АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ А.КУНАНБАЕВА В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ А.КУНАНБАЕВА В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

Мендигазиева С.
КГУТИ имени Ш.Есенова, студент группы ПИП-19-2 Научный руководитель: Таджибаева Ж.А.

Аннотация. Данная статья посвящена нравственным аспектам педагогических воззрений А.Кунанбаева. Рассмотрены нравственные, моральные аспекты воспитания и обучения. Анализированы идеи гуманизма, патриотизма, нравственности в произведениях А.Кунанбаева. Нравственные заветы Абая Кунанбаева были исключительно прогрессивны в условиях господства патриархально-родового общества. Однако и в наши дни актуальны мысли просветителя и сегодня имеют большое воспитательное значение. Единственный путь к новой жизни он видел в просвещении, в духовном раскрепощении человека.
Ключевые слова: просвещение, нравственность, воспитание, обучение, образование.

Нынешний 2020-й год знаменуется событием республиканского масштаба и значения — юбилей в честь 175-летия многогранно талантливого гения, поэта, просветителя Абая Кунанбаева. Бесценное наследие великого гуманиста, с высокими нравственным критериям, положившие основу формирования последующих поколений, актуально и в современную эпоху. В своих популярных стихах Абай постоянно призывал казахский народ к просвещению и знанию. Абай был хорошо знаком с сочинениями К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других выдающихся русских педагогов и писателейи его призывы к воспитанию человека, высказывания против физических наказаний, пропаганда применения в обучении детей гуманных педагогических принципов были совершенно новыми для казахского народа.
Абай горячо любил свой народ и работу учителя, хотя и не был по профессии учителем. Он всегда умел заинтересовать детей и привить им любовь к знаниям и своим мягким и гуманным обращением снискал к себе любовь учащихся. Абай написал сборник рассказов для детей, получивший широкое распространение в казахских школах. Абай придавал серьезное значение напряженному умственному труду учащихся, выступал против легкого и поверхностного обучения. Одновременно с этим он ратовал за физическое развитие и эстетическое воспитание школьников. Он призывал к широкому, всестороннему образованию, осуждал и разоблачал «просветительскую миссию» царизма. Он выступал против схоластического обучении, требовал сознательного усвоения знаний, сознательной дисциплины.Абай был большим сторонником русской прогрессивной мысли. Считая необходимым изучение казахами русского языка и русской литературы, он добился того, что по его переводам вся грамотная часть населения Казахстана имела возможность читать русских классиков — А.Крылова, А.С. Пушкина, М. Лермонтова и других писателей. Подчеркивая важность изучения русской культуры, Абай Кунанбаев писал: «Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».
Этические взгляды Абая являются выражением его демократических убеждений. Он осуждал эгоизм и корыстолюбие эксплуататоров, делающие их равнодушными, безразличными к судьбам ближних. Абай призывал своих современников не враждовать, а оказывать взаимопомощь, считать друг друга братьями.
«Так будь отзывчив, как друг и брат, И поделись со всеми, чем богат.
Да будет дружба искренней и честной,— И все дурные чувства замолчат!»
Пропагандируя идеи гуманизма среди народа, Абай подчеркивал, что каждый, кто любит и уважает себя, должен любить и уважать другого, видеть в нем такого же человека. В противном случае его эгоизм перерастает в ненависть к людям, вызывая с их стороны ответную реакцию. Более того, слепой эгоизм, по мнению просветителя, рождает самое отрицательное явление в поступках людей – подлость. Прямо в соответствии с выше описанной бездуховно меркантильной обстановкой у Абая Кунанбаева существуют слова назидания. В «Шестом Слове» осуждает нравственные пороки, тунеядство, лень:
«Лишь тунеядец и нахал
Готовой пище рад всегда Хоть с виду ловок, мразь душой – Ведь жить привык он без стыда.
Лучше умереть, чем влачить такое существование».
Процитировав отрывок из его безыимянного стихотворения «Пока не знаешь – молчи…», мы хотим напомнить некоторые простые и банальные истины, которые чаще всего забываем в нашей рутинной жизни:
«Что человеком ты был
И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство – Вот пять врагов твоих, знай. А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись.»
Если провести сравнительный анализ известных строк, то данный пример, демонстрирующий шаблон нравственного наставления можно интерпретировать на модернизированном обществе следующим образом. Вредные привычки, безнравственность в век динамичного развития и множество других разновидностей факторов влияют в крайне негативном направлении и способствуют нравственной деградации личности. Сейчас важно и актуально формирование критического мышления у молодежи. Критически думать, осознанно выбирать деятельность и критически относится информацию, уметь различать истину и ложь, добро и зло и т.д. Формированию и развитию критического мышления способствует обучение и воспитание. В «Словах назидания» Абай направлял детей учиться, рационально расставлять приоритеты в жизни.
Обучение детей – наш долг прямой.
Сына отдал в медресе: «Учись, родной!» Цель не в том, чтоб достался чин большой.
Нравственные пороки общества, которые описываются в «Словах назидания» имеет место в современном обществе и великим гуманистом указаны пути решения данных проблем. Таким образом, прогрессивная деятельность Абая, направленное на просвещение, нравственное воспитание подрастающих поколений, приобщению к науке и общечеловеческим ценностям, формирование духовно-нравственного человека актуально в современную эпоху.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Антология педагогической мысли Казахстана
2. Слово об Абае. Казахская литература. Учебник-хрестоматия. Часть 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *