АБАЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В
КАЗАХСТАНЕ

АБАЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В
КАЗАХСТАНЕ

Ибрагимова А.
КГУТИ имени Ш.Есенова, студент группы ПИП-19-2 Научный руководитель: Таджибаева Ж.А.

Аннотация. Данная статья посвящена педагогическим взглядам и идеям А.Кунанбаева. Рассмотрена гуманистическая концепция нравственного воспитания, обучения, становление личности. Педагогические и просветительские идеи А.Кунанбаева положили основу педагогической науки в Казахстане. В современную эпоху образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Ключевые слова: А. Кунанбаев, педагогические мысли, воспитание, образование, нравственность.

Высшее образование, или высшее профессиональное образование – уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Большое значение образованию, воспитанию подрастающего поколения придавали просветители казахского народа А.Кунанбаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов и многие другие.
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, мыслитель, патриот, просветитель – демократ, основоположник казахской письменной литературы. В его наследии, обширном творчестве содержатся философские и просветительские, передовые для своей эпохи педагогические мысли, непосредственно образования и воспитания казахской молодежи, мысли, созвучные с благородными идеями прогрессивной педагогики. Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодальногородового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако, они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теорий и практики: «Взаимосвязь между трудовым нравственным, умственным, эстетическим воспитанием, признание ведущей роли воспитания в формирований личности, труд как один из главных средств воспитания и т.д.». Постижение его педагогических взглядов невозможного без изучения национальных истоков его творчества. Без понимания того, что он впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа в его народной педагогике и народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая актуально национальное и интернациальное. Проблемах, затрагивающих вопросы науки и религии – он без колебания занимал сторону науки, т.е. будущее казахского народа видел в овладении знаниями, развитии образования, науки, просветительства.
В соответствии со своей эпохой и требованиями жизни Абай Кунанбаев призывал казахов, которые не отдавали своих детей в школу, настойчиво советовал обучать своих детей русскому языку «Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его, сделаешь тем благо и ему и своему народу». Он призвал молодежь к учению, к овладению русской наукой. Новыми различными ремеслами, советовал трудиться честно на благо общества. Абай Кунанбаев в своем труде «Книга Слов, Двадцать пятое Слово», посвятил раскрытию решающей роли русского образования для прогресса казахского народа. Он говорил своему народу: «Главное научиться русской науке. Наука, знание, достаток, исскуством — все это у русских» [1].
Абай не был профессиональным педагогом. Однако, ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же Абай черпал всю эту мудрость. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенный знаниями. Согластно взгядом Абая, дети тянутся к учебе , знания у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Большое значение придавал, что и человек сам стремиться к этому, это его толкает разум, на сознание необходимости знаний. Абай вместе с тем подчеркивал значение школьного обучения казахских детей на родном языке. По мысли Абая, человек должен усвоить основы знания на родном языке и только потом нужно переходить к изучению других языков. Остро и широко ставил вопрос о всеобщем народном образований: «Надо создать школу, надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки» [«Сороковое Слово», из книги «Слова назидания»].
Величайшую силу, способствующую всестороннему развитию личности, Абай видел в общественно – производительном труде и «Книге Слов», «Сороковое Слово», пишет: «Труд закрепляет в осознаний услышанное. Человек приводит значение в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным. И тунеядство, лень, паразитический образ жизни неизбежно ведут, по мнению, Абая к тому, что человек перестает быть человеком. Абай верил в силу воспитания, образования и возлагал на него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием [1].
В его творчестве важное место занимают вопросы нравственного воспитания. Поэт – мыслитель призывал людей жить так, как мысль о том, что люди живут не так, как требует законы нравственности, законы самой жизни и природы. Его мысль отражается в его стихотворениях. По мнению поэта наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. В частности он говорил:
Чтоб человеком ты был,
Ты пятерых побори, и пятерых избери… Разум и доброта, упорство, скромность и труд, Доверься – не пропадут.
Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого человека, живущего интересами, мыслями родного народа. В вопросах нравственного воспитания Абай опережал свое время на целую эпоху. Настойчивая пропаганда трудового воспитания – один из важнейших аспектов педагогических взглядов Абая и его мировоззрения как просветителя – демократа. Абай вел активную борьбу за превращение интернатов в один из важных очагов распространения в Казахстане культуры. В стихотворений «В интернате учатся», он подверг резкой критике утилитарное направление содержание всего учебного курса. Великий поэт видел главную задачу интернатов в том, чтобы они давали казахской молодежи прочное и всестороннее образование. Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания.
Из богатого наследия поэта и просветителя для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее, и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного, нравственного, трудового, семейного воспитания молодого поколения. Он упорно стремился утвердить идеал нового человека – деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Призывая молодежь к знаниям, он писал в своих произведениях
« Знания человека – это мерило человечества». «Лишь знанием жив человек , Лишь знанием движется век!
Лишь знание – светоч сердец!»
Абай – наставник и учитель, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему. Вопросы нравственности и человечности являются основной темой его произведений («Книга Слов», Слово 45) Начало человечности – любовь и справедливость.
Они присутствуют во всем и решают все.
Это – венец творения Всевышнего.
Педагогические вгляды Абая были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, а прежде всего огромной любовью к своему народу, глубокими связями с родным народом, переживанием за настоящее и будущее казахского народа… Его глубокие познания народной педагогики, народной мудрости с выразительностью воплощены в его произведениях и стихах.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Абай, Книга слов. Слова назидания. Алматы – 2020.
2. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /
Сост. – Алматы: Рауан, 1995. – С. 523

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *