КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio — превращение, изменение) — политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общества. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образовательную, культурную, потребительскую и другие.
Противостояние между капитализмом и социализмом породило невиданный в мире уровень милитаризации. Основная тяжесть милитаризма легла на плечи населения СССР. Можно сказать, что социализм в России позволил осуществить за несколько десятилетий промышленную революцию. В то же время это была индустриализация, ориентированная на милитаризм. Сверхмилитаризация соцлагеря была вызвана двумя причинами: реакцией капиталистического окружения на новые общественные отношения и сверхэксплуатацией населения, которая для своего оправдания требовала обстановки «военного лагеря».
После развала социализма в обществе возникла новая ситуация, породившая цепь проблем. Для создания рыночных отношений необходимо преодолеть сверхэксплуатацию рабочей силы, чтобы обеспечить общество полноценным качественным трудом. Без сокращения военных расходов эту задачу решить нельзя. В то же время сокращение военных расходов, проведение глубокой демилитаризации, в свою очередь, нуждается в громадных затратах. Сложилась очень сложная ситуация. Один из центральных моментов демилитаризации — необходимость перевода «оборонной» промышленности на мирные рельсы. В СССР значительная часть промышленных мощностей обслуживала военную сферу. До сих пор мы не знаем точных пределов этого явления.
Отрицательная роль милитаризации заключается в том, что промышленность, работающая на нее, для потребления народа не дает ничего, а сама является прожорливейшим потребителем материальных, духовных благ и труда. Таким образом, для бывшего СССР проблема конверсии была одной из самых важных.
В процессе рыночного реформирования это противоречие приобрело еще большую актуальность для России и других стран бывшего социализма. В 1992 г. был принят закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Этот закон основывался на ряде принципов. Во-первых, конверсию планировалось осуществить при сокращении бюджетных расходов на производственную деятельность в оборонном комплексе. Высвобождающиеся мощности предполагалось привлекать к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического характера. Вовторых, современные технологии ориентировались на производство продукции, которая могла бы конкурировать на международном рынке. Задачи поддержания обороноспособности России должны были решаться за счет средств военного бюджета. В-третьих, в законе была предусмотрена полноценная социальная защита работников этой сферы в соответствии с законодательством России.
Мировая практика конверсионных мероприятий позволяет сделать вывод, что это очень дорогой и длительный процесс. Это связано с высокой специализацией данного производства, которое очень трудно перестроить на другой вид продукции. Видимая простота конверсии и у нас обернулась совсем по-иному. На практике оказалось, что армия и сфера ВПК (военнопромышленного комплекса) в условиях сокращения вооружений и конверсии требуют еще больших затрат, чем при их традиционном использовании. Сокращение бюджетных ассигнований на проведение конверсии оказалось неоправданным. С другой стороны, у России в настоящее время средств на эти программы просто нет. Это привело к фактическому свертыванию производства в оборонном комплексе. Масса работников стала фактическими пенсионерами на содержании у государства. Российское государство попало в ситуацию пока неразрешимую: для того, чтобы осуществлять реформы на рыночной основе, необходимо экономическое воспроизводство сделать рентабельным, а его подавляющая часть представляет собой ВПК.
Если ВПК не поддается конверсии, то его рентабельность возможна либо в условиях войны либо при превращении России в субъекта мирового рынка вооружений такого уровня, которые пропорционален объему ВПК. Как видим, ни политически, ни практически эти проблемы до сих пор неразрешимы.