ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА теория — направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического вида действующих сил на мировой арене — суверенных государств.

Исторические пессимисты, ядром которых являются представители школы «политического реализма», выдвинули следующие постулаты: во-первых, государство не может исчезнуть как результат центростремительного развития; во-вторых, государство показывает свою устойчивость, несмотря на сепаратизм политических сил в Нигерии, Югославии, Канаде, Великобритании и многих других странах; в-третьих, большинство стран из третьего мира будут имитировать развитые страны, что надолго продлит жизнь государств-наций.

Нельзя не обратить внимание на то, что национальное государство с такими его традиционными атрибутами как суверенитет, территориальность, невмешательство других в его внутреннюю монополию и др. остается моделью политической организации народов.

Французский политолог И.М. Лолан в одной из своих последних работ утверждает, что феномен «балканизации планеты» свидетельствует о «необратимости процесса распада отношений солидарности и взаимозависимости, который устанавливается в послевоенном мире».

Послевоенные годы дали новые убедительные подтверждения этой тенденции. Если в 1945 году в мире насчитывалось 60 суверенных государств, то в 1965 их было уже 100, а в настоящее время в ООН насчитывается 184 государства. О независимом государстве мечтают курды, к нему стремятся руководители Абхазии, но ближе всего к нему продвинулись палестинцы.

Видными теоретиками данного направления стали Дж.Форрестер, П.Эрлих, Р.Гарриман, Д.Медоуз, Р.Хейлбронер и другие. Большое влияние на развитие теории исторического пессимизма оказала книга «Пределы роста»(1972), написанная Дж.Медоузом по заказу Римского клуба. Это исследование подстегнуло дискуссию о будущем мирового сообщества.

Развитие человеческого сообщества представлялось им полем постоянной борьбы и незатихающих конфликтов. Пессимисты выдвинули в споре с представителями технологического оптимизма ряд положений: 

  1. Ухудшение экономических перспектив. Нехватка природных ресурсов приведет к обострению неравенства, дезинтеграции экономических связей, росту насилия и репрессий внутри национальных организмов и на международной арене.
  2. Межгосударственные конфликты из-за границ, по религиозному признаку и т.п. будут происходить вопреки факту взаимозависимости, вполне реальной и ощутимой во многих случаях.
  3. Этническая, культурная, религиозная солидарность (панславизм, панарабизм, панафриканизм, латиноамериканская солидарность) не смогла предотвратить конфликты в прошлом, не явится сдерживающим началом в возникновении конфликтов в будущем.
  4. Гонка вооружений, широкое распространение оружия в мире серьезно угрожает стабильному развитию международных отношений. происходит насыщение мира не только обычным оружием, но существует и реальная опасность попадания ядерного оружия в руки экстремистских политических сил.
  5. Расползающийся международный терроризм, поддерживаемый как со стороны государственных органов, так и представляющий собой акции неправительственных движений.

 

Представителям классического направления теории исторического пессимизма нельзя отказать во взвешенном, беспристрастном, «реалистичном» подходе к анализу международных отношений. Это направление достаточно долго будет оставаться прикладным инструментом в футурологических прогнозах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *