Эльмира Кадимовна САЛАХОВА
кандидат исторических наук
Институт истории АН РТ
Казань/Татарстан/Россия
Последние годы исследователи стали более активно вовлекать в научный оборот источники, позволяющие в деталях анализировать состояние и эволюцию общества. К их числу относятся мусульманские метрические книги, представляющие собой реестры актов гражданского состояния (рождения, браков, разводов и смертей).
России первый указ о письменном учете крещений и погребений православного населения г. Москвы появился в 1702 г. Повсеместное ведение церковных метрических книг для православного населения началось с 1722 г. На российских мусульман аналогичные правила были распространены лишь спустя столетие. 21 сентября 1828 г. появился указ Сената «О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению». Действие указа распространялось на все губернии, подведомственные Оренбургскому магометанскому духовному собранию (ОМДС) и Таврическому муфтию (до образования Таврического магометанского духовного правления) [Конькова, 2000, с. 81-88]. В соответствии с Указом имамы получали по два экземпляра метрических книг. Копии они оставляли у себя, а оригиналы отправлялись не позднее февраля следующего года в ОМДС или, соответственно, Таврическому муфтию. Весной 1918 г. был издан декрет о правилах ведения актов гражданского состояния, по которому ведение метрических книг изымалось у мусульманского духовенства и передавалось в местные органы Советов. Военные действия с началом гражданской войны несколько отсрочили практическую реализацию этого декрета. Мусульманское духовенство вплоть до 1930-х годов продолжало вести метрические книги, но они уже не носили легитимный характер.
Российские архивы обладают богатой коллекцией мусульманских метрических книг периода с 1829 по 1918 гг. и располагают достаточно представительной базой для научных исследований. Самая большая коллекция метрических книг хранится в ГКУ Национальном архиве Республики Башкортостан, в чье хранение были переданы фонды духовного управления мусульман [Кутушев, 2012, с. 54-59]. На втором месте, безусловно, является, ГБУ Государственный архив РТ, где из 10034 ед. хр. метрических книг, 4022 являются мусульманскими [Салахова, 2008, с. 39-41]. Здесь, в отличие от архива Республики Башкортостан, собраны не первые экземпляры, в его фондах, в основном, находятся вторые экземпляры, которые до того как попали в архив, хранились в мечетях. Поэтому, их сохранность и полнота коллекцией могут быть разной. В фондах архива отложились и хранятся метрические книги мусульман Казанской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Вятской губерний начиная с 1860-х годов. Также в разных архивах России, где проживали мусульмане, имеются метрические книги, созданные на арабской графике. В фонде Государственного архива Астраханской области хранится значительная коллекция мусульманских метрических книг, которая дополняет наши знания об истории татарской общины Астраханского края [Салахова, 2016, с. 86-95]. Важно, что в местном архиве представлены метрические книги буквально с первых годов после выхода Указа Сената 1828 г., чем не могут похвастаться другие региональные архивы.
Метрические книги как особый вид источников имеют большое значение для исторической науки. Они содержат ценный фактический материал, который может быть использован не только при изучении истории отдельной семьи, одного рода или населенного пункта, но и общества в целом.
Метрические книги дают четкую картину демографической ситуации населенного пункта, куда записывались все родившиеся и умершие. Исследовав метрические книги каждого года, предоставляется возможность воссоздать картину рождаемости и смертности населения. В этом плане метрические книги являются уникальными документами. В других архивных документах такую информацию мы не может обнаружить. Ревизские сказки, переписные документы, в отличие от метрических книг, фиксировали лишь статистику по численности проживающего населения в конкретное исследуемое время.
Разделы регистрации браков и разводов носят весьма интересную информацию, где раскрывается не только традиции народа, особенности свадебных обрядов мусульманских народов, это часть даст возможность рассуждать об экономическом состоянии народа в данный период, здесь же находится материал для рассуждения о шариатских нормах, которые были направлены на защиту прав мусульманских женщин. Так, обязательными условиями для регистрации брака было мусульманское вероисповедание брачующихся и взаимное согласие сторон [О ведении…, с. 13-14]. Главными свидетелями, как правило, являлись отцы с обеих сторон или опекуны, близкие родственники мужского пола – их называли вэли вэкиллэр («главные представители [сторон]»). Сам жених имел право быть свидетелем на церемонии своего бракосочетания; в документах (в основном после 1917 г.) встречаются и такие факты, когда это могла делать и женщина (в основном, вступавшая в повторный брак), хотя это случалось очень редко. Кроме того, со стороны обоих брачующихся выбирались по два, иногда по четыре свидетеля, так называемые ризалык шахидлэре («свидетели согласия»). Они могли быть родственниками, соседями или просто гостями торжества. На церемонии бракосочетания присутствовали исключительно мужчины, а невесту представлял ее главный свидетель. Свидетели в метриках расписывались или ставили свой родовой знак – тамгу. Фиксировалась дата бракосочетания, возраст и то, каким является брак по счету [НА РТ. Ф. 204. Оп. 177. Д. 855. Л. 203 об].
Традиционно брак у татар-мусульман регистрировался в приходе невесты, и только в исключительных случаях бракосочетание совершалось в приходе жениха или другом приходе [НА РТ. Ф. 4. Оп. 177. Д.582. Л. 329 об.-329]. Мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, для девушек брак был разрешен с 16 лет (при этом требовалась специальная выписка из метрической записи [О ведении…, 1916, с. 22-27]. Нами установлено, что допустимый возраст невесты для вступления в брак в зависимости от региона их проживания несколько отличается. Если у казанских татар-мусульман самый ранний возраст вступления девушки в брак было 17 лет [ НА РТ. Ф.204. Оп. 8 доп. Д. 18. Л. 145 об], а у групп, проживающих южнее, и история которых больше связана с кочевым образом – у астраханских татар – 16 лет [ГААО. Ф.1120. Оп.2. Д.92. Л. 6 об.; Д.91. Л. 7; Д. 148; Л.6].
современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. В этом отношении интересно отметить, что в изученных нами метрических книгах наблюдается обратная картина. На наш взгляд, такая ситуация может объясняться рядом причин. Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую было не так предусмотрительно, во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала [Салахова, 2015, с. 294-299]. Изучение этого вопроса по материалам метрических книг может дать интересную картину состояния общества и установить специфику региона.
Анализируя данные метрических книг, было бы неправильным обойти стороной вопрос многоженства. Многоженство не было характерным для общества Российских мусульман XIX – начала XX века. Более удачным термином, на наш взгляд, для этого явления было бы слово «двоеженство». Двоеженство не было повсеместным, так как уровень жизни простого крестьянина не позволял ему содержать две семьи. Двоеженство допускалось, например, в случае серьезной болезни жены, бесплодия. Интересным фактом явлется то, что второй брак совершался исключительно с согласия первой жены. Нами замечена еще одна причина вступления мужчины в повторный брак – это его обязанность опекунства над семьей умершего брата. Это была своего рода форма социальной страховки осиротевшей семьи близкого родственника. На наш взгляд, определенную роль здесь играло и нежелание раздела родового капитала.
Размер махра указанный при регистрации никаха дает представление экономического состояния как конкретной семьи, так и общества. С наблюдением размера махра можно выяснить круг имущих родов, также же по ним определяются те годы, которые экономически были не совсем благоприятными, что в свое очередь повлияла на размер махра. Махр являлся личным капиталом женщины, и она могла распоряжаться им по своему усмотрению [О форме ведения…, 1916, с. 22-27]. При разводе она могла сохранить свой капитал. Таким образом, мусульманская женщина была защищена и в прававом, и в материальном отношении. Процентное соотношение браков и разводов выграшно идет в пользу браков. Разводы в мусульманских семьях случались в исключительных случаях, но следует отметить и то, что после 1917 г. наблюдается резкое увеличение числа разводов [НА РТ. Ф.204. Оп.180. Д. 65, л. 183 об-183].
Разделы регистрации браков и разводов дают такую возможность, где можно наблюдать родственные отношения населенных пунктов, регионов, а также изучать миграционные процессы. Сложившиеся торговые отношения с древних времен и духовная общность казахов, также народов Средней Азии привело к родственным семейным отношениям представителей этих народов. Так, в метрических книгах г. Казани не мало фактов о бракосочетании татарки с представителем других тюркских, мусульманских народов. Нам также встречались факты регистрации смерти например, казахов в г. Казани. В метрических книгах татар Астраханской губернии из-за территориальной близости и тесные связи, которые идут с древних времен, ярко наблюдается не только родственные связи татар и казахов, но и отражаются факты культурного взаимовлияния. Так, имена астраханских татар, регистрированных в метрических записях дают интереснейший материал для филологов и историков, на основе чего можно изучать историю родственной взаимосвязи этих народов. Например, имена астраханских татар Туктар, Тутай, Жомабика, Куандык, Сагындык, Баубик, Динбик др. более близки к казахскому народу, нежели к казанским татарам [ГААО. Ф.1116. Оп. 1. Д. 39. Л. 1 об; Д.44. Л. 1; Д. 45. Л. 1 об.]
Обращает на себя внимание низкая продолжительность жизни в то время: причиной смерти человека, умершего в 55–60 лет, указывается “старость” [НА РТ. Ф.204. Оп.177. Д. 1177. Л. 137 об], правда встречаются и старожилы, которые жили до 90-100 лет, но их очень мало. Мусульманские метрические книги, как и документы подобного типа других конфессий, констатируют высокую детскую смертность в дореволюционной России [Копытова, 2007, с. 41-42]. Весьма перспективным аспектом изучения метрических записей может стать их исследование с точки зрения истории медицины, где можно проследить формирование и развитие этой области, названия болезней, проанализировать периоды вспышек и спадов тех или иных инфекционных заболеваний.
Метрические книги с филологической точки зрения являются не заменимыми источниками, так как в них содержатся языковой материал для изучения истории и развития языка, в них зафиксированы слова, которые использовались в то время и том регионе, многие из которых в настоящее время выпали с употребления.
Таким образом, эти документы требуют пристального внимания и немедленного изучения учеными разных областей, но к сожалению остро ощущается нехватка специалистов, способных изучать такого рода докуметов, которые написаны на старотатарском языке и переданы на арабской графике. Поэтому, основная часть мусульманских метрических книг не используется вообще. Многие региональные архивы из-за не имением специалистов, умеющих работать с арабографичными документами не могут даже предоставлять справки о гражданском состоянии запрашиваемого. А в некоторых регионах, наоборот, наблюдается черезмерный большой спрос. Например, жители Республики Татарстан и Башкортостан последние десятилетия стали активно интересоваться историей своего рода, составляют свои шеджера. Большую часть запросов граждан, поступивших в республиканские архивы составляют именно справки тематическо-генеалогического характера. Также граждане вправе находить информацию самостоятельно, изучив документы в читальных залах архивов. Повышанный интерес граждан к этой теме, в свою очередь привел к тому, что эти ценнейщие документы стали сильно изношиваться, физическое состояние многих из них пришли к плачевному состоянию. Этот процесс ускорил ряд ранее невиданных псевдоисследователей родословных, которые всеми возможными способами (к примеру, сайты интернета) предлагают свои услуги всем желающим по составлению их родословных (шеджере). Качество выполненных такими непрофессиональными исполнителями частных родословных чаще весьма далеки от настоящей родословной заказчика. За эти годы из-за бурной деятельности таких незарегистрированных «предпринимателей» использование, а точнее физический износ, метрических книг возрос многократно.
Для предотвращения необратимого процесса утери документов в Национальном архиве Татарстана (ныне Государственный архив) в конце 90-х годов была создана база метрических книг в виде микрофильма на пленочной основе, которая предполагала замену выдачи оригинала метрической книги на ее копию с целью сохранения оригинала от физического износа особо ценного документа. Однако, основная часть выполненных копий метрических книг сделана не качественно, сбита резкость и практически нечитаемая для пользователей. В этой связи созданная наспех база копий метрических книг практически не востребована, и пользователям продолжали выдавать документы со статусом особо ценные на руки. Более того, они постоянно по запросу читателей подвергались перемещению (перевозке на грузовом транспорте) из здания хранения в здание расположения читального зала. На сегодняшний день износ самых востребованных документов – метрических книг составляет от 30 до 50 %, это при том, что в середине 90-х годов степень физической сохранности этих документов составляла 100%. Отрадно сообщить, что в настоящее время приоритетом нового руководства архива стал вопрос сохранения ценных документов, их усиленное внимание было направлено именно на мусульманские метрические книги. Прекращена выдача оригинала документа в руки, активными темпами идет оцифровка мусульманских метрических книг, что в свое очередь предотвратит исчезновения документов. В самое ближайшее время в планах Государственного архива РТ создать «Генеалогический центр», который будет предоставлять услуги по изучению истории отдельных родов на основе архивных документов, в исследованиях, безусловно, основное место будут занимать метрические книги. Таким образом, будут созданы условия гражданам на их право знать правдивую историю своей семьи и рода. Так же следует отметить достижения архивистов Башкортостана, где на сайте Архивного управления размещены методические рекомендации и пособия по работе с архивными документами, в том числе с метрическими книгами. Проведение в Башкортостане ежегодного праздника республиканского масштаба «шаджара байраме» (праздник родословной) берет начало именно с правильно организованной работы архивистов.
настоящее время актуальными вопросами являются как сохранение, так и грамотное использование, и изучение мусульманских метрических книг.
Современные технические возможности, широкие цифровые технологии диктуют иные подходы и требования по хранению, использованию исторических документов.