ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И
ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАКАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА

Ш.А. Тажибаева
Казахский государственный женский педагогический университет
Алматы, Казахстан tazhibaeva_shinar@mail.ru

ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И
ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАКАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА

В статье рассматривается своеобразие творчества Ш. Кудайбердиева, его идейнонравственная проблематика. Определяется круг нравственных вопросов, которые поднимаются в произведениях казахского поэта и философа. К их числу отнесены: назначение человека на земле, противостояние добра и зла, правда и ложь, несправедливость и косность казахского общества, человеческая свобода и достоинство, истина и разум.
Посредством анализа лирических стихотворений, поэм и философских трактатов Шакарима автор статьи выявляет ключевые аспекты его общественно-нравственных воззрений. Познание истины и вера в человеческую душу, способную пробудиться благодаря силе поэтического слова, являются основополагающими положениями, отражающими гуманизм философии и художественной картины мира Шакарима.
В трудах поэта представлена философия высокой духовной любви, ведущая к самопознанию, открытию человеческой души.
В статье также отмечается, что нравственная проблематика в поэзии и философской прозе Ш. Кудайбердиева открывает перед читателем не только мир высокой духовности, но и удивительного художественного мастерства.

Ключевые слова: идейно-нравственная проблематика, назначение человека, истина, познание, лирика, поэт и философ, художественное мастерство, гуманист-просветитель.

Как известно, во второй половине XIX века реалистический метод Абая заложил основы нового периода в развитии казахской литературы. И первыми творческими преемниками абаевского реализма стали ученики Абая – талантливые поэты и писатели, – находившиеся рядом с ним. Особое место среди них занимает Шакарим, творчество которого до сих пор полностью не изучено.
Ш. Кудайбердиев, владевший несколькими языками (арабским, персидским, турецким и русским), и будучи одним из образованнейших людей своего времени, был сторонником идейно-философских и нравственных воззрений русских классиков и поэтов Востока.
Его воодушевляли благородные идеалы и творчество Л.Н. Толстого. Когда в 1901 г. Толстой был отлучен от церкви, Шакарим выступил в поддержку великого русского писателя: «Всей душой он возлюбил справедливости дорогу», «духовенство все не стоит и мизинца Льва Толстого».
Шакарим верил в силу поэтического слова, в способность его преображать человеческую душу. О чем, в частности, свидетельствуют строки из его произведений:
1)… Но разве и я не настоящий царь? / Мои войска — ряды стихов моих. / Стихи бессмертны и теперь, как встарь, / И все переживет правдивый стих. … / Своим потомкам стих я передам — / Одним на радость и на смех другим. / Хоть не придется повстречаться нам. / Пусть знают, как я скорбью был томим.
2) Почтение к поэту – для народа честь. / Поэзия украшает жизнь, как и есть. / Пусть акинаком проникая в грудь, / Возвысит душу, поднимая до небес! / Поэзия в тебе совьет свое гнездо,/ От грязи сердце очищая, как водой. / Степной простор от жажды утолив, / Пускай она течет божественной рекой.
В прозе и поэзии Шакарима концентрированно выражены его общественнонравственные и художественно-эстетические воззрения. Он размышляет над социальными вопросами своего времени, мечтает о справедливом устройстве жизни, выступает против насилия власть имущих и косности.
Уже в раннем творчестве Ш. Кудайбердиева, в поэмах «Калкаман-Мамыр» и «ЕнликКебек» звучит тема трагической судьбы влюбленных в патриархально-родовом казахском обществе. Он подвергает критике казахское общество, в котором царят социальное неравенство и межродовые распри. Шакарим сочувствует бедным и осуждает представителей власти, их жестокость и косность.
Устами героини поэмы Енлик, в ее прощальном слове, казахский поэт и философ выражает право человека на жизнь и любовь, бросает вызов бесчеловечным нравам. Борясь за свою любовь, герои отстаивают свою свободу и человеческое достоинство и восстают против несправедливого мироустройства.
Шакарим стремился к познанию истины. Будучи гуманистом, он жил надеждой на возможность переустройства общества, верил в человека, гуманистические идеалы, их торжество. В его художественных произведениях и переводах отражены позиции просветительского гуманизма.
Мотив поиска социальной истины звучит в ряде стихотворений Шакарима, таких как:
«Вселенная и жизнь», «Человечность», «Правда и кривда», «Молодость», «О старости», «Любовь и страсть», «Хвала и хула», «Критика и ненависть».
В лирике Ш. Кудайбердиева находит отражение проблема взаимоотношений людей, их непрочность, конфликтность. Поэт ценил в человеке честность, правдивость. Он писал о вечном противостоянии добра и зла, правды и лжи:
Если, думая о людях, ты решишь, какой в том толк: / Этот, как лиса завистлив, этот злобен, словно волк. / Вот каков мир неприятный, мир насилья, мир вражды, / Стало быть, исчезли жалость, сострадание и долг?.. / Может быть, таких понятий вообще нет на земле? / То, что есть они на свете, значит, лгали вам и мне? / Внешне выглядит пристойно образованный народ / До тех пор, пока тобою не изучен он вполне…
В размышлениях о ценностях человеческой жизни прослеживается философская перекличка с лирикой Востока:
Явился в мир ты голышом, / Уходишь – в рубище одет. / За счастьем ты спешишь бегом, / Как знать: догонишь или нет?/ Добра ты сколько б не скопил, / Оставишь все. То сон пустой. / Добро скопив, лишь им ты жил, / Но не возьмешь его с собой. / Друзей не счесть, унижен враг, / Ты все обрел, чего хотел. / Ведь это счастье как-никак, / Завидный, может быть удел. / Не счесть богатства твоего, / О чем тебе еще мечтать? / Но толк какой? Ведь ничего / С собой не сможешь ты забрать. / Коварен мир. Он как поток, / А мы – соломинки. Мы с ним / Летим, куда укажет рок, / И наш полет неудержим… (Явился в мир ты голышом…)
Сравнение Коварен мир. Он как поток и метафора Летим, куда укажет рок передают философские взгляды поэта на быстротечность человеческого бытия и его фатализм, веру в судьбу, невозможность изменить заданный свыше ход жизни.
Шакарим призывает читателя найти истинный смысл человеческого бытия, который не может быть заключен в материальном богатстве:
Добра ты сколько б не скопил, / Оставишь все. То сон пустой.
Добро скопив, лишь им ты жил, / Но не возьмешь его с собой.
Строка Добро скопив, лишь им ты жил можно трактовать как бессмысленность и ничтожность подобной цели, ведь истина жизни не в этом: Но толк какой? Ведь ничего / С собой не сможешь ты забрать.
«…добро, истина, красота, нравственность – экзистенциальные константы в духовных исканиях людей, различные способы обретения одного и того же – высшего смысла жизни…» [1, 215]. Духовный поиск прослеживается во всех произведениях Шакарима.
Нравственные и философские вопросы поднимаются им и в романе «Адиль и Мария», и в автобиографическом произведении «Записки Забытого», и в философском трактате «Три истины».
В «Записках Забытого» Шакарим развивает тему совестливого человека. Совесть вмещает в себя нравственность, красоту и любовь. Именно совесть делает нас людьми, это и есть истинное призвание человека [2].
Форма афоризмов, притч позволяет ему образно и выразительно выразить свою философию жизни, позицию по основным нравственным проблемам. Так, метафорически и философски емко он выражает отношение к важным сторонам человеческой сути и нравственного бытия:
— «Истинно одержимый и в грош не ценит бесталанного пустослова… Беды сыплются на землю беспрерывно, как белый дождь. А радость сверкнет молнией и исчезнет. Отчего это? А оттого, что в человеке недоброго больше, чем милосердия.
— Разве тот, кто говорит обо мне плохо, сумеет сделать меня хуже, чем я есть на самом деле?
— Лев появляется открыто. Каракурт и скорпион жалят незаметно, но их укус смертелен».
Шакарим считал, что «основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце» [2, 93].
По мнению Шакарима, суть нравственного совершенствования человека состоит в следующем: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульманским словом уждан, русским – совесть. Уждан – совесть. Что это такое? Кто ее создает? Некоторые, отвечая, говорят, что это – человечность, честь. По-моему, это все равно, что говорить о совести» [3, 71].
В своих произведениях поэт размышлял как о мироздании и Вселенной, так и о месте и назначении человека на земле.
Шакарим полагал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины, которую можно увидеть глазами разума:
-Человек похож порою то на волка, то на сыть, / И порой от человека зверя все же не отличить. / Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.
— Если птица разума не заблудится в небе, / Во вселенной не станет тайн неизвестных, / Семь небес станут лестницей в быль и небыль…(Птица разума)
В трудах Шакарима представлена философия высокой духовной любви, ведущая к познанию Бога. Душа, по мнению поэта-философа, идущая по пути духовной любви, озаряется высокими идеалами. Любовь имеет спасительное значение, она открывает человеку сокровенный смысл жизни.
Просветленный человек не боится смерти и людских пересудов:
Меня смерть не пугает, / И бессмертны мои мечты,
И унизить меня не сумеет никто, даже ты! (Прощай, народ!)
Истинная мудрость казахского поэта и философа прослеживается не только в широте его взглядов и глубоких духовных исканиях и запросах, но и в том, что он призывает молодежь, приняв на веру сказанное авторитетной личностью, раскрепостить свой разум и беспристрастно, здравым рассудком изучить и критически оценить суждения [3].
Творчество Шакарима Кудайбердиева, таким образом, демонстрирует его своеобразие:
нравственная проблематика в поэзии и философской прозе открывает перед нами мир высокой духовности и художественного мастерства.
В его художественном мировоззрении переплелись гуманизм и просветительство, высокая нравственность и философское мировидение.
Шакарим оставил нам прекрасное творческое наследие, и спустя время его пророческие слова о судьбе поэта, его мудрость дают нам надежду на возрождение нравственности и дальнейшее развитие казахской поэзии и прозы:
Я уйду, / Но придет в эту жизнь такой же другой, / Чтобы выправить мир, Чтоб понять его, дорогой! / И со временем оправдают, / Обелят и имя мое, и дела, / Сколько б истина ни блуждала, / Но придет она в край степной (Прощай, народ!).

Список литературы
1 Куракбаева С.Т., Темиргалиева А.Д., Кажикаримова А.Е. Духовность как продукт и фундаментальное основание культуры // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия филологическая. – №4 (54). – 2015. – С.214 – 217.
2 Кудайбердиев Ш. Записки Забытого // А. Кунанбаев. Книга слов. Ш. Кудайбердиев. Записки Забытого. – Алматы: Ел, 1993. 3 Кудайбердиев Ш. Три истины. – Алматы: Казахстан, 1991.

Ш.А. Тәжібаева
ШӘКӘРІМ ҚҰДАЙБЕРДІҰЛЫНЫҢ КӨРКЕМ
ЖӘНЕ ФИЛОСОФИЯЛЫҚ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ
РУХАНИ-ИДЕЯЛЫҚ ПРОБЛЕМАТИКА
Мақалада Ш. Құдайбердіұлының шығармашылығының өзіндік ерекшелігі, оның руханиидеялық проблематикасы қарастырылады. Қазақтың философ ақынының шығармаларында көтерген рухани сұрақтарының ауқымы анықталады. Олардың қатарында: адамның жердегі орны, жақсылық пен жамандықтың қарсыласуы, шындық пен өтірік, қазақ қоғамының әділетсіздігі мен артта қалғандығы, адамзаттың бостандығы мен қадірқасиеті, ақиқат пен сана.
Шәкәрімнің лирикалық өлеңдері, поэма және философиялық трактаттарын саралау арқылы, мақала авторы ақынның қоғамдық-моральдық көзқарасының түйінді қырларын айқындайды. Ақындық сөздің күші арқылы ақиқатты танып білу және адам жан-дүниесіне деген сенім Шәкәрімнің философиялық гуманизмі мен көркемдік әлем бейнесінің негізі болып табылады.
Ақынның еңбегінде өзін-өзі тануға, адам жан-дүниесінің ашылуына алып келетін жоғары махаббат философиясы көрсетілген.
Сондай-ақ, мақалада Ш. Құдайбердіұлының поэзиясы мен философиялық прозасындағы моральдық проблематика оқырман алдында жоғары рухани әлемді ғана емес, тамаша көркемдік шеберлікті де ашып көрсетеді.

S.A. Tazhibayeva
IDEOLOGICAL AND MORAL ISSUES IN THE ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL WORKS OF SHAKARIM KUDAIBERDIEV
In article considered the originality of creativity of Sh. Khudayberdiev, his ideological and moral issues. Here is defined the circle of moral questions which are brought up in works of the Kazakh poet and philosopher. To their number carried: appointment of the person on the earth, opposition of the good and evil, the truth and a lie, injustice and stagnancy of the Kazakh society, human freedom and advantage, the truth and reason.
By means of the analysis of the lyric verses, poems and philosophical treatises of Shakarim the author of article reveals key aspects of his public and moral views. Cognition of the truth and faith in a human soul capable to waken thanks to force of the poetic word are the fundamental provisions reflecting humanity of philosophy and an art picture of the world of Shakarim.
In works of the poet presented the philosophy of high spiritual love leading to self-knowledge, opening of a human soul.
In article, it also noted that the moral perspective in poetry and philosophical prose of Sh. Khudayberdiev opens before the reader not only the world of high spirituality, but also surprising art skill.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *