«СЧАСТЬЕ» В ПОНИМАНИИ АРИСТОТЕЛЯ


А.Қ. БОЛҒАНБАЕВА, Ш.Қ. УРАЛБАЕВА
ЕНУ имени Л.Н. Гумилева

«СЧАСТЬЕ» В ПОНИМАНИИ АРИСТОТЕЛЯ

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятие счастья и его анализ приводятся в интер- претации великих мыслителей как Аристотель. Проанализированы характерные особенности человеческого счастья и понимание счастья в целом. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов философского анализа в процессе толкования проблемы понятия счастья. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить философско-теоретический способ толкования, дается его определение, формулируются основные характеристики теоретического анализа. Обосновывается идея о том, что человеческое счастье — одно из важных понятий, которому многие мыслители стремились дать ясное определение и соответственно пытались представить счастливого человека.
Ключевые слава: Счастье, Аристотель, терпение, нравственность, сознание, вера.
Доминирующая потребность человека — потребность в реализации самого себя, своей творче- ской потенции, что и дает ощущение полноты бытия, счастья. Творческое начало связано с субъек- тивностью. Человеческая субъективность это целостность, то, что, по словам Аристотеля, означает
«энтелехию, смысл» [1, с.52].
Отдавая дань традиции, высшим благом Аристотель признает счастье, внося много инновацион- ных оттенков в интерпретацию этого понятия. Счастье – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий счастья главными являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.
Определение счастья отмечается в сочинении Аристотеля «Никомахова этика» («Н.Э.»). Соглас- но Аристотелю, любое действие и предпочтение человека имеет целью некое Благо. Так же никем не отрицается, что среди множества благ наилучшим является то, которое делает жизнь человека удачной, успешной и счастливой. Сложность автор «Н.Э.» усматривает в том, что человеческое счастье определяют по-разному: как наслаждение, богатство, почет, здоровье, знание и т.д. Любое из этих определений лишь уточняет, что представляет собой счастье при разных обстоятельствах и для разных людей. Человек не может обрести высшее благо ни в удовольствии, ни в богатстве, ни в почете, поскольку счастье в этом случае будет зависеть от других, т.е. от политики. По мысли же самого Аристотеля, счастье заключается в созерцательной жизни [2, с.45].
Человек обретает свое счастье в исполнении своего человеческого ремесла. Счастье — это энер- гия, движение, действие, сила осуществления, «деятельность души по осуществлению добродете- ли», выполняемые в жизни до конца и в согласии с разумом (Логосом). Совершенство, по Аристо- телю, — это практическое осуществление человеком своего предназначения в жизни, отмеряющей на его долю удачи и неудачи. Это способ самоутверждения перед лицом внешних обстоятельств.
Согласно Аристотелю, человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но и хотеть следовать благу и уметь ему следовать. Следуя сложившейся этической традиции, Аристотель ха- рактеризует высшее благо как блаженство, или эвдемонию (счастье). Счастье целиком и полностью зависит от человека. Счастье – совершенная деятельность или деятельность, которая сообразна с добродетелью, а если добродетелей несколько, то с самой лучшей добродетелью. Следует отметить, что понятие добродетели в античности ещё не имело специфически морального смысла, то есть ещё не понималось как деланье добра другому человеку. Оно означало просто добротность, соот- ветствие некой вещи, явления своему назначению. В этом смысле говорилось о добродетели коня, плотника и т.д [3, с.22].
Блаженство, будучи состоянием деятельного индивида, нуждается также в некоторых внешних предпосылках, как, например, в благородстве происхождения. К таким предпосылкам относятся также удачливость, богатство, общественный почёт, красота, наличие друзей и другие факторы, способствующие хорошим поступкам. Конечно, превратностям судьбы и другим внешним обстоя- тельствам не так легко нарушить человеческое счастье, т.к. блаженный – это тот, кто поступает наи- лучшим образом при данных обстоятельствах. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и

полнота жизни. Одна ласточка, говорит Аристотель, не делает весны, точно также и мы не назовём счастливым человека, если он прожил счастливо всего лишь один день или короткое время. С точки зрения Аристотеля, высшее благо раскрывает себя в деятельности. При этом благо не есть то, что лежит за этими поступками, а то, что приобретается лишь по их завершении. Оно присутствует в самих поступках. Добродетельные поступки сами по себе есть величайшее удовольствие. И, кто не радуется таким поступкам, не испытывает наслаждения при их совершении, тот не может считаться счастливым [4, с.77].
Но к счастью ведут не только нравственные добродетели. Высшее счастье отождествляется Ари- стотелем с интеллектуально созерцательной теоретической, философской деятельностью, посколь- ку она наиболее специфична для человека и соответствует вершине его развития.Добродетель у Аристотеля — это внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку. Ее кульминация проявляется в деятельности высшей части иррациональной души, полной желаний, но сдерживае- мой разумом. Это совершенство разумного желания, т.е. добродетель проявляется в нашей способ- ности приспосабливаться к различным ситуациям: «в сфере действия и пользы нет ничего посто- янного».
Аристотель не согласен с теми, кто осуждает наслаждение. Само по себе наслаждение — это ни хорошо, ни плохо. По сути дела часто это даже не состояние, а деятельность, энергия и ее цель. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновре- менно доставлять и наслаждение. Что касается божественного наслаждения, являющегося чистым действием, то оно длится вечно. Аристотель подтверждает, что наслаждение — это «энергия», а не генезис: некоторые формы энергии осуществляются в движении. Целостное, неделимое и закон- ченное сразу по своем появлении, «наслаждение есть завершение действия»: оно суть осознание совершенства [5, с.21].
Аристотель критикует концепцию Сократа о соответствии добродетели знанию. Согласно Ари- стотелю, человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но и хотеть следовать благу и уметь ему следовать.
Следуя сложившейся этической традиции, Аристотель характеризует высшее благо как блажен- ство, или эвдемонию (счастье). Счастье целиком и полностью зависит от человека. Счастье – со- вершенная деятельность или деятельность, которая сообразна с добродетелью, а если добродетелей несколько, то с самой лучшей добродетелью. Следует отметить, что понятие добродетели в антич- ности ещё не имело специфически морального смысла, то есть ещё не понималось как деланье до- бра другому человеку. Оно означало просто добротность, соответствие некой вещи, явления своему назначению. В этом смысле говорилось о добродетели коня, плотника и т.д [6, с.47].
Блаженство, будучи состоянием деятельного индивида, нуждается также в некоторых внешних предпосылках, как, например, в благородстве происхождения. К таким предпосылкам относятся также удачливость, богатство, общественный почёт, красота, наличие друзей и другие факторы, способствующие хорошим поступкам. Конечно, превратностям судьбы и другим внешним обстоя- тельствам не так легко нарушить человеческое счастье, т.к. блаженный – это тот, кто поступает наи- лучшим образом при данных обстоятельствах. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и полнота жизни. Одна ласточка, говорит Аристотель, не делает весны, точно также и мы не назовём счастливым человека, если он прожил счастливо всего лишь один день или короткое время. С точки зрения Аристотеля, высшее благо раскрывает себя в деятельности. При этом благо не есть то, что лежит за этими поступками, а то, что приобретается лишь по их завершении. Оно присутствует в самих поступках. Добродетельные поступки сами по себе есть величайшее удовольствие. И, кто не радуется таким поступкам, не испытывает наслаждения при их совершении, тот не может считаться счастливым.
Высшее благо связано с природой человека, так как этика является продолжением психологии, а добродетели следует выводить из природы индивида. Анализ природы человека показывает, что он разумен, в этом его отличие от животного. Высшее благо состоит в деятельности души, сообраз- ной добродетели. Аристотель соглашается с устоявшейся античной традицией, согласно которой из всех благ (внешних, телесных, душевных), наилучшими благами являются блага, относящиеся к душе [7, с.88].
Душа имеет сложное строение. Душа включает внеразумную часть, которая подразделяется на растительную, совершенно не причастную разуму и стремящуюся (гневливую), причастную к до- бродетелям, но лишь постольку, поскольку она повинуется разуму, может направляться правильны- ми суждениями. Вторая часть души – разумная, которая распадается на практическую и теорети-

ческую. Соответственно этому происходит разделение добродетелей. Мыслительные добродетели, такие как сообразительность и рассудительность, присущи теоретическому разуму. Нравственные добродетели являются принадлежностью практического разума [2, с.95].
Нравственные добродетели возникают как результат взаимодействия разумной и неразумной части души. Сократ сводил душу к разуму, полагая, что правильное понимание однозначно ведёт к добродетельному поведению: для него разум не только высший, но и единственный авторитет в вопросах нравственности. Аристотель считает, что и неразумная часть также причастна к доброде- телям. Добродетель же – это способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удо- вольствия и страдания, порочность – это её противоположность. Склонности, аффекты составляют предмет, вещество этих добродетелей, а разум является их управляющим началом.
Аристотель определяет добродетель как золотую середину по отношению к двум крайностям. Чтобы быть добродетельным, действие должно быть сознательно взвешенным. Этические добро- детели начинаются тогда, когда не простое стремление к удовольствию, а голос разума становит- ся направляющим началом поведения. Аристотель стоит у истоков уже общепризнанной научной традиции, которая связывает нравственность со свободой воли. Свобода воли – преобладание раз- ума, правильного суждения, способность действовать мудро, взвешенно, не под влиянием слепых чувств и предрассудков [1, с.80].
С точки зрения Аристотеля, добродетель – это общественная мера поведения человека в наи- более важных сферах его жизни.
При рассмотрении этических добродетелей, Аристотель исходил из специфичности человека как существа разумного. Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно Аристотелю, человек по своей природе есть существо политическое. Моральный индивид должен развивать в себе до- бродетели, позволяющие ему наилучшим образом функционировать в качестве гражданина полиса. Этими добродетелями являются справедливость (правосудность) и дружба. Справедливость, во- первых, тождественна законности вообще и имеет отношение ко всем нравственным добродетелям, так как закон заботится и о мужестве, и об умеренности, и о ровности и т.д. Во-вторых, она касается отношения человека к другим людям.
Наряду с этим существует правосудность (справедливость) в частном специальном значении. Она обнаруживается в отношении к почести, имуществу, безопасности, т.е. к тому, что регулируется правом и может стать предметом наживы [5, с.77].
Дружба призвана придать добродетельный характер внутриполисному общению. Аристотель различает три вида дружбы: дружба ради наслаждения, ради пользы, ради самой себя. Первые два вида дружбы недолговечны. Совершенной формой дружбы является третий вид, т.е. дружбы ради нее самой. Она более долговечна. Самая важная особенность дружбы друзей состоит в том, что, будучи свободной от мотивов пользы и наслаждения, она в то же самое время является приятным занятием. Она оказывается такой деятельностью, которая заключает свою цель в себе. Аристотель задаётся вопросом, кого следует любить больше, себя или ближнего? Он отвергает обычный ответ, согласно которому нравственный человек забывает о себе и заботится о других. Если исходить из опыта большинства людей, стремящихся приобрести себе побольше богатства, почёта, чувствен- ных наслаждений, то тогда слово «эгоист» действительно приобретает постыдное значение. Но есть ещё добродетельные люди, как раз и являющиеся настоящими «себялюбами», т.к. они любят разум, т.е. желают для самих себя не каких-то второстепенных вещей, вроде почестей или денег, а самого прекрасного и наилучшего. Здесь содержится зародыш концепции теории разумного эгоиз- ма с её типичным аргументом: склонности и долг в деятельности добродетельного индивида со- впадают. Добродетельный является себялюбцем, т.к. он готов отдать другому всё второстепенное: деньги, почести, блага, но себе оставить лучшее – нравственную доблесть, ибо делать всё ради друга прекрасно [7, с.21].
Но к счастью ведут не только нравственные добродетели. Высшее счастье отождествляется Ари- стотелем с интеллектуально созерцательной теоретической, философской деятельностью, посколь- ку она наиболее специфична для человека и соответствует вершине его развития.
Таким образом, Аристотелем постулируется стремление к идеалу: он предполагает, что чело- век по природе своей не бессмертен, и бессмертие для него — не что иное, как идеал, постепенное и целенаправленное уподобление божественному образу, остающемуся недосягаемым. Моральная теория «золотой середины», сформулированная Аристотелем в «Н.Э.», широко использовалась в дальнейшем многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским.

ЛИТЕРАТУРА
1 Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. М., 2007. Т – 1. – 327 с.
2 Аристотель. Сочинения в 4-х томах. — М.: Мысль, 2004. — Т. 4. — 426 с.
3 Бернал Д. Наука в истории общества / Пер. с англ. A.M. Вязьминой. — М.: Изд-во иностр. лит., 2006. — 735 с.
4 Бычков В.В. Эстетика поздней античности. — М.: Наука, 2001. – 325 с.
5 Лей Г. Очерки истории средневекового материализма / Пер. с нем. З.В.Горловой — М.: Изд-во вост. лит., 2002. — 587 с.
6 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М.: Знание, 1991. – 523 с. 7 Фрагменты ранних греческих философов. — М.: Знание, 1989. — Ч. 1. – 624 с.
REFERENCES
1 Aristotel. O dushe. // Soch.: V 4 t. M., 2007. Т – 1. – 327 s.
2 Aristotel. Sochinenie v 4-h tomakh. — М.: Мisl, 2004. — Т. 4. — 426 s.
3 Bernal D. Nauka v istorii obshestva / Per. s аngl. A.M. Vazminoy. — М.: Izd-vo inosr.lit., 2006. — 735 s. 4 Bichkov V.V. Estetica pozdnei antichnosti. — М.: Nauka, 2001. – 325 s.
5 Lei G. Ocherci istorii srednevekovogo materialism / Per. s nem. Z.V. Gorlovoi — М.: Izd-vо vost. lit., 2002. — 587 s.
6 Моtroshilova N.V. Rozhdenye I razvitye filosofskih idey. — М.: Znanee, 1991. – 523 s.
7. Fragment rannih grecheskih filosofof. — М.: Znanye, 1989. — Ч. 1. – 624 s.
Болғанбаева Айжан Қазбекқызы, философия магистрі, Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ оқытушысы.
Уралбаева Шолпанай Қуанышбаевна, философия магистрі, Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ оқытушысы. Apиcтoтeль пaйымдayындағы «бaқыт».
Берілген мақалада бақытты талқылау мәселелері қарастырылған және оны талдау Аристотель сияқты ұлы ойшылдардың интерпритациялау барысында іске асырылады. Адам бақыты мен бақыт түсінігінің толықтай мағынасының өзіндік ерекшеліктері талданған. Бақыт түсінігін талдау барысындағы философиялық әдістерді бірегей қарастыру қажеттілігі негізделген және де айқындалған. Автордың жасалған зерттеуінің негізінде талқылаудың философия-теориялық тәсілін пайдалануды алға қояды, оның анықтамалары беріледі, теориялық талдаудың негізгі сипатталамалары қарастырылады. Aдaм бaқыты
– көптeгeн oйшылдap aйқын aнықтaмa бepyгe ұмтылғaн жәнe дe ocығaн cәйкec бaқытты aдaмның кeйпiн көpceтyгe тыpыcқaн мaңызды түciнiктepдiң бipi екендігі жайлы идеялар негізделіп талқыланған.
Түйін сөздер: Бақыт, Аристотель, сабырлылық, адамгершілік, сана, сенім.

Bolganbaeva Aizhan Kazbekovna, Master of Philosophy, Eurasian National University of ENU. Uralbaeva Sholpanay Kuanishbaevna, Master of Philosophy, Eurasian. «Happiness» in understanding
Aristotle
This article deals with the interpretation problems of the happiness concept and its analysis is presented in the interpretation of the great thinkers like Aristotle. We analyzed the characteristics of human happiness and understanding of happiness in general. We revealed the necessity of mutual of sharing the philosophical analysis methods in the process of interpretation of the happiness. On the basis of research by the author proposed for philosophical and theoretical method of interpretation, gives its definition, and describes the main characteristics of the theoretical analysis. The article substantiates the idea that human happiness — one of the most important concepts, which many thinkers have tried to give a clear definition and, accordingly, tried to conceive a happy man.
Keywords: Happiness, Aristotle, patience, morality, conscience, belief.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *