
ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В
ФОРМИРОВАНИИ СТРАНОВОГО ИМИДЖА КАЗАХСТАНА
Бабажанова Дина Маратовна ЕНУ магистратура, 1 курс.
Специальность: «Связь с общественностью»
Аннотация:
На сегодняшний день, в период глобальной цифровизации и развитии высоких технологий в мире наряду с традиционными методами дипломатии, также используется «цифровая дипломатия» как инструмент «мягкой силы».
Использование цифровых технологий в дипломатическом поле деятельности открывает новые возможности и способствует усилению позиций на международной арене, также позволяет выработать план действий по совместному преодолению обществом политико-социальных и экономических кризисов, а также выработке мер по их недопущению.
Дипломатия, которая ранее была относительно «закрытой» сферой деятельности, благодаря развитию «информационного общества» становится всё более открытой для обычных граждан.
Тірек сөздер: «жұмсақ күш», «сандық цифрлы дипломатия», сыртқы саясат, көпшілік дипломатия.
Ключевые слова: «мягкая сила», «цифровая дипломатия», внешняя политика, публичная дипломатия.
Key words: soft power, digital diplomacy, image of Kazakhstan, foreign policy, public diplomacy.
В настоящее время на пороге глобализации, информатизации и массовых коммуникаций происходит трансформация международной политики, перемещение центров силы, за которыми следует изменение институциональных основ взаимодействия между правительствами и гражданским сообществом разных стран. Изменения происходят посредством влияния технологического развития и формирования глобального информационного общества.
Более 30 лет назад американский политолог Джозеф Най ввел понятие «мягкая сила» — это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить». Однако это не подразумевает воздействие или влияние. «Мягкая сила» — больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важными элементами этой силы. «Мягкая сила» — это также способность привлекать, и привлечение часто ведет к взаимопониманию. Проще говоря, в поведенческих понятиях «мягкая сила» — это привлекательная сила». [1]
Термин «цифровая дипломатия», распространенный наряду с понятиями интернет дипломатия, дипломатия социальных сетей и Web 2.0 дипломатия, впервые начал использовать применительно к внешней политике США. В частности, под ним подразумевалось широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе новых медиа, социальных сетей, блогов и тому подобных медиаплощадок в глобальной сети для содействия государственным органам для осуществления функций и коммуникаций по вопросам, связанным с внешнеполитической повесткой дня. [2]
Классическая модель международной дипломатии «государство-государству» постепенно уходит в прошлое и все больше используются дипломатические приемы с применением новых информационно-коммуникационных технологий. Сегодня, благодаря технологическому прогрессу и цифровой дипломатии новые акторы напрямую принимают участие в решении глобальных проблем.
Несколько лет назад государственные деятели в Казахстане не использовали социальные сети и не применяли эти приемы на международной арене. Однако быстрораспространяемая различная, неконтролируемая информация вынудила политиков использовать информационно-коммуникационные технологии в Интернете. Социальные медиа, в отличие от официальных СМИ, имеют различные преимущества, как например оперативность, большой охват аудитории, обратная связь. Обратная сторона в этом случае такая, что эту информацию тяжелее проверить и зачастую негатив остается в сети.
Дипломатия, которая ранее была относительно «закрытой» сферой деятельности, благодаря развитию «информационного общества» становится всё более открытой для обычных граждан. Официальное присутствие в Интернете, в том числе и в мировых социальных сетях (Twitter, Facebook, Youtube и т.п.) государственных дипломатических ведомств отмечено соответствующими «страницами» на этих площадках, которые есть практически у всех министерств иностранных дел развитых стран. Эта новая форма «цифровой дипломатии» даёт новые возможности осуществления государственной международной политики, но и выдвигает особые требования к её участникам. [3]
20 марта текущего года знаменательный день в новой истории Казахстана, когда Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Президента Республики Казахстан.
Стоит отметить, что новый Президент активный пользователь социальной сети «Twitter» (дата регистрации июль 2011 года). За первые десять дней (21-31 марта т.г.) своего президентства уже опубликовано 37 твиттов, а общее количество опубликованных постов со дня регистрации около 6 000. В своём микроблоге он комментирует актуальные события Казахстана и мира. По словам Касым-Жомарт Кемелевича аккаунт ведёт самостоятельно. «Это началось ещё в бытность работы в ООН, где поощрялось присутствие руководящих сотрудников в социальной сети с целью популяризации организации. Twitter – это, на мой взгляд, личное телеграфное новостное агентство». [4]
Также, в первую неделю обновленной политической ситуации в стране Президент поручил акимам работать в соцсетях: «Акимам необходимо оперативно реагировать на запросы населения и проводить разъяснительную работу. Важно активно работать в социальных сетях: создавать группы в мессенджерах, доступно разъяснять проводимую политику, модерировать и управлять ситуацией. Обратная связь с населением налажена не везде, из 17 акиматов всего у 4-х есть контактные колл-центры, а мобильный народный контроль — в 7 регионах», — сказал Токаев на совещании с акимами областей, городов Нур-
Султана, Алматы и Шымкента. [5]
Стоит отметить, что Касым-Жомарт Токаев задал новый формат взаимодействия с населением и на международной арене с использованием полного спектра информационнокоммуникационных технологий. Однако новый формат «общения» сопровождается дополнительными рисками, публикуя информацию в обход профессиональных специалистов Public Relations могут возникнуть различные кризисные ситуации. Можно привести много примеров, когда государственные деятели допускают ошибки или позволяют себе громкие высказывания в социальных сетях, один из примеров, когда самый обсуждаемый политик и пользователь «Twitter» Президент США Дональд Трамп опубликовал незаконченный твит «Despite the constant negative press covfefe» (несмотря на постоянную негативную covfefe в прессе…), неизвестное слово вызвало бурю восторга в сети, а Трамп предложил подписчикам догадаться о значении слова. «Кто может разгадать истинный смысл «covfefe»? Наслаждайтесь!» — написал он на своей странице «Twitter».
Многие казахстанские дипломаты и государственные деятели все больше стали обращаться к использованию социальных сетей, способствуя продвижению национальных интересов за границей, что также косвенно влияет на формирование позитивного имиджа Казахстана. Стоит отметить, что внешнеполитическое ведомство и дипломатические представительства Казахстана представлены в таких социальных сетях, как «Twitter», «Facebook», «Instagram», «Telegram», «Youtube».
Для дальнейшей интеграции казахского языка и развитию цифровой дипломатии в Казахстане Общественный фонд WikiBilim (Национальное бюро переводов) при поддержки министерства иностранных дел Республики Казахстан разработали ряд важных проектов по развитию казахских разделов популярных во всем мире онлайн платформ, оказывающих заметное влияние на имидж страны. На счету фонда такие проекты как развитие казахской Википедии, добавление казахского языка в сервис машинного перевода Google Translate, перевод на казахский язык избранных выступлений конференции TED, создание открытого университета Казахстана – OpenU и открытой библиотеки Казахстана – Kitap.kz. [6]
Однако, для эффективного и инновационного развития Казахстана необходимы новые внешнеполитические проекты в цифровой сфере, направленные на укрепление «мягкой силы» и развитие науки, технологий и образования. При реализации таких проектов государство должно учитывать не только угрозы, но и возможности, предлагаемые электронной информационной средой. Важно понимать, что информационные технологии могут трансформироваться и меняться, но при этом они представляют один из ключевых технологических продуктов сегодняшнего общества, привносящих в глобальный миропорядок все более выраженный элемент сетецентричности. [7]
С развитием глобальной сети на второй план уходят традиционные механизмы обеспечения международной безопасности и стабилизации международных отношений, тем самым заменяя их на новые, такие как многоуровневая дипломатия и многосторонние партнерства, однако они пока находятся на начальной или ранней стадиях развития.
На сегодняшний день ключевым инструментом «мягкой силы» на международной арене является умение работать с информацией в глобальной сети. «Мягкая сила» предполагает использование различных методов воздействия, ориентированных на коммуникацию.
Использование цифровых технологий в дипломатическом поле деятельности открывает новые возможности и способствует усилению позиций в международном пространстве, также позволяет выработать план действий по совместному преодолению обществом политико-социальных и экономических кризисов, а также выработке мер по их недопущению.
Список использованных источников
1. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. — New York, 1990.; Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. — New York: Public Affairs, 2004.
2. Цветкова Н. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США. США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109–122.
3. Статья И.В. Сурма «цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики» Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Электронный вестник. Выпуск №49, Апрель 2015 года.
4. Интервью К. Токаева: «Касым-Жомарт Токаев: У нас профессиональный Парламент» ИА «informбюро» 24 января 2017.
5. Выступление «Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на совещании с участием акимов областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента» 27 марта 2019 года. http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie -prezidenta-kazahstana-kasym-zhomarta-tokaeva-na-soveshchanii-s-uchastiem-akimov-oblasteigorodov-nur-sultana-almaty-i-shymkenta.
6. Интервью Директора общественного фонда WikiBilim – «Национальное бюро переводов» фонда Рауан Кенжеханулы «Цифровая дипломатия и продвижение интересов Казахстана в виртуальном мире» 12.04.2018. http://mfa.gov.kz/ru/content-view/rauankenzhekhanuly-digital-diplomacy-and-promotion-of-kazakhstans-interests-in-virtual-world.
7. Журнал «Индекс безопасности» № 1 (104), Том 19, «Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России» Елена Зиновьева – 2013 год.