НЕОМИФОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Э.Т. ЖАНЫСБЕКОВА
Докторант КазНПУ имени Абая, Алматы, Казахстан

НЕОМИФОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья посвящена анализу мифологических сюжетов, используемых в современных художественных произведениях. В генезисе современных литературных сюжетов всевозможные мифологические темы, мо- тивы, образы, персонажи играют большую роль. Можно сказать, чтоXXвекепроизошло оживление мифо- логических пластов человеческого сознания. Эти пласты могут быть обнаружены в любом обществе и на разных стадиях общественного развития, так как одним из элементов массового сознания является его ми- фологичность.Суть неомифологического сознания заключается в том, что во всей культуре актуализирует- ся интерес к изучению классического и архаического мифов. Так, миф становиться своеобразной сокровищ- ницей, источником новых тем и образов. Миф является для писателя лишь приемом, помогающим вписать ирреальные персонажи в современность и усилить занимательность сюжета, посвященного бытописанию. Ключевые слова: неомифологизм, миф, литература, художественный процесс, авторское мифотвор-
чество.

Американский ученый У.У. Дуглас, доводит «принцип неопределённости» констатирующий, что у понятия «миф» ровно столько значений, сколько применяющих его исследователей [1, 260]. Инте- ресуются мифами многие – философы, фольклористы, религиоведы, этнографы, литературоведы, критики. Особые характеристики мифа отмечает, О.М.Фрейденберг давая ему определение в своей работе «Миф и литература древности: «Образное представление в форме нескольких метафор, где нет нашей логической, формально-логической каузальности и где вещь, пространство, время по- няты нерасчленённо и конкретно, где человек и мирсубъективно-объективно едины, – эту особую конструктивную систему образных представлений, когда она выражена словами, мы называем ми- фом» [2, 120].
Можно судить, что миф для писателя становиться своеобразной сокровищницей, источником новых тем и образов, помогающим вписать ирреальные персонажи в современность и усилить за- нимательность сюжета, посвященного бытописанию. Начинают появляться произведения, в кото- рых используются не только известные мифологические персонажи, но и отдельные мотивы миро- вой мифологии (инициации, превращения, сражения с чудовищами, поиска похищенного). Миф, использованный писателем в произведении, приобретает новые черты и значения. Авторское мыш- ление накрадываясь на мифопоэтическое мышление, порождает, по сути, новый миф, несколько отличный от своего прототипа.
Идеологию нового, нетрадиционного подхода к мифу предложили Ф.Шлегель, братья Гримм, Ф. Шеллинг и другие немецкие романтики. Согласно Ф. Шеллингу «Мифология является необходи- мым условием и материалом всякого искусства, и всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открывающуюся ему часть мира и из его материала создать собственную мифологию» [3, 147]. Таким образом, автор создает произведение, в котором свободно чувствуют себя реальные и нереальные персонажи.
Суть неомифологического сознания заключается в том, что во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифов. Можно сказать, что само время, раз- личные процессы происходящие, в современном миреспособствуют оживлению мифологических пластов человеческого сознания. Эти пласты могут быть обнаружены в любом обществе и на раз- ных стадиях общественного развития, так как одним из элементов массового сознания является его мифологичность. Как утверждает Т.А. Апинян: «Мифологизм – элемент всякого культурного и лич- ностного сознания вне возрастного, культурного или исторического состояния. Существует всегда и наряду с наукой, искусством и прочими формами отражения мира и ориентирования в нем. Не хуже и не лучше, а другая форма отражения реальности, со своими функциями и смыслами – т.е. с собственной онтологией и эпистемологией» [4, 10]. Всевозможные мифологические темы, мотивы, образы, персонажи играют большую роль в генезисе современных литературных сюжетов. Можно с уверенностью заявить, что в XX веке неомифологизм становиться основополагающим свойством литературы.
Неомифологизм подразумевает такое построение художественного текста, при котором в осно- ве сюжета лежит мифологическая основа, а произведение уподобляется мифу по своей структуре. Во-первых, миф оперирует фантастическими образами, воспринимаемыми как реальность, либо реальными образами, которые наделяются особым мифологическим значением. Во-вторых, необ- ходимо отметить особенности мифологического времени и пространства: в мифе «время мыслить- ся не линейным, а замкнуто повторяющимся, любой из эпизодов цикла воспринимается как много- кратно повторяющийся в прошлом и имеющий быть бесконечно, повторяться в будущем» [5, 86].
Характерной тенденцией современного творчества становится активный поиск и нахождение новых методологических подходов, средств и приемов художественной выразительности, в том числе различных модификаций и экспериментов внутри жанра (в особенности романа).
Как отмечает С.М. Алтыбаева: «Современная художественная проза – это большая диалоговая площадка различных художественных методов, концепций. В настоящее время развивается мно- жество различных подходов, именно, реалистические произведения с элементами натуралистиче- ской эстетики, активно развивается постмодернистская литература, философическая литература, историческая проза, фантастическая и сатирическая литература. Особняком стоят произведения, в которых доминирует неомифологический контент». Примером этому может служить творчество А.Жаксылыкова, Р.Сейсенбаева, М.Магауина, Ч. Айтматова, О. Бокеева, А. Алтая и других.
Роман «Сны окаянных» А. Жаксылыкова является многоплановым, полифоническим повество- ванием, опирающимся на мифологический слой. Миф, таким образом, является не только элемен- том подтекста, но и пружиной развития конфликта.Сложившиеся в недрах национальных культур

морально-эстетические ценности порой оказываются под громадным слоем различных напластова- ний исторического, культурного или личного характера.
По утверждению Р.Барта: «Мифологические элементы не ограничиваются мифологическими персонажами. Именно структура мифа, отличает его от всех других продуктов человеческой фан- тазии». Таким образом, именно структура определяет принадлежность некоторых элементов про- изведения к мифологическим. Таким образом, мифологическим элементом может быть и нечто ре- альное, интерпретированное особым образом. Согласно Р.Барту «Мифом может быть все» [6, 103]. Синтез различных методов –мифо-религиозного, фольклорно-ритуального в неомифологизме XX века, проникновение в глубинные структуры и механизмы, многоуровневость авторского ми- фотворчества, также требуют и определенного подхода к анализу. Многочисленные мифы, символы и прообразы способны оживать, и пробуждаясь в нас, напоминать об абсолютных ценностях, может на сегодня во многом забытыми нормами, которые и составляют национальную природу человека. На формирование художественного процесса, помимо, собственно художественных, оказывают воздействие и общекультурные традиции и формы общественного сознания (наука, философия, мо- раль, политика, религия, право).Поиск цельного человека, живущего, в катаклизмах XX века и есть главное направление казахской прозы последних десятилетий. Поэтому, часты использование по- этики модернизма: поток сознания, сны, исповедь, двойственность сознания. Изображаемый пер- сонаж – герой мыслящий, через образ которого, писатели пытаются выяснить то, что же произошло с сознанием людей. Когда человек перестает быть «мерой всех вещей», почему и когда оказались
стертыми границы между любовью и ненавистью, жизнью и смертью, свободой и рабством?
Автор, таким образом, используя метод мифологизма в своем произведении, пытается пробудить в людях чувство гуманизма. Подобное пробуждение нуждается в своеобразном толчке, который способно дать творчество художника. Но художника не любого, а именно того, кто родственен сво- ему народу и имеет ту же систему ценностей, что и люди его земли.
В творчестве современных казахских авторов ощутимо влияние фольклора. Наблюдается по- пытка переосмысления эстетического опыта фольклора и осознанного использования некоторых особенностей его поэтики. М. О. Ауэзов был одним из таких авторов, кто активно использовал фольклорные мотивы и формы, последовательно обращался в своих произведениях к духовно-эсте- тическому опыту легенды, притчи и мифов.Роль вставных рассказов в композиции произведений М.О.Ауэзова не сводится к орнаментальной. В их функции мы видим проявление закона мифопоэ- тического, а затем и фольклорного сюжетосложения. Известно, что литература генетически связана с мифологией через фольклор: в частности повествовательная литература – через сказку и герои- ческий эпос, а далее через античный и средневековый рыцарский роман, сохранивший контакты с фольклорной стихией и ведущий в свою очередь к роману и далее к жанровому синтезу нового времени. Мифологическая традиция на протяжении всей истории словесности вплоть до сегодняш- него дня не прерывается, демонстрируя, тем самым поразительную жизнестойкость и способность к самым причудливым метаморфозам.
Таким образом, «новая мифология» допускала полную свободу в обращении с классически- ми мифами, их взаимную диффузию, их самую вольную переделку в сочетании с мифоподобной фантастикой, охватывающей даже обыденную, вполне прозаическую жизнь. Это были писатели XXвека как Д.Джойс, Ф.Кафка, Г.Г. Маркес, Ч.Айтматов, А.Жаксылыков и т.д. в их романах миф возродился, получил новую жизнь.
Как справедливо замечает, Дж. Уайт: «сложная» проза активно вторглась в современную лите- ратуру, и значительная часть ее мифологическая проза – стала одним из заметных литературных направлений» [7, 15]. При этом какую бы конкретную художественную цель ни преследовали от- дельные писатели, обращаясь к мифу, сами они, без сомнения, уверены, что мифологическая проза перспективна.
Как отмечает Ч.Айтматов: «Миф – это фон. Однако на этом фоне, мы пытаемся проследить всю свою жизнь. Это опора, а не прием» [8, 170]. Конструируя мифологическую модель, авторы ис- пользуют древние философские системы, чаще всего восточные и суфийские. Они выстраивают законченную систему мотивов и мифологем, указывающие на наличие некоторой версии вечности как оппозиции окружающему героев «крошечному миру», когда выстраивается традиционная ми- фологическая оппозиция: хаос – космос, белое – черное и т.д. На ее основе складывается ключевой образ неомифологической прозы – условная реальность, которая замещает реальный мир в созна- нии героев.
В литературном мифологизме особое место отводится идее вечной циклической повторяемости

первичных мифологических прототипов, проявляющихся под разными «масками», своеобразной взаимосовмещаемости литературных и мифологических героев. Писатели «подгоняют» созданные ими образы под свои прототипы, акцентируя внимание на необходимых им качествах. Но в то же время, мифологические прототипы редко выступают в своем первичном виде, обычно герои наде- вают на себя маску того или иного древнего персонажа, принимая на себя и его свойства. Например, А. Нурпейсов в произведении «Последний долг» создаёт свой текст по эсхатологической модели мифа. Разрабатываемый А.Нурпейсовым эсхатологический миф, комбинируется автором с другими мотивами, способствуя созданию определенной концепции.
В заключение можно сказать, что анализ произведений последнего десятилетия XXвека показы- вает, что движение к мифу как одной из возможных форм современного литературного процесса, происходило постепенно. Миф используется для организации структуры произведений, мифоло- гические образы содержат в себе и собственное архетипическое содержание, и необходимую идею для автора. В структуре произведений также широко используются приемы (метафоры, символы, изобразительные средства) и т.д. В последнее десятилетие изменились не только способы исполь- зования мифа писателями, но и само содержание этого понятия.

ЛИТЕРАТУРА
1 Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Сборник статей по вторичным моделирую- щим системам. Тарту, 1973. – 86 с.
2 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. –М.: Наука, 1978. – 605 с. 3 Шеллинг Ф.В. Философия искусства. – М.: Мысль, 1966. – 496 с.
4 Апинян Т.А. // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. Тезисы до- кладов и выступлений. – Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. – 20-21 октября.
5 Лотман Ю.М. Миф – имя – культура [Текст] // Ю.М.Лотман, Б.Ю.Успенский: избранные статьи в 3-х томах. – Таллин, 1992. – Т.1.– 246 с.
6 Барт Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. – 615 с.
7 White J.J. Mythologyin the Modern Novel. A study of Prefigurative techniques. Princeton University Press.
1971. – 246 p.
8 ЛевченкоВ.Г. ЧингизАйтматов. – М.: Сов.писатель, 1983. – С.232.

REFERENCES
1 LotmanYu.M. O mifologicheskomkodesuzhetnykhtekstov // Sborni k statei povtorichnym modelirushim sistemam. Tartu, 1973. – 86 s.
2 Freidenberg O.M. Mif i literaturadrevnosti. – M.: Nauka, 1978. – 605 s. 3 Shelling F.V. Filosofiaiskusstva. – M.: Mysl’, 1966. – 496 s.
4 Apinyn T.A. // Estetikasegodnya: sostoyanie, perspektivy. Materialynauchnoikonferentsi. Tezisydokladov i vystuplenii. SPb.: Sankt-Peterburgskoefilosofskoeobshestvo. 1999, 20-21 oktyabr’.
5 LotmanYu.M. Mif – imya – kultura. [Tekst] // Yu.M.Lotman, B.Yu.Uspenskii: izbrannyestat’I v 3-x tomah. – T.1. – Tallin, 1992. – 246 s.
6 Bart R. Mifologii. M.: IzdatelstvoimeniSabashnikovykh, 1996. – 615 s.
7 White J.J. Mythology in the Modern Novel. A study of Prefigurative techniques. Princeton University Press.
1971. – 246 p.
8 Levchenko V.G. ChigizAitmatov. – M.: Sov.pisatel’, 1983. – 232 s.

Э.Т.Жанысбекова. Неомифологизм қазіргі заман әдебиетінің көркем феномені
Бұл мақала бүгінгі қоғамда түрлі мақсаттарға қолданылатын мифологиялық сюжеттерге талдау беріледі. Қазіргі заманғы әдеби сюжеттердің негізінде түрлі мифологиялық тақырыптар, себептер, образ- дар, кейіпкерлер маңызды рөл атқарады. Неомифологизм XX ғасыр әдебиетіне тән құбылыс деп айтуға бола- ды. Ол драматургия, поэзия және проза жанрларында айқын көрініс табады. ХХ ғасырда адам санасындағы мифологиялық қабаттардың жаңғыруы болды. Бұл қабаттар кез келген қоғамда және әлеуметтік дамудың түрлі деңгейлерде кездеседі, яғни миф адам санасының бірде бір элементі болып саналады. Адамзат қоғамында қалыптасқан қанандай да болмасын мәдениетте ежелгі немесе көне және классикалық мифті
– аңызды зерделеуге деген қызығушылық өзектілігінің артуы – бұл неомифологиялық сананың негізгі мәні. Яғни, миф тың тақырыптар мен образдардың өзіндік бір құнды дерек көзіне айналады.
Түйін сөздер: неомифологизм, миф, әдебиет, көркем үдеріс, автордың өзіндік шығармашылық ұстанымы.

E. Zhanysbekova. New mythologyasanartisticphenomenonof modern literature
This article analyzes the mythological subjects used in modern society for a variety of purposes. In the genesis of modern literary plots various mythological themes, motifs, images, characters play an important role. In the XX century there was a revival of mythological layers of the human consciousness. These layers may be found in any

society and at different levels of social development as myth is one of the elements of mass consciousness. New myth content lies in the fact that the entire culture is actualized interest in the study of classical and archaic myths. Myth becomes a kind of treasury, a source of new themes and images. For a writer myth is a method, which helps to write fictive characters to the present and strengthen entertaining plot dedicated to mode of life.
Key words: new myth, literature, artistic process, author’s mythmaking, myth.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *