ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ВИД НА ЗАНЯТИЯХ ПО
КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ
Аннотация
В статье представлена разработка занятия с иностранными студентами (на продвинутом этапе) на тему «Публичная речь как вид общения», на котором изучаются основы публичной речи, совершенствуются практически устно-речевые навыки. В статье публичная речь представлена как процесс, как совокупность ряда элементов, как некая модель.
Ключевые слова: публичная речь, иностранные студенты, общение, культура речи, коммуникация.
Мақалада шетелдік студенттерге «Публичная речь как вид общения» тақырыпта дайындалған сабақтың жоспары талқыланады. Орыс тілі сабақтарында көпшілік алдында сөйлеуді үйретеді жəне студенттер өздерінің біліктіліктерін көтереді. Мақалада көпшілік алдында сөйлеу əдістері жинақталған үлгі ретінде беріледі. Көпшілік алдында сөйлеу оратордың аудиториямен қарымқатынас жасауына жəне біртұтас үрдіске айналып отыр.
Түйін сөздер: көпшілік алдында сөйлеу, шетелдік студенттер, тіл мəдениеті, қарым-қатынас.
Annotation
The article presents the work out of a lesson with foreign students advanced level) on the theme” public speech as a form of communication,” which examines the basis of public speech, the development of oral speech skills in practice. In this paper the public speech is presented as the process, as the set of elements, as a certain model.
Keywords: public speech, foreign students, communication, culture of speech, communication.
Показателем образованности и культуры речи человека является устная
речь. На занятиях по русскому языку иностранные студенты изучают основы публичной речи, совершенствуют практически свои устно-речевые навыки.
Публичная речь − особый вид общения, процесс взаимодействия многих элементов, сложный комплекс философских, социологических, психологических, педагогических, лингвистических и культурных проблем, связанных с этим видом речевого общения.
Радио и телевидение − виды непрямой массовой коммуникации. По сравнению с ними публичная речь имеет ряд преимуществ:
а) это разновидность прямой коммуника-
ции, когда нет преград между говорящим и слушателем;
б) наличие обратной связи;
в) комплексность в использовании раз-
личных знаковых систем: лингвистической (язык); окололингвистической (интонации) и кинетической (мимика, жест);
г) свойственен точный адрес, знание соста-
ва и особенностей аудитории;
д) отчетливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию. Особенно это проявляется в политической деятельности.
Публичная речь может быть представлена как процесс, как совокупность ряда элементов, как некая модель. Метод моделирования широко применяется в современной науке от математики до психологии и социологии. Моделирование процесса ораторской речи — это мысленное, информационное моделирование, позволяет описать структуру процесса и предсказывать его приблизительно. Публичная речь вовлекает в единый процесс оратора, его сообщение и аудиторию.
торской речи создает для выступающего дополнительные трудности. Если в диалоге реакция слушателя определенна, в публичном выступлении о ней можно догадываться по поведению, жестам, репликам, вниманию. И приходится это делать одновременно с произнесением речи.
2. И здесь вступает и другое затруднение − лингвистическое: нужно охватить более обширное тематическое содержание, это усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: соединение предложений в связный текст многоступенчатого, текст строится в структурно-стилистическом единстве, где нужно держать в поле зрения и начало, и конец высказывания.
3. Публичная речь, в отличие от обычной бытовой, предполагает известную официальность обстановки.
В графическом виде модель ораторской речи выглядит так:
4. Диапазон и жанровое многообразие устной публичной речи широки: от официаль-
В данной статье представлена разработка занятия с иностранными студентами (на продвинутом этапе) на тему «Публичная речь как вид общения», состоящего из следующих этапов обучения.
Этапы обучения: работа по тексту, составление конспекта, работа в парах и выполнение заданий.
Этап 1. Работа по тексту Что представляет собой публичная речь? (Составьте вопросы к тексту).
1. Это монолог по форме, а по существу
− диалог. Такая двойственная природа ораного доклада до небольшого выступления на собрании, диспуте или встрече. Основы публичной речи — строятся на данных стилистики, в частности публицистического стиля. Это не только изложение языковых фактов, но и анализ публичной речи как особого вида общения, как взаимодействие ряда элементов, как сложный комплекс языковых и не языковых факторов.
С языковой точки зрения устное выступление творится в момент речи (если текст не написан и не читается), возможна и меньшая обработанностъ речи (отсюда повторы, вставки, упрощенность, слитность структуры, пропуски слов и т.д.).
5. Публичная речь вызывает у некоторых выступающих своего рода «речебоязнь» — боязнь ошибиться, не найти нужного слова — что приковывает их к написанному тексту, чем очень часто объясняется ослабление или даже утрата слушательского интереса к выступлению. Это происходит, когда элементарно озвучивается написанный текст, когда теряются краски живой речи, теряются интонационная непринужденность и мимика. В результате чего речь как бы начинает «прокручиваться» на холостых оборотах, теряя возможность воздействия на слушателя.
Этап 2. Справочные материалы. Прочитайте следующий текст и задайте к нему 3-4 вопроса. Запишите их.
Индивидуальный речевой стиль и типы ораторов
«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения, другой вкрадчивою грацией изложения; третий -преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием, четвертый последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, сообразуясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты» (В. Белинский).
Профессор Апресян Г.Е. выделяет 3 типа ораторов, — 3 стиля красноречия:
1) строго рациональный;
2) эмоционально-насыщенный, темпераментный;
3) средний, синтетический.
Пояснения: 1) внешне спокойный, который характеризуется предельной аргументированностью и доказательностью основных положений, минимумом иллюстраций материала; личностное отношение как бы скрыто от постороннего взгляда;
2) ярко выявленная ораторская субъективность и опора на эмоциональность слушателей. Речи таких ораторов ярки и даже занимательны;
3) соединяет черты названных 2-х стилей.
Конечно, грани между 3 стилями относительны и временами трудно различимы в своем речевом воплощении. Очевидно, первый характерен для академичного красноречия, второй — для большинства видов социально-политического ораторского искусства.
Чаще встречается стиль научно-популярного изложения, где важна проблемность изложения, умение представить тему как важную теоретическую и практическую задачу, требующую немедленного решения.
Этап 3. Составление конспекта на основе материала лекции преподавателя.
Законы публичной речи
Мы познакомились с особенностями аудитории и с требованиями к поведению оратора. На этом взаимодействии строятся законы современной риторики.
Первый закон. Успешное речевое общение возможно только при условии диалогического взаимодействия участников речевого события. Диалогизировать речевое общение − вот главная задача выступающего публично, чтобы получить живой и активный отклик слушателей.
Второй закон. Если риторика считает основным «фактор адресата», то важно, чтобы слушатель ориентировался в «маршруте» речи, чувствовал, что он продвигается в речи вместе с говорящим.
Третий закон. Эффективность речи зависит от того, насколько эмоциональна речь говорящего, насколько он может чувствовать и переживать то, о чем говорит, чтобы слушатель не остался равнодушным.
Четвертый закон. Действенность речи усиливается, когда говорящий ставит целью сделать общение приятным, а не только полезным, может доставить удовольствие слушателю (вспомните речевой этикет).
Комфортность, радость общения не строятся на какой-то развлекательности, шутовстве. Если говорящий хочет доставить удовольствие своим слушателям, воздействовать положительно на их восприятие, то он должен позаботиться не только о своем голосе, жестах, мимике, но и о доступности и ясности понимания, регламенте речи, о ярких, запоминающихся примерах, иногда прибегнуть к шутке или поэтической цитате, опираться на известные пословицы и поговорки, нравственные ценности, жизненный опыт слушателей и т. д.
Этап 4. Работа в парах. Нужно прочитать отрывок из художественного произведения, обсудить его, ответить на поставленные вопросы, обмениваясь мнениями.
Текст для интерактивной работы в парах, затем в группах.
Диалог в художественном тексте. В чем принципы такого «гармонизирующего диалога» в эпизоде встречи партизана Метелицы и мальчика-пастушонка в романе А. А. Фадеева «Разгром»?
− А чего ж ты налетел, как бузуй? − сказал он (мальчик), стараясь говорить резонно и независимо, как взрослый, но все еще робея. − Напужаиси − тут у меня кони…
− Ко-они? − насмешливо протянул Метелица. − Скажите на милость! − Он уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся так откровенно громко, на таких высоких добрых и веселых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки.
Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, и тоже − совсем по-детски − залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба они, невольно подзадоривая друг друга, хохотали так несколько минут.
Подберите синонимы из текста к слову смеяться.
Что говорит о характерах персонажей эта сценка?
В чем заключается равенство партнеров?
Изложите отрывок, заменяя прямую речь косвенной, сравните с исходным текстом. Что изменилось?
Вывод: публичная речь в её современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи, чтобы произвести на аудиторию желаемое впечатление.
Этап 5. Задание для самостоятельной работы.
1. Подготовьте. выступление в аудитории о необходимости речевой подготовки для будущих специалистов, используя материал предыдущих параграфов.
2. Проанализируйте речевое поведение 2-3 студентов во время их ответов у доски (особенности голоса, дикции, интонации, мимики, жестов, телодвижений и т. д.).
3. Что вы узнали об особенностях публичной речи из данной таблицы?
4. Перечислите виды публичной речи по предлагаемой таблице
Таким образом, на этих занятиях ино- ЛИТЕРАТУРА
странные студенты получают совокупность
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и необходимых знаний, навыков для подгоискусство речи. – М., 1995. товки и произнесения публичной речи, фор-
2.Современная риторика. − Ростов-намируют речевые умения, востребованные в
Дону, 1996. настоящее время в системе высшего образо-
3.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенвания. Студенты, обучающиеся в универсиность в себе и влиять на людей, выступая путете им.Абая по педагогическим специальноблично. − М., 1989. стям, в процессе изучения культуры русской
4.Павлова К. Г. Спор, дискуссия, полемика. речи должны пройти практикум по основам
− М., 1991. публичной речи.
5.Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. − М., 1988.
Н.В. ВАСИЛЕНКО
Винницкий областной институт последипломного образования педагогических работников
Кафедра методологии и управления образованием
г. Винница, Украина
nadezhdavasilenko@yandex.ua