ВЛИЯНИЕ «ДОМА УЧЁНЫХ» – МЕДРЕСЕ ШЕРГАЗИ ХАНА НА РАЗВИТИЕ
НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Худайберганов Камилжан
кандидат исторических наук, учёный секретарь Хивинского музея-заповедника
«Ичан-Кала» (Узбекистан)
Хива – один из древнейших городов мира, который в протяжении многих веков вносит весомый вклад в развитие духовной и материальной культуры человечества. Его не случайно называют городом-музеем под открытым небом.
Хива – один из центров международного туризма, насчитывающий более 130 памятников архитектуры.
О мировом признании культурного наследия города свидетельствует тот факт, что наряду с пирамидами фараонов в Египте и центром Рима первым в Центральной Азии 1990 году Решением Сессии ЮНЕСКО, включен в список объектов Всемирного наследия, а в 1997 году под эгидой ЮНЕСКО торжественно отмечено 2500 летие.
Ичан-Калу – сердцевину Хивы, в специальной и популярной литературе часто называют городом четырех ворот. Город – единственный из сохранившихся на территории Средней Азии, все элементы которого – цитадель, соборная мечеть, базар, жилые кварталы и поныне образуют гармоничное целое. Почти правильный, меридиональной ориентации прямоугольник крепостных стен Ичан-Калы, замыкающий территорию внутреннего города имеет четверо ворот.
История нынешнего Государственного историко-архитектурного музеязаповедника «Ичан-Кала» подчиненного министерству Культуры Республики Узбекистан начинается с 1920 г., когда он был основан как Хорезмский Народный музей.
(5-Музей)
Если взглянуть на историю;
Представленные научные открытия ещё в IX веке в Багдадской академии Маъмуна «Байтул хикма» такими учеными как, Ал Хорезми, Ахмад Фергани, Ахмад Марвазий не потеряли свою значимость до наших дней.
В XI веке в столице Хорезмшахов действовала академия Маъмуна-«Мажлиси улама» под руководством Абу Рейхана Бируни, заложившие основу будущего развития мировой науки.
Издавна хорезмийцы сделавшие науку своим призванием в начале XVII века переносят столицу в Хиву и превращают её в центр образования. С этого периода в Хиве строятся несколько медресе, школы и карихана (дома для чтецов корана).
Медресе, построенное в 1720 году Хивинским правителем Шергази Мухаммад Бахадур ханом, получает название «Маскани фазилан» – что означает в переводе – «Дом учёных». В этом учебном центре учились студенты со всей Центральной Азии и с прилегающих территорий. Как свидетельствуют исторические документы, в конце XIX века в медресе работали Мухаммад Якуб ахунд ишан, Хусаин ахунд ишан, Мухаммад Рафи ахунд ишан, Артук ахунд ишан и 45 дамулла, 83 мулла обучали талибов-студентов. Кроме этого, были библиотекарь, парикмахер, уборщик и водонос которые обслуживали персонал медресе.
Из документа «Вакфнама» медресе мы можем узнать следующее: одну пятую часть от общего дохода получал мутевалли (директор заведения), имам и муэдзин 200 батманов (1 батман – 20 кг) зерна. Библиотекарь получал оклад в размере двух стипендии студента. Уборщик брал 150 батманов зерна, если студент без уважительной причины отсутствовал в медресе два месяца, то его комната отдавалось другому. Преподаватель также пропускавший без причины одну неделю лишался привилегий (худжра в медресе).
По свидетельству хивинского историка Муниса (1774-1829 г.г.), «Шергазихан был очень справедливый и образованный правитель, проводящий много времени в беседах с учёными и поэтами. В его время поэты и писатели достигли расцвета. Была создана Саид Мухаммад ахундом историческое произведение «Гулшани икбол» – (Цветник счастья), но прежде чем получить копию завистники уничтожили его». Мунис в своем произведении «Фирдавс ул икбал» жестко критикует действие этих завистников и просит Аллаха чтобы он их наказал.
В медресе Шергазихана учились знаменитый туркменский поэт Махтумкули Фираги (1733-1793), великий каракалпакский поэт Хаджи Нияз Косибайугли (1824-1878) и известный казахский суфий, учитель Бекет Ата (1750-1813).
Бекет Ата родился в 1750 году в Казахстанском селе Акмечеть, где, получив начальное образование и приезжает в город Хиву. Здесь он в медресе Шергазихана продолжает дальнейшее обучение. В медресе наряду с религиозными знаниями он получает и светские познание, его учитель Саид Мухаммад Бакир (Бакирджан бобо) дает ему имя – Ахмад. Ахмад – однокоренное слово с именем пророка Мухаммада, означающийся «много уважаемо, красива почетаемо имя создателя Аллаха». Получив хорошее образование в Хиве, Бекет Ата строит мечети и школы в своем родном селе Акмечеть и Бейнеу. Там он начинает обучать молодежь, способствует объединению кочевых племен.
В произведение «Хилвати суфиха» написанное 1813 году есть такие строки про Бекета суфи и его учителя: «Однако, в счастливые и памятные времена великого Амира (Мухаммад Амин инака (1762-1790) было много шайхов, таких как Исмаил ишан, Ай Мухаммад ишан, Мустафа Кули ишан, Хаджа Таййиб, Имамаддин хаджа ишан, Абдулла хаджа ишан, Фатх Аллах Махзум, Бакир Джан ишан, Хидаят ишан – да освятить Аллах их души! Все они принадлежали к силсила-йи Джахрия (Яссавия) и тарика-йи Кубравия и уже ушли из этого мира.
Из тез кто придерживался молчаливого зикра известны, гордость божественного престола, принятый Аллахом, совершенство маърифата (суфийское знание), вершитель дел государства, сердце которого никогда не дремлет, господин своего времени Мухаммад Бакир.
В рукописи «Тазкираи Мухаммад Бакир» написано, что «Бекет Ахмад алайхир рахма», был сахиби карамат (человек который имеет способности чудотворства, предвидящий события, природные явления и т.д.) и макамат (высокопочтенный), в тюркских странах очень знаменит».
Бесспорное влияние оказали на Бекет Ахмада учения святих суфизма как, Саид Алауддин и Пахлаван Махмуд живших в XIII-XIV веках.
У казахов есть такой афоризм – «В Мадине – Мухаммед, в Туркистане – Ходжа Ахмед, в Мангишлаке – Пир Бекет».
Мы, научные сотрудники Хивинского музея-заповедника планируем открыть раздел, посвященный деятельности Бекет ата в медресе Шергазихана. На сегодняшний день в медресе действуют экспозиции посвяшенные деятельности Махтумкули Фираги и Ажиниязу Косибайугли.
Безусловно, в экспозиции будут отражены деятельности Бакирджан ахунда признанного как «Подобный солнцу, пик знаний» и других преподавателей.
В заключении можно сказать: Хивинские медресе, в том числе медресе Шергазихана в своё время играли значительную роль в подготовке квалифицированных кадров, в развитии науки и в укреплении культурных связей между народами Центральной Азии.