МЕТОД СИНЕКТИКИ — КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрен один из инновационных активных методов обучения — метод синектики; даны определения воображения, творческого воображения студентов; проанализированы понятия синектики, синектического метода, синектического подхода в обучении; описаны структура современного синектического заседания, состоящего из пяти этапов; основные моменты организации учебной работы с использованием синетического метода.
Ключевые слова: воображение, творчество, синектика, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фонтастическая аналогия, синектическое заседание.
Бұл мақалада оқытудың инновациялық белсенді əдістемелердің бірі – синектика əдістемесі қарас тырылған; қиял мен елестің, студенттердің шығармашылық қиялы мен елестеріне анықтамалар берілген; оқытудағы синектикаға, синектикалық əдістемеге, синектикалық көзқарас түсініктері талданады; бес кезеңнен тұратын осы заманғы синектикалық мəжілістердің құрылымдарына жəне синектикалық əдістемені пайдалана отырып, оқу жұмыстарын ұйымдастырудың негізгі сəттеріне сипаттама беріледі.
Түйін сөздер: көз алдына елестету, шығармашылық, синектика, аналогия, тікелей аналогия, жеке аналогия, символикалық аналогия, қияли (фантастикалық) аналогия, синектикалық мəжі ліс.
Annotation
The article examines one of the innovative active learning methods — the method synectics. The article gives the defi nition of imagination, creative imagination, and primary task of imagination of students and analyzes the concepts of synectics, method of synectics, synectics approach in learning. The author describes the structure of the modern synectics meeting, consisting of fi ve stages; four types of analogies; principles of synectics approach; the main points of organization of studying process by using synectics method.
Keywords: іimagination, creativity, synectics, analogy, direct analogy, personal analogy, symbolical analogy, fantastic analogy, synectics meeting.
12 Schmidt, H.G. Problem-based learning rationale and description // Medical Education. – 1983. – 17. – P. 11-16 .
С
истема образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа и ВУЗ готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества.
Если мы спросим у работодателей: «Что вы хотите от Вуза?», то получим, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны знающие свое дело и самостоятельные специалисты». Конечно, добиться этого значительно трудно.
Выпускник современного Вуза должен обладать следующими качествами:
— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
— самостоятельно критически мыслить;
— грамотно работать с информацией;
— быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность студента стоит в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме учитель-студент.
С этой целью в настоящее время в учебновоспитательный процесс внедряются различные педагогические инновационные технологии. Среди них существуют такие методы, которые дают возможность формировать и раз ви вать творческие воображения студентов. К этим методам можно отнести методы синек тики, фокальных объектов, кочинга, мор фологический анализа, проб и ошибок и много другие. Развитие творческого воображения и фантазии – это следующий шаг на пути формирования творческого мышления.
Воображение — свойство психики человека создавать образы, отражающие действительность или прогнозирующие процесс будущей деятельности и ее результаты.
Творческое воображение — воображение более высокого порядка, связанное с созданием нового [1].
Основная задача воображения − представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у студентов формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика.
В данной статье мы рассмотрим один из методов формирования творческого воображения учащихся как метод синектики.
Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В полном словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы − группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».
При использовании синектики формируют постоянные малые группы людей различных специальностей и несколько различных профессий, которых обучают изобретательским приемам.
Теоретическая основа синектики: творческий процесс познаваем и может быть рационально организован, творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей учащихся, которые можно выявлять и стимулировать.
Организация проведения синектического заседания заимствована из мозгового штурма. Отличие от него использование некоторых приемов психологической настройки и активное применение аналогий
Структура современного синектического процесса такова:
1. Формулировка проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое форму лирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи (например, с рассмотрения физического принципа процесса). Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.
В последние годы синекторы все чаще формулируют проблемы в том виде, в каком она дана заказчиком (например, как получить пенистую структуру, которую можно использовать в качестве пищевого продукта?). На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.
Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.
В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан пока зать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана» (ПКД).
2. Анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. (В рассмотренном примере могут быть сформулированы такие цели: Как можно заставить материал расширяться, чтобы превратиться в пенистый? Или: как можно заставить частицы материала сжаться до пенистой структуры?).
После объяснения сути проблемы и eё целей членам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.
Этот этап синекторы называют формулировкой «проблемы как ее понимают» (ПКП).
3. Генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор. Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления. Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют четыре вида аналогий; прямую, личную, символическую и фантастическую.
При прямой аналогии рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли техники или из живой природы. Делается попытка использования готовых решений.
Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы. Или как окрашивают бумагу и т. д. По мере накопления опыта применения синектики этот прием превратился в поиск аналогичных примеров в широком смысле. Личная аналогия или эмпатия, персональная аналогия − отождествление себя с техническим объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения, т. е. «прочувствовать» задачу. Применяя ее, исследователь сможет лучше понять задачу, определить условия ее осуществления, выявить ряд факторов, связанных с решением проблемы, но обычно ускользающих от внимания. В некоторых случаях именно этот прием позволяет найти хорошее решение.
В примере с окраской мебели можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься. Личное отождествление с элементами задачи освобождает человека от косности мышления и позволяет рассматривать проблему в новом необычном свете. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:
а) описание фактов воображаемого положения технического объекта от первого лица; б) описание эмоций и чувств, приписывае-
мых объекту, от первого лица;
в) эмпатию, отождествление себя с техническим объектом, вживание в его цели, функции, трудности.
Символическая аналогия − некоторая обоб щенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явления. Она должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются, и содержать в себе нечто неожиданное, удивительное. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс.
На сессиях синекторов поиск оригинального «названия книги» понимают как в высшей степени сжатую, часто поэтичную формулировку смысла ключевого слова, выбранного или при рассмотрении проблемы «как ее понимают» (ПКП), или в ходе обсуждения аналогичных примеров. Сначала выбирается ключевое слово, представляющее интерес с точки зрения руководителя сессии, затем предлагается выразить сущность этого слова в виде оригинальной короткой фразы, содержащей парадокс. Найти удачное «название книги» даже тренированному коллективу не сразу удается. Поэтому первые варианты поправляют с учетом соответствия сущности ключевого слова, четкости определения, оригинальности и парадоксальности. Обычно после 5-10 попыток находят желаемый результат. Такой прием позволяет совершить переход в далекие от обсуждаемой проблемы сферы человеческой деятельности: политику, искусство, религию и т. п. Это увеличивает возможности достижения успеха в решении задачи.
При фантастической аналогии вводятся какие-нибудь фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, как указывает в своей книге В. Дж. Гордон, можно задать вопрос: «Как изменится ваша проблема, если перестанет действовать тяготение?» [6,11]. Фантастическая аналогия способствует генерации свежих и оригинальных идей, активизирует творческое мышление, но не имеет точного определения. Поэтому её позднее перестали выделять, а применение прямой аналогии превратилось в поиск примеров, основанных на любом виде аналогии.
4. Перенос (или перемещение) обнаруженных в процессе генерации новых идей к ПКД или ПКП и выявлению их возможности. Ведущий заканчивает этап, возвращая группу к рассматриваемой задаче, и пытается связать полученный, внешне не относящийся к делу материал с проблемой в том виде, в каком она была представлена. Отдельные слова, возникшие в процессе обсуждения, используются, чтобы вызвать новые точки зрения на проблему, способствующие успешному ее разрешению. Важным элементом этой стадии является критическая оценка экспертов. Если полученный взгляд на решение проблемы оказывается практически не реализуемым, можно повторить весь процесс для разбора других идей.
5. Заключительная часть синектического заседания − развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, − ведется уже на специальном техническом языке. Синектика суть нечто более структурированное, нежели просто «лавинообразное» порождение идей. Обученный модератор, управляет синектической группой, стараясь придать группе видение проблем, потребностей или действий в свете новых и часто необычных перспектив. Например, модератор может предложить группе вообразить, что она − на необитаемом острове, без привычных условий и инструментов по выполнению самых простых операций; однако в изобилии имеются природные ресурсы. Родственный пример − вовлечение группы в дискуссию на тему, будто космический корабль потерпел крушение и невозможна связь с внешним миром. Группе могут предложить придумать все пути, которыми технологии на корабле могут быть использованы для выживания. Последствием такого упражнения может стать определение новых коммерческих возможностей для развития и продвижения технологий космических программ. Роль модератора на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы, и в то же самое время, увести респондентов от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа.
Принципы синектического подхода:
1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типы помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать «вещи» с места на место.
2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме «иметь успех» самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы «идеальная» настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
3. Использование «банальностей», т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как «мастерство» в этой области.
4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.
Среди техник, которые может применять синектический модератор, чтобы способствовать креативности группы — движение от более общих к более частным примерам проблемы, процесса (или наоборот), использование ролевых игр и обнаружение аналогий. Когда отдельные члены группы сразу сосредотачиваются на очень частном аспекте, это нередко резко сужает перспективу, потому что люди имеют тенденцию использовать свой прежний опыт и прошлые решения как отправную точку в новых размышлениях и решениях. Это означает буквально следующее: когда группу инженеров просят рассмотреть и обсудить новый проект насосного оборудования, мысли склоняются к тому, как такое оборудование создавалось в прошлом. Изменение перспективы в процессе обсуждения более общей проблемы — как можно переместить жидкость из одного места в другое — может помочь определению радикальных новых проектов, имеющих мало общего с проектами прошлого.
Ролевая игра также может помочь изменению видения, перспективы. Например, группе архитекторов можно предложить вообразить себя стеною и описать, как они себя при этом чувствуют или как ощущают себя в связи с другими частями здания. Похожим целям могут служить и аналогии. Когда аналогии применяются в синектическом заседании, членов группы нацеливают на продуцирование идей похожих, но не идентичных объектов. Таблица суммирует разнообразие техник, которые могут быть использованы в синектических заседаниях [4].
Организация учебной работы в синектике традиционно включает следующие основные моменты:
1. Выдвижение образных аналогий. Преподаватель (фасилитатор) побуждает группу к поиску ярких образных, метафорических аналогий на основе заложенных в рассматриваемом понятии (объекте, явлении) характеристик. Этот этап является ключевым для синектики. Участникам, не имеющим опыта работы с данным методом, необходимо продемонстрировать пример для образца.
2. «Мозговой штурм» всевозможных метафор, пришедших на ум участникам с их обязательной регистрацией.
3. Построение новых аналогий, основанных на подобранных метафорах.
4. Обсуждение, анализ, интерпретация, оценка, выбор наиболее подходящей, яркой, глу бокой метафоры из числа предложенных.
5.Углубленный анализ выбранной метафоры с целью выявления всевозможных аспектов данного понятия, различных ассоциативных связей.
6. Постановка вопросов (обозначение проб лем) в связи с выявленными аналогиями.
Обзор литературы и существующей практики обучения иностранному языку позволяет прийти к выводу, что метод синектики не относится к традиционно использующимся методам.
Опыт применения синектики на занятиях по практике речи, аналитическому чтению, домашнему чтению со студентами университетов и с учителями иностранного языка школ например, вызвал интерес к данному виду работы и показал его продуктивность как для эффективного обучения иноязычному общению, так и для развития творческого потенциала субъектов педагогического процесса. Следует также заметить, что для будущих специалистов – филологов, которыми являются учителя иностранного языка, развитие образного мышления – профессиональнонаправленный вид деятельности.
Так, на занятиях по аналитическому чтению метод синектики позволяет спрогнозировать представления студентов об авторском замысле ещё до знакомства с содержанием произведения посредством построения всевозможных ассоциаций, возникающих при осмыслении названия произведения.
Синектика создаёт эффективные условия для выявления авторского замысла ещё на пропедевтическом этапе, при этом роль преподавателя сводится к фасислитации процесса. Студенты, в свою очередь, находятся в активной позиции – мыслят, высказывают свои суждения, размышляют, испытывая естественно-мотивированную потребность общаться. Синектика, таким образом, исполь зуется как способ познания, как активный метод обучения, как средство создания условно-речевой ситуации, являясь при этом инструментом развития образного творческого мышления.
Данный метод может использоваться на занятиях по практике речи и домашнему чтению, с использованием разных синектических приемов [12].
Анализ продуктов синектики выявил интересную особенность: метафоры зачастую свидетельствуют об индивидуальном внутреннем предпочтении определенного когнитивного стиля, что вполне соответствует существующим в психологии, в частности, в теории нейролингвистического программирования (NLP) положениям о том, что способ мышления человека отражается на вербальном уровне [8]. Таким образом, синектика позволяет выявить предпочитаемый когнитивный стиль студентов и проникнуть во внутренний мир их мыслительной деятельности. Эту особенность синектики следует использовать для гармоничного развития у будущих учителей всех каналов восприятия и порождения информации и умений задействовать их в учебном процессе, так как для эффективного обучения учителю необходимо варьировать не только методы и формы, но и стили подачи информации. Поэтому, можно студентам предлагать задания, нацеленные на построение аналогий, основанных на зрительных, слуховых, тактильных и эмоционально заряженных образах, расширяя их образный ряд, развивая все каналы восприятия информации.
Выбор метафоры отражает существующий индивидуальный опыт участников педагогического процесса.
Метод синектики, обладая всеми достоинствами активного метода обучения, выступает эффективным условием и средством развития у будущих учителей профессионально-направленных качеств, способствует созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию, развивая их творческое и критическое мышление, способность к многоканальному восприятию информации при одновременном становлении и развитии профессиональных умений [1].
ЛИТЕРАТУРА
1 Психология: словарь / [ред. А. Петровського, М. Ярошевского]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
2 Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. − М., 1992. − 112 с.
3 Меерович М.И., Шпагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. − С. 41. 4 Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учеб. пособие. – СПб: Знание, 2003. − С. 361.
5 Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебное пособие. – Спб: Фланта, 2012. − 318 с.
6 Педагогические технологии образования. http://www.lychik.ru/ school/edu/tech.htm
7 Реферат книги Gordon W.J.J. «Sinectics: The Development of Creative Capacity» — New York, 1961- И. К. Кайков, Ленинград, 08 января 1989.
8 Цезерани Дж. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. − 224с.
9 Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Учебное пособие. – Днепропетровск: ДМИ, 1980. – 108 с.
10 Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем. Техника творчест-ва. – Белгород: Крестьянское дело, 1995, Кн. 2. − С. 123.
11 Gordon W.J.J.. Synectics: the Development of Creative Capacity, «Harper & Row», New York,1961.
12 http://nestandartno.ru/content
13 http://nttport.mskobr.ru/services/iadb/methods
/example.php
14 http://psyfactor.org/
15 http://www.mental-skills.ru/synopses/ 29085. htm
Ж.И. НАМАЗБАЕВА
Казахский национальный педагогический университет имени Абая Научно-исследовательский институт психологии
г.Алматы, Казахстан nii.psy@mail.ru