ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.)

.

 

 

Г.С. АБДРАХМАНОВА
Доцент кафедры евразийских исследований ЕНУ им.Л.Н. Гумилева, г. Астана

ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.)

В данной статье рассматриваются репрессивные методы внутренней политики контрреволюционных правительств Сибири в годы гражданской войны в Восточном Казахстане по отношению к населению ре- гиона.
Ключевые слова: Гражданская война, репрессии, население, внутренняя политика.

Гражданская война- это организованная вооружённая борьба за государственную власть меж- ду классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы [1,с.608]. В ходе этой борьбы острота противоречий и уровень политического противостояния каждой из противоборствующих сторон предполагал один исход-ликвидацию своего оппонента. В борьбе за власть и красные и белые использовали дозволенные и недозволенные методы борьбы, в том числе и террор. Террор означает «устрашать», «запугивать». Именно это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью [2,с.373].
Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны стал народ. Таким об- разом, актуальность исследования обуславливается и тем, что на сегодняшний день отсутствует достаточно объективная оценка масштабов карательной деятельности «омских» белогвардейских правительств.
Террор был распространенным инструментом борьбы в период глубоких потрясений общества.В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистских ор- ганизаций, усложняется их характер, возрастает изощренность и антигуманностьтеррорестических актов. Террор вошел в политическую жизнь современных обществ: взятие заложников, участив- шиеся случаи угонов самолетов, акты геноцида в этно- конфессиональных конфликтах, убийства в ходе политической борьбы и др. Причина террора кроется в возрастании кризисных явлений, неспо- собности общества регулировать сложные социально — политические процессы, быстрой смене си- стем человеческих и политических идеалов и ценностей, в подключении к активной политической жизни широких масс населения, лишенных политического опыта. В результате активизируются стремления использовать слабости общественной и государственной системы и проложить «крат- чайший» путь к поставленной цели, каким представляется путь насилия, путь террора [2,с.372].
Уроки гражданской войны 1918-1920гг. учат нас, современников, недопущению повтора этих трагических событий. Поэтому изучение террора, в данном случае белого террора, в годы граждан- ского противостояния актуально не только в научном, но и в политическом отношении.
Важнейшей задачей современной историографии в плане её дальнейшего развития, является объективное рассмотрение спорных вопросов в истории. Не оставляет сомнения и тот факт, что гражданская война в Казахстане, а конкретнее, белый террор, является одним из таких спорных вопросов. В последнее время в исторической литературе большое внимание уделено красному тер- рору в годы гражданской войны. Но террор не был односторонним. Также определилась явная тен- денция к “либерализации” и “демократизации” белогвардейщины. Например, в книге “Красный террор в годы гражданской войны» историк А.С.Мельгунов пишет, что “белой армии была при- суща жестокость, свойственная войне вообще. Но на освобожденных от большевиков территориях

никогда не создавались белыми организации, аналогичные советским ЧК, ревтрибуналы и реввоен- советы. И никогда руководители белым движением не призывали к расстрелам, к террору, к взятию заложников» [3,с.73].
Волею судьбы Восточный Казахстан в годы гражданской войны оказался на территории военных действий, и население региона в полной мере испытывало на себе все тяготы управления контрре- волюционных правительств Сибири, необузданный террор атаманских банд. В зависимости от того, кто был ведущей силой в борьбе с большевиками в годы гражданской войны, мы можем говорить о различных периодах в развитии белого движения, разнящимися подходами и в по- литике, и в экономике, и в социальных вопросах. На первоначальном этапе с мая по ноябрь 1918г. у власти в Сибири и Восточном Казахстане находились либерал-демократы и осуществлялась политика, которую условно можно назвать «демократической» контрреволю- цией. С приходом к власти адмирала Колчака в конце 1918г. и до начала 1920г., установился режим открытой военной диктатуры. Соответственно этим этапом в белом движении менялось отношение к своим политическим и идеологическим противникам и даже своим союзникам, к населению и его нуждам. Давление и ограничение постепенно перерастало в различные формы расправы над неугодными людьми и в конечном итоге привело к открытым и жесто- ким методам террора.
Выводы, изложенные выше, можно резюмировать и проиллюстрировать конкретными фак-
тами.
25 мая поднял мятеж чехословацкий корпус, что активизировало силы внутренней контррево- люции. В конце мая 1918г. был образован Западно-Сибирский комиссариат. В июне комиссариат подчинил себе северо-восточные регионы Казахстана. По декларации Западно-Сибирского комис- сариата от 1 июля 1918г. «Ко всему населению Западной Сибири» организация власти на местах должна была осуществляться уполномоченными нового правительства, которые обязывались вос- становить органы местного самоуправления [4,93]. Были восстановлены аульные, волостные, уезд- ные, городские земства. Возобновила свою деятельность партия Алаш, начавшаяся налаживать взаимоотношения с комиссариатом.
23 июля 1918г. в Томске было образовано новое белогвардейское Временное Сибирское пра- вительство в составе пяти человек. Временное Сибирское правительство упразднило Западно-Си- бирский комиссариат и объявило себя общесибирской властью. На подчиненной территории было введено государственное регулирование торговли хлебом, мясом, маслом и солью. Но это меропри- ятие привело к резкому росту спекуляции, повышению цен [5]. В декабре 1918г. Совет Министров был вынужден отменить государственное регулирование торговли основными продуктами пита- ния, и ввел полную свободу торговли. Но и это постановление не решило проблему спекуляции. Тяжелое экономическое положение населения дополнилось несением чрезвычайных налоговых повинностей, сбор перевозочных средств (лошадей, подвод и др.). Также население Восточного Казахстана привлекалось к трудовой повинности. Население было мобилизовано на строительство военно-стратегической дороги Семипалатинск-Сергиополь. Мобилизованные подвергались побо- ям и рукоприкладству администрацией дороги. Плата за труд была низкой [6].
Если дать краткую характеристику экономической политики контрреволюционных правительств в ходе ведения войны. Следует отметить, что все их действия были направлены для снабжения ар- мии, боровшейся с большевиками. С первых же дней начался сбор налогов с населения. При зтом не учитывалось, что социально-экономическое положение народа было тяжелым. Для сбора на- логов кроме органов самоуправления привлекались охранные органы и военные. Государственная монополия, а затем торговля по «свободным ценам» привела к бешеной спекуляции и повышению цен на основные продукты питания. Кроме налогового бремени население Восточного Казахстана привлекалось к обеспечению белых перевозочными средствами. Широко использовалась дешевая рабочая сила населения в трудовой повинности. Конечно же, все эти репрессивные методы ве- дения экономической политики привели к ухудшению экономического положения региона, что привело к возникновению эпидемиологических заболеваний среди населения. Все вышеуказанные факты, несомненно, стали причиной разразившегося после гражданской войны голода 1921г.
К мирному населению в ходе проведения экономической политики применялись репрессивные меры, причем силами военных и охранных органов. Охранные органы на местах были образованы в первые же дни установления новой власти. Строительство охранных органов сибирских прави- тельств осуществлялось на основании законодательства Временного правительства (Керенского). Были созданы уездные и городские отделы милиции. Первоначально органы милиции находились
в прямом подчинении областных комиссаров, позже будет создан Департамент милиции. Чаще все- го на службу в милицию принимались бывшие полицейские, жандармы. Чины милиции злоупо- требляли своей властью: занимались вымогательством, сами совершали преступления, избивали население, отнимали имущество, незаконно заключали в тюрьмы. Тюрьмы были переполнены. Там царил произвол и насилие, заключенные подвергались издевательствам, расстрелам без суда и след- ствия [7].
Охранным органам «омских» правительств были характерны: некомпетентность, неспособ- ность обеспечить поддержание элементарного порядка, защиту прав и интересов гражданина, широкое применение внесудебных репрессий. Чаще всего внесудебным репрессиям подвергались те, кто подозревался в большевизме. Жертвами белого террора стали руководители советской вла- сти и рядовые большевики. Особенно трагически сложилась судьба первого председателя Усть- Каменогорского уездного комитета партии Я.В.Ушанова. Он заживо был сожжен в топке парохода. Следственные комиссии, которые создавались специально для рассмотрения дел большевиков, за- частую не доводили до суда. Чаще всего большевики расстреливались якобы при «попытке к бегству» [8,100].
Между тем в Поволжье, в Сибири, на Севере были образованы другие белогвардейские пра- вительства. В сентябре 1918г. все эти правительства пришли к выводу о создании всероссийского правительства на Уфимском совещании. Вся полнота власти на территории России была передана так называемой Уфимской Директории. 3 ноября 1918г. Временное Сибирское правительство так- же подчинилось Уфимской Директории и передало власть ей. Уфимская Директория продолжила политику Временного Сибирского правительства, постепенно ужесточая её, доводя до прямого насилия над населением и фактически подготавливая почву для установления военной дикта- туры [9].
18 ноября 1918г. к власти пришел адмирал Колчак. В системе органов самоуправления при Колчаке были введены некоторые новшества. Областные управляющие стали заниматься в основ- ном мобилизацией населения в колчаковскую армию, и сбором податей с населения. В органы самоуправления на местах в должностях восстанавливались чиновники царского режима. Основ- ной функцией органов самоуправления являлись сбор налогов и податей, которые носили разо- рительный характер для населения. Кроме прямых налогов взымались также косвенные налоги, различные сборы и специальные пошлины (с недвижимого имущества, с наследства, гербового и патентного сборов и др.). Причем кроме утвержденных налогов, население столкнулось и со сбором недоимок прошлых лет. Осенью 1918г. в регионе началась реквизиция продовольствия, ло- шадей, промышленного сырья и др. Весной 1919г. их масштабы резко увеличились. Начался голод, крестьянство восстало. Колчак и его клика приступили к жестокому подавлению народного не- довольства [10].
В национальном вопросе колчаковское правительство пошло на полный разрыв с алашордын- цами, правительство Алаш-Орда было разогнано и многие его деятели подвергнуты репрессиям. Население Восточного Казахстана, оказавшись в театре военных действий в полной мере испыта- ло произвол военщины. Военные власти начали самостоятельно заниматься снабжением армии подводами, кибитками, юртами, топливом, продовольствием с помощью карательных отрядов. Населению отдавались экстренные приказы о доставке этих видов довольствия. Часто население подвергалось насилию и грабежу со стороны военных.
Широкую деятельность развернули военно-полевые суды. Создавались также особые органы
– контрразведка и осведомительные органы. В их компетенцию входило: выявление сторонников советской власти и лиц, работавших в ее структурах, наблюдение за настроениями людей на за- нимаемой территории. Некомпетентность, отсутствие необходимой и своевременной информации приводило к тому, что эти органы, проводя аресты, нередко задерживали и невиновных. Военные участвовали в проведении мобилизации населения в белую армию, которая проводилась принуди- тельными методами. Население решительно отказывалось идти в армию. Несмотря на решитель- ный отказ вступать в армию, в волости отправлялись карательные отряды [11, 65].
Карательная политика белых дополнялась действиями атаманских банд. Особенно кровавую де- ятельность в Восточном Казахстане развернула банда атамана Анненкова. Люди Анненкова беспре- рывно совершали реквизицию лошадей, подвод, продовольствия и т.д. Реквизиции сопровождались порками, издевательствами над населением. Даже сами белогвардейские власти признавали необ- узданный террор анненковцев. Тем более что анненковцы не признавали никаких законов и вме-

шивались в сферу деятельности администрации и охранительных органов, самовольно совершая аресты, производили наказания. Причем наказаниям подвергались целые селения.
В Восточном Казахстане Анненков и его отряд пытались «оказачить» все население независимо от национальности. Тех, кто отказывался вступать в казачье сословие, наказывали поркой, выселе- нием, расстрелом. Еще одним кровавым деянием Анненкова являются — «вагоны смерти». Разбой атамана Анненкова дополнялся террором других атаманских банд. В частности, летом 1918г. в Уч- Арале, Бахты, Маканчи, в Урджаре свирепствовал отряд Виноградова. После уничтожения отряда Виноградова в этот регион прибыл отряд под командованием Ушакова. Террор над населением еще больше усилился [12].
До сих пор неизвестны цифры жертв населения Семипалатинской области, где «хозяйничал» отряд Анненкова. Вероятно, количество людей, погибших от белого террора, со временем станет известно и еще раз потрясет сознание людей. Гражданская братоубийственная война с ее миллио- нами человеческих жертв стала национальной трагедией, она обесценила жизнь. И как бы не опи- сывались события тех лет, суть одна – белый террор был варварским методом борьбы за власть. Да и любой террор – преступление перед человечеством, чем бы он ни мотивировался.

ЛИТЕРАТУРА
1 Советская энциклопедия — М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1972.-642с.
2 Политология. Энциклопедический словарь. -М. :Мос. коммерческий университет, 1998.-436с. 3 Мельгунов C.П. Красный террор в России 1918-1920гг.- Симферополь: Таврия, 1991.- 254с.
4 Дневник белогвардейца..-Новосибирск: Нов. кн. из., 1991.-400с. 5 ЦДНИ ВКО. Ф.48.Оп.2. Д.40.Л.30;
6 Правительственный вестник.13 февраля,1919 г. 7 ЦДНИ ВКО. Ф.48. Оп.1. Д.177. Л.64.
8 За власть Советов. Сб. статей. -Семипалатинск,1961.-156с. 9 Уральская жизнь.26 апреля,1919 г.
10 ЦДНИ ВКО. Ф.48. Оп.1. Д.194. Л.133.
11 Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак.- М: 1997, -Т.2.354с. 12 ЦДНИ ВКО. Ф.37. Оп.1. Д.69. Л.86.

REFERENCES
1 Sovetskajajenciklopedija — M.: Izd-voSovetskajajenciklopedija, 1972.-642s.
2 Politologija. JEnciklopedicheskijslovar’. -M. :Mos. kommercheskijuniversitet, 1998.-436s. 3 Mel’gunov C.P. Krasnyj terror v Rossii 1918-1920gg.- Simferopol’: Tavrija, 1991.- 254s. 4 Dnevnikbelogvardejca. .-Novosibirsk: Nov. kn. iz., 1991.-400s.
5 CDNI VKO. F.48.Op.2. D.40.L.30;
6 Pravitel’stvennyj vestnik.13 fevralja,1919 g. 7 CDNI VKO.F.48. Op.1.D.177. L.64.
8 Zavlast’ Sovetov.Sb. statej. -Semipalatinsk,1961.-156s. 9 Ural’skaja zhizn’.26 aprelja,1919 g.
10 CDNI VKO. F.48. Op.1.D.194. L.133.
11 Gins G.K. Sibir’, sojuznikii Kolchak.- M: 1997, -T.2. 354s. 12 CDNI VKO.F.37. Op.1.D.69. L.86.

Г.С.Абдрахманова. Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ доценті, Шығыс Қазақстан азаматтық соғыс кезінде (1918-1920 жж.).
Бұл мақалада азаматтық соғыс кезінде революцияға қарсы Сібір үкіметтерінің Шығыс Қазақстанөніріндегі халыққа жүргізген ішкі саясатының репрессиялық әдістері қарастырылады.
Түйін сөздер: Азаматтық соғыс, қуғын-сүргіндер, халық, ішкі саясат.

G.S. Abdrakhmanova, Docent of ENU name L.N. Gumilev. Eastern Kazakhstan during the civil war (1918-1920 gg.).
This article discusses the repressive methods internal counter-revolutionary policy of the governments of Siberia during the civil war in Eastern Kazakhstan in relation to the population of the region.
Key words: Civil war, repression, population, domestic politics

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *