ПОЛИТИКА И ВОЙНА — два самых влиятельных института общественных отношений. Война есть господствующий способ разрешения существенных конфликтов в обществе или политика, осуществляемая крайними средствами — массовыми убийствами политических врагов.
Войны можно разделить на межгосударственные и гражданские. В промышленном обществе образование мирового рынка и формирование других моментов глобализации общественной жизни привели к эскалации военных действий до уровня мировых войн. Развитие научно-технического прогресса привело к созданию таких средств уничтожения, которые в состоянии многократно уничтожить все живое на планете. Гражданские войны ХХ столетия показали, что люди могут дойти до стремления полного уничтожения своих родственников и сограждан своей страны, если они стали врагами в этой антикультурной бойне.
Данные статистики позволяют сделать вывод, что за последние 5 тыс. лет было 14 тыс. войн, в ходе которых погибло почти 4 млрд. человек. Пытаясь осознать природу этого античеловеческого явления, специалисты, исследовавшие военную историю и практику, считали, что природа войн кроется во врожденной человеческой агрессивности. Англичанин Т. Гоббс выразил это мнение формулой «война всех против всех». Существовали точки зрения, что причиной начала войны могут послужить внешние воздействия или какие-либо факторы, ее связывали с борьбой за выживание, численностью населения, влиянием климата, религиозными убеждениями, и т. д.
Исследование западноевропейской культуры в новое время позволил сделать вывод, что война напрямую связана с политической организацией общества. Прусский стратег К. Клаузевиц в начале XIX в. пришел к выводу, что война есть не что иное, как насильственное продолжение политики. К середине XIX в. теоретически был сделан вывод, что в результате промышленной революции война как средство ведения политики себя исчерпала. Маркс и Энгельс доказали, что война в промышленном обществе перестает быть противоборством людей и превращается в противоборство техническое. История продемонстрировала иное.
Последнее столетие второго тысячелетия принесло человечеству две мировые войны и множество локальных. Число жертв этих войн просто не поддается подсчету. Технический прогресс показал свою оборотную сторону — человечество напрягает все силы, чтобы создать самые совершенные технические средства, средства для своего собственного уничтожения. Общество конца XX в. находится буквально в тупике, человечество стало заложником самого себя. Если в XIX в. война изжила себя из-за безумной гонки вооружения, то в конце XX в. это происходит уже потому, что все человечество может быть уничтожено по воле одного политического субъекта.
Не один десяток политиков в современном мире имеет в своем распоряжении технические средства, которые в состоянии осуществить уничтожение всей планеты как среды обитания. По команде нескольких человек может начаться мировая война, последствия которой предусмотреть невозможно. Несмотря на то, что эту ситуацию понимают многие политики и идеологи, изменить ее кардинально пока не удается. С тем, что на нашей планете назрела необходимость самого кардинального разоружения, и внешняя политика уже не может строиться на фундаменте военной силы, согласны теоретически все. Но как это сделать? Даже вообразить это очень трудно, настолько прочно вросло человечество в структуру милитаризации.
В конце XX в. ситуация еще более осложнилась. До 90-х гг. относительная стабильность в военной сфере достигалась противостоянием двух политических систем — капитализма и социализма. Они обладали громадным военным потенциалом, который в процессе их взаимодействия нейтрализовывался. После развала социалистической системы баланс был резко нарушен. Из двух сверхдержав, СССР и США, военный потенциал сохранила одна сторона — США. Фактически возник дисбаланс, который может развиваться по-разному, в зависимости от политической ситуации и воли политических элит. В случае снижения потенциала США возможно снижение уровня милитаризации во всем мире.
Эти политические реформы могут быть осуществлены в том случае, если страны постсоциализма, в первую очередь, Россия, реформировали общественные отношения, имея международную гарантию невозможности военной агрессии со стороны любых других стран. Если страны постсоциализма сохранят агрессивность, то сверхдержава США сможет установить мировое военное и политическое господство. В этом случае последствия непредсказуемы. Ситуация в военно-политической сфере зависит от всех людей, но главная ответственность — на политической элите. Ее высочайший уровень политических полномочий делает ее ответственной за приведение системы международных отношений в соответствие с содержанием, которое возникло в современном мире. Политика войн исчерпала себя. Эту потребность необходимо воплотить в реальность политики.