РЕЭМИГРАЦИЯ ГРАЖДАН ИЗ КИТАЯ В КАЗАХСТАН В ГОДЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ

.


Г.А. АЛПЫСПАЕВА, Ш.Н. САЯХИМОВА
Д.и.н., доцент КАТУ им. С. Сейфуллина, г. Астана К.и.н., КАТУ им. С. Сейфуллина, г. Астана

РЕЭМИГРАЦИЯ ГРАЖДАН ИЗ КИТАЯ В КАЗАХСТАН В ГОДЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ

В статье рассматриваются миграционные процессы из Китайской Народной Республики в 1950-1960-х гг. в целинные области Казахстана. Анализируется комплекс причин политического и экономического ха- рактера, вызвавших реэмиграцию граждан из КНР. Рассмотрены меры центральных и местных органов власти по реализации постановлений правительства в отношении реэмигрантов. На основе архивных доку- ментов изучен процесс формирования, распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов в районах освоения целинных и залежных земель. Статья написана в рамках реализации научного проекта по теме «Социальные процессы в северных областях Казахстана в целинные годы и их влияние на социокуль- турную среду в регионе».
Ключевые слова: миграция, реэмиграция, репатрианты, Китайская Народная Республика, советско- китайские отношения, целина, освоение целинных и залежных земель в Казахстане, административный ресурс.

В истории Казахстана процесс освоения целинных и залежных земель был и остается крупным историческим событием, требующим своего фундаментального научного изучения. Влияние це- лины на социально-экономическое развитие регионов Казахстана неоднозначно в том смысле, что целина – это крупнейший в мировой практике экономический, политический и социальный проект, реализованный в исторически короткий временной период на обширном географическом простран- стве. Массовое освоение целинных и залежных земель в Казахстане отличалось масштабностью проводившихся организационно-хозяйственных мероприятий, широким использованием админи- стративного ресурса со стороны государства и активизацией миграционных процессов.
Активизация миграционных процессов в Казахстан в 50-60-х годах XX века была обусловле- на задачами обеспечения целины сельскохозяйственными и рабочими кадрами. Острота проблемы трудовых ресурсов в регионах освоения целинных земель и важность решения политических и экономических задач побудила советское государство задействовать административный ресурс для решения проблемы. С этой целью в 60-е годы было создано Управление переселения и оргнабора рабочих при Целинном краевом исполнительном комитете. Оно функционировало пять лет, с 1961 по 1965 годы, и занималось вопросами переселения, трудоустройства и обустройства быта пере- селенцев.
Советское правительство приняло несколько постановлений, в соответствии с которым было решено переселить в районы освоения целинных и залежных земель рабочих из разных регио- нов Советского государства, практически из всех союзных республик. Кроме того, на целину были переселены репатрианты из Китайской Народной Республики.
Возвращение бывших советских граждан из КНР в эти годы было связано с ухудшением со- ветско-китайских отношений и обострением внутренней политической ситуации в Китае. Иссле- дователи отмечают усиление и ужесточение политики китайского руководства по отношению к национальным меньшинствам, так называемым «не ханьским народам» Китая, к числу которых относились тюркские этнические меньшинства [1, с.218]. Представителей тюркских этнических меньшинств заставляли изучать китайский язык, отменив при этом арабский алфавит, насильствен- но приобщали к китайским культурным традициям. Агрессивная языковая и духовная политика китайского руководства, направленная на массовую «китаизацию» этнических меньшинств, вызы- вала возмущение и протесты этнических казахов, уйгуров и татар. Начались жестокие репрессии со стороны китайских властей. Таким образом, внутренняя обстановка в китайском государстве привела к усилению миграционных настроений в 50-60-х годах XX века.
В СССР в это время началась реализация масштабной экономической реформы по хозяйственно- му освоению целинных земель, экстенсивной по своему характеру и требовавшей не только огром- ных материальных, но и человеческих ресурсов. В контексте этих событий представлялось возмож- ным использовать возвращавшихся из Китая репатриантов в качестве трудовых ресурсов целины,

тем более, что в своей основной массе это было население, чья жизнь была связана с сельским хозяйством.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР за № 238-143с от 15 февраля 1955 года (секретно – авт.) «О мероприятиях в связи с предстоящим выездом в СССР в районы освоения целинных и залежных земель советских граждан, проживавших в Китайской Народной Республи- ке» Совет Министров Казахской ССР 22 марта 1955 года постановил принять на постоянное место жительство в создаваемые целинные колхозы и совхозы семьи из КНР. В частности, предполага- лось принять в колхозы – 8500 семей, в совхозы – 2500 семей [2, л. 54]. При этом, наибольшее чис- ло семей планировалось направить непосредственно в целинные области: Кустанайскую – 1600, в Павлодарскую – 1200 семей.
Между тем, фактически в 1955 году в области Казахской ССР было переселено 2529 семей, общая численность 16016 человек. Анализ официальных ведомостей переселения показывает, что больше всего было переселено в целинные области: в Акмолинскую область – 276 семей (1651 чел.), в Кокчетавскую – 269 (1892 чел.), в Павлодарскую – 255 (1417 чел.), в Кустанайскую и Севе- ро-Казахстанскую — по 250 семей (1728 и 1467 чел. соответственно). Для сравнения, в Алматинскую область было распределено 102 семьи (505 чел.), в Талды-Курганскую – 103 (452 чел.) [1, с.188].
Основная масса репатриантов прибыла из трех округов китайского Синьцзяна, где компактно проживали этнические казахи, уйгуры, татары и другие представители тюркских этносов: Илийско- го, Алтайского и Тарбагатайского.
Правительство обязало Министерство Внутренних дел Казахской ССР выдать советским граж- данам, прибывшим из Китайской Народной Республики, паспорта граждан СССР и виды на жи- тельство, не имеющим советского гражданства, в общеустановленном порядке. На руководителей ряда министерств, в том числе министерства сельского хозяйства, а также председателей област- ных исполнительных комитетов была возложена персональная ответственность за своевременную подготовку к приему прибывших из КНР граждан, за их трудоустройство, обеспечение жильем и обустройство быта [3, с.284].
Главный вопрос, над которым работали органы власти на местах, был вопрос о трудоустройстве переселенцев. В условиях отсутствия научно обоснованной программы потребности в кадрах це- линных регионов рациональное решение проблемы трудоустройства было не простой задачей. По сводным данным о трудоустройстве прибывших из КНР, извлеченных из архивных документов, следует, что чуть более 50% трудоспособных граждан были устроены на работу в совхозы и колхо- зы.
Анализ архивных документов свидетельствует о том, что не во всех областях своевременно ре- шались вопросы трудоустройства репатриантов. Так, например, отмечается, что в Павлодарской области дела обстояли лучше, чем в соседней Семипалатинской области. Например, прибывшие в Павлодарскую область граждане из КНР, где к лету 1957 года проживало 930 семей. Из их числа 2025 человек были трудоспособны [1, с.201]. Практически все они были трудоустроены и обеспече- ны жильем, почти все семьи приобрели скот. Из 2025 трудоспособных граждан 139 человек работа- ло трактористами и комбайнерами, 33 – старшими чабанами и гуртоправами, молодежь обучалась в школах механизации [1, с.205].
При трудоустройстве учитывались возрастные особенности. Значительная часть молодых лю- дей, прибывших на целину, проходила обучение в школах механизации. При этом, как правило, они получали квалификацию трактористов, шоферов, комбайнеров. Старшее поколение работало в животноводческой отрасли.
Правительство держало на особом контроле вопрос обеспечения жильем, продовольственными и промышленными товарами репатриантов из КНР. Переселенцев из КНР помимо жилья, обеспечи- вали скотом и приусадебными участками. Казпотребсоюз снабжал переселенцев в первую очередь лесоматериалом и шифером для строительства домов.
По сведениям за сентябрь 1955 года по обеспеченности жильем прибывших из КНР советских граждан практически во всех целинных областях Казахстана, за исключением Кокчетавской об- ласти, большинство переселенцев получили жилье [1, с.191]. Так, в Акмолинской области – 420 се- мей, в Кокчетавской — 273, в Кустанайской -167, в Павлодарской — 255, Северо-Казахстанской — 248 семей были обеспечены жильем [4, л.2].
О неудовлетворительном положении дел с обустройством переселенцев из Китая в Кустанай- ской области свидетельствует решение Узункольского районного исполнительного комитета Куста- найской области «О состоянии и мерах улучшения хозяйственно-бытового устройства и обеспече-

ния продовольственными и промышленными товарами механизаторов и граждан, прибывших из Китайской Народной Республики», принятого в октябре 1954 года. В нем констатируются факты о том, что переселенцы вселены в непригодные к зимним условиям жизни квартиры, в некоторых до- мах отсутствуют печи, сухая штукатурка, окна не застеклены. В хозяйствах затягивается строитель- ство столовой, культурно-бытовых объектов, отсутствует баня, дом быта. Постановление обязыва- ло директоров совхозов, МТС, начальников СМУ совместными усилиями устранить недостатки в строительстве жилых и культурно-бытовых объектов, обеспечить топливом, продовольственными и промышленными товарами переселенцев [3, с.186].
Для быстрого хозяйственного обустройства переселенцам выдавали ссуды и кредиты на льгот- ных условиях. В приказе министра сельского хозяйства КазССР о приеме советских граждан из Китая за 1954 год указывалось: организовать выдачу ссуды через Сельхозбанк нуждающимся со- ветским гражданам, прибывших из КНР, на индивидуальное строительство домов в размере 10-15 тыс. рублей с погашением в течение 10 лет, начиная с третьего года после получения [3, с.101].
Ссуды на строительство жилья выдавали репатриантам во всех областях Казахстана. Но суммы и размеры выданной ссуды, как следует из архивных источников, в целинных областях были зна- чительно выше. В 1955 году сумма выданной ссуды на строительство жилья и хозяйственных по- строек по целинным областям выглядела так: в Акмолинской – 262, в Кокчетавской – 995, в Куста- найской – 300, в Павлодарской – 772, в Северо-Казахстанской – 118 рублей [ЦГА РК, Ф. 1481, оп.16. д.3577. лл. 2-3]. Кроме того, решался вопрос о выделении земельных участков под индивидуальное строительство и личное подсобное хозяйство.
На приобретение скота в среднем на семью выдавалось по 2-3 тыс. рублей с погашением в тече- ние 3 лет, начиная с третьего года после получения [3, с.101]. По итогам 1955 года ссуду на приоб- ретение коров получили: в Акмолинской области – 45 семей, в Кокчетавской -273, в Кустанайской
-167, в Павлодарской -213, Северо-Казахстанской -183 семей [4, л.3]. Чтобы решить проблему, предусматривались льготы и для колхозов, принимающих переселенцев из КНР. Они освобожда- лись от уплаты подоходного налога в зависимости от числа принятых семей на срок от 2-х до 5-ти лет.
26 октября 1956 года принято постановление ЦК КПСС «О мерах улучшения работы среди со- ветских граждан, вернувшихся из-за границы на жительство в СССР». На заседании бюро ЦК КП Казахстана в ноябре 1956 года был рассмотрен вопрос «О реализации данного постановления» и принято решение организовать процесс приема, трудового и жилищного устройство прибывших из-за границы советских граждан таким образом, чтобы они как можно быстрее обустраивались и приобщались к активной общественной жизни.
Адаптация репатриантов к новым жизненным условиям проходила сложно, о чем свидетель- ствуют многочисленные жалобы целинников на жилищно-бытовые условия. Из писем целинни- ков в советские органы управления, а также из отчетов и докладных записок официальных лиц, в которых отражались итоги проверок хозяйственно-бытового устройства переселенцев, выявляется целый комплекс причин субъективных причин неустроенности переселенцев. Например, по Пав- лодарской области за 1962 год указано, что в совхозе имени Кутузова Иртышского района ссуда на строительство домов и на приобретение скота не выдается, стройматериалами не обеспечиваются. Вместе с тем на центральной усадьбе совхоза в 1961 году построено 25 домов, которые заселены старожилами или людьми самовольно прибывшими [5, л.18]. Содержание писем свидетельствуют о том, что их ожидания от переселения не оправдались.
Основной причиной неудовлетворительного хода строительства жилых домов послужило не- своевременное обеспечение совхозов и колхозов такими строительными материалами, как круглый лес, пиломатериалы, шифер, гвозди, стекло и т.д. Среди строительных бригад на очень низком уровне находилась трудовая дисциплина, часто срывался график работы, не соблюдалась нарядная система работы, что, в конечном итоге, привело к плачевному состоянию строительных работ.
Министр сельского хозяйства КазССР Г. Мельников в приказе за 10 апреля 1956 год указывал, что областное управление сельского хозяйства и машинно-тракторные станции самоустранились от работы по хозяйственному устройству, прибывших в колхозы из КНР, и других граждан, совершен- но не проводят никакой работы по закреплению в местах вселения [3, с.312].
Принимаемые обкомом, облисполкомом меры, райкомами, райисполкомами, руководителями совхозов и колхозов по обеспечению жилищно-бытовых условий не во всех областях давали по- ложительные результаты.

Обкомам, горкомам и райкомам партии в декабре 1956 года было предложено организовать на местах проверку состояния жилищно-бытовых условий каждой семьи репатриантов и реэмигран- тов, проверку их трудоустройства по специальности, обучения профессиям, повышения квалифи- кации, а также состояния политико-воспитательной работы среди переселенцев [1, с.195].
Большое внимание уделялось политико-воспитательной работе среди переселенцев. Наиболее распространенной формой были передвижные библиотеки, автоклубы, киноустановки, оформле- ние «красных уголков». Устраивались тематические вечера, диспуты, выставки книг, подборка книг по профилю. В период сева и уборки урожая по хозяйствам разъезжали агиткультбригады. В не- которых совхозах работали народные университеты, в которых целинники могли получить общие знания по сельскому хозяйству, праву, техническому прогрессу.
Анализ динамики миграционных процессов выявляет ее повышенную активность в первые годы освоения целинных земель. Так, в период с 1954 по 1961 годы целинными регионами было принято всего 22695 семей, в общей сложности 134117 человек, из них 9830 семей прибыло в Ка- захстан в 1958-1959 годах [1, с.203]. В начале 60-х годов переселение граждан из КНР в целинные области резко сократилось.
В целом же, миграционные процессы граждан из КНР продолжались до конца мая 1963 года. В начале 60-х годов было принято из Китая и расселено по областям Казахской ССР 19700 человек, которые были размещены в следующих областях: Алма-Атинской, Актюбинской, Восточно-Казах- станской, Джамбульской, Кызыл-Ординской, Карагандинской, Уральской и Чимкентской. Рассе- ление и трудоустройство их происходило по уже отлаженному механизму. Заведующим отделами переселения и оргнабора рабочих предлагалось провести подготовительную работу по приему и устройству репатриантов. Между тем, как уже было сказано выше, в северные, целинные области Казахстана в 1963 году почти не направляли реэмигрантов из КНР, так как к этому времени в целин- ные области прибыло большое количество переселенцев из других союзных республик, а потому проблема кадров практически была решена.
Между тем, репатриация этнических казахов в 50-60-е годы из Китайской Народной Республики сыграла значительную роль в росте численности казахов в северных областях Казахстана в годы целины. Сравнивая данные итогов переписи населения за 1939 и 1959 годы, исследователи отме- чают, что к 1959 году из всего казахского населения республики в областях Северного Казахстана проживало около 18%, удельный вес сократился более чем в 2 раза [6, с.313]. Если бы не реэмигра- ция этнических казахов из КНР в целинные регионы, то удельный вес казахов в областях Северного Казахстана был бы еще ниже.

ЛИТЕРАТУРА
1 Мендыкулова Г.М., Атантаева Б.Ж. История миграций между Казахстаном и Китаем в 1860-1960-е гг. – Алматы: Изд-во «Са-Ға», 2008.-232 с.
2 ЦГА РК. Ф.1481. Оп. 16. Д.3577. Л.54.
3 Сборник документов и материалов в годы освоения целинных и залежных земель в Кустанайской об- ласти. ГУ управления архивов и документации акимата Костанайской области. Госархив Костанайской об- ласти. – Костанай, 2010. – 420 с.
4 ЦГА РК. Ф. 1481. Оп.16. Д. 3577. Л. 3.
5 Госархив г. Астаны. Ф.160. Оп.1. Д.14. Л.18.
6 Жаркенова А.М. Казахское население Северного Казахстана в 1897-2009 годах. //Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, 2015.– № 3 (106). – С. 311-316.

REFERENCES
1 Mendykulova G.M. Atantayeva B.G. Istoria migraziy mezhdu Kasahstanom i Kitaem v 1860-1960-е gg. – Аlmaty: Izd-wo «Sa-Ga» , 2008. – 232 s.
2 ZGA RK. V.1481. Op. 16. D.3577. L.54.
3 Sbornik dokumentov i materialov v gody oswoenija zelinnych I zalezhnych semel v Kustanayskoy oblasti. GU upravleniya archivov i dokumentazii akimata Kostanayskoy oblasti. Gosarchiv Kostanayskoy oblasti. – Kostanay, 2010. – 420 s.
4 ZGA RK. V.1481. Op. 16. D.3577. L.3.
5 Gosarchiv g. Astany. V.160. Op. 1. D. 14. L.8.
6 Zharkenova А.М. The Kazakh population of northern Kazakhstan in 1897-2009. //Herald L.N. Gumilyov Eurasiannational University, 2015.–№ 3 (106). –S. 311-316.

Г.А. Алпыспаева, Ш.Н. Саяхимова. С.Сейфуллин атындағы Қазақ агротехникалық университеті,
Астана қаласы. Тың және тыңайған жерлерді игеру жылдарында Қазақстанға Қытай азаматтарының реэмиграциясы (атажұртқа оралуы).
Мақалада 1950-1960 жылдары Қытай Халық Республикасынан Қазақстанның тың облыстарына көші- қон үрдісі қарастырылады. ҚХР-нан азаматтардың атажұртқа оралуының саяси және экономикалық сипаттағы себептері талданады. Орталық және жергілікті басқару органдарының реэмигранттарға қатысты үкімет қаулысын жүзеге асыру бойынша атқарған шаралары қарастырылды. Мұрағаттық құжаттар негізінде тың және тыңайған жерлерді игеру аудандарында еңбек ресурстарын қалыптастыру, бөлу, қайта бөлу және қолдану үрдістері зерттелді. Мақала «Қазақстанның солтүстік облыстарында тың игеру жылдарындағы әлеуметтік үрдістер және олардың аймақтың әлеуметтік-мәдени ортаға әсері» тақырыбындағы ғылыми жобаны жүзеге асыру аясында жазылған.
Түйін сөздер: көші-қон, атажұртқа оралу, оралмандар, Қытай Халық Республикасы, кеңес-қытай қарым-қатынасы, тың жер, Қазақстанда тың және тыңайған жерлерді игеру, әкімшілік ресурс.

G.A. Alpyspaeva, Sh.N. Sayahimova. S.Seifullin Kazakh Agro Technical University, Astana. Re-emigration of China citizens in Kazakhstan in the years of the development of virgin lands.
The article deals with migration from Chinese People’s Republic in 1950-1960s in the virgin regions of Kazakhstan. The complex of causes of political and economic nature which caused re-emigration of citizens from China is analyzed. The measures of the central and local authorities to implement the decisions of the government in respect of re-emigrants were considered. On the basis of archival documents, the process of formation, distribution, redistribution and use of human resources in the areas of the development of virgin and fallow lands were studied. This article was written as part of a research project on «Social processes in the Northern regions of Kazakhstan in the virgin years and their impact on the socio-cultural environment in the region».
Keywords: migration, re-emigration, immigrants ( returnees), the Chinese People’s Republic, the Soviet-Chinese relations, virgin soil, the development of virgin and fallow lands in Kazakhstan, the administrative resource.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *