МАРКСИЗМ И ФЕМИНИЗМ.ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СУВЕРЕННОМ
КАЗАХСТАНЕ.
Тленшина Г.М.
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова,
г. Кокшетау
Gulzada-t@mail.ru
Женское движение возникло в конце ХVIII века на волне буржуазных революций, провозгласивших лозунг «Свобода, равенство, братство!». Идея всеобщего равенства заставила и женщин задуматься о причинах своего подчиненного положения. Первые феминистки [1] искали причины угнетённого, зависимого от мужчин, положения женщин, и обнаруживали их как в правовой, так и в социально-экономической сферах. Их взгляды оформились в феминистское мировоззрение, а позднее в феминистскую теорию.
На первом этапе своего становления женское движение испытывало острую нужду в идейном подспорье, в некоем теоретическом обосновании, которое помогло бы ему противостоять гнету традиционной морали и добиваться перемен в буржуазном законодательстве. Задача была сложной, т.к. основная масса идеологов — философов, историков, социологов была совершенно убеждена в гражданской неполноценности и несостоятельности женщин. И консерваторы, и либералы хором твердили о природном или «естественном» назначении каждого из полов. Лишь крайние чудаки решались оспорить эти догмы. Один из них, социальный философ Шарль Фурье в своем труде «Теория четырех движений», который появился как результат размышления автора над событиями Великой французской революции, писал: «Расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса» [2,с.18]. Другой великий утопист Анри де Сен-Симон, умирая, оставил в наследство своим ученикам загадочную мысль: «Мужчина и женщина — вот полноценный социальный индивид» [3,с.256]. Оба они разрабатывали идеальные проекты гармоничной, счастливо и справедливо устроенной социальной жизни, основой которой, по их замыслу, должно было стать гендерное равноправие.
Особую роль в обосновании общественной значимости движения за женское равноправие сыграли в ту пору марксисты. Они определили весь комплекс требований, сформулированных этим движением, как «женский вопрос» и предложили на него свой ответ.
Методологическими основами рассмотрения «женского вопроса», у К.Маркса и Ф.Энгельса были: 1) историзм (существующее разделение труда между полами, считали К.Маркс и Ф.Энгельс,существовало не всегда, к тому же формы его постоянно менялись, семья — этоисторическая категория); 2)прогрессивизм— теоретики марксизма полагали,чторазвитие человечества движется поступательно; 3)принцип центрации (типичный дляевропейского культурного сознания — в центре марксистской концепции стоял классгегемон, пролетариат); 4)конфликтологическая парадигма (двигателем общественногопрогресса, считали они, является конфликт между производительными силами ипроизводственными отношениями, который выражается в классовой борьбе); 5)универсализм (типичная для многих теорий того времени вера в возможность созданияуниверсальной картины мира и ее объяснимости) [4, с.1-2].
Первые три принципа были созвучны и феминистскому взгляду на прошлое и настоящее (только в центр феминистской теории была поставлена женщина с ее интересами, а не пролетариат). Но в отличие от феминисток и многих своих предшественников, К.Маркс и Ф.Энгельс обращались не к индивиду, а к массам – в том числе и к массам женщин, втянутых в наемный труд, но прежде всего к их отцам и мужьям. Именно к ним они рассчитывали применить свои обобщающие, универсальные понятия, именно их стремились втянуть в классовую борьбу.
Уже в первых совместных произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса – «Святом семействе», «Немецкой идеологии» содержатся строки, характеризующие «бесчеловечность общего положения женщины» в капиталистическом обществе; в них есть и критика лицемерной буржуазной морали и мысли о воспитании подрастающего поколения.
В ряде работ обрисовано положение женщин в капиталистическом производстве. В труде «Положение рабочего класса в Англии», в котором рабочий вопрос исследован со всех сторон, показано положение женщин и детей.Капиталистическая индустриализация открыла широкий доступ их в промышленность. «В результате всех усовершенствований, — отмечал Ф.Энгельс,- действительная, требующая физического напряжения работа все более переносится на машину, и работа взрослых мужчин таким образом сводится к простому наблюдению, которое вполне могут осуществить и слабая женщина, и ребенок, получающие за это в 2-3 раза меньшую плату» [5, с.10].
На огромном статистическом материале и наоснове собственных наблюдений Энгельс создает живую картину пагубных социальных последствий капиталистической эксплуатации женского труда в «легкой промышленности» Англии – ткацкой, кружевной, швейной, шляпной. На страницах его труда вырисовываются полные драматизма сюжеты бесчеловечной системы выжимания жизненных соков у женщин — пролетариев на промышленных предприятиях.
Энгельс говорит о пагубном влиянии фабричного труда на женский организм, приводящего к различным отклонениям от нормального развития. «Какую богатую коллекцию болезней создала эта отвратительная алчность буржуазии! — восклицает Энгельс.- Женщины, не способные рожать, детикалеки… Целые поколения, обреченные на гибель, изнуренные и хилые» [6,с.394-395]. Далее автор показывает, как многочасовой изнуряющий труд женщин разрушает семью и «имеет самые деморализирующие последствия, как для супругов, так и для детей». Завершая данный раздел, Энгельс предъявляет буржуазии «Обвинение в социальном убийстве».
Через 22 года после выхода в свет «Положения рабочего класса в Англии» К.Маркс в І томе «Капитала» писал, что социальные последствия эксплуатации женского и детского труда настолько полно описаны в труде Энгельса, «что я здесь ограничиваюсь простым напоминанием об этом» [5,с.38]. Научный анализ коренных проблем женского труда, данный в работе «Положение рабочего класса в Англии», сформулированные Марксом и Энгельсом программные требования рабочего класса по женскому вопросу сохраняют актуальность и в настоящее время. Это: равная оплата за равный труд; охрана женского труда на производстве; характеристика материнства как социальной функции женщины и значения безболезненного совмещения ее общественного труда и материнства.
Вскрывая законы развития капиталистического способа производства, К.Маркс в «Капитале» отмечает, что беспощадная эксплуатация женщин резко увеличивает прибыль: фактически за ту же зарплату, которую получал рабочий, когда работал один, капиталист теперь принуждает работать и жену и детей рабочего. «Выбрасывая всех членов семьи на рынок труда, машины распределяют стоимость рабочей силы мужчины на всю его, поэтому они понижают стоимость его рабочей силы» [5,с.32].
Дешевый женский и детский труд буржуазия использовала как орудие наступления на рабочий класс, как средство увеличения резервной армии труда. Это породило новые проблемы в рабочем движении, конкуренцию между отдельными отрядами рабочего класса и др.
Основные подходы к женскому вопросу изложены в знаменитой работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
К.Маркс разделял концепцию книги, она была совместно продумана и как бы продолжала традиции Ш.Фурье и А.Сен-Симона. Но в отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс писали не столько об индивиде, будь то мужчина или женщина, который должен быть наделен всеми гражданскими правами, сколько о массах – массах тружеников. К ним и обращались классики, объясняя, что идея «естественного назначения» пола по существу маскирует особого рода «производственные отношения» — отношения воспроизводства
человеческого рода. Вся загадка этих отношений связана не с «таинством» пола, а с тем, что они являются одновременно и природными, биологическими, и социальными. А еще – это отношения социального неравенства, вытекающего из несправедливого разделения труда, при котором жена и дети рабами мужа и отца. Поэтому любая форма традиционной семьи автоматически воспроизводит отношения господства/подчинения.
Основатели марксизма доказывали, что промышленная революция нанесла непоправимый удар по такой семье. Наемный труд, каким бы тяжелым он не был, создает экономические предпосылки для независимости и самостоятельности работающих женщин. А это разрушает основы старой семьи и традиционных семейных отношений, обрекавших женщин на подневольное существование. В этом — позитивный смысл наемного женского труда.
Кроме того, подчеркивали классики марксизма, положение женщин наемных тружениц есть положение классовое. Они принадлежат к классу пролетариев. Поэтому задача их освобождения от социального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата. Уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения — общая цель пролетариев и женщин. Только в обществе, свободном от эксплуатации и угнетения возможны равноправные отношения между мужчинами и женщинами.
Интересные высказывания по женскому вопросу содержатся в письмах Маркса и Энгельса. Так, в письмах Людвигу Кугельману Маркс высоко оценивал женское движение в Германии, ставшее на позиции Интернационала; подчеркивал, что «великие общественные перевороты невозможны без женского фермента» [7, с.486].
Таков в самых общих чертах марксистский подход к проблемам женского равноправия. Он соответствовал своему времени и его очевидностям. Проблема была в том, что этот подход марксисты считали единственно верным, а потому решительно размежевывались со всеми остальными поборниками женского равноправия. Особенно досталось от них суффражисткам, добивавшимся признания политических прав женщин. Марксисты считали, что требования суффражисток по-своему легитимизируют буржуазную политическую систему. А потому приклеили и к этим требованиям, и к самому «классическому», либеральному феминизму ярлык «буржуазный». И повели с суффражистками, как с представительницами буржуазной системы, ожесточенную борьбу. Вплоть до 60-х годов ХХ века эта борьба раскалывала женское движение, ослабляя его и нанося ему непоправимый урон.
Теоретики марксизма, конечно, не были феминистами, и тема угнетения по признаку пола никогда не была специальным предметом их рассмотрения. Однако, как бы ни были они далеки от феминизма, их концепция оказала огромное влияние на множество социологических, исторических и экономических теорий, в том числе и тех, в центре которых стояли проблемы женщин.
Марксизм как концепция «подарил» феминизму немало методических подходов, приемов и идей. Срединих — значимость экономического фактора в воспроизводстве рабочей силы иобеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (возможность рассмотренияправ, привилегий и достижений только в определенном историческом контексте) и,следовательно, историчность любой идеологии (в том числе — и идеологии мужского превосходства, сделали вывод феминистки). Можно назвать также проблему «принуждения» не как однонаправленного процесса, но как процесса, в котором участвует сам угнетаемый (феминистки рассматривают ее в контексте поддержания самими женщинами их неравноправного положения), а также проблему необходимости перестройки, реструктуризации всего общества как предпосылки ликвидации угнетения какой бы то ни было социальной группы (у марксистов — пролетариата, у феминисток — женщин).
Обретение Казахстаном суверенитета и общественно — политические преобразования 1990-х годов обусловили рост политической активности женской общественности республики. Становление женского движения в стране можно условно разделить на четыре этапа [8]. Первый этап охватывает 1991-1995 годы и содержит первичное институциональное формирование женского движения. Для данного этапа характерна фрагментарная деятельность женских НПО, ориентированных на решение социальноэкономических проблем, бизнес, защиту интересов семьи и детей. Государственная политика в отношении женщин отличается автоматическим переносом принципов и механизмов советской системы, когда общественная роль женщины ограничивалась социальными вопросами и была связана с семьей, материнством и детством.
На втором этапе (1995-1998 годы) происходят важные изменения. Число женских НПО увеличилось в несколько раз, возросла их активность. Современные женщины республики понимают, что необходима их интеграция в общество, и они активно участвуют в политических институтах. Вместе с тем именно с этого периода государство вырабатывает стратегию и определяет приоритеты политики в отношении женщин. При Президенте РК создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике.
Третий этап (1998-2004 годы) отмечен формированием содержания государственной гендерной политики, активизацией женских НПО. Ключевым организационным событием стало создание Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК. Согласно юридическому статусу, комиссия является консультативно-совещательным органом. Ее целью является защита интересов семьи, обеспечение необходимых условий для участия женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Поле деятельности Национальной комиссии охватывает проблемы формирования приоритетов и внесенияпредложений по вопросам семьи, женщин и детей в государственные программы, разработку и реализацию системы комплексных мер по экономической, социальной, психологической, правовой поддержке семьи, женщин и детей.
Указ Президента РК от 24 ноября 2005 г. об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы положил начало четвертому этапу в развитии женских НПО. Стратегия служит основополагающим документом по гендерной политике государства, обеспечивающей равенство полов, а также расширение прав и возможностей женщин. В связи с этим вкаждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей. Поставлена задача добиться 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений.
Если в 1994 г. в Казахстане было всего 6 женских НПО, то в настоящее их насчитывается околот 200. Женские организации по форме объединения представлены тремя группами: неправительственные (такие, как Кризисный центр «Подруги», Ассоциация одиноких матерей, Женский избирательный блок и т.д.); государственные (Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК) — международные (ЮНИФЕМ — женский фонд ООН). По целям различают НПО экологические, профессиональные, мусульманские, материнские и детские, кризисные центры и др.
Женские НПО осуществляют свою деятельность в различных организационно — правовых формах, различных регионах в различных диапазонах и спектрах. Почти все они, несмотря на различие осуществляемых программ, нацелены на защиту прав женщин, реализацию принципа равенства мужчин и женщин, улучшение положения женщин, усиление роли женщины в обществе. Журналист Юрий Зайцев, исполнительный директор Феминистской
Лиги, выделяет четыре основные проблемы положения женщин в Казахстане: 1)гендерные стереотипы, 2)социальная незащищенность женщин, 3)преодоление насилия в отношении женщин, 4)проблема власти и представительства женщин в ней на всех уровнях [9, с.10].
Впрактике женского активизмав Казахстане есть и слабые стороны. К ним можно отнести: отсутствие единой политики по вопросам гендерного воспитания на общенациональном и институциональном уровне; отсутствие единого плана действий по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин; отсутствие целенаправленной подготовки работников третьего сектора, в частности, по гендерной проблематике. Имеющиеся в настоящее время кадры подошли к освоению данной проблемы по личной инициативе.Кроме того, нет финансовой поддержки на национальном и местном уровнях в разработке и внедрении гендерных программ в стране.
В Казахстане создана нормативно-правовая база для достижения гендерного баланса в обществе. В декабре 2016 г. Указом Президента
утверждена Концепция семейной и гендерной политики в Республике
Казахстан до 2030 г. Но «равенство по закону не есть еще равенство в жизни» [10, с.42], и Казахстану еще предстоит долгий путь к подлинной гендерной демократии. Одним из ориентиров могут служить идеи маркизма.
Литература:
1. Феминистки — участницы движения за гражданские и политические права женщины (от францfemme – женщина). Феминизм – 1) идеология равноправия полов; 2) движение за равноправие женщин.
2. FourierCh. Theoriedequatresmouvements. P. 1808. 3. Изложение учения Сен-Симона.М.,1960.
4. Cм.: Пушкарева Л.Н. «Женский» вопросв теории марксизма
//https://womaninrussiansociety.ru/wp-
/uploads/2013/12/2002_1_pushkareva.pdf. (дата обращения: 17.04.2018).
5. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе.- М., 1971.-224 с.
6. См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-еизд. Т.2. – М., 1955.
7. Маркс К. Письмо Л.Кугельману, 12 декабря 1868 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 32. – М., 1964.
8. См.Тукторбаева Ж. Гендерное равенство – фактор стратегический.- Казахстанская правда.- 2011, 21 сентября (№304). — С. 3.
9. Зайцев Ю. Права женщин и их защита. — А., 2003.
10. Ленин В.И. К женщинам-работницам. Полн.собр.соч., изд.5-е. Т.40. – М., 1975.