ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — разновидность современного консерватизма, чья социальная и идеологическая баз основана на признании ценности христианского морального порядка.
Политические партии и группировки, называемые христианскими, христианско-социальными или христианско-демократическими, стали возникать в последней трети XIX века. Римская католическая церковь активизировала процесс приспособления к новым политическим и социально-экономическим реалиям, связанным с этапом свободной конкуренции в развитии капитализма. До этого церковь противопоставляла себя либеральным доктринам и была на стороне конституционной и абсолютной монархии.
Папа Римский Лев XIII в своей энциклике «О новых вещах» (1891) сформулировал позицию церкви в отношении социально-политических проблем, рожденных Великой Французской революцией. Церковь заняла компромиссную позицию, в которую укладывалось освящение частнособственнических отношений и критика крайне диких форм проявления капитализма.
«Естественное право» было перенесено на существующие системы частной собственности, в результате чего они объявлялись соответствующими установленному Богом «естественному праву».
Лев XIII в 1901 году огласил энциклику «Гравес де коммуни» («Тяжкие всех»), которую принято считать «конституцией» христианской демократии и где вопрос об участии христианско-демократических группировок в политической жизни ставится в осторожной форме. «Название христианская демократия, — говорится в этом документе, — следует понимать таким образом, что ей чужда всякая политическая идея и она не означает ничего иного, как только благотворительную христианскую деятельность для народа».
Источником современной христианской демократии стала энциклика «Рерум поварум».
Первые христианско-демократические партии начали появляться в Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Германии, Италии. Так, в Италии в 1919 г. возникла итальянская народная партия, считавшаяся наряду с германской партией центра своеобразным образцом христианской демократии. В резолюции, принятой на первом конгрессе ИНП, провозглашалось:»… партия намерена бороться за введение таких правовых норм и стремится к таким действиям, которые привели бы к изменениям и постепенному переходу от современной капиталистической экономически либеральной системы наемного труда к системе экономически более гуманной и отвечающей духу христианства. В этой новой системе капитализму как производящему фактору должна быть предназначена роль материального посредника, получающего вознаграждение в четко очерченных границах, тогда как труду (как умственному, так и физическому), должно быть гарантировано максимальное вознаграждение за его участие в производстве».
На путь поисков третьего пути, среднего между капитализмом и социализмом, встала Итальянская народная партия. Позднее «третий путь» стал лозунгом многих христианско-демократических партий и международных христианско-демократических организаций.
После войны в Европе, покончившей с фашизмом, выступление христианских демократов с евангелической аргументацией примирения и любви к ближнему, позволили привлечь на свою сторону средние слои, крестьянство, рабочих.
В период «холодной войны» христианская демократия заняла жесткие антикоммунистические позиции, что свидетельствует о все дальнейшем крене в строну консервативных ценностей. Несмотря на широкий диапазон взглядов, включающий как явный консерватизм, так и приемлемый реформизм, эти партии заявили о себе как консервативные, правоцентристские партии.
Консервативному повороту 70-80-х годов христианские демократы всецело способствовали. Наибольшую теоретическую активность проявили германские Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС). К этому времени усилилась тенденция христианских демократов к объединению на общем западноевропейском и мировом уровнях. Создан и действует Европейский союз христианских демократов (1961), переименованный в 1982 году в Христианско-демократический интернационал; Европейская народная партия — федерация Христианско-демократических партий стран Европейского сообщества (1979); Европейский демократический союз (1978) — межнациональное партийное объединение, своего рода консервативное семейство, куда вошли ХДС, британские тори (консерваторы) и скандинавские консерваторы, французские голлисты и Австрийская народная партия, греческая «новая демократия», испанский Союз демократического центра, португальский Социально-демократический центр и т.д.
«Консервативное семейство» подразделяется на две большие группы партий: «чистые» консерваторы и христианские демократы, между которыми все больше, глубже, сильнее и дальше стираются идеологические, политические и социальные границы.