепции // Вестник МГИМО. 2014. № 2. С. 22-30.
3. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 129-135.