КОГНИТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖ

КОГНИТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Анализ культурного наследия народа, его изучение являются средствами, которые формируют духовные ценности, духовное богатство молодого поколения.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, языковая картина мира, языковое сознание, нация, формирование духовных ценностей.

Изучение языковой картины мира позволяет выделить концептосферу определенной национальной общности. Концептосфера представляет собой совокупность концептов, из которых складывается полотно миропонимания носителей языка, модель мира, которая в каждой культуре строится из целого рядасуждений о действительности. Исследователи объясняют концептосферу как сферу мысли, информационную базу когнитивного сознания народа и отдельной личности. Концептосфера человека является информационной базой

когнитивной картины мира, которая обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, не исчерпывает когнитивную картину мира и которая предполагает, кроме системы ментальных единиц – опор еще и динамические механизмы познания, когнитивные стереотипы восприятия [4].
При сопоставлении языковых картин мира разных этносов выявляются сходства и различие концептосфер и концептов. Так, при исследовании национального сознания русских и казахов Шаяхметова А.А. провела анализ русской и казахской концептосферы: мир ‒ родина, отчизна, предки, род (жуз), пространство, время, земля, небо; 2) стихия и природа – степь, деревья, горы, животный мир, вода; 3)представления о человеке – человек хороший, плохой; 4) нравственные концепты – правда, ложь, добро, уважение, зависть;5) социальные понятия и отношения – гостеприимство, речевой этикет; 6) эмоциональные контакты – счастье, радость, несчастье; 7) мир артефактов – дом и др., 8) обычаи и традиции
– свадьба, сватовство, похороны [5].
Изучение концепта проводилось многими российскими учеными в разных аспектах. Дефиниции концепта даны в работах Лихачева Д.С., Степанова Ю.С., Карасика В.И., Красных В.В., Поповой З.Д., Стернина И.Г., Кубряковой Е.С.,В.З. Демьянкова и др. Так, например, концепт – обобщенная мыслительная единица, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка; личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума [6].
Ю.С. Степанов пишет, что концепт – явление того же порядка, что и понятие. В научном языке эти два слова также иногда выступают как синонимы, одно вместо другого. Но так они употребляются лишь изредка. В настоящее время они довольно четко разграничены. Концепт и понятие – термины разных наук; второе употребляется главным образом в логике и философии, тогда как первое, концепт, является термином в одной отрасли логики – в математической логике, а в последнее время закрепилось также в науке о культуре, в культурологии. Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [7, 40]. Функции концептов – рубрикация. Процесс формирования концепта осуществляется следующим образом: перцепция – различение – отождествление — оценка — концепт.
По мнению Е.С. Кубряковой, принципиально важным является вопрос генезиса концептов. Для образования концептуальной системы следует предположить существование некоторых исходных, или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные. Концепты организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Основными конституентами концептуальной системы являются объект восприятия и его части, изменение (движение и действия с объектом), место (пространство), время и признаки объектов и действий, представляющие собой главные концепты восприятия и членения мира в филогенезе.
Концепты выражаются языковыми знаками различной природы, которые специально выработаны термином или опосредованно, закодированно, непрямым способом, знаками других значений – общепринятыми символами и индивидуальными образами. И символ, и образ, и термин являются при этом знаками, кодом – системой условных обозначений понятий. Но в термине условна по отношению к значению лишь форма (звукокомплекс), а символе и образе – и форма, и значение, т.к. в символе и образе основное, второе значение обозначено через первое.
С точки зрения лингвистики, концепт представляет собой вербализацию ядерной его части семантикой имени концепта и актуализацией периферийной части концепта и ассоциативным фоном имени (импликационалом значения или аранжировкой различных языковых единиц, в том числе текстовых – их синтагматикой, парадигматикой, вертикальным контекстом, пресуппозициями). Концепты, получив языковую форму в

лексиконе человека, выполняют две важнейшие функции: функцию репрезентации содержания отдельного кванта информации о мире и функцию складирования, хранения, накопления и оперирования тем же содержанием в мозгу человека во время речевой деятельности [8].
Национальное языковое сознание формируется в результате освоения языковой картины мира, которая передается от одного поколения другому. Многие концепты актуализируются в сознании подрастающего поколения путем приобщения к национальной культуре в процессе повседневного познания окружающей действительности и в процессе получения образования всех ступеней. В процессе формирования духовных ценностей казахской молодежи значимыми являются концепты человек, дом, семья, долг, честь, достоинство, совесть, дружба. Так, концепт Человек состоит из ассоциативных полей: Человек –Я, Человек – homo – sapiens, Человек – его физические свойства, Человек –член общества.
Языковое сознание казахов формируется посредством вербальных средств: слов, словосочетаний, фразеологизмов, пословиц и поговорок, составляющих названные ассоциативные поля концепта Человек – Адам [5].
Для дескрипции ядра концепта Достоинство – Намыс использовался анализ словарных дефиниций и лексической сочетаемости ключевой лексемы, анализ синонимов и деривационного поля. Периферия данного концепта репрезентируется паремиями, афоризмами, крылатыми выражениями из публицистических, художественных и научных текстов. В казахской лингвокультуре разнообразные вербальные средства репрезентации концепта Достоинство — Намыс с точностью передают различную эмоциональную окраску и психологическое состояние человека, указывают на важную роль достоинства в формировании мировидения народа.
Следует отметить, что в сознании народа присутствует одобрительная оценка людей, которые обладают высокими моральными качествами, как людей заметного положения в обществе. В интерпретации концепта Достоинство – Намыс есть явная положительная оценка и эмоциональное принятие национальным менталитетом человеческих качеств, которые обозначают самоуважение и уважение других людей [9].
Таким образом, концептосфера и концепты языковой картины мира народа являются одним из средств формирования духовных ценностей молодого поколения и их изучение в данном аспекте является актуальным.
В истории каждого этноса происходит формирование национального характера и менталитета. Духовный и психический мир формируют ту историческую память народа, которая в процессе социализации и интернализации ценностей и норм, образцов поведения будет воспроизводить психологию национальной общности. Национальный характер наполнен культурными и духовными богатствами. Роль социализации личности приобретает иной смысл, в характере мышления и поведения человека находят свое место и духовные начала [1].
Как известно, первичная социализация детей в основном приходится на период детства и проходит в семье. Социализация понимается как специфический процесс, при котором ребенок усваивает (или присваивает) достижения развития предшествующих поколений.Социализация (socialization) – 1 (также называемая энкультурацией) понимается
«как процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни». В этом смысле определения социализации заключена «функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм». Социализация в семье предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума – с другой. В широком смысле социализация трактуется как различные влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной

жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.
Для того, чтобы стать членом того или иного национально-лингвокультурного сообщества, необходимо «присвоить» сознание этого сообщества. Социализация является процессом «врастания ребенка в цивилизацию (А.Н. Леонтьев), а одним из основных каналов получения информации в процессе социализации является язык (А..М. Шахнарович). По Э.Сепиру, язык есть мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих [10].
Каждый человек как представитель определенного этноса заинтересован в том, чтобы его ребенок приобщился к цивилизации на родном языке.
Язык, являясь средством социализации личности, играет важную роль в формировании национального языкового сознания.
Сохранение информации, опыта этноса диктует необходимость традиционной, консервативной организации культурной памяти поколений, которая отражается в концептах. Концепт – «единица ментального лексикона, ценностная рубрика мира, понятийное поле ценностно осмысленного традиционного знания с терминологически сформированным ядром, отражающим обобщенные коллективным языковым сознанием объективные свойства объекта, и ценностно-окрашенной периферией, представляющей этнические и личные смыслы, фоновое знание, культурную символику» [11].
В формировании духовных ценностей подрастающего поколения важную роль играют концепты, составляющие концептосферы этноса: человек, дом, семья, родина, дружба, совесть, долг, достоинство и т.д.
В концептуальной картине мира отражается история народа, которая может передаваться от одного поколения другому различными способами. Вербализация концептов осуществляется различными языковыми средствами. Вербальная репрезентация концептов отражается в ядерной и периферийной части концептов. Так, например, концепт Батыр — герой, который играет большую роль в формировании духовных ценности молодежи, в своем ядре имеет такие слова как батыр, ер, қаҺарман. Этот образ значим в языковом сознании не только казахского этноса, но и представителей других национальностей, изучающих историю казахов.
Номинативное поле концепта выражено словами и словосочетаниями:
Батыр — 1. богатырь, герой; көзсіз батыр ‒ бесстрашный человек, батыр тұлғалы ‒ богатырского телосложения; 2. смелый, отважный батыр жігіт ‒ отважный джигит.
Ер -1) мужчина//мужской; 2) муж, супруг; 3) молодец, удалец, храбрец, герой// удалой, храбрый, геройский; Ер жігіт ‒ храбрый молодец.
ҚаҺарман ‒ 1) герой, богатырь// героический қаһарман халық ‒героический
народ.
Периферия концепта представлена 1) пословицами и поговорками:
Ер айтпас, айтса қайтпас ‒ молодец зря не даст слова, если даст от него не откажется;
Ер басына күн туса, етігімен су кешер, ат басына күн туса, ауыздығымен су ішер ‒ если нагрянет беда, молодец и в сапогах переправится через реку, а конь и с удилами воды напьется (т.е. не приходится считаться с неудобствами);
Ер болсаң, бопсаға шыда ‒ если ты настоящий мужчина, не бойся запугиваний; Ер бесіктен танылады ‒ добрый молодец виден с колыбели;
Ер бір өледі, ез мың өледі ‒ герой умирает один раз, а трус ‒ тысячу раз;
Ер даңкын не ат шығарады, не жат шығарады ‒ славу молодцу приносит или ретивый конь, или чужая сторона;
Ер дәулеті ‒ богатство молодца в труде;
Ердің екі сөйлегені ‒ өлгені ‒ отказ от своих слов для молодца смерти подобно; Ер ел туғызады ‒ героя рождает народ;
Ер жолдасы ‒ тәуекел ‒ риск ‒ спутник храбреца;

Ер жігіт үйде туып, түзде өлер ‒ храбрый джигит рождаетя у очага (в доме), а умирает на боле брани;
Ер қанаты ‒ ат ‒ конь ‒ крылья молодца;
Ер қаруы ‒ бесқару ‒ вооружение молодца ‒ пять видов оружия (клинок, копье, булава, лук, камча);
Ердің өзі өлсе де, аты өлмейді ‒ герой умирает, ноимя его бессмертно;
Ердің ісі ел мойында, елдің ісі ер мойында ‒ за дело молодца в ответе народ, за дело народа в ответе молодец.
2) фразеологизмами:
Батыр бір оқтық, бай ‒ бір жұттық ‒ батыр ‒ до первой пули, бай ‒ до первого джута;
Батыр жауда, шешен дауда сыналар ‒ батыр (богатырь) испытывается в бою, оратор ‒ в споре;
Батыр майданда шынығады ‒ герой закаляется в бою; Ер жүрек ‒ храбрый, мужественый, отважный;
Ер мінезді ‒ великодушный, с добрым характером [12]
Образы героев, их подвиги, их характеры передавались в народе от одного поколения другому, от одного народа другому народу в разных произведениях устного народного творчества. Так, образы героев казахского народа отражены в героическом эпосе.
Ш. Уалиханов в произведении «Исторические предания о батырах ХVIII в.» написал о героях казахского народа на русском языке. «Мысль о собирании казахских исторических преданий зародилась у Валиханова еще в 1852 г. во время учебы в Сибирском кадетском корпусе. По словам Г.Н. Потанина, над этим вопросом Валиханов не раз размышлял. «Он мечтал сделать открытия в древней истории Востока посредствам данных, которые представляют народные предания и остатки киргизской старины». Вероятно всего, работа написана в 1855 ‒1856 гг.» Ш. Уалиханов сохраняет традицию презентации героев, в этом тексте находим такие языковые средства: Байгозы батыр тарактинец, Джаныбек батыр чакчаковец, Казыбеккаракесековец, Дерсалыуаковец, уаковец Баян, Джаныбек батыр, балталинецУразымбет батыр, сыргелинецИльчибек батыр. Здесь мы видим, что он употребляет слово батыр без перевода [13].
Слово батыр как основная лексема одноименного концепта часто употребляется в билингвистическом тексте. Р.О. Туксаитова пишет, что «данная лексическая единица обладает большой смысловой нагрузкой. Регулярно актуализируется смысл «человек из народа, герой»: … люди, верящие в лишь в бескорыстие своих великих старцев, в смелость своих батыров, со всех концов страны потянулись туда, куда явились великие старцы и гордость народа ‒ батыры… В данном случае батыр ‒это знак социальной идентичности, не просто герой, а герой из народа. Актуализируется социальная принадлежность батыров тому или иному роду. Регулярно употребляются формульные сочетания батыр рода, сын рода… Где-то ходит батыр рода аргыновБогенбай…; Я сын рода берша! Готов принять казнь! – прогремел голос Исатая. … Он тоже сын берша – Исатай указал булавой наМахамбета…; Молва о том, что три батыра, сыны трех разных родов – болатшы, басентина и тасжурек, стали братьями и вместе бьют джунгар, шла по степи, радуя сердце каждого казаха-скитальца. Преодолевающая различия идея духовного единения – органическая составляющая общенационального толерантного сознания. Батыр–герой не растворяется в собирательном образе народа. Батыр олицетворяет народную силу и бесстрашие: Первые дни столь щедрого лета принесли на своих крыльях давно желанную радостную весть. Весть о победе казахских батыров над армией джунгар в битве у рек Буланты и Боленты!
Приведенные примеры из произведений А. Алимжанова, писателя-билингва, отражают коллективную социальную идентичность. В условиях угрозы национальной независимости востребованными оказываются не богатство, не социальная происхождение человека, а его личные качества: смелость, героизм, честность, самоотверженность, преданность отечеству,

которые позволяют добыть в трудах и борьбе высшие ценности: свободу, независимость, справедливость, чувство народной общности [14] .
Таким образом, анализ культурного наследия народа, его изучение являются средствами, которые формируют духовные ценности, духовное богатство молодого поколения.

Список использованных источников
1 Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2 Новейший философский словарь. – Минск, 1998.
3 Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – Минск, ТетраСистемс, 2005.
4 Попова З.Д., Стернин И.Г. Семантико-когнитивный анализ языка. – Воронеж, 2006. 5 Шаяхметова А.А. Национальное языковое сознание казахов и русских в Казахстане.
– Кокшетау, 2010.
6 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. –- М.: Academia, 1997.
7 Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
8 Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. – М.: МГУ, 1996.
9 Рыспаева Д.С. Вербальные средства репрезентации концепта достоинство (на материале художественных текстов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Кокшетау, 2010.
10 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культуре. ‒М.: Прогресс, 1993.
11 Шестак Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Монография. ‒ Волгоград: Перемена, 2003.
12 Казахско-русский словарь. – Алматы: Дайк-пресс, 2002.
13 Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. – Алматы: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1961.
14 Билингвистический текст сквозь призму категории толерантности.‒Астана- Екатеринбург, 2007.

Халық мәдени мұрасын зерттеу жас ұрпақтың рухани құндылығын, рухани байлығын қалыптастырады.

Analysis of the cultural heritage of the people, its study are means that form spiritual values, spiritual wealth of the younger generation.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *