ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (лат. traditio — передача, предание) — стороны, элементы целостного политического процесса, которые воспроизводятся исторически на протяжении длительного времени в одной и той же форме.
Традиции основываются на глубоком тождестве политического процесса самому себе. Классическое традиционное общество не изменяется. Такое общество пытался обосновать, в частности, Платон. Поскольку неизменность жизни невозможна, традиционность имеет последовательный ряд форм, каждая из которых устойчиво выражает необходимость политического и социального содержания конкретной фазы.
Противоположность традиции — новация или инновация. Традиции и новации постоянно взаимодействуют, создавая конфликтные ситуации. Степень традиционализма зависит, в первую очередь, от динамичности данного общества. Например, земледельческие цивилизации Востока породили деспотическую политическую систему, которая носила в высшей степени стабильный характер, позволивший ее определитькак традиционную политическую систему. Во многих странах восточная деспотия просуществовала, почти не изменяясь, до середины XIX в.
Традиционные отношения воспроизводятся в форме ритуала — устойчивого алгоритма социального взаимодействия. Ритуал обладает жесткой схемой, которая известна всем жителям и обязательна для всех, предписывая способ осуществления политического процесса.
Начиная с античности, политические и иные отношения не вписываются в жесткую схему ритуала, возникает потребность в политическом творчестве. Поэтому в западной культуре политика более динамична. С нового времени достаточно быстро развивается демократия, которая в своей структуре традиции содержит как момент. В последние века в отношении традиций в политической структуре Запада сложилась дихотомия (исключающие друг друга противоположности) «консерватизм — радикализм». В основе консерватизма лежит убеждение, что политические и социальные формы вырабатываются, в первую очередь, в результате опыта. Этот опыт и политические формы, его выражающие, имеют недостатки. В то же время попытки улучшить эти отношения приводят к обратному результату — жизнь ухудшается. Поэтому консерватизм настаивает на преемственности, традициях в политике, он опирается на историю общества.
В основе противостоящей мировоззренческой ориентации — радикализме — заложена идея о том, что та политическая практика, которая имеет отрицательный статус, должна быть значительно улучшена. Для этого необходимо разработать программу новаций, преодолеть традиционные политические формы и добиться успеха. В конце XX в. в политической практике демократических стран произошло сближение неоконсерватизма и неолиберализма, а радикализм получил негативную идеологическую оценку.