«ПРАВЫЕ» и «ЛЕВЫЕ» в политике

«ПРАВЫЕ» и «ЛЕВЫЕ» в политике — понятия, в своей совокупности показывающие спектр возможных политических направлений и имеющие определённое значение и в политической мысли.

Адекватное выявление существующих разногласий между политическими направлениями затрудняется тем, что в политической жизни «правые» и «левые» нередко меняются местами.

Термины «правые» и «левые» появились в послереволюционном (1789г.) французском парламенте, в котором возникли три направления, выбравшие (что получилось случайно)    свой порядок рассаживания по местам:  в правом крыле  расположились  фельяны  — депутаты, желавшие  сохранить  монархический строй и регулировать его с помощью Конституции; в центре сидели жирондисты — колеблющиеся республиканцы; на левом крыле устроились якобинцы — сторонники радикальных революционных действий, стремящиеся к фундаментальным переменам.

Таким образом,  произошло первоначальное разделение на «правых» и «левых» в политике: правые — это те, кто желает сохранить существующее положение, «статус-кво»; левые — те, кто выступает за необходимость перемен, преобразование общественного строя. Синонимами «правых» стали понятия консерватор и реакционер, а «левых» — радикалы и прогрессисты.

По мере развертывания практической деятельности правых и левых стали вырисовываться контуры различных трактовок социально-экономических и политических проблем. Они предложили свою трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязывать со стороны те или иные правила. Правые требовали безопасности для человека и собственности, а также законности. Правые придерживались либеральной экономической теории, что означало ограничение  роли  государства как в политической жизни, так и в экономической, поскольку вмешательство государства разрушает экономику и лишает свободы.

Левые сделали акцент на принципе экономического эгалитаризма (равенства). Требования равенства сопровождались попытками обеспечить его при помощи государства.

В европейской традиции принято считать, что «правые» подчёркивают приоритет личности, а «левые» — приоритет общества и государства. Однако, такое понимание «правого» и «левого» долго не принималось в русской общественно-политической мысли. Об этом эмоционально писал русский философ С.А.Франк в своей статье «По ту сторону «правого» и «левого», написанную в 1930 году, за пределами Родины. До 1917 года для всякого политически грамотного человека «правые» означало «реакцию, угнетение народа, аркчеевщину, подавление свободы мысли и слова; левые — освободительное движение, освященное именами декабристов, Белинского, Герцена. «Левые» — это сочувствие всем «униженным и оскорблённым» и т.д. Однако, по мнению Франка, после октябрьского переворота произошло переворачивание понятий. «Левое» стало синонимом произвола, деспотизма, унижения человека; правое — символом стремления к достойному человеческому существованию…»

Подобное переворачивание привело к неопределённости в использовании данных понятий. Интересно, что ситуация повторилась на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. в России. 

Причины терминологической путаницы тот же Франк объясняет следующим образом. При господствующем политическом порядке (до 1917 г.) было привычным рассматривать «правых», находящихся у власти, охраняющий существующий порядок. И «левых», стремящихся к перевороту, к установлению нового «справедливого» общества. «Но когда этот переворот, — пишет Франк, — уже совершился, когда господство принадлежит «левым», то роли, очевидно, меняются: «левые» становятся охранителями существующего — а при длительности установившегося порядка даже приверженцами — старого и «традиционного», тогда как «правые» при этих условиях вынуждены взять на себя роль реформаторов и даже революционеров».

Процесс становления в России гражданского общества, правового государства будет воспроизводить соответствующую политическую систему, в которой политическая шкала будет отражать традиционное для западных стран деление на «правых» и «левых» в политике.

Двухсотлетняя история политической шкалы Европы претерпела немало изменений. Сегодняшние консерваторы мало напоминают прежних «правых», также как радикалы уже не представляют потомков якобинцев. Радикальные политические силы были оттеснен с левого фланга в центр в конце ХIХ века, когда слева расположились социал-демократы.

Политические направления универсальны, в каком бы государстве они ни наблюдались; они разнятся лишь по названиям и стоящими за ними силами. Деление на «правых» и «левых» в политике, видимо, долго не потеряет своей актуальности и будет существовать, по крайней мере, до тех пор, пока будет функционировать государство, т.е. будет существовать перераспределительный механизм в обществе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *