ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ


ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

В данной статье представлены различные подходы изучения ценностной парадигмы в современной лингвистике и обозначены направления исследования идеологем как ментального феномена в условиях модернизации общественного сознания казахстанцев (на материале трудов Н.А.Назарбаева).

Ключевые слова: ценностная парадигма, ценности/антиценности, политический дискурс, идеологема, общественное сознание.

В современном мире происходят значительные преобразования в различных сферах жизнедеятельности человека. Результат этих преобразований, ориентированных на переосмысление роли и значения человека, на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности, находит свое отражение в языке. Важную роль в этом процессе играет преобразование духовной составляющей человека, его мировоззренческих принципов и установок, осознание себя как личности, способной самоопределяться, развиваться, свободно мыслить и творить. Духовно-нравственное развитие человека обусловлено системой ценностей, или общественной идеологией, сформированной в определенный период времени. «Ядром ценностного сознания является система ценностных отношений, необходимость формирования которых определяется их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности» [1].
Стратегия развития личности – это результат развития общества. Становление общества зависит от многих факторов: от политического строя, экономического развития, социокультурного состояния общества и основных направлений культурных парадигм; духовных ориентаций, тесно связанных с ценностями, ценностными парадигмами общества, различных его групп и личностей. Доминирующей сегодня является именно ценностная парадигма как совокупность ценностных установок, представлений, определений, принимаемых и разделяемых тем или иным сообществом. Ценностная парадигма представляет собой соотнесение сущностных смыслов – ценностей и антисмыслов – антиценностей. «…позитивность всегда связана с оптимизацией жизнедеятельности социальных субъектов, с их взаимопониманием, взаимопомощью и повышением уровня духовных, гуманистических ценностей, а негативность – с разрушающими, эгоистическими, корпоративными притязаниями в ущерб другим общностям, конфликтностью, необоснованными претензиями на расширение зон влияния; с разрушительными тенденциями пессимизации и нигилизма, крайнего индивидуализма, потребительства в ущерб созидательным тенденциям; с различными патологиями и пороками» [2,300-306].
В современном казахстанском обществе происходит процесс смены парадигмы ценностного мышления. Модель сознания и мышления меняет свою прежнюю направленность. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отмечает: «… важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха» [3]. В основе развития гуманистических ценностей лежит становление ценностного сознания гуманистической личности. «Именно ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Для человека как целеполагающего субъекта – это основа всей иерархии целеполагания, обеспечивающая интеграцию общества, помогающая личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ценностная система общества составляет его базисную структуру»[1].
Явления окружающего мира обладают объективными свойствами, которые не только отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Поэтому личность не просто познает действительность, но и оценивает ее с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов. Постепенно формируется ценностное сознание, составляющие которого образуют ценностную парадигму.
Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов [4]. «Мир человека — это всегда мир ценностей»[5].
Ценности прежде всего являются предметом исследования философского направления – аксиологии, которая исследует природу, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.
Ценностная парадигма как языковой феномен исследуется в лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, что послужило появлению нового направления – аксиологической лингвистики, представителями которой являются Е.В.Бабаева, В.И.Карасик, Е.Н.Комаров, Н.А.Красавский, И.В.Палашевская, Г.Г.Слышкин, А.Н.Солохина, А.Н.Усачева и др. Объектом аксиологической лингвистики выступает интегративная совокупность – язык-сознание-культура-носитель языка. Ее предмет – язык как средство формирования, выражения и трансляции ценностей. Целью аксиологического анализа является выделение и описание в национальной языковой картине мира ее ценностного фрагмента – аксиосферы, а также ее социально обусловленных сегментов – ценностей отдельных общественных групп и личностей, диагностика духовно-нравственного состояния общества, выявление его ценностных ориентиров. По мнению когнитивистов, основой для изучения ценностей в языке служит когнитивное понятие «концепт», что дает основание считать исследования, посвященные языковому изучению ценностей, когнитивными. На наш взгляд, языковое исследование ценностей/антиценностей целесообразно проводить на материале того или иного дискурса.
Проблема дискурса, его сущность и свойства постоянно привлекают внимание современных российских (Н. Н. Болдырев, С. И. Виноградов, М. В. Гаврилова, М. Я. Дымарский В. И. Карасик, В. П. Конецкая, Е. С. Кубрякова, М. Л. Макаров, П. Б. Паршин, В. Е. Чернявская, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал и др.), зарубежных (J. Potter, M. Wetherell, D.
Schiffrin, Т. А. ван Дейк, П. Серио и др.) и отечественных (Ахатова Б.А., Байгарина Г.П., Калкабекова Д.Б., Шайбакова Д.Д.) лингвистов. В современных исследованиях различают следующие виды дискурса: педагогический, экономический, политический, медицинский, юридический, религиозный и др.
Интерес для нас представляет политический дискурс, который являет собой особую разновидность дискурса, обладающего высокой степенью аргументации для отстаивания точки зрения, оправдания или опровержения мнения . В лингвистической литературе термин «политический дискурс» представлен как многоаспектное и многоплановое явление, как комплекс элементов, образующих единое целое и употребляется в двух смыслах: узком и широком. «В широком смысле он включает такие формы общения, в которых к сфере политики относится хотя бы одна из составляющих: субъект, адресат либо содержание сообщения. В узком смысле политический дискурс – это разновидность дискурса, целью которого является завоевание, сохранение и осуществление политической власти [6,43-48]. Обзор теоретико-методологической базы показывает, что «политический дискурс –это совокупность всех речевых актов, используемых в политических дискуссиях, а также правил публичной политики, освященных традицией и проверенных опытом»[7].
На формирование общественного сознания, политических взглядов, мировоззренческих позиций активно влияет язык как знаковая система, язык как социокультурный феномен. Основным языковым средством политического дискурса принято считать идеологемы, занимающие особый статус в системе всей общественнополитической лексики [8]. Благодаря дискурсивной природе воспроизводства идеологий, лингвистический подход становится одним из важнейших компонентов мультидисциплинарных исследований идеологического феномена.
Карамова А.А. считает, что идеологичность является основным свойством политического дискурса, поскольку все тексты политического дискурса идеологически окрашены. Роль основного средства выражения идеологии в политическом дискурсе принадлежит идеологеме как языковой репрезентации идеологического концепта. В ее понимании идеологема это «лексико-фразеологическая единица, в значение которой входит идеологический компонент» [8]. В современном языкознании существуют различные типологии идеологем: классификации, основанные на месте и статусе идеологического компонента в структуре лексического значения, на денотативной соотнесенности с идеологией и связанными с ней понятиями» [9,92], по временномупризнаку [10]; актуальности / неактуальности идеологемы в современной идеологической картине мира и в современных дискурсах разного типа (прежде всего в политическом и публицистическом), особенности прагматической и коммуникативной характеристик идеологемы. [11].
В настоящее время лингвистические исследования идеологем развиваются по нескольким направлениям:
1) анализ идеологем различных исторических периодов развития языка (Барсукова В.В., Гусейнов Г.Ч., Купина Н.А.,Кутенева Т.А.);
2) исследование идеологем определённого идеологического контекста (Воробьева О.И.,Корнев М.С., Никитина М.Э.,Резник С.В.);
3) изучение идеологем в рамках того или иного дискурса (Журавлев С.А.,Клушина
Н.И.,Козлова А.В.);
4) исследование лингвоидеологем (МирошниченкоА.А.);
5) анализ идеологем в пространстве текста (Грякалов А.А.,Чернова О.Е.).
Идеологемы во многих трудах рассматриваются как инструменты выявления общественной реальности и общественных процессов. Формой существования идеологем является знаковая форма, например, слово, словосочетание или визуальный образ. Идеологемы исследуются с целью выяснения, каким образом они, как ключевые языковые и коммуникационные факторы, влияют на общество и его социально-культурную деятельность. Следовательно, они выступают как главные элементы борьбы за формирование и переформирование смыслов, как «носители» и «репрезентаторы» смысла и, тем самым, как узлы воспроизводства смысла. Таким образом, посредством идеологем разворачивается формирование, переформирование и распространение идеологии в социально-культурной и общественной жизни.
Е.Г. Малышева под идеологемой понимает «единицу когнитивного уровня – особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, частостереотипное … представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [12].
Автор настоящей статьи рассматривает идеологему как ментальный феномен и концепт, реализующий с помощью стилистических ресурсов языка важнейшие социальные функции и создающий общее идеологическое пространство. Через исследование идеологемы будет описана ценностная парадигма общественного сознания казахстанцев.
Планируется исследовать ключевые идеологемы общественного сознания казахстанцев в контексте решения задачи модернизации общественного сознания. Материалом исследования являются труды Н. Назарбаева.
Интерес представляет программная статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее:
модернизация общественного сознания».
В данной программе отражено формирование новой модели сознания и мышления, которые составляют основу казахстанской нации, выделены основные элементы модернизации сознания казахстанцев: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие, открытость сознания, культура, самообразование, совершенствование и т.д.
Корпус идеологем представляет важный языковой материал, в котором отражается ценностная и антиценностная парадигма. В ходе изучения данной статьи было выявлено около 100 языковых единиц с идеологическим компонентом в структуре лексического значения. Данный языковой материал позволил распределить выделенные единицы по двум группам – 1) ценности, 2) антиценности. В количественном соотношении преобладает группа ценностной парадигмы.
Приведем несколько примеров 1 группы:«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода» [3].
«Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость» [3].
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, — одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами» [3].
«Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех — это и есть прагматизм в поведении»[3].
Примеры 2 группы: «Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества — это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности» [3].
«Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего» [3].
«Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках»»[3].
Выделенные примеры представляют идеологемы, репрезентирующие общественное сознание казахстанцев с позиции политического лидера, руководителя страны. Автор статьи ставит перед собой задачу – провести лингвистический (когнитивный) анализ идеологем, которые должны стать ориентиром для модернизации общественного сознания современников. Доминирующая часть идеологем ценностной парадигмы свидетельствует о социальной трансформации современного общества, переходе от индустриального к информационному обществу. Ценностная парадигма имеет социальную значимость, ориентированную на перспективу устойчивого развития общества.
Модернизация общественного сознания определяет необходимость выработки идеологии в условиях новой ценностной парадигмы, которая будет способствовать развитию высокообразованной личности, духовного наследия, культа образования, конкурентоспособности, сохранения национальной идентичности и эволюционного развития страны.
Для выявления степени осознания носителями казахского и русского языков, проживающими в Казахстане, содержательного и ценностно-прагматического планов идеологически маркированных языковых единиц, выражающих идеологические концепты, планируется проведение массового широкомасштабного ассоциативного эксперимента.
В Казахстане недостаточно исследованными остаются вопросы, связанные с выявлением содержательного наполнения идеологем в политическом дискурсе современного Казахстана, с концептуальным анализом ценностных доминант общественного сознания, с формированием нового гуманитарного знания.

Список литературы
1 Разбегаева Л.П. Теория и практика гуманитарного образования (Ценностнокоммуникативный подход): дис. … пед.н. – Волгоград, 2001. – 375 c.
2 Свитич Л. Г. Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы // Материалы 55-го международного форума Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. – Санкт-Петербург, 2016. – Т. 2. – С. 300–306
3 Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» // «Казахстанская правда» от 12 апреля 2017г.
4 Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат,1990. – 494с.
5 Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. – М.: Политиздат, 1985. – 192 с.
6 Маслова В. А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова?// Политическая лингвистика. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 1(24). – С. 43-48.
7 Баранов А. Н., Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. – М.: Знание, 1991.
8 Карамова А.А. Идеологемы: определение понятия и типология// Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 2 (часть 1). – С.
9 Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С.92-95.
10 Клушина Н.И. Коммуникативная стилистика публицистического текста // Мир русского слова. – М., 2008.
11 Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс.Лингвокогнитивное исследование. Монография. – М.: Флинта, 2011. – 370 с.
12 Малышева Е.Г.Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация //Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2009. – Вып. 4 (30).




А.О. Мукашева
ҚАЗІРГІ ЛИНГВИСТИКАДА
ҚҰНДЫЛЫҚТАР ПАРАДИГМАСЫНЫҢ ЗЕРТТЕЛУІ

Бұл мақалада қазіргі лингвистикадағы құндылықтар парадигмасын зерттеудің түрлі бағыттары қарастырылып, қазақстандықтардың қоғамдық санасын жаңарту жағдайында менталды феномен ретінде идеологеммаларды зерттеу бағыттары зерделенеді (Н.Ә.Назарбаев еңбектері негізінде).

A.O. Mukasheva
RESEARCH OF THE AXIOLOGICAL PARADIGMIN MODERN LINGUISTICS
The article presents various approaches to studying the axiological paradigm in modern linguistics and also designates the directions of the research of ideologems as mental phenomenon in the conditions of modernization of the public consciousness of Kazakhstanis (based on works of N.A. Nazarbayev).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *