К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.Т. АБИШЕВА

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация
Процесс глобализации стремительными темпами распространяется по миру. Конечно, он затронул и культурную сферу общества. Его влияние на художественное образование очень значимо для развития современного искусства.

Жаһанданудың үдерісі бүкіл әлемге екпінді қарқынмен таралып жатыр. Әрине, ол коғамның мәдени сапасын да қамтып отыр. Оның ықпалы қазіргі ӛнерді дамыту үшін кӛркемӛнер білімін беруде ӛте маңызды.

Annotation
Globalization rapidly spreads throughout the world. Of course, it has affected the cultural aspect of society. Its effect on art education is very significant for the development of modern art.

Ключевые слова: глобализация, глобальное образование, художественное образование, культура.

Конец второго и начало третьего тысячелетия удивительным образом совпали с глобальной трансформацией общества, преобразованием всего существующего миропорядка. Новое мироустройство– предмет пристального внимания политиков и ученых, причем ряд высказанных ранее оценок (например, «новое индустриальное общество; «постиндустриальное общество», «коммунизм», «глобальная деревня», «информационное общество» и др.) оказались весьма уязвимыми с позиций реального хода событий. В самые последние десятилетия XX века получили распространение такие оценки, как «социальный постмодерн», «новый мировой порядок», «глобализм». Но и они не лишены уязвимых мест и подвергаются глубокой и содержательной критике.
В настоящее время понятие «глобализация» является одним из наиболее встречающихся, причем как в научной литературе, так и в художественной, и в публицистике. Характерно, что зачастую авторы дают самые разные определения этому процессу, не говоря уже о невероятном разнообразии его оценок и прогнозов относительно результатов его развития.
Наиболее распространенное определение глобализации — «это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации. Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.
В конце концов накопление богатств привело к тому, что идея избранности перешла с отдельных индивидуумов на целые народы. А вместе с ней – и мысль об онтологической безнаказанности.
Изолированность от мира, замкнутость в собственных рамках была идеалом общества аграрного типа, для современного же общества характерен тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающего новый облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения. Последующие исторические процессы предопределили все большее сближение народов и стран. Подобные процессы охватывали все большее пространство и обусловливали общий исторический прогресс и новый этап интернационализации».
Термин «культура» — это сложное целое, которое в современном понимании включает в себя знание, искусство, законы, мораль, обычаи, приобретаемые человеком в процессе общественного развития. Культура – это то, что объединяет людей в общество /4/.
Учитывая достижения отечественной и зарубежной научной мысли относительно художественного образования можно опираться на научные поиски современных ученых.
Модернизация художественного образования возникает в результате деятельности людей и в силу этого факта является продуктом функционирования глобализации и развития модернизации как системы. Видоизменяясь, она сохраняет региональные проблемы, преемственность при переходе с одной стадии развития художественного образования на другую. Процесс глобализации художественного образования весьма сложен и противоречив. В ходе взаимодействия различных систем образования сплошь и рядом возникает ситуация, когда происходит не эквивалентный обмен ценностями, ведущий к взаимообогащению культур, а к подавлению одной культуры другой. Взаимосвязь и взаимовлияние существовали всегда, однако сегодня, когда возникло информационное пространство, когда в результате появления принципиально новых средств информатики, стали доступны самые новейшие технологии обмена информацией, когда возникли международные научные организации, взаимодействие культур и влияние приобрело ряд специфических черт.
Обострилась проблема сохранения культурной идентичности, выдвинувшаяся на первый план художественного образования.
Художественное образование в условиях глобализации общества представляет собой сложную систему, где в качестве элементов можно выделить разные культуры: этническую, национальную, массовую, элитарную…
Модернизация художественного образования возможна только тогда, когда существует преемственность художественных ценностей и способов художественно-творческой деятельности. В том случае, если связь между данным и прошлым состоянием художественного образования отсутствует, нельзя говорить о художественном прогрессе, ибо его непременным условием является наличие «связи времен».
Благодаря преемственности сохраняется самое ценное, самое значимое из художественного наследия, оставленного нашими предшественниками, что имеет важное значение для нового поколения.
Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа в модернизации художественного образования и развития. Этот факт отмечали практически все исследователи, которые подчеркивают, что историческая эпоха на рубеже веков характеризуется прежде всего расширением и углублением глобальных процессов.
Феномен глобализации осмысливается во множестве работ, как известных, так и начинающих авторов, которые посвятили прояснению ее сущности и особенности. О глобализации писали Дж.Сорос, И.Валлерстайн и другие.
Глобализация явно увеличивает плотность «информационного потока», дает шанс различным культурам вырваться за пределы свой этнической или национальной ограниченности, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в художественном развитии как науки, образовании, воспитании, но и самым непредсказуемым образом отражается на тех процессах экономики, политики или правовой жизни общества /1/.
Глобализация явно способствует ускорению процесса модернизации художественного образования. Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит к увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора, повышения интеллектуального уровня.
Благодаря новым информационным технологиям человек как часть глобального общества получает возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества из-за отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные, научные поездки в различные страны, путешествовать по всему миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового наследия.
Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в «мировой информационной паутине» дают возможность познакомиться со всем тем, что было создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: Брюсселе, Вашингтоне или Стамбуле. Стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся преподавательской и научноисследовательской деятельностью.
Глобализация определенного культурного стандарта, в соответствии с которым человек информационного общества должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, осуществлять процесс коммуникации с представителями иных культурных миров, понимать тенденции современного искусства, литературы, философии, науки и т.д. Глобализация усилила интенсивность научных обменов, талантов, сняла практические ограничения на перемещения из страны в страну научных и художественных профессий.
В итоге, в условиях глобализации, результаты творчества перестают быть достоянием той или иной нации, а становятся достоянием всего человечества. Глобализация создает предпосылки для выхода художественного образования за пределы региональных и локальнотерриториальных образований
Благодаря новым информационным технологиям идеи, символы, знания и учения, накопленные тем или иным этносом, получают широкое распространение, способствуя формированию у различных народностей более точного представления о том, что собой представляет та или иная культура.
В сущности, сейчас вырисовываются два понимания глобализации: глобализация как объективный процесс, идущий рука об руку с регионализацией и диалогом культур (две стороны единого внешне противоречивого явления), и глобализация как унификация — процесс, навязываемый миру как якобы объективный субъективным групповым интересом транснациональных корпораций.
Современная цивилизация оказывает весьма глубокое влияние именно на маленьких детей — если только родители сознательно не творят иных форм жизнедеятельности — она дает слишком много односторонних внешних впечатлений и информации, но совершенно мало импульсов для «моторики», воли и жизненных чувств. Индустриализованная школа с ее потоком информации и недостатком общения весьма способствует распространению этой опасной тенденции. Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Учителю все чаще отводится роль «наблюдателя», «контролера», а не «творца человеческих душ».
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Глобальное образование ориентируется на:
• актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на условия существования и нормы взаимодействия в сообществе;
• преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и неверия, снижения интереса к образованию;
• поиски наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляции знаний в условиях информационной революции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образовательную практику новейших достижений науки и техники;
• освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотности, поскольку изменение критериев грамотности — требование, кроме умения читать и писать, еще и понимать — привело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;
• создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного использования рабочей силы.
Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образование», но продолжать спорить о необходимости максимально полного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественноэкономических процессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения их культур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов — не просто бессмысленно, но и вредно.
Целью глобального образования является преодоление:
разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах; разлада между человеком и природой, грозящего экологической
катастрофой; расщепленности человеческого сознания и души.
Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
На наш взгляд, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегрируемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально — действовать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
Глобальное образование основано на концепции, согласно которой информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.
Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.
Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами. Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной, целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедева Н.М. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. – М.: РУДН, 2009 – 346 с.
2. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – М.: Психология, 1999. – 245 с.
3. Ивахнова Л.А. Научные основы художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. – Алматы, 1996
4. Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). – М.: Институт философии РАН, 1996.
5. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. – Махачкала, 1965
6. Нурманбетова Д.Н. Детерминация человеческой индивидуальности. – Алматы: Ақыл кітабы, 1998

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *