ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПУБЛИЦИСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПУБЛИЦИСТА

Хахазова Зора Рамазановна zora_94@mail.ru
Магистрант 2 курса факультета журналистики и политологии
ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Нур-Султан, Казахстан Научный руководитель – к.ф.н., доцент Б.Баткеева

Деятельность современного журналиста стала предметом анализа для многих дисциплин — социологии, психолингвистики, психологии личности и других. Несмотря на детальное рассмотрение, она все равно остается не до конца понятой и изученной. Связано это с тем, что деятельность журналиста как явление неоднозначна и многопланова, и помимо технологических навыков, включает в себя еще и творческие способности журналиста. И если технологические/технические навыки журналиста возможно анализировать, то творческая составляющая профессии журналиста остается пока вне поля зрения специалистов. Происходит это потому, что продуктивность работника этой сферы зависит от совершенно неожиданных параметров и их сочетаний. В связи с этим, трудными и в известной мере ограниченными являются возможности унифицированного подхода к труду журналиста.
Исследования показали, что зритель воспринимает информацию персонифицировано, и это зрительское восприятие связано непосредственно с носителем информации – журналистом. Кроме того, в зависимости от отношения аудитории к личности журналиста зависит восприятие сообщений средств массовой информации. В связи с этим, одним из условий популярности продуктов средств массовой коммуникации становится их личностная окраска и четко выраженная позиция автора. Поэтому сегодня актуальным является рассмотрение роли журналиста без отрыва от его функции коммуникатора в процессе массово-коммуникативного общения.
В рамках исследования нам предстоит определить формы проявления индивидуального стиля журналиста. Принято мнение, что индивидуальность журналиста заключена в его желаниях, знаниях и умениях. Именно они дают возможность журналисту эффективно выполнять свою работу в сфере журналистики, которая характеризуется постоянным обновлением средств, форм и методов, используемых для достижения целей. Согласно мнению ученых Дзялошинского И.М. и Парыгина Б.Д., в журналистике творческая индивидуальность выражается в двух формах – индивидуальном стиле деятельности и образе автора. [1,199-215]. Как отмечает исследователь Дзялошинский И.М.: «Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным, опосредованным системой знаний, умений и желаний журналиста проявлением объективных закономерностей, регулирующих журналистскую деятельность» [2,305].
Понятию «индивидуальный стиль деятельности», пока не присвоен категориальный научный статус, и для его осмысления требуются дополнительные объяснения. Согласно мнению ученого Парыгина Б.Д., индивидуальным стилем деятельности обозначают специфические, свойственные тому или иному журналисту особенности при выполнении общепринятых действий, а также и включают в это понятие совокупность нормативного знания — принципов, норм и правил – которые предопределяют взаимодействия журналиста с реальной действительности, издателями, аудиторией и т.д» [1,215]. Несмотря на то, что множество индивидуальных стилей продемонстрируют общие черты, каждый индивидуальный стиль в отдельности – это уникальная система, с присущими ей характеристиками, такими как историчность, нормативность, системность. «Нормативность призвана зафиксировать то, что индивидуальный стиль является совокупностью методологических и методических предписаний, которыми журналист руководствуется в своей деятельности, системность свидетельствует о том, что различные составные части — положения, требования, рекомендации и предписания – взаимосвязаны между собой; историчность подчеркивает возникновение и развитие индивидуального стиля в течение времени» [1,295]. По мнению исследователя Лазутиной Г.: «Индивидуальный стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности» [3, 42].
Одним из основных форм существования творческой индивидуальности публициста является «образ автора». Эта категория наиболее близка литературоведению. Исследователь Лазутина Г. отмечает, что образ автора не является отображением всей личности журналиста, а представляет собой ее часть, какой-либо ее срез, аспект. [4,99] Первостепенное значение для образа автора имеют душевные и интеллектуальные качества. Образ автора обладает нормативностью, и зачастую выступает для читателя в качестве образа-эталона. При несовпадении поведения журналиста с тем, что он пишет, особенном явными и становятся нормативность и неравноценность образа автора личности журналиста.
Говоря о влиянии образа автора на текстовые характеристики, важно отметить, что посредством авторского текста в сознании аудитории отражаются не только интеллектуальные и душевные качества автора. «Читатель, осознанно или чаще неосознанно, воспринимает ту систему знаний, умений и желаний, которая является содержанием творческой индивидуальности данного журналиста. Передача этих компонентов осуществляется посредством использования определенных аргументов, специфической логикой рассуждений и др. Происходит своеобразное «наложение» творческой индивидуальности журналиста на сознание и стиль мышления читателей. В силу этого современные средства массовой информации, обладающие огромной мощью, могут, при определенных условиях, стать фактором стандартизации сознания и мышления многомиллионных масс» [4, 401].
Образ автора несет для структуры текста важную конструктивную роль. Благодаря образу автора в единую форму сочетаются разнородные элементы произведения. Образ автора в тексте выражается либо непосредственно, в форме заявлений с личными местоимениями: «я видел…», «по моему мнению…», «по полученной мной информации…» и т.п., либо же «растворяется» в системе рассуждений»). Таким образом, образ автора становится мощным катализатором восприятия заложенной в тексте информации, поскольку создает ситуацию диалога. «Читатель, реконструируя способы мышления, чувствования, оценки явлений действительности, характерные для данного автора, как бы вступает с ним в спор, проверяя в этом споре собственные способы мышления, чувствования, критерии оценки. Внешнее восприятие перерастает во внутреннее, обогащая личность читателя»
[5,206].
Творческие способности журналистской деятельности связаны прежде всего с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом личности (эмоциональность), а также с умственными способностями. У каждого индивида, если можно так выразиться определенная система координат, в которой в индивидуальной последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей). И в этой связи, если говорить о специфике журналистского мышления обязательно надо отметить тот факт, что оно избирательно. Так, если обыденная проблема не привлекает внимания большинства людей, то журналист, обладающий творческим подходом к профессии, заинтересован этим явлением. Как говорят саммит журналисты, их работа и даже мышление несколько а-логично, нежели логично, при поиске решения проблемы и путей ее разрешения. Способность доработать, подчистить материала, адекватно и оперативно перевести мысли в статью — это и есть профессиональные характеристики журналиста. Творческая деятельность журналиста естественным образом ограничена. Речь идет, в первую очередь, о профессиональных и этических ограничениях, социальных, культурных, экономических рамках. И непосредственно внутри этого довольно сжатого пространства, являясь зависимым от обстоятельств, журналисту предстоит обеспечить контакт с читателем, либо аудиторией. Итак, основная задача журналистики — дать миру беспристрастную и цельную картину, собственно, этого же мира. Оберегают право аудитории на получение беспристрастной, правдивой информации этические законы журналистики, где подчеркивается, что общество имеет право на знание правды, а на журналиста возложена миссия обеспечить это право общества. Профессиональными и этическими кодексами принято требование для журналиста четко и категорично отделять реальные факты и мнения об этих фактах – комментарии. Одним из требований Закона РК «О СМИ» является проверка журналистов достоверности и объективности данных [6]. Профессиональная этика обязывает журналиста беспристрастно излагать факты, сохраняя их истинный смысл, документальность. Аудитория должна получить готовый информационный продукт в виде публицистической статьи или телеинтервью со знаменитым человеком в достаточном объеме, точное, связное и всеобъемлющее, дающее ощущение полной картины происходящего. Это требование является соблюдением принципа объективности. Но это не жесткая норма. Это стимул к действию, цель, к которой нужно двигаться. Профессиональная журналистская мораль категорически отвергает подтасовку фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикацию материалов. Журналистское творчество изначально индивидуально, но в следствии рутинной работы, особенностей мышления, знаний, эмоций, чувств журналиста теряют свое индивидуальное начало, преобразуются, и приобретают черты общего, общественного, направленного к читателю, телезрителю, радиослушателю. Считается, что у настоящего творческого человека, мастера, публициста всегда есть тема, которая в течение длительного времени обогащена всесторонними наблюдениями, близка его духовному и объективна необходимо СМИ. Творческая индивидуальность публициста отражает субъективное индивидуальное отношение автора к выполняемой им работе. Творческой среде присущ ряд условий, при которых она процветает, и порождает новые публицистические тексты, их мы рассмотрели во третьем параграфе второй главы. Творчество в современной журналистике имеет личностный аспект, и предполагает наличие способностей, благодаря которым создается эксклюзивный авторский публицистический текст, отличающийся креативностью, новизной и оригинальностью. Творчество журналиста многогранно. Понимание, прочтение информации с осознанием смысла наиболее важно ощущается в публицистическом тексте. Здесь ярче всего демонстрируется отличие хорошего художественного текста от всех других, выражаемое в том, что писатель посредством художественного текста создает не реальный, а придуманный мир, и себя самого погружает в этот вымышленный мир [7,105]. Резонансом с читателем станет момент, когда читающий поверит в существование этого мира. Сегодняшние казахстанские СМИ предоставляют информацию в том ключе, в котором она, прежде всего, интересна аудитории, будь то это телезритель или читатель газет. В нашем распоряжении электронные банки информации мира, для достижения целей и обучения мы успешно используем уже имеющиеся научные труды наших предшественников, и изучая и анализируя их, мы знакомимся с этапами формирования казахстанской публицистики и теми знаменитыми казахстанскими учеными, имена которых, без сомнения вошли в анналы казахстанской журналистики как примеры беззаветного служения своей стране: Т.К.Кожакеев, Т.С.Амандосов, Х.Н.Бекхожин, О.Сулейменов, К.Сагымбай и другие. Именно эти примеры беззаветного патриотизма, их поиск тем, и создание ими публицистических и научных трудов, обеспечивают преемственность поколений, позволяют нашим современникам брать за основу труды ведущих казахстанских ученых, и, проводя всевозможные исследования в зависимости от вызовов времени, проводить аналогии, анализировать и систематизировать грани творческой индивидуальности публицистов.

Список использованных источников
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006.
2. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Восток», 1996.
3. Ким М.Н. Методология профессионального творчества. – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2004.
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006.
239 с
5. Владимирова Т.Н., Жилавская И.В. (сост.) Личность и медиа. Сборник статей
Факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова. — М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. — с.214
6. Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации».
7. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: Пресса и публицистика. М.: Мысль, 1975. С. 187.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *