РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИЙ
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Л.Н. Навий, А.О. Исина, Ж.К. Мукутова
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова
Кокшетау, Казахстан
liza281073@mail.ru, kok325504@mail.ru, mukutova1945@mail.ru

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИЙ
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье говорится о роли этнопедагогических знаний в формировании национального самопознания будущих педагогов. Казахстан по своему этническому составу относится к полиэтническому государству. Стремление к стабильности и укреплению межнационального согласия в РК непосредственно связано с проблемой обновления и формирования национального самосознания молодежи. В статье даеться характеристика структуры национального самосознания.
Формированию такого сознания способствуют этнопедагогические знания, преподаваемые в вузе. Поэтому формирование национального самосознания молодежи, воспитание межэтнической культуры через изучение этнопедагогики на сегодняшний день является актуальной проблемой. Приобретение этнопедагогических знаний способствуют этнической идентификации и государственной интеграции. Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания родного языка, истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Этнокультурная идентичность достигается через народную социокультурную сферу – это семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, через средства массовой информаций и коммуникаций, художественную и научную литературу.

Ключевые слова: поликультурная личность, этническая идентификация, родной язык, государственная интеграция, культура, национальное самосознание, национальный характер, этнический стереотип, традиций, обычаи, обряды.

Казахстан по своему этническому составу относится к полиэтническому многоконфессиональному государству. В РК проживают представители более 130 этносов ,относящиеся к различным вероисповеданиям. Стабилизация межэтнических отношений способствует социальному оздоровлению общества, его интеграции в современную мировую систему и укреплению позиции Казахстана в ней. На сегодняшний день перед нашей страной стоит задача, вхождения в тридцатку самых развитых стран мира. Поэтому, формирование национального самосознания молодежи, воспитание межэтнической, межконфессиональной культуры через изучение этнопедагогики на сегодняшний день является актуальной.
В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2018 года в разделе 7 «Человеческий капитал – основа модернизации» изложены программные идеи национального воспитания подрастающего поколения: «Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры и идеологии. Смысл «Рухани жаңғыру» именно в этом. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды » [1, 7].
Важной задачей образования в ХХІ веке является: «научить молодежь жить вместе в мире». Для этого необходимо, прежде всего, познать друг друга, так как культурное наследие каждого народа имеет ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их творческого осмысления явились бы эффективным средствам воспитания и формирования национального самосознания будущих педагогов. Формированию такого сознания способствуют этнокультурное образование, приобретаемые в вузе.
Этнокультурное образование-это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Этнопедагогика наука «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации» такое определение дает чувашский ученый Г.Н.Волков
[2,21].
Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя является воспитание поликультурной личности, формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа.
Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития.
Поликультурная личность – индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.
Поликультурная личность – индивид с рельефным историческим сознанием. Именно историческое сознание есть основа и этнического, и общегосударственного сознания. Национальный менталитет, складывающиеся у этноса за тысячелетнюю историю мифы, символы, образы, стереотипы могут быть познаны только через знание истории народа. [3, 4].
Доктор педагогических наук Кожахметова К.Ж.считает, что достижение этой цели возможно через реализацию четырех взаимосвязанных элементов содержания этнопедагогического образования;
1) Система знаний о культуре, истории, языка, религии, обычаях, традициях народа, усвоение которых обеспечивает формирование национального самосознания будущих учителей, целостного мировосприятия, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
2) Система общих интеллектуальных и практических навыков,умений,являющихся основой множества видов конкретной деятельности и обеспечивающих способность будущих педагогов к сохранению и передаче национальной культуры;
3) Опыт творческой деятельности будущего учителя по использованию народного творчества в современных социокультурных условиях, в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем способность к их дальнейшему развитию;
4) Опыт эмоционально-волевого отношения к окружающей действительности вместе со знаниями, умениями является условием формирования у будущих учителей убеждений, системы ценностей [2, 21].
Особая важность в том, чтобы будущие педагоги смогут использовать этнопедагогические знания в своей профессиональной деятельности в единстве содержания теоретической, практической, нравственно-психолгической готовности учителя к этнопедагогической деятельности. Научаться грамотно, использовать методы и приемы народной педагогики в педагогическом процессе, в целях воспитания гражданственности и патриотизма, уважения к государственным символам, почитания народных традиции, приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры.
В Концепции этнопедагогического образования записано: «этнопедагогическое образование – процесс и результат овладение студентами системой знаний о научных основах этнопедагогики, приобретение умение и навыков творческого использования богатства воспитательного опыта народов в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре. Целью этнопедагогического образования подготовки учителя является формирование национального самосознания ответственности отношения к истории, языку, культуре и традиций» [3, 4].
Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция.
Этническая идентификация народа, населяющего Казахстан, способствует утверждению единого поликультурного пространства, где образование является средством формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов. Ведь именно образованный человек является частью исторической и культурной традиции. Он осознает принадлежность к определенному этносу, у него будут сформированы культурные характеристики, стремление к осмыслению своей деятельности, высшим духовным ценностям. В первую очередь человек осознает себя как представитель этноса, носитель культурных ценностей народа, преемник национальных традиции родной культуры.
Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания родного языка, событий своей истории, традиций, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания старшего поколения, национальных героев. Этнокультурная идентичность достигается через народную социокультурную сферу – это семья, детские дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения, внешкольные учреждения и через средства массовой информаций и коммуникаций.
Государственная интеграция является фундаментальной и стратегической целью этнокультурного образования. Государственная интеграция-это достижение единого интегративного поля успешного взаимодействия представителей всех этносов в государстве, предполагает знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяет кругозор личности, способствует формированию установки на толерантность и всестороннее видение мира, культур других этносов, что способствуют воспитанию культуры межнационального общения.
Эти две взаимосвязанные цели могут быть достигнуты и эффективно реализованы, через систему образования.
Поэтому важной задачей образования и воспитания в ХХІ веке является «научить молодежь жить вместе в мире», для чего необходимо, прежде всего, познать друг друга, так как культурное наследие каждого народа имеет ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их творческого осмысления явились бы эффективным средством воспитания и формирования национального самознания современной молодежи.
Вопросам исследования национального самосознания посвящены труды: И. С. Выроста,
Л. М. Дробижевой, Р.Ш. Джарылгасоновой, К.И. Хабибуллина, А.К. Уледова, Ю.В. Бромлея,
Р.Р. Галямова, Л.И. Чагай, О.Б. Мухамметбердиева и др.
В исследованиях вышеназванных ученых национальное самосознание расматривается, как двуединый взаимосвязанный процесс. С одной стороны – осознание человеком присущей ему национальной общности этнической идентификации, с другой стороны — установка на общечеловеческие ценности и культуру межнационального общения, на инетграцию.
Понятие национальное самопознание по своему содержанию широкое и зарождается только на основе взаимоотношения с другими народами.
Глубокие изменения, происходящие в самосознании народов, объясняется различием их социальных условий, политических прав и уровнем развития культуры.
Академик Ю.В. Бромлей дает следующие определения национальному самопознанию: «комплекс представлений национальности о самой себе (в.т.ч. о пренадлежности к ней), ее сознанных интересов, ценностных ориентаций и установок по отношению к другим национальностям» [4, 57].
Профессор А.К.Уледов определяет национальное самосознание как «совокупность идей, взглядов и чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общностей», и во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей, характеризующих понятие «Родина», приверженности к ним [5,48] .
Национальный характер – совокупность специфических психологических черт, свойственных определенному этносу в конкретных условиях жизнедеятельности (социальных, экономических культурных, природных). В структуру входят привычки поведения, эмоциональные реакции на социальные явления, ценностные ориентации, потребности и вкусы [4, 69]
«Культура – есть форма одновременно бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих-культур, форма диалога и взаимодействия этих культур» [5, 65].
В структуру национального сознания относятся нацинальные чувства, которые отражают отношение людей, к различным жизненным явлениям с позиции интересов своей нации.
Национальные чувства – отражают отношение людей, к различным жизненным явлениям с позиции интересов своей нации.
Национальное чувство обусловлено социальной действительностью, это своеобразное душевное (эмоциональное) состояние, в котором отражаются положительное и отрицательное отношение к этим явлениям.
Неотъемлемым элементом этнического самосознания является этнический стереотип. Впревые термин ввел американский социолог У. Липман в 1922 году.
«Стереотип, (в том числе и этнический)» аккумулирует некий стандартизованный коллективный опыт, внушенный индивиду в прцессе обучения и общения с другими людьми, помогает человеку ориентироваться в жизни, определенным образом направляет его поведение», отмечает академик И.С.Кон [6, 188].
Следующий важный элемент национального самосознания является национальный характер.
Национальный характер – совокупность специфических, психологический черт, свойственных определенному этносу в конкретных условиях жизнедеятельности (социальных, экономических, культурных, природных). Структуру национального характера составляет привычка, поведение, эмоциональные реакции на социальные явления, ценностные ориентации, потребности и вкусы. Многие исследователи в структуре национального самосознания выделяют традиции, обычаи, ритуалы так как они способствуют сближению групповой интеграции. Традиции, обычаи выступают фактором регуляции поведения людей разных этносов, одним из действенных средств воспитания.
Традиция – особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в исторически сложивщихся устойчивых нормах принципах общественного поведения, понятие по всему содержанию шире чем обычаи и обряды, более подвержены изменениям.
Обычаи – повторяющийся, привычный способ, (в обыденной жизни) а обряды – устойчивая совокупность отношений и действий, принятая данной этнической группой для наиболее значимых ситуаций, например, свадебные, похоронные и др.
По мнению многих ученных, определяющим средством формировния национального самосознания являются родной язык. Язык – важный компонент понятия «нация», в нем прявляется единство психологического склада определенного этноса. Язык – особый культурный феномен. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия с другими людьми. Язык показывает высокую степень присобляемости к потребностям человека. С другой стороны он служит сплочению людей разных культур.
Доктор психологических наук Кукубаева А.Х, считает: «Для возрождения этноса необходимо восстановление развития единства языка и психологического склада людей одной нации. Нарушение языкового единства ведет к нарушению единства психологического склада нации, что в свою очередь нарушает одно из главных условий существования нации. [7, 28]. О необходимости пересмотра значения родного языка как способа выражения национального самосознания, как важного критерия гражданской зрелости личности, как средства передачи культуры подчеркивает в своих исследованиях известный казахстанский ученый К.Жарикбаев. Актуальность и значимость этой проблемы сегодня неоспоримы.
Исходя из характеристик сновных понятий, входящих в структуру национального самосознания личности, мы предлагам следующую таблицу:
Структура национального самосознания
Национальные чувства Национальный характер Национальная культура
Чувства любви к своей Родине, своему народу, национальной культуре, к родному языку, чувство сопричастности к судьбе своего народа, своей страны; чувство национальной гордости или недовольство, убежденность в
справедливости идеологических положений и политических шагов,
которые выражают интересы национального развития своего народа.
Особенности темперамента,выражения чувств,эмоций;
Национальные предрас- судки, распространенные привычки, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, стериотипы;
Потребности,вкусы;
Ценностные ориентации;
Специфика поведения; Толерантность.
1.Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур и различных народов, населяющих нашу планету. 2.Национальная культура. Духовная: политика, право, язык, философия, наука, литература, музыка, живопись, религия, мораль. Материальная: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства в сферах жизни и деятельности.
Таким образом, возникает необходимость учета вышеназванных элементов при формировании националного самосознания личности, одного из важнейших потребностей нашего казахстанского общества и современной педагогической науки.
Специфика нашей республики требует знаний казахского, русского и английского языка, что является основой для формирования поликультурной личности.
Список литературы
1 Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции
i. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана 2018. – 16 с.
2 К.Ж. Кожахметова «Казахская этнопедагогика методология, теория, практика». – Алматы.– 1998. – 314 с.
3 Концепция этнокультурного образования в РК Алматы. –1996. – 16 с.
4 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 210 с.
5 Уледов А.К. Духовное обновление общества.– М., 1990.– 318 с.
6 Кон И.С. Психология предрассудка.– М., 1996. – 240 с.
7 Кукубаева А.Х. Вопросы преподавания этнопсихологии в ВУЗе. – Кокшетау, 1997. – С. 3-12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *