КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задача формирования у выпускников высших учебных заведений поликультурной компетентности обусловлена такими тенденциями современного мира, как направленность на межкультурное взаимодействие, интеграционные процессы, процессы самосознания ценности национальной культуры для достижения взаимопонимания с представителями иных культур.
Содержание поликультурной компетентности студентов включает готовность и способность к толерантным отношениям к многокультурном обществе; направленность на межкультурный диалог; ценностное отношение к иноязычной культуре; ценностное отношение к личности иноязычного инокультурного оппонента; эмпатию и отсутствие негативной предрасположенности к восприятию; способность и готовность к преодолению культурных стереотипов; накопленный положительный опыт взаимодействия с представителями иной культуры, что актуализирует поиск возможных решений проблемы формирования поликультурной компетентности в рамках образовательных подходов.
Сделан вывод о том, что освоение культурного опыта оказывает прямое влияние на формирование национального самосознания студентов, понимание ими общечеловеческих и общенациональных ценностей.
Выявлены следующие культурологические подходы к формированию поликультурной компетентности студентов: аккультурационный подход; диалоговый подход; концепция деятельностного поликультурного образования; социокультурный подход; лингвострановедческий подход; лингвокультурологический подход.
Применение лингвокультурологического подхода в вопросах формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка дополняет лингвострановедческий подход. Что решает задачу более глубокого проникновения в мир носителей языка и их культуры.

Ключевые слова: языковое образование, поликультурная компетентность, культурологические подходы, формирование поликультурной компетентности студентов.

Характерной тенденцией развития современного мира является межкультурное взаимодействие, что актуализирует социальный заказ к системе образования на формирование у выпускников высших учебных заведений поликультурной компетентности.
Анализ работ, посвященных исследованию содержания поликультурной компетентности у студентов, позволяет сделать выводы, что в ее состав входят:
• Готовность и способность к толерантным отношениям к многокультурном обществе;
• Направленность на межкультурный диалог;
• Ценностное отношение к иноязычной культуре;
• Ценностное отношение к личности иноязычного инокультурного оппонента;
• Эмпатия и отсутствие негативной предрасположенности к восприятию;
• Способность и готовность к преодолению культурных стереотипов;
• Накопленный положительный опыт взаимодействия с представителями иной культуры.
Таким образом, формирование поликультурной компетентности решает задачи развития толерантных отношений и эмпатии у студентов различных культур и национальностей друг к другу, позволяет включиться студентам в профессиональную деятельность на основе субъект-субъектных отношений и сформировать положительный взгляд на культурный плюрализм; способствует формированию опыта диалога и сотрудничества с представителями различных культур.
Основываясь на определенных элементах формирования поликультурной компетентности, можно утверждать, что ее развитие способствует увеличению границ миропонимания студентов, благотворно влияет на установление межличностных и межкультурных взаимоотношений на основе толерантности, позволяет понять ценность самоопределения своей национальной культуры, освобождает мышление от негативных проявлений культурных стереотипов. Следовательно, развитие поликультурной компетентности способствует формированию глобального мышления.
Для языковой педагогики актуализируются требования сформировать готовность и способность к пониманию культурного кода иноязычного оппонента.
Исследователи выделяют следующие аспекты поликультурной языковой личности, как:
• способность и готовность взаимодействовать, в том числе и в рамках языковой коммуникации, с инокультурными и иноязычными оппонентами:
• понимание культурного кода, культурной картины мира оппонента. Культурную картину мира представляют такие элементы, как ментальность, стиль и образ жизни, история и культура, обычаи и традиции.
Анализ работ казахстанских и российских авторов позволяет выявить культурологические аспекты поликультурной направленности языковой педагогики [1]. Так, было выявлено, что в работах казахстанских авторов (Б. Б. Даумова, К. Ж. Кожахметова, Г К. Тлеужанова [2-4] и других) обосновывается введение культурологической составляющей на материалах этнолингвистики с целью формирования поликультурной компетентности. В работах российских авторов исследована межкультурная компетенция как честь поликультурной компетентности (в работах Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, А. П. Садохина, В.В. Сафоновой, А.Н. Федотовой [5-8] и других)
В указанных работах культурологическая компетенция определяется как способность в процессе овладения культурологической компетенцией, аккумулировать знания, и одновременно строить взаимосвязи и проводить ассоциации в различных областях знания, что выделяет ее в составе поликультурной компетентности языковой личности.
Интересным представляется вывод о формировании межкультурной компетенции в условиях межкультурной коммуникации[9]. Отсюда можно предположить, что становление

межкультурной компетенции тесно связано с освоением иноязычного кода и развития культурного опыта студентов.
Относительно возможностей иноязычной педагогики в процессе формирования поликультурной компетентности, то мы опираемся на выводы исследователей, что межкультурная компетенция, как совокупность знаний о культуре страны изучаемого языка, способствует освоению студентами культурного взаимодействия. В работах исследователей также определены такие критерии межкультурной компетенции:
• компетенция в области специфики национального образа коммуниканта,
• владение студентами паралингвистической неязыковой информацией [10].
• знания жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума [11].
Таким образом, было выявлено наличие ярко выраженной культуроведческой составляющей современного языкового образования.
Анализ мировой педагогической практики позволил выявить следующие культурологические подходы к формированию поликультурной компетентности студентов: аккультурационный подход; диалоговый подход; концепция деятельностного поликультурного образования; социокультурный подход; лингвострановедческий подход; лингвокультурологический подход.
Аккультурационный подход характеризуется направленностью на интернационализацию сознания обучающихся. Однако, аккультурационный подход не нашел распространения в системе образования Казахстана, поскольку для нашей страны актуальной является решение проблемы сохранения и обогащение казахского языка и культуры, как и сохранение национально-культурного своеобразия других народов, проживающих в Казахстане.
Поэтому в условиях поликультурной направленности казахстанского образования более актуальным является диалоговый подход, основанный на идеях поликультурного плюрализма, открытости, диалоге культур. Данный подход характеризуется направленностью на формирование планетарного сознания путем приобщения обучающихся к различным культурам. Диалоговый подход направлен на решение задачи получения опыта взаимодействия с инокультурными иноязычными оппонентами, и глобальную задачу интеграции в мировое культурно-образовательное пространство.
Диалоговый подход дополняет концепция деятельностного поликультурного образования, характеризующаяся идеей что возможность усвоения иной культуры и переформулирование инокультурного кода реализуется только в деятельности.
В основе идей социокультурного подхода к формированию поликультурной компетентности средствами иностранного языка лежит предположение, что обучение иностранному языку обязательно должно учитывать социокультурный контекст, поскольку знакомство с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка, стимулирует также культурное и духовное саморазвитие.
Идеи социокультурного подхода перекликаются с идеями лингвострановедческого подхода, в основе которого идея изучение языка через культуру, а культуру посредством языка.
Наиболее разработанным в казахстанском языковом образовании является именно лингвострановедческий подход, посредством обогащения предметных дисциплин поликультурным содержанием.
Данная задача успешно решается с помощью организации междисциплинарных спецкурсов, обогащенных местным культурно-историческим опытом, включением материалов, направленных на ознакомление с нормами и традициями, поскольку приобщение к иной культуре и языку возможно только через понимание своей культуры.
Кроме того, как показала практика, предметы гуманитарного цикла обладают потенциалом для формирования поликультурной компетентности студентов. Поскольку содержание предметных дисциплин напрямую влияет на решение вопросов формирования поликультурной компетентности, а обогащение предметных дисциплин поликультурным

компонентом у студентов дают возможность студентам овладеть нормами общения и поведения в поликультурной среде и способствуют формированию поликультурной компетентности студентов.
Таким образом, освоение культурного опыта оказывает прямое влияние на формирование национального самосознания студентов, понимание ими общечеловеческих и общенациональных ценностей.
Применение лингвокультурологического подхода в вопросах формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка дополняет лингвострановедческий подход. Что решает задачу более глубокого проникновения в мир носителей языка и их культуры.
Коммуникативно-этнографическом подход, основанный на идеях изучения культуры изучаемого языка с позиций антропологии и этнографии нашел свое распространение в иностранных системах образования. (В работах M. Byram, V. Esarte-Sarries, G. Zarate, C. Morgan, Cl. Kramsh, P. Doy). Основной постулат коммуникативно-этнографического подхода утверждает, что не существует обучения языку оторванного от изучения культуры.
Таким образом, современный образовательный процесс обучения иностранному языку, имеющий целью формирование поликультурной компетентности учащихся, основывается на обогащении образовательного материала культурологическими аспектами, базирующимися на идеях гуманитарных наук (философии, социологии, этнографии, истории, культурологии, социальной антропологии и пр.).
Подводя итоги данной статье, следует отметить, что задача формирования у выпускников высших учебных заведений поликультурной компетентности обусловлена такими тенденциями современного мира, как направленность на межкультурное взаимодействие, интеграционные процессы, процессы самосознания ценности национальной культуры для достижения взаимопонимания с представителями иных культур.
Содержание поликультурной компетентности студентов включает готовность и способность к толерантным отношениям к многокультурном обществе; направленность на межкультурный диалог; ценностное отношение к иноязычной культуре; ценностное отношение к личности иноязычного инокультурного оппонента; эмпатию и отсутствие негативной предрасположенности к восприятию; способность и готовность к преодолению культурных стереотипов; накопленный положительный опыт взаимодействия с представителями иной культуры, что актуализирует поиск возможных решений проблемы формирования поликультурной компетентности в рамках образовательных подходов.
Сделан вывод о том, что освоение культурного опыта оказывает прямое влияние на формирование национального самосознания студентов, понимание ими общечеловеческих и общенациональных ценностей.
Выявлены следующие культурологические подходы к формированию поликультурной компетентности студентов: аккультурационный подход; диалоговый подход; концепция деятельностного поликультурного образования; социокультурный подход; лингвострановедческий подход; лингвокультурологический подход.
Применение лингвокультурологического подхода в вопросах формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка дополняет лингвострановедческий подход. Что решает задачу более глубокого проникновения в мир носителей языка и их культуры.
Список литературы
1 Омарова, З.К. Культурологические аспекты поликультурной направленности языковой педагогики. Многопрофильный научный журнал Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова“3i: intellect, idea, innovation — интеллект, идея, инновация”. – 2017. – № 2. – С. 106 -112.
2 Даумова Б.Б. Аспекты этнокультурного образования и поликультурного воспитания в условиях Республики Казахстан// Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2011. – № 3. – С. 23-27.

3 Кожахметова, К.Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: сущность и особенности Текст./ К.Ж.Кожахметова/ Сборник докладов.-Алматы, 2000.-С. 83- 91
4 Тлеужанова, Г.К. Роль языка в формировании поликультурной личности Текст./ Г.К.Тлеужанова // Материалы международной научно-практической конференции «Валихановские чтения 8» — Кокшетау, 2003.-С.36-40.
5 Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. (Учебное пособие) [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
6 Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация. / А.П. Садохин. – М.: ИНФРА, 2009. – 278 с.
7 Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В. В. Сафонова. — Москва : Еврошкола, 2004. — 233 с.
8 Федотова, А.Н. Развитие культурологической компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка: дис. … канд. пед. наук / А.Н. Федотова. — Челябинск : УралГАФК, 2001. — 183 с.
9 Гармаева, С.И. Формирование межкультурной компетенции студентов неязыковых вузов средствами современных инфокоммуникационных технологий: Автореф. дис канд.
пед. наук. Чита, 2008. – 203 с.
10 Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17–24.
11 Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе.
2006. № 4. С. 2–14.

Формирование у выпускников высших учебных заведений поликультурной компетентности отражает современные тенденции развития общества: направленность на межкультурное взаимодействие, интеграционные процессы, процессы самосознания ценности национальной культуры для достижения взаимопонимания с представителями иных культур.
Содержание поликультурной компетентности студентов включает готовность и способность к толерантным отношениям к многокультурном обществе; направленность на межкультурный диалог; ценностное отношение к иноязычной культуре; ценностное отношение к личности иноязычного инокультурного оппонента; эмпатию и отсутствие негативной предрасположенности к восприятию; способность и готовность к преодолению культурных стереотипов; накопленный положительный опыт взаимодействия с представителями иной культуры, что актуализирует поиск возможных решений проблемы формирования поликультурной компетентности в рамках образовательных подходов.
Сделан вывод о том, что освоение культурного опыта оказывает прямое влияние на формирование национального самосознания студентов, понимание ими общечеловеческих и общенациональных ценностей.
Выявлены следующие культурологические подходы к формированию поликультурной компетентности студентов: аккультурационный подход; диалоговый подход; концепция деятельностного поликультурного образования; социокультурный подход; лингвострановедческий подход; лингвокультурологический подход.
Применение лингвокультурологического подхода в вопросах формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка дополняет лингвострановедческий подход, что решает задачу более глубокого проникновения в мир носителей языка и их культуры.

The formation of multicultural competence among graduates of higher educational institutions reflects modern trends in the development of society: the focus on intercultural interaction, integration processes, the processes of self-awareness of the value of national culture in order to achieve mutual understanding with representatives of other cultures.
The content of the multicultural competence of students includes readiness and the capacity for tolerant attitudes towards a multicultural society; focus on intercultural dialogue; value attitude to foreign culture; value attitude to the identity of a foreign-speaking non-cultural opponent; empathy and the absence of a negative predisposition to perception; ability and readiness to overcome cultural stereotypes; accumulated positive experience of interaction with representatives of a different culture, which actualizes the search for possible solutions to the problem of the formation of multicultural competence in the framework of educational approaches.
The conclusion is made that the development of cultural experience has a direct impact on the formation of the national consciousness of students, their understanding of universal and national values.
The following culturological approaches to the formation of multicultural competence of students are revealed: acculturation approach; an interactive approach; the concept of active multicultural education; sociocultural approach; linguistic-cultural approach; linguocultural approach.
The use of linguocultural approach in the issues of the formation of multicultural competence by means of a foreign language supplements the linguistic-cultural approach that solves the problem of deeper penetration into the world of native speakers and their culture.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *