ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «THE BURIED GIANT»

Д.Т. Курманбаева¹, Б.С. Жумагулова²,
¹ PhD докторант, Казахский Университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, г. Алматы, Казахстан dametken1971@mail.ru
² к.ф.н., доц., Казахский Университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, г. Алматы, Казахстан youmbs@mail.ru

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «THE BURIED GIANT»

В настоящей статье рассматривается пространственно-временной континуум в романе К. Исигуро «The Buried Giant». Функционирование пространственно-временного континуума раскрыто через когнитивно-матричное моделирование, одного из основных методов концептуального анализа в когнитивной лингвистике. Когнитивная матрица (по Н.Н. Болдыреву) представляет собой совокупность разных когнитивных контекстов одного явления (в данном случае пространственно-временной континуум), взаимосвязанных в единый сложный интегративный концепт, которые могут отличаться уровнем сложности и содержанием, т.е. иметь разноплановый и многоаспектный характер. В соответствии с данным подходом была разработана когнитивная матрица пространственно-временного континуума в романе К. Исигуро «The Buried Giant», компоненты которой определяют когнитивную структуру романа и основные концептуальные контексты произведения. Когнитивно-матричное моделирование позволяет дать когнитивное осмысление формальносодержательной категории концепта пространственно-временного континуума произведения как организационного центра всей когнитивной структуры романа, определяющего его жанровую специфику и разновидность.

Ключевые слова: пространство, время, событие, пространственно-временной континуум, когнитивная лингвистика, концепт, хронотоп, когнитивно-матричное моделирование.

ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что бытие всего сущего на земном шаре представляет собой непрерывно меняющийся пространственно-временной континуум (ПВК). В реальной жизни невозможно существование какого-либо объекта, не связанного с другими объектами пространственно-временными отношениями, ибо любой отрезок времени, хотя и ограничен с двух сторон началом и концом какого-то действия, всегда заключает в себе предшествующий отрезок времени и является переходным к последующему временному интервалу. Точно также связаны между собой все точки пространства.
В древней классической науке пространство и время изначально рассматривались как категории независимые друг от друга и от тех процессов, которые в них происходят. Диалектическое единство и связь пространственно-временных характеристик объективной реальности с самой этой реальностью впервые были показаны в неевклидовой геометрии Н.
И. Лобачевского, а окончательно доказаны теорией относительности А. Эйнштейна, объединившей трехмерное пространство и одномерное время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум.
Известный лингвист И.Р. Гальперин дает следующее определение континиуму: «Континиум……в самых общих чертах можно представить себе как определённую последовательность фактов, событий, развёртывающихся во времени и пространстве» [6, 87].
В гуманитарных науках понятие пространственно-временного континуума рассматривается как идея хронотопа, разработанная одним из самых известных русских лингвистов М.М. Бахтиным. Ученый доказал, что именно хронотоп романа определяет точный жанр в литературе, и подчеркнул, что хронотоп является точкой пересечения таких элементов творчества, как сюжет, композиция, темы, задачи автора, индивидуальный стиль произведения. писатель, художественный метод, поэтика. [5, 234].
Используя термин «пространственно-временной континуум» вместо хронотопа, мы подчеркиваем диалектическое единство времени-пространства-материи пространственновременного континуума. Именно постоянная смена событий и явлений реальной действительности носит континуальный характер.
В своей работе «Бытие и время» М. Хайдегер, подчеркивая неразрывность бытия и времени, выделяет событие как еще один аспект их сосуществования: «посколько бытие и время имеют место только в событии, этому последнему принадлежит та особенность, что им человек как тот, кто внимает бытию, выстаивая в собственном времени, вынесен в свое собственное существо. Так сбывающийся, человек принадлежит к событию» [ 3, 405]
Таким образом, в анализ пространственно-временного континуума картины мира необходимо включить и учитывать событийный контекст, как необходимый фактор изменения и динамического развития пространственно-временного континуума. Событие, по М.Хайдегеру, «то, чем определяются оба, время и бытие, в их собственное существо, т.е. в их взаимопринадлежности»[ 3, 402].
Картина мира отражается человеком через систему концептов для понимания им реальности. Человек живет не столько в мире предметов и вещей, сколько в миреконцептов, созданных им для своих интеллектуальных, духовных и социальных потребностей.
Вслед за З.Д. Поповой и И. А. Стерниным, мы считаем, что концепт –это «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету». [ 4, 24]
Представляется необходимым при определениии когнитивной сущность ПВК принимать во внимание, что ПВК является обязательной составляющей картины мира, а также учитывать его интегративный характер, способного включать различные концептуальные области в единый формат знания. Концепт ПВК в силу своей универсальности обладает интегрирующей функцией и может рассматриваться только с учетом данных разных наук (от естественных до гуманитарных) на основе синергизма структур знаний, особенно в культуре и языке. На основании этого и в соответствии с принципом целостности, а также с помощью когнитивно-лингвокультурологического анализа концепт «Пространственно- временной континиум» органично вписывается в единую современную картину мира, в том числе языковую.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мы считаем, что в целях нашего исследования необходмо объединить когнитивнолингвистический и литературоведческий подходы к изучению пространственно-временного континуума в рамках отдельного художественного произведения на основе когнитивноматричной модели, определяющей формирование художественного хронотопа.По нашему мнению, концепт ПВК как сложный многокомпонентный концепт должен быть реализован в виде особого концепта такой как когнитивная матрица, которая по мнению Н.Н. Болдырева, представлена в виде системы когнитивных контекстов (структуры знаний) или областей концептуализации объекта [5, 140].
Концепт ПВК функционирует как единая когнитивная, лингвокультурная и жанровотипичная конструкция (матрица), поскольку когнитивные признаки ПВК и его компонентов определяют жанровую специфику произведения искусства, зачастую синтез различных жанровых характеристик в рамках полного художественного нарратива.
В соответствии с представленным подходом была разработана когнитивная матрица ПВК в романе К. Исигуро «The Buried Giant», компоненты которой определяют основные сюжетные линии произведения, и, соответственно, определяет его жанровую разновидность. Когнитивно-матричное моделированиепозволяет дать когнитивное осмысление формальносодержательной категории хронотопа романа в виде концепта ПВК как организационного центра всей когнитивной структуры романа, определяющего его жанрово-типическую разновидность, на основе интегративного подхода с позиций литературоведения и когнитивной лингвистики [5 ]. Необходимо отметить необычайную трехосевую природу концепта ПВК в романе, который реализуется через концепты (Память, Путь, Путешествие). Особенность разработанной когнитивной матрицы ПВК, заключается не только в том, что действие романа сконцентрировано на представлении ПВК через категории Время и Пространство, но и категорию Событие.


Рис. 1 – Интегративная когнитивно-матричная модель (Н.Н. Болдырев) пространственно-временного континуума романа К. Исигуро

Эффективность работы разработанной модели ПВК была проиллюстрирована на примере анализа пространственно-временных континиумов романа С. Рушди «Дети полуночи», а также при анализе концепта Время (через концепт Память) романа К. Исигуро, который позволил определить когнитивные контексты времени романа, и, соответственно, выявить его жанровую специфику [ 6, 7].
Так, в результате проведенного анализа, в структуре концепта Время (Память) нами предварительно были выделены следующие концепты: Любовь, Сын, Ненависть, Месть, Кровопролитие и др.), в структуре концепта Пространство (Дорога)- Великая равнина, Монастырь и др., в структуре концепта Событие (Путешествие) Вера, Мать, Загробный мир, Поединок, Дракон и др.). Выделение отдельных концептов в структуре концепта ПВК носит только технический, условный характер. Необходимо помнить, что триада Время-Пространство-Событие функционирует как интегративно- единое целое, а концепты, конституирующие триаду переплетаются, переходят друг в друга, также могут являться концептами другой категории. Границы ПВК зыбкие, взаимно переплетающиеся, переходящие друг в друга. Разработанная нами структура ПВК носить чисто технический характер.
В целом, структура концепта ПВК может быть представлена в следующей таблице 1:

Таблица 1 – Структура концепта ПВК

Компонен ты ПВК Концепты, конституирующие ПВК Субконцепты, реализующие
когнитивные контексты
Языковая репрезентация концептов
Время Память ✓ Любовь
✓ Сын
✓ Ненависть
✓ Измена
✓ Месть ✓ Кровопролити
е
✓ Великий
договор и др. Метафоры,
Эпитеты,
Повторение
Перифраз
Безличные предложения и т.д.
Событие Путешествие
(Поиск Истины) ✓ Вера
✓ Мать
✓ Загробныймир ✓ Поединок
✓ Дракон и др. Метафоры,
Эпитеты,
Повторение
Перифраз
Безличные предложения и т.д.
Пространс
тво Дорога ✓ Великая равнина
✓ Саксонская деревня ✓ Монастырь
✓ Гора и др. Метафоры,
Эпитеты,
Повторение
Перифраз
Безличные предложения и т.д.

При анализе концептов романа было выявлено, что концепт Погребенный великан (The buried giant), репрезентируется в метафоре и носит символический характер и предполагает войну между саксами и бриттами: Master Wistan warns, “Thegiant, oncewellburied, nowstirs. When soon he rises, as surely he will, the friendly bonds between us will prove as knots young girls make with the stems of small flowers. Men will burn their neighbours’ houses by night. Hang children from trees at dawn. The rivers will stink with corpses bloated from their days of voyaging. And even as they move on, our armies will grow larger, swollen by anger and thirst for vengeance.
For you Britons, it’ll be as a ball of fire rolls towards you. [8, 126].
Великаннедолженбытьразбужен: If we see a stranger on our path, or calling us from nearby, or any poor animal caught in a trap or injured in a ditch, or any such thing might catch your attention, you don’t speak a word or slow your step for it [ 8, 14].
Данный концепт реализуется через метафору, сравнения, эпитеты, заставляющие работать фантазию читателя, показывают ужасы, которое приносит с собой возникающая по воле людей война. В то же время языковые средства помогают автору выразить мысль о том, дружба между саксами и бриттами очень хрупка, так как не забыто саксами кровопролитие (slaughter), которое устроил король Артур для установления мира среди саксов и бриттов.
Концепт Загробный мир (Theotherworld) манифестируется через образ лодочника, осуществляющего путешествие человека в мир иной по их желанию. Загробный мир-это остров, где души гуляют в одиночку, а души влюбленных (если их любовь сильна) рука об руку бродят по острову: He’ll have you believe every soul roams that island in solitude, but it isn’t true. Would my husband and I have dreamt long years to go to a place like that? The truth is there’s many permitted to cross the water as wedded man and wife to dwell together on the island. Many who roam those same forests and quiet beaches arm in arm. My husband and I knew this. We knew it as children. [8, 17]. Существуют правила, как туда можно добраться, ирольсудьивыполняетименнолодочник: “Occasionally a couple may be permitted to cross to the island together, but this is rare. It requires an unusually strong bond of love between them. It does sometimes occur, I don’t deny, and that’s why when we find a man and wife, or even unmarried lovers, waiting to be carried over, it’s our duty to question them carefully. For it falls to us to perceive if their bond is strong enough to cross together. This lady is reluctant to accept it, but her bond with her husband was simply too weak. Let her look into her heart, then dare say my judgement that day was in error.” [ 8, 18] . It is, as you say, my duty to question all who wish to cross to the island. If it’s a couple such as you speak of, who claim their bond is so strong, then I must ask them to put their most cherished memories before me. I’ll ask one, then the other to do this. Each must speak separately. In this way the real nature of their bond is soon revealed.”[8, 18]
Использование безличных предложений помогает читателям понять, что лодочник является посредником между реальным и мистическим миром, тем, кто отлично знает свои обязанности, и, обязательно, не руководствуется личным отношением, переживаниями, чувствами,эмоциями в своей миссии.
Анализ концептов, например, Погребенный Великан и Загробный Мир внутри концепта ПВК (Время-Пространство-Событие) определяют когнитивный контекст мифологического жанра произведения, в то время как концепт Любовь, Сын- жанра сказки, Великий Договор, Король Артур- философско-исторического жанра и т.д.

ВЫВОДЫ
Проведенное нами исследование дает полагать, что когнитивно-матричный анализ ПВК романа К. Исигуро «The Buried Giant» на основе интегративно-междисциплинарного подхода позволяет дать когнитивное осмысление формально-содержательной категории ПВК произведения как организационного центра всей когнитивной структуры романа.
Мы считаем, что в ПВК необходимо включать событийный контекст как условие развития и изменения пространства и времени в их взамосвязи: Время и бытие как вмещаемые событием подлежат осмыслению только благодаря событию.
Выявленные нами концепты общего концепта ПВК (пространство-время-событие) имеют взаимосвязанный, взаимозависимый, взаимопереходящий характер. А расмотрение этих категорий отдельно позволяет определить состав концептов.
Выявленные нами субконцепты ПВК могут репрезентироваться различными языковыми средствами, из которых основными являются метафоры, эпитеты, перефраз и повторение.
Мы считаем, что дальнейшее исследование может быть продолжено в русле определения структуры концептов, конституирующих общий концепт ПВК и, соответсвенно, когнитивных контекстов романа, что позволит нам дать вывод о жанровой специфике романа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с
2 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407 3 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем . — М.: Республика,
1993 . — 447 с. — (Мыслители XX в.) Электронный ресурс: https://imwerden.de/pdf/heidegger_vremya_i_bytie_1993.pdf Дата обращения: 10.04.2019
4 Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика Учебное издание Москва АСТ: «Восток-Запад» 2007-314с.
5 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007-236 с
6 Жумагулова Б. С., Сартбаева Э. К. Когнитивно-матричная модель хронотопа в романе С. Рушди «Дети полуночи» // Гуманитарный вектор. 2016. Том 11, № 5. С. 66–72.
7 Kurmanbaeva D., Zhumagulova.B. Spatial-temporal continuum as a CognitiveLinguacultural Continuum of the Literary Genre in the novel “The Buried Giant” by K.Ishiguro // 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings 4- 6
February 2019- Dubai c. 91-98
8 Ishiguro Kazuo The Buried Giant: Knopf, 2015- p.135, Электронный ресурс:
https://www.rulit.me/books/the-buried-giant-get- 381857.html Дата обращения: 10.04.2019

D.T. Құрманбаева¹, Б.С. Жұмағұлова²
К. Ишигуроның «The Buried Giant» романындағы кеңістікті-уақыттық континуум ¹,2Абылай хан атындағы Қазақ халықаралық қатынастар және әлем тілдер іуниверситеті, Алматы, Қазақстан Бұл мақалада К.Изигуроның «The Buried Giant» романындағы кеңістікті-уақыттық континуум талқыланады.Кеңістікті-уақыттық континуумның жұмыс істеуі лингвистикадағы тұжырымда малықталдаудың негізгі әдістерінің біріболып табылатын когнитивтік-матрицалық моделде уарқылыай қындалған.
Когнитивтік матрица (Н.Н. Болдырев бойынша) — күрделілік деңгейі және мазмұны бойынша айырмашылығы болуы мүмкін, яғни әртүрлі және көп өлшемді сипатқа иебірыңғай кешенді интегративтік тұжырымдамаға біріктірілген бір құбылыстың әр түрлі когнитивтік контексттерінің (бұл жағдайда, кеңістікті-уақыттық континуумдарының)жиынтығы.Осы көзқарасқа сәйкес, компоненттері романның когнитивті құрылымын және жұмыстың негізгі тұжырымдамалық мәндерін анықтайтын, К.Изигуроның «The Buried Giant» романындағы кеңістікті-уақыттық континуумның когнитивті матрицасы жасалды. Когнитивтік-матрицалық модельдеу романның жанжақтылығы мен түрін айқындайтын романның барлық когнитивтік құрылымының ұйымдастырушылық орталығы ретінде кеңістікті-уақыттық континуум тұжырымдамасының формальды мағыналық санатын когнитивті түсінуге мүмкіндік береді.





D. Kurmanbayeva¹, B. Zhumagulova²
Spatial temporal continuum of the novel “The Buried Giant” by Kazuo Ishiguro
Kazakh Ablai khan University of International Relations and World Languages,
Almaty, Kazakhstan The present article discusses the space-time continuum in the novel «The Buried Giant» K. Ishiguro. The functioning of the space-time continuum is revealed through cognitive-matrix modeling, one of the main methods of conceptual analysis in cognitive linguistics. A cognitive matrix (according to NN Boldyrev) is a combination of different cognitive contexts of one phenomenon (in this case, the space-time continuum) interconnected into a single complex integrative concept, which can differ in complexity and content, i.e. have a diverse and multidimensional nature. In accordance with this approach, a cognitive matrix of the space-time continuum was developed in the novel by K. Ishiguro «The Buried Giant», the components of which define the cognitive structure of the novel and the main conceptual contexts of the work. Cognitivematrix modeling allows us to give a cognitive understanding of the formally meaningful category of the concept of the space-time continuum of the work as the organizational center of the entire cognitive structure of the novel, which determines its genre specifics and type.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *