ИСКУССТВО ВЕНГЕРСКИХ КИПЧАКОВ В МУЗЕЕ Г. КАРЦАГА

ИСКУССТВО ВЕНГЕРСКИХ КИПЧАКОВ В МУЗЕЕ Г. КАРЦАГА

Р.У.КАРИМОВА — д.и.н., Институт востоковедения КН МОН РК

Осенью 2007г. Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК организовал в рамках государственной программы «Культурное наследие» экспедицию в Венгрию. Венгрия была выбрана для поисков раритетов прикладного искусства казахов по трем причинам. Вопервых, в связи с тесными историческими связями венгров с тюркскими племенами, фиксируемыми в раннее средневековье. Этот период может быть охарактеризован как начальный этап формирования традиций в культуре, он интересен для проведения и осмысления аналогий в художественных ремеслах. Во-вторых, в Венгрии живут потомки кипчаков, переселившихся сюда в первой половине XIII века. И, в-третьих, венгерские ученые, путешественники (Джордж Алмаши, Дюла Принц и др.) занимались изучением этнографии и сбором изделий художественного ремесла народов Центральной Азии и их коллекции могли содержать указанные раритеты.
Что касается кипчакской материальной культуры, то по этому поводу мы не испытывали особого оптимизма, поскольку с переселения кипчаков в Европу прошло около семи веков и надежда обнаружить в Венгрии следы кипчакских корней была довольно призрачной. Однако наши находки в данном направлении, можно сказать, превзошли наши ожидания.
Средневековые кипчаки были известны на Руси как половцы, в Византии – как куманы, в Восточной Европе – как куны. Переселение в 1239 г. части кипчакских племен, вытесненных со своих земель – Дашт-и Кипчака на территорию Венгрии было связано с нашествием монголов [1, с. 675]. Кипчакский хан Кутан (Котен), пытался организовать сопротивление монголам. В этой борьбе он действовал с помощью своего зятя, русского князя, но потерпел поражение и бежал в сторону Венгрии [2, с. 140]. Кипчаки получили земли для поселения в окрестностях городов Ясшага, Кишкуншага и Надькуншага. Из-за полукочевого образа жизни они долгое время были обособленной группой, но уже в конце XV в., согласно данным археологии, их материальная культура стала аналогичной культуре местного населения. В XVI в. кипчаки в целом восприняли венгерский язык. Несмотря на значительную степень ассимиляции венграми, кипчаки и по сегодняшний день составляют интересную этногра-фическую группу населения страны, сохраняющую историческую память о своих корнях и некоторое своеобразие культуры.
В середине XVIII в. кипчакам была предоставлена административная автономия, которой они пользовались до 1871 года. И по сей день в Венгрии имеется область Куншаг, которая состоит из двух частей – Кишкуншаг или Малая Кипчакия и Надькуншаг или Большая Кипчакия. В средние века здесь говорили по-тюркски [1, с. 675; 3, с. 5]. В XIII–XIV вв. население от реки Дунай до Джунгарских ворот понимало кипчакский язык. Западноевропейские путешественники, направляясь в Переднюю и Центральную Азию, стремились освоить куманский язык, поскольку для ряда народов Азии он являлся языком международного общения [4, с. 245].
До переселения в Европу кипчаки являлись представителями типичной для кочевников евразийских степей культуры. В процессе аккультурации в местной среде она претерпела значительные изменения, сохранив при этом многое из сформировавшихся в кочевых условиях традиций.
Город Карцаг является главным городом «венгерской Кипчакии». Население Карцага, несмотря на христианское вероисповедание и венгерский язык считает себя тюрками. На гербе Карцага под короной изображен барашек на зеленом холме.
В Карцаге находится музей кипчакской культуры. Экспонаты музея демонстрируют богатство и многообразие художественных ремесел венгерских кипчаков, трансформировавшихся в процессе синтеза с культурой оседло-земледельческого населения края. Экспозицию музея предваряет фотоизображение монументальной композиции на казахские мотивы, выполненной из металла. Сюжет композиции зримо воплотил страничку истории венгерских кипчаков, истоки кипчакской культуры. В центре композиции восседает на престоле под пышным балдахином грозный казахский хан. Хан одет в традиционную одежду знатного степняка. Поля островерхого калпака, полы халата, обшлага рукавов украшены богатым узором. В правой руке хана затейливо орнаментированный жезл – символ ханской власти. У ног хана с одной стороны – коленопреклоненный певец, играющий на домбре. С другой – скромно потупив глаза, сидит молодая женщина с полным блюдом в руках. Женщина одета в традиционное платье, камзол и кимешек, украшенные вышивкой. Перед ханом изображен пасущийся барашек. Справа от хана – фигура стоящего воина-охотника в полном боевом снаряжении: с луком, щитом и колчаном, полным стрел. На вытянутой правой руке воина сидит ловчий сокол. Слева изображен знатный муж в богатой одежде с четками в руке. Композиция заключена в фигурную раму. К верхнему краю рамы справа прикреплено изображение повозки кочевника с установленной на ней юртой. В повозку впряжена пара верблюдов. Фигуры с левой стороны изображают воинов верхом на львах со знаменами и штандартами в руках. Композиция играет важную роль в воспитании молодого поколения, в приобщении его к своим историческим корням. Поэтому, по-видимому, каждый житель Карцага гордо называет себя кипчаком.
В музее разнообразно представлена кипчакская керамика. Искусство изготовления гончарных изделий развивалось у местных кипчаков со времени их переселения, по-видимому, под воздействием венгерской керамики. Венгерское влияние достаточно четко прослеживается в ассортименте изделий, их распространенных формах, приемах оформления и декоре.
Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении кипчакской керамики с изделиями северной части Венгрии и Трансильвании.
Город Карцаг, во второй половине XIX в. являлся известным центром гончарного ремесла. В этом он соперничал с такими ведущими очагами гончарного искусства Венгрии как Дебрецен, Мезётур, Мезёчат, Сентеш, Надудвар. Керамическое производство развивалось близ месторождений глины, обладавшей необходимыми свойствами. Народная керамика предназначена для использования в быту, поэтому для ее форм характерны, прежде всего, добротность, удобство в применении и в то же время выразительность и благородная простота. Вся кипчакская посуда выполнена на гончарном круге, поэтому она отличается идеально правильными, как бы выточенными формами. Декор керамики выполнен в широкой и свободной манере, он не перегружен и не отвлекает от функционального назначения изделия.
К распространенным керамическим изделиям можно отнести сосуды разнообразного назначения с одной ручкой, кружки также с одной ручкой, тарелки и чаши. Кувшины для воды с туловом овальной грушевидной формы, переходящим в нижнем основании в узкую кольцевую ножку, а в верхнем – в плавно расширяющуюся шейку. Шейка в верхней части несколько сужена, перекрыта плоским основанием с круглыми сквозными отверстиями и оформлена горлышком грибообразной формы раструбом, фигурный завиток которого удобен для слива воды. От горлышка на тулово спущена широкая уплощенная, коленчатой формы с плавным изгибом ручка.Один из экспонируемых кувшинов гармоничностью и отточенностью формы, сдержанным и в то же время выразительным декором напоминает изделия древних мастеров. На плечиках тулова кувшина выгравированы параллельно идущие опоясывающие неглубокие бороздки. Поверх них пущен декоративный поясок бледно-голубого цвета. Внутренняя часть раструба горлышка окрашена в такой же голубой цвет. Естественный красновато-коричневый фон обожженной глины гармонично сочетается с приглушенной голубизной росписи. Форма данного кувшина обнаруживает некоторое сходство со средневековым отрарским кувшином, имеющим горлышко раструбом, переходящим в фигурный слив [5, с. 47].
Много керамических изделий из карцагской коллекции покрыто глазурью с подглазурной и надглазурной росписью. Это и декоративные сосуды, и посуда бытового назначения. К примеру, один из декоративных сосудов имеет корпус яйцевидной формы плавно переходящей в плоское дно и невысокую, постепенно сужающуюся кверху шейку. Горлышко сосуда обведено выступающим валиком. Из-под валика спущена на плечико сосуда небольшая петлевидная ручка. Нижнее основание шейки оформлено трехступенчатым подъемом, центральная часть выделена выступающим пояском, создающим впечатление двухчастности шейки сосуда. Корпус сосуда украшен концентрическими параллельно идущими налепными декоративными поясками с волнообразным контуром. Поле между двумя центральными поясками заполнено надписями. Сосуд покрыт темно-зеленой глазурью с разводами. Края волнообразного узора и надписи выполнены в темно-коричневом цвете. Форма сосуда интересна своеобразной диспропорцией сочетания крупного корпуса и миниатюрной шейки. В форме и декоре этого изделия прослеживаются аналогии с венгерской керамикой [1, с. 727].
Одним из развитых видов ремесленного производства венгерских кипчаков является резьба по дереву. Деревянные изделия всегда пользовались большим спросом, благодаря чему это ремесло получило самое широкое распространение. Материалом для изготовления изделий из дерева служат почти все виды местных пород: ель, сосна, липа, береза со сравнительно мягкой древесиной, дуб и орех, с более твердой. Сельские жители-пастухи выделывали из дерева резные палки, рукоятки для кнутов и ножей, различные коробочки-футляры, разливательные ковши, и ложки, незатейливую мебель. Кипчакская мебель представляет собой преимущественно небольшие по размерам сундуки, лари для хранения продуктов, стулья, посудные шкафчики и полочки.
Карцагский сундук по форме схож с традиционными изделиями казахских мастеров. Он представляет собой удлиненный прямоугольной формы ящик с плоской крышкой. Лицевая часть сундука и крышка украшены резьбой и росписью. Основу декора лицевой части изделия составляют два выделенных выпуклой рамкой горизонтально поставленных прямоугольника.
Две боковые стороны каждой рамки имеют скобообразное углубление. В прямоугольники вписана цветочная композиция, составленная вихреобразной розеткой-венчиком в центре и отходящими от нее лепестками в виде распустившихся цветков и тюльпанообразных бутонов. Цветочный декор более характерен для прикладного искусства земледельческих народов и его использование свидетельствует о взаимодействии культуры кипчаков и местных этносов. Общий цветовой фон лицевой части сундука красный с коричневыми разводами. Узор – красного, белого, зеленого и синего цветов. Роспись выполнена свободными как бы небрежными мазками. Между прямоугольными рамками прикреплена металлическая основа для крепления замка в форме плоской розетки с язычковым ответвлением. Розетка украшена выпуклым штампованным узором.
Такое же сходство в форме и различие в узорном оформлении можно отметить при сравнении традиционных казахских ларей для хранения продуктов (кебеже) и ларя из музейной экспозиции. Ларь кипчакских мастеров представляет собой прямоугольный, вытянутый по горизонтали ящик на четырех невысоких четырехгранных ножках. Декори-рована лицевая боковая сторона изделия. Основной цвет ларя светло-коричневый. Центральную часть композиции декора занимает розетка-блюдо овальной, вытянутой по горизонтали формы с ответвлениями-ушками с четырех сторон и фестончатым обрамлением узких сторон. На поверхности блюда по центру изображен букет цветов, перевязанный бантом узкой, светлозеленого цвета тесьмой. Букет составлен невысоким стеблем с папоротникообразной листвой, двумя крупными цветками с круглым большим венчиком синего цвета, тремя крупными и множеством мелких цветков с прозрачно-белыми лепестками понизу и четырехлепестковыми цветками голубого цвета вверху. В центре лицевой части изделия белой краской проставлена дата его изготовления – 1826. С боковых сторон от блюда помещено по одному вертикальному столбцу и стилизованному изображению синей вазы с каплевидным туловом на высокой ажурной подставке белого цвета. Верхнее основание вазы оформлено трилистником. Внутренняя сторона столбца имеет неровный край: в центре углубленный, по краям – мелкофестончатый со спиральным завитком на концах.
Плетение из камыша – традиционное занятие венгерских кипчаков. Плетение циновок носило характер кустарного промысла. Для основной массы производителей этот промысел был подспорьем в земледельческом хозяйстве и имел характер подсобного, сезонного занятия. Камыш срезали и заготавливали ранней осенью. На изящные изделия использовался молодой камыш, стебли которого резали на три-четыре части и мелко расщепляли. Его располагали выпуклой частью на лицевую сторону изделия.
Из камыша изготовляли подносы, коробочки разных размеров и назначения, корытца, необходимые в домашнем обиходе. В основном плетенные из камыша изделия имеют утилитарное назначение, однако мастерство исполнения некоторых из известных нам образцов, красота и безупречность форм, продуманность декора позволяет сделать вывод о существовании особо искусных мастеров, выполнявших декоративные предметы.
В технике плетения выполнены коробы для яиц. Эти изделия представляют собой значительного размера шаровидный резервуар уплощенный в верхнем и нижнем основаниях. Нижнее основание имеет узкую кольцевую ножку. Верхнее – круглый срез со съемной плоской крышкой. Форма изделий и техника изготовления коробов в целом идентичны, различаются приемы декоративного оформления, где плетение образует разные узорные композиции. Форма одного изделия, например, создана своеобразной техникой плетения, сочетающей в нижней части свернутые и сложенные кольцами цельные стебли камыша, перетянутые в шахматном порядке поперечными узкими полосами из расщепленных стеблей, а в верхней – переплетение более широких полос, как бы образующих непрерывный ряд четырехлистников. Края среза переплетены мелкой колосообразной косичкой. Посередине корпуса изделия прикреплены с двух сторон маленькие петлеобразные ручки плотного плетения. Крышка оформлена окантовкой в виде выпуклого валика, украшенного по внутренней стороне непрерывной цепью полукруглых петелек. В центре выпуклой части крышки рельефно выделена узколопастная звезда.
В экспозиции музея представлена миниатюрная коробочка, также выполненная в технике плетения из камыша. Изделие состоит из основы полусферической формы и крышки. Нижнее основание имеет узкую кольцевую ножку. Посередине корпуса изделия прикреплены с двух сторон маленькие петлеобразные ручки плотного плетения. Крышка коробочки плоская с выпуклой розеткой по центру. Розетка украшена Х-образным бантом. Плетение очень тонкое, филигранное, выполнено в шахматном порядке. Искусность плетения, изящная форма, продуманность декора выделяют изделие из ряда этнографических по уровню и позволяют отнести его к подлинно художественным произведениям.
До наших дней венгерскими кипчаками сохраняются традиции древнего народного искусства художественной обработки кости и рога – рукояток палок, табакерок, коробочек для соли, перца, резных пуговиц. Особый интерес представляют роговые коробочки для специй и пороховницы. По мнению некоторых исследователей, такие изделия служили фетишами. Об этом свидетельствуют их своеобразные формы и украшающий узор в виде круга или же свастики [1, с. 724]. Изделия сохраняют естественную форму рога с характерным односторонним изгибом. Более широкий плоский срез рога служит нижним основанием изделия, узкий – верхним.
Одна из коробочек для специй, выполненная из рога в технике резьбы представляет собой резервуар в форме усеченного, изогнутого в одну сторону конуса. Нижнее основание изделия плоское, верхнее имеет ровный плоский срез. Сверху изделие закрывается крышечкой светлокоричневого цвета в виде шляпки гриба с крупной шишечкой. Естественный окрас рога – бежевый с переходом в верхней части в черный с потеками – служит фоном для сюжетной композиции. Сюжет натуралистичен, первозданно прост и одновременно величествен, он передает драматизм боя буйволов. Два могучих буйвола с острыми длинными рогами уперлись головами. Фигуры животных, несмотря на статику поз, передают огромное напряжение сил, решимость не уступать противнику и стоять до конца.
Кожа у всех кочевых народов играла важную роль в изготовлении изделий домашнего обихода, одежды. Из кожи делались сосуды для любимого напитка – кумыса, чехлы для пиал, элементы конского снаряжения, мужские и женские пояса, плелись плетки, кожей обтягивался деревянный остов седел. Экспонируемый чехол для пиал имеет полусфери-ческую форму, плавно переходящую в постепенно сужающуюся ручку. Плоская крышка повторяет контур верха основы. Все изделие окрашено в яркий красно-коричневый цвет. Лицевая наружная поверхность основы украшена геометрическим узором. Она разбита темно-коричневыми узкими полосками на четыре сегмента, в каждый из которых заключен элемент подтреугольной формы с двойной обводкой. К макушке полусферы прикреплена кисть из узких длинных полос кожаной тесьмы. Ручка основы и покрышки соединена широкой петлей из кожи бежевого цвета. Такой же кожей обшиты края основы и покрышки.
Плеть из карцагской коллекции ярко иллюстрирует синтез кочевых и земледельческих культурных традиций. В оформлении плети применено привычное для ремесла кочевников плотное плетение из узких кожаных ремешков, придающих ей объемность и прочность. Кнутовище плети декорировано в соответствии с венгерскими традициями: деревянная рукоятка расписана и обвита кожаным ремешком, образующим ромбовидный узор. В декоре кнутовища разнообразно использованы элементы растительного орнамента, розетки различной конфигурации, подвески в форме бутона цветка, стебли. Узор плети разноцветный, с преобладанием синего, красного и коричневого цветов.
Интересны разнообразные изделия кипчакских кузнецов. Оформление самых простых принадлежностей крестьянского хозяйства отличается богатством фантазии. Это приспособления для клеймения скота, цепи-путы, цепи для домашних животных, конское снаряжение, сельскохозяйственный инвентарь, посуда. Мастера стремились украсить даже самую скромную домашнюю утварь. Штампы с тамгой для клеймения скота крепились на длинных металлических стержнях. Обычно они содержат начальные буквы имени хозяина или какоелибо изображение. Распространенной техникой декора металлических изделий было нанесение рельефного узора в виде растительных, зооморфных и геометрических элементов.
Своего рода произведением чугунно-литейного искусства является ошейник для сторожевой собаки, помогавшей пастуху в охране стада от волков. Чугунное ожерелье с острыми шипами не позволяло волкам перекусить яремную жилу собаки. Особый интерес представляют концы шипов в виде раскрытого птичьего клюва. Такого рода изделия, согласно полевым материалам Ш.Ж. Тохтабаевой, бытуют и в настоящее время, их до сих пор надевают на шею сторожевых собак казахские пастухи.
Судя по экспозиции музея г. Карцага, среди разных видов вооружения венгерских кипчаков были боевые топорики и булавы разных форм. В характеристику художественных ремесел мы включили отдельные из видов вооружения, которые представляют интерес как декоративно оформленные изделия. Топорики и булавы относятся к разновидности оружия ближнего боя. Роль топориков и булав в Центральной Азии была первостепенной среди оружия ближнего боя. На оленных камнях боевые топорики всегда изображены в составе набора оружия висящими на поясе справа, за колчаном; лезвие топорика обращено назад, как на скифских «каменных бабах». Изображения на петроглифах показывают, что топориками сражались пешие (или спешенные) знатные воины. Этот факт подтверждается высоким уровнем профессиональной ремесленной обработки и художественными качествами известных нам образцов. Булавы были боевым оружием и вместе с тем, по-видимому, регалией знатных воинов. В XVIII–XIX вв. их функции были ограничены парадно-церемониальным значением [6, с. 383-385].
Художественные ремесла венгерских кипчаков являются продуктом исторически недав-него синтеза кочевых центральноазиатских и оседло-земледельческих европейских традиций. Они демонстрируют с одной стороны приверженность выработанным в течение тысячелетий эстетическим идеалам и практическим навыкам тюрков-кочевников, с другой – результат длительного процесса аккультурации в среде уже вполне оседлых венгров-земледельцев. Многие предметы домашнего обихода и хозяйственного назначения свидетельствуют о недавнем кочевом прошлом венгерских кипчаков. Это, прежде всего, изделия из кожи, конское снаряжение, приспособления для содержания, охраны и клеймения скота. Другие виды, к примеру, керамика, плетение из камыша соответствуют оседло-земледельческой модели хозяйствования. Синтез культур ярко проявляется в декоре изделий, их орнаментальном убранстве, сочетающем растительные и зооморфные мотивы. Таким образом, переселение кипчаков сыграло особую роль во взаимодействии европейской и азиатской культур.

1. Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. — М., 1964, Т. 1
2. Али Мухаккик. Религия и государство в ареале кипчакских ханов в эпоху Джучихана и его сыновей // Материалы Международной научной конференции «Историко-культурные взаимосвязи Ирана и
Дашт-и кипчака». Кн. 2. — Алматы: Дайк-Пресс, 2007, С. 140-148.
3. Апарин С. Венгерские кипчаки // Новое поколение, № 32 (168), 10 августа
4. Гаркавец А.Н. «Кодекс Куманикус». Словарь кыпчакского языка. Казахская энциклопедия
5. Керамика средневекового Отрара. — Алматы: θнер, 1991.
6. Горелик М.В. Вооружение народов Восточного Туркестана // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. — М.: Восточная литература, 1995, С. 359-430.

Түйін
Мақалада 2007 жылдың күзінде «Мəдени мұра» бағдарламасы аясында жүзеге асқан Венгрияға сапардың қорытындылары қарастырылған. Автордың пікірінше, қазақтардың қолданбалы өнері бойынша Венгрияның таңдап алынуының үш себебі бар. Олар біріншіден, ерте ортағасырлардағы венгрлердің түрік тайпаларымен тығыз тарихи байланыстары, екіншіден, мұнда XIII ғасырдың басында қоныс аударған қыпшақтардың ұрпақтары тұрады. Үшіншіден, венгр саяхатшылары, ғалымдары (Джордж Алмаши, Дюла Принц, т.б.) Орталық Азия халықтарының көркем қоленерінің туындыларын жинастырып, этнографиясын зерттеумен айналысқан.
Автор қыпшақтардың қоныс аударуы еуропалық жəне азиялық мəдениеттің өзара ықпалдасуында маңызды роль атқарды деп есептейді.

Summary
The results of trip to Hungaria are looked in this article. The trip was in the frame of Culture herety in autumn 2007 year. Hungary was choosen for searching the rarities of handmaking art of Kazakhs by the three aspeets. First of all in the historical connection Hungarians with the turks triles, which were fixed in the larly mediaval. That period could be characterised as the stage of forming the traditions in the culture, it is interesting for helding and taking into account the analogies at handmaking art. Secondly, the kipchaks generation live in Hungary, who had moved there in the first half jf XIII century. And in the third, the Hungarian scientists, travelers (gorge Almashi, Dula Prince u so on) were busy with the ethnography and their collections of art handmaking of Central Asia peoples could have the mentioned rarities. The author comes to the conclusion, that the kipchaks moving had played an especiall role in the correlation of evropean and asian cultures.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *