
ПРАВО И ПОЛИТИКА — понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право — система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно — такой же ограничитель власти, как и традиция, сила, обычай, религия или мораль. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но, с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. Объективной иллюзией являются представления о том, что источником происхождения, развития и изменения правовой сферы выступает государство (т. н. «юридический позитивизм» Р.Иеринга, Г.Кельзена и Г.Еллинека). Появлением этого заблуждения мы обязаны десинкретизации первоначально единого социума в Новое время, с выделением, как особых, сфер политики и права, а также соответствующих им видов профессиональной общественной деятельности. На самом деле источником правовых систем выступают отношения и связи, складывающиеся внутри гражданского общества (т. е. вне и до государства), с усложнением процессов производства, собственности, семейной жизни, с выделением личности из общественного целого. Правотворческая деятельность государства закрепляет в правовых нормах закономерности общественного развития, которые выражались до этого в религиозных, моральных
установлениях, в традициях и обычае этноса («обычное право»). Поэтому в праве можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в культурном развитии народа, но, кроме того, оно содержит ориентиры и регулятивы для политики, устанавливает границы потестарного воздействия, что особо проявляется в правовом государстве (где гражданин и государство — равные субъекты права). Принято выделять международное и внутреннее право (в последнем различаются уголовное, конституционное, семейное, гражданское (частное), трудовое право — в зависимости от объекта его приложения, т. е. регулируемых ими общественных отношений).
Первые исследования взаимодействия п. и п. на собственной основе (без привлечения сил божественного и сакрального порядка) тоже относятся к Новому времени. Было констатировано отличие естественного (природного) и установленного (законотворческой деятельностью государства) права при приоритете первого (на индивидуальном уровне принимающего форму естественных прав и свобод человека, которые отменить и нарушить не в силах само государство). Уже у Т.Гоббса и Д.Локка содержится основополагающее требование к политической власти — подчинение праву. Это выражается уже в правовом происхождении государства (путем общественного договора, т. е. по сути акта правового). Ш.Монтескье, одним из первых изучавших национальные системы права, обратил внимание на объективную детерминацию их природногеографической средой, национальной психологией, условиями жизни и хозяйствования этноса, утверждая качественное единство правового и политического процессов. «Естественно-правовая школа» (Х.Томазий, С.Пуфендорф, Х.Вольф) главное отличие правовой системы от других нормативов (например, морали) видели в опоре на санкционирующе — карательный авторитет государства. Право может быть сопряжено с «мощью», или силой (Спиноза), справедливостью (Гроций), защищенностью (Т.Гоббс). Первые исторически зафиксированные системы права — «римское право», кодекс Юстиниана, Саллическая и Русская Правда. По Д.Вико, вектор правового процесса в истории — не только в разделении системы права, но и в придании ему всеобщего характера (субъектное расширение правового пространства). Важным следствием правового прогресса явилось появление «частного права», как регулятора жизни в гражданском обществе, охватывающее область частных, индивидуализированных интересов, дела отдельных лиц в экономической, социальной, духовно-нравственной сферах общества.