ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА теория — широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества.
Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах
Р.Дарендорфа (посткапиталистическое общество), Дж.Белла, З.Бжезинского (технотронное общество), А.Турена (программируемое общество), К.Боулдинга (постиндустриальное общество), О.Тоффлера , представителями Римского Клуба.
Согласно концепции постиндустриального общества общественное развитие разделяется на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальное общество определено сельскохозяйственным фактором как главным в общественном производстве, с церковью и армией как главными его институтами; индустриальное общество определяется промышленностью, в которой господствует корпорация, фирма; в постиндустриальном обществе информация, теоретические знания влияют на формирование общественных структур. Университеты как центры сосредоточения знания становятся главными институтами общества.
Один из известных футурологов Дж.Несбитт согласен с тем, что «постиндустриальное общество — это информационное общество». Связываемое с распространением новейших информационных технологий, такое общество рассматривается в контексте качественного прорыва человечества в новое историческое состояние. Адекватное описание предполагаемого прорыва, по мнению Тоффлера, возможно лишь с учетом скачкообразных процессов мирового развития в форме следующих друг за другом волновых всплесков.
Таких волн в истории насчитывается три: от аграрной революции (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна), а от него — к информационной эре (третья волна). Технологическая основа этой триады представлена в следующем виде: соха — машина — компьютер.
Подобная концепция придала определенную ценность идее исторической периодизации, которая позволяет локализовать общие пороки буржуазного общества в границах определенной фазы его развития, раскрыть роль и содержание социальных движений.
На этапе доиндустриального этапа развития общества социальные движения и протесты возникают преимущественно в сфере потребления. Типичными признаются «хлебные» бунты в городах и других регионах. В индустриальном обществе центром конфликтов становится производство, сфера отношений труда и капитала. В постиндустриальном обществе конфликты из сферы производства перемещаются в область услуг. Требования связаны с проблемой досуга, потребления, в первую очередь знаний, семейной жизни. Основной конфликт проявляется по линии обладания образованием и контроля над информацией.
Утверждается статусная иерархия не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций. Уже «символический капитал» (П.Бурдье) в основании системы социальной иерархии и группообразования.