КОНЦЕПТ «РОДИНА» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И ТАТАР КАЗАХСТАНА И РОССИИ

 

КОНЦЕПТ «РОДИНА» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И ТАТАР КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Статья посвящена проблеме изучения стереотипного восприятия концепта «родина» представителями русского и татарского этносов, проживающих на территории Казахстана и России. Данный концепт является одним из самых важных в процессе формирования идентичности личности, рассмотрение его через призму поликультурного общества является в настоящее время весьма актуальным. В статье представлен анализ некоторых данных проведенного социолингвистического анкетирования русских и татар, проживающих на исконной территории распространения этноса, а также на территории иного государства.

Ключевые слова: родина, концепт, анкетирование, респонденты-русские, респонденты-татары, патриотизм.

В евразийском пространстве национальная принадлежность становится важным средством межгруппового взаимоотношения, а стереотипы способствуют идентификации личности и восприятию друг друга представителями различных этносов. Происходит так называемый процесс «объективации», когда индивид, принадлежащий к определенной группе, создает упрощенно-схематическое представление об индивиде, принадлежащем к другой группе. Этот авторский термин, введённый С.А. Мурадяном [1], подчеркивает гносеологическую природу стереотипа – упрощенные представления закрепляются в сознании как бесспорные и единственно допустимые.
В полинациональных странах, в частности, Казахстане и России, длительный период живут вместе представители многих этносов, что позволяет наглядно увидеть условия их взаимодействия и взаимовлияния, а также выявить стереотипное представление о родине, которое нашло свое отражение в семантике языковых единиц разных уровней.
Среди представителей русского и татарского этноса – граждан Казахстана (100 респондентов-русских и 100 респондентов-татар) и граждан России (60 респондентов- русских и 60 респондентов-татар) был проведен свободный ассоциативный эксперимент. Каждая из групп в процессе анализа полученных данных была разделена на три возрастные категории: 1) 16-30 лет, 2) 31-45 лет, 3) старше 45-ти лет.
В Казахстане эти этнические группы являются наиболее многочисленными после коренного этноса – казахов. По результатам переписи населения 2016 года русские занимают второе место (20,61%) по численности среди народов Казахстана, а татары – шестое место (1, 15%) [2].
В России русские составляют основную часть населения (80,90%), а татары занимают второе по численности место (3, 87%) по результатам переписи 2010 года [3].
Респондентам нужно было ответить на предложенные слова-стимулы родина, дом и семейный очаг, добро, зло, родной язык, гостеприимство, первыми пришедшими в голову ассоциациями. Статистическая обработка материалов ассоциативного эксперимента

осуществлена с помощью программы SPSS. В ходе обработки результатов письменного опроса (анкетирования) респондентов-русских и респондентов-татар, представителей Казахстана и России, были получены различные реакции. В данной статье будут рассмотрены результаты по слову-стимулу родина.
В лексической системе русского языка есть два основных значения слова «родина»: «1. Отечество, родная страна; 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь. И как дополнительное значение: вторая родина – место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным» [4].
Работа с толковыми словарями, словарями тезаурусов, словарями синонимов позволила определить особые лексические единицы, языковые репрезентанты концепта, образующие одноименное лексико-семантическое поле, а его центр – лексему родина.
Изучаемое поле имеет четкую структуру: есть выделенное ядро, которое включает лексемы, соответствующие содержанию концепта родина, они характеризуются высокой частотностью, а также практически не зависят от контекста (малая родина, отечество, страна, Россия, Казахстан).
Изучение лексем, составляющих лексико-семантическое поле «родина», который проведен при помощи компонентного анализа, позволяет установить следующие общие признаки, релевантные для нашего исследования: 1. Малая родина – место рождения человека; 2. Родина – место жительства человека; 3. Историческая родина – место происхождения народа; 4. Дом – место, где живет семья и сам индивид; 5. Место жительства
– место, где человек живет на протяжении долгого времени и считает его своим домом; 6. Страна, в которой проживает индивид, со своей историей, культурными традициями и т.п.; 7. Родина-мать – устойчивая эмоциональная привязанность.
Помимо представленных единиц слово-стимул «родина» репрезентируется в языке многообразными пословицами, которые содержат в своей структуре предъявленные репрезентанты концепта. Многие из них представлены противопоставлением «своего»
«чужому». Например: «Родина – мать, чужбина – мачеха», «Своя земля и в горсти мила»,
«У чужой еды и вкус чужой», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Родное селение только на чужбине оценишь» [5] и т.д.
Другие актуализируют определенное место, где какой-либо объект имеет уникальные качества или способности, которые у него не проявляются в другом месте. Например: «Дома и стены помогают», «В своем болоте и лягушка поет», «Где выросла сосна, там она и красна», «У своего гнезда и ворон орла бьет» [5] и т.д.
Отдельную категорию составляют пословицы, в которых у субъекта выражается устойчивая эмоциональная привязанность. Например: «Родина – мать, умей за нее постоять», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «Где хорошо, там и родина»,
«Своя земля и в горсти мила» [5] и т.д.
Эти суждения создают специфическое типовое поведение, культурные установки, которые, в свою очередь, формируют нормы поведения человека, являющегося носителем определенной культуры.
Родина – это место, где человек счастлив, родиной он гордится, защищает ее, осознает значимость «родных мест». Человек может покинуть свою «историческую родину» и может потерять с ней связь. Может вернуться, чувствовать защищенность и свою значимость:
«Дома и стены помогают» [5]. Индивид способен привязать себя к новому месту и ассоциировать себя с ним, с изначально «чужим» и чувствовать к нему устойчивое положительное отношение: «Где хорошо, там и родина» [5]. Тем самым он обретает
«новую» Родину.
Таким образом, слово-стимул «родина» является особой психической единицей, которая имеет сложную структуру, отражающую систему общественных отношений, к которой принадлежит индивид. Эта единица определяет конструирование «своего» в сознании представителя того или иного этноса и способствует его самоидентификации в любой конкретной ситуации. «Родина» актуализируется в его сознании в зависимости от его

социальной роли: является ли он членом семьи, гражданином какой-либо страны, жителем города, села и др.
«Родина» в национальной картине мира является ключевым понятием, определяет отношение человека к окружающей действительности и, безусловно, имеет уникальную специфическую структуру.
Рассмотрим реакции респондентов-русских, проживающих в Казахстане, на стимул
«Родина» (Таблица 1). Ядерной реакцией на стимул «Родина» является слово «Казахстан» (56), что характеризует ярко выраженную гражданскую идентичность респондентов всех возрастных групп. Все реакции положительные.

Таблица 1 – Ассоциации на стимул «родина» респондентов-русских Казахстана.

Первая
возрастная группа Вторая
возрастная группа Третья
возрастная группа
Казахстан (20), земля (14), мать (3), Астана, береза, страна; где живу. Казахстан (19), земля (4),
мать (6), страна (2), родное
село (2), патриотизм, отчизна. Казахстан (17), мать (5), Астана, честь, дом.

Всего выделено 12 лексических единиц: с высокой частотностью употребление (Казахстан, земля, мать), с низкой частотностью употребления (страна, родное село) и единичные лексемы.
Ядерной реакцией на стимул «Родина» является слово «Казахстан» (56), следующими по частотности реакциями являются: «земля» (18) и «мать» (14). Остальные реакции имеют единичный характер, в частности, отмечается место проживания: «Астана», «страна»,
«родное село», «где живу» и др. Все реакции только положительные.
Как видим, в языковой картине мира русских, проживающих в Казахстане, стереотипное представление о родине связано, прежде всего, с территорией, на которой длительный период живут респонденты. Ассоциаций, представляющих «историческую родину» – Россию, не наблюдается. Респондентами всех трех групп были обозначены общие, не персональные признаки, которые могут относиться ко всем народам, проживающим на данной территории: Казахстан, земля. Это говорит о том, что восприятие «родины» ориентировано на контекст исторического единства не только государства, но и всего общества. Единичной ассоциацией на стимул «родина» в первой группе респондентов является «береза». Эта ассоциация представляет, на наш взгляд, особый интерес, так как концепт «береза» является одним из основных культурных концептов русского этноса.
Важно отметить, что «береза» в русской культуре является своеобразной духовной ценностью, символом России, «страны березового ситца». В этом проявляется связь с исторической родиной. Патриотическое отношение к родине, в данном случае, к Казахстану, выражено такими единицами, как: патриотизм, честь, отчизна.
Рассмотрим реакции респондентов-татар, проживающих в Казахстане, на стимул
«Родина» (Таблица 2). Ядерной реакцией на стимул «Родина» является слово «Казахстан» (31), чем подтверждается гражданская идентичность респондентов.
Второе место по частотности занимает реакция: «мать» (12), она отмечена всеми возрастными группами респондентов. Остальные реакции имеют единичный характер. Все реакции положительные.

Таблица 2 – Ассоциации на стимул «родина» респондентов-татар Казахстана

Первая
возрастная группа Вторая
возрастная группа Третья
возрастная группа
Казахстан (13), мать (3),
дом (3), туган як (2), страна, луга, природа. Казахстан (10), мать (7),
Отчизна (2), страна (2), СССР, Татарстан, Россия, степь, Молоко, родные места, семья, преданность, дом, Алма-Ата, песня Атамекен, там, где твой дом, гордость, туган жер. Казахстан (8), земля предков (3), семья (2), Татарстан (2), мать (2), место рождения; там, где нас нет; корни, Отчизна, СССР, родные края, дружба, Кадымурт; там, где родился; дети, родной дом.

Ассоциативный ряд представлен 31-й лексической единицей. В картине мире татар, проживающих в Казахстане, стереотипное представление о родине также связано с территорией, на которой проживают респонденты: это Казахстан, страна.
Однако четко выражена связь с «исторической родиной» – Россией, Татарстаном (как субъектом Российской Федерации), СССР (страна рождения респондентов второй и третьей возрастных групп). Стереотипное представление о родине у представителей татарского этноса в Казахстане – это не только государство, где они живут в настоящее время, но и трепетно сохраняется память об «исторических корнях» народа: Татарстан, Россия, корни, земля предков; а также в единичном варианте представлена ироничная формулировка: «там, где нас нет». Персональное восприятие «своего пространства», родины, выражено такими же лексическими единицами, как и у респондентов-русских: дом, город (Алма-Ата), место рождения.
Отметим, что практически все ассоциации являются тематическими, однако в этом ряду наблюдается единица, которая относится к синтагматическим ассоциациям, где подчинительное сочетание со стимулом выражено в словосочетании «молоко «Родина»». Речь идет о реалиях Казахстана, в частности, о молочной продукции известной в стране и за рубежом агрофирме «Родина».
Восприятие родины как географического пространства, особенностей природы выражено таким лексическим единицами, как: луга, природа и степь (как основной регион Центральной Азии). Речь идет о стереотипном восприятии Казахстана: Казахстанская степь, Великая степь. Встречается также и упомянутый ранее архетип «родина-мать», причем во всех возрастных группах.
Особую группу ассоциаций составляют словосочетания на родном (татарском) языке: туган як, что в переводе с татарского означает «родной край», и туган жер – родная земля. Все это свидетельствует как о сохранении родной культуры и языка, так и о тесных контактах с исторической родиной. В ассоциативном ряду ответов респондентов-татар нравственные идеалы, патриотическое отношение к родине выражено такими единицами, как: преданность, гордость, дружба, отчизна.
Проведенное исследование позволяет проанализировать реакции на стимул «Родина» респондентов-русских и респондентов-татар, проживающих в России на своей исторической родине.
Рассмотрим реакции респондентов-русских, проживающих в России (Таблица 3). Ядерной реакцией на стимул «Родина» для респондентов первой и второй возрастных групп является слово «Россия» (36), для третьей возрастной группы, самой старшей по возрасту,
«родина» ассоциируется прежде всего со страной, в которой человек родился, «СССР» (11) и только потом со страной, в которой респондент живет в настоящее время, «Россия» (2).

Таблица 3 – Ассоциации на стимул «родина» респондентов-русских России.

Первая
возрастная группа Вторая
возрастная группа Третья
возрастная группа
Россия (17), дом (7), леса (5),
реки (4), родина-мать (3),
традиции (2), обычаи (2),
место рождения (2), трава (2), любовь (2), теплота, березы, зеленый цвет, луга, края, долины, горы, поля, родные, патриотизм, отчизна, семья, гордость, отвага, СССР. Россия (19), патриотизм (7),
березы, дом (6), детство (5), история, место рождения (4), природа (3), гордость (2), долг, ответственность, война, голод, культура, родные края, Земля, воспоминания, государство («ненавижу»), окружение, мать, род, родная земля, поле, СССР, колосья, река, труд, героизм. СССР (11), Россия (2),
героизм (2), место рождения, место жительства, культура, близкие люди.

Ассоциативный ряд представлен 51-й лексической единицей. На первом месте по частоте употребления стоит территориальное восприятие родины. Респонденты трех групп, прежде всего, идентифицируют себя как граждан России, то есть страны, гражданами которой они являются. Существование такого геополитического образования, как СССР (а далее его распад), послужило возникновению особой группы, коллектива, который был скреплен не только общей территорией и межличностными связями, но и общей идеологией. И даже после распада этого огромного государства в исторической памяти народов, являвшихся его частью, до сих пор сохранилось сознание уже несуществующего государства родиной. Возможно, по этой причине архетип родина-мать представлен не так явно, а вместо него появляются такие репрезентанты концепта, как отвага, героизм, история, культура, традиции, которые также выражают высокую духовную связь с родиной.
Личностное восприятие родины ассоциируется теми же лексическими единицами, что и у представителей из Казахстана. Это: место рождения, место проживания, родная земля, а также появляется новая лексема «род». Снова появляется универсальное противопоставление «свои-чужие». Оно проявляется принадлежностью индивида к определенному роду, который составляет один из кругов социальной принадлежности.
Более разнообразной представлена картина природного своеобразия родины в сознании коренного этноса России. Концепт воспринимается как географическое пространство: луга, края, долины, трава, леса, реки, поля, колосья, березы и появляется осознание родины как общей для всех планеты – Земля.
Устойчивая эмоциональная связь представлена большим разнообразием единиц, чем у предыдущих респондентов. Помимо дома, появляются еще и такие реакции, как: любовь, родные люди, семья, близкие люди, теплота, детство, воспоминание, окружение. Респонденты считают себя частью не только страны, но и указывают социальную принадлежность сначала более маленьких групп: семьи, общего круга знакомых, рода и т.п.
Появляется и осознание ответственности перед родиной, чувство долга, отваги, это мы относим в группу особых нравственных идеалов, присущих гражданам полиэтнического государства с многовековой и героической истории. Образ исторически сложившегося политического пространства, граждане которого объединены общей историей, языком и т.д. выражается и в негативных категориях: голод, война, государство (с негативной коннотацией).
Реакции респондентов-татар, проживающих в России, на стимул «Родина» несколько иные (Таблица 4). Ядерной реакцией на стимул «Родина» для первой возрастной группы (младшей) является «России» (15), для третьей возрастной группы – это «Татарстан» (13), хотя и являющийся субъектом Российской Федерации, но все же имеющий собственный республиканский статус. Вторая возрастная группа не соотносит родину с государственным

образованием, что, скорее всего, связано с теми преобразованиями СССР, в период которых формировалась личность респондентов.
Таблица 4 – Ассоциации на стимул «родина» респондентов-татар России

Первая возрастная группа Вторая возрастная группа Третья возрастная группа
Россия (15), дом (6), мама (3), место рождения (2), флаг РФ, поля, горы, ЛЮБЭ, патриотизм, предательство, родная страна, Татарстан, любовь, папа, семья, родные края. Дом (5), родной край (4), леса
(4), патриотизм (3), родители, друзья, природа, труд, река, место рождения, героизм. Татарстан (13), дом (4),
место рождения (3),
СССР (2), Россия (2),
труд (2), место, где вырос (2), благо.

Выявлено 27 лексических единиц. Наиболее частая ассоциация со словом-стимулом – это идентификация себя как гражданина своей страны. Но если в случае с русскими- россиянами это была Россия, то в ответах респондентов-татар родина ассоциируется с Татарстаном – субъектом Российской Федерации. Также активно выражено персональное восприятие родины, как и в предыдущих случаях: место рождения, родной край; место, где вырос. Ярко представлена личная эмоциональная привязанность: любовь, мама, папа, семья, дом, родители, друзья, благо. Выделяются четкие родственные связи, которые и формируют концептосферу родины в языковой картине мира респондентов-татар. Стоит отметить, что в отличие от татар Казахстана, татары России не отреагировали на стимул лексическими единицами родного языка (татарского), что связано, скорее всего, с его государственным статусом на территории Татарстана и отсутствием необходимости его особенным образом сохранять. Появляется в этой группе и ассоциация «труд», ее указывают, преимущественно, респонденты третьей возрастной группы. Возможно, это связано с общей исторической судьбой государства, идеологией («Мир, труд, май» и т.п.). Негативную интерпретацию концепта составляет лексема «предательство».
Концепт родина является сложным ментальным образованием, который включает все компоненты: понятийный, образный, ценностный и имеет широкую периферию и пересекается с другими значимыми и основополагающими культурными концептами: дом, семья, семейный очаг, страна, патриотизм и др.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что понятие и ощущение родины формируется у представителей разных национальностей не только в связи с этническими корнями и родственными связями, но и с той землей, которая его взрастила, на которой он родился и которая сформировала его личность. В условиях полиэтничных государств у гражданина страны формируется чувство родины, связанное не только с исторической родиной (территорией исконного распространения того или иного этноса), а с местом рождения или длительного проживания. Этническая идентичность очень тесно переплетается с гражданской идентичностью и для респондентов «родина» объединяет в себе отношение и к исторической родине, и к месту проживания, и к месту рождения.

Список литературы
1 Мурадян С.А. Гносеологический анализ проблем стереотипа: автореф. … канд. филос. наук. – Ереван, 1977. – 24 с.
2 Численность населения республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2016 года // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.stat.gov.kz/
3 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/
4 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 556.

5 Словарь русских пословиц и поговорок // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://slovarick.ru/category/a/

Мақала Қазақстан мен Ресей аумағында тұратын орыс және татар этникалық топтары өкілдерінің «Отан» ұғымының стереотипті қабылдау мәселесін зерттеуге арналған. Бұл тұжырымдама адамның жеке басын қалыптастыру үдерісіндегі маңызды факторлардың бірі, қазіргі уақытта оны көп мәдениетті қоғамның призмасы арқылы қарастыру өте өзекті болып табылады. Мақалада этностың бірегей таралу аумағында, сондай-ақ басқа мемлекет аумағында тұратын орыстар мен татарлардың әлеуметтік- тілдік сауалнамасының кейбір деректерін талдау қарастырылған.

The article deals with the problem of studying the stereotyped perception of the concept “homeland” by representatives of Russian and Tatar ethnic groups living on the territory of Kazakhstan and Russia. This concept is one of the most important in the process of forming the identity of a person. Considering this concept through the prism of a multicultural society is now very relevant. The article presents an analysis of some data of the sociolinguistic survey of Russians and Tatars living in the original territory of the spread of the ethnos, as well as in the territory of other states.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *