ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ НАДЕЖНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ НАДЕЖНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Щегорцова Анастасия akimat@rambler.ru
докторант 1 курса специальности «Политология»
ЕНУ имени Л.М. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан Научный руководитель – Нечаева Е.Л.

Цифровой мир уже давно стал нашей повседневностью. Сегодня в своем выступлении я хочу поднять тему рисков, которые несет с собой новая цифровая реальность. Ситуация, когда среднестатистический городской житель может отключиться от средств связи и выпасть из цифрового общения, уже давно представляется для большинства из нас непозволительной роскошью.
Более того — уже в 2018 году полноправными гражданами своих стран и избирателями стали молодые люди, родившиеся в 2000 году. Это настоящие представители «диджитал нейтивс», характеризующиеся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Поэтому повсеместный акцент на технологиях – уже далеко не реформаторство, а объективное требование времени.
Процесс цифровизации сегодня затрагивает практически все страны мира, 15 стран реализуют на текущий момент национальные программы цифровизации.
Казахстан также как и многие страны находится в фазе активного внедрения цифровых технологий – у нас принята и реализуется государственная программа Цифровой Казахстан
[1].
Достижение целей программы реализуется по двум векторам:
«Цифровизация существующей экономики» — обеспечение прагматичного старта, состоящего из конкретных проектов в реальном секторе, запуск проектов по цифровизации и технологическому перевооружению существующих отраслей экономики, госструктур и развитие цифровой инфраструктуры.
«Создание цифровой индустрии будущего» — обеспечение долгосрочной устойчивости, запуск цифровой трансформации страны за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и, в целом, прогрессивного развития цифровой экосистемы.
В рамках данной программы предусмотрены и мероприятия по цифровизации электоральной сферы. Для повышения транспарентности избирательной системы предусмотрены мероприятия по цифровизации, которые обеспечат создание эффективной системы формирования и актуализации списков избирателей. В эту работу будут интегрированы центральные госорганы, ведущие учет населения, избирательные комиссии и местные исполнительные органы. Архитектура системы послужит основой для электронной регистрации избирателей в период проведения выборных мероприятий, разработки госуслуг, а также дальнейшей модернизации электронной избирательной системы в целом.
Активно внедряя цифровую инфраструктуру практически во все отрасли общественной и экономической жизни, мы не должны забывать и о рисках, которые несет в себе цифровизация. Вопросы цифровой безопасности, защиты персональных данных, надежности информации актуализируются вместе с развитием информационных технологий.
Проблема надежности информации в цифровую эпоху тесно связана с проблемой фейковых новостей. Недостаточный уровень критического мышления рядовых потребителей информации плюс космические скорости распространения информации в цифровую эпоху создают благодатную почву для манипуляций.
Ранее было принято считать, что высокий уровень правовой культуры общества является надежной защитой от манипуляций и злоупотреблений в информационной сфере. Не оспаривая этот тезис, хочется заметить, что полагаться только на него уже не достаточно. Известны достаточно эпатажные случаи из информационной практики стран с так называемой развитой старой демократией. Например, показателен недавний случай с журналистом известного издания Дер Шпигель, который на протяжении ряда лет публиковал выдуманные истории про реальных людей и даже получал за это престижные международные награды [2].
Безусловно, одной из самых действенных мер в этих условиях должна стать информационная открытость официальных источников информации. Доступность достоверной информации является главным условием противодействия возникновению фейковых новостей, которые зачастую появляются именно в информационном вакууме.
Казахстан придерживается курса информационной открытости. С 2015 действует закон «О доступе к информации» [3], определяющий перечень информации, которая должна быть открыта и способы обеспечения доступа к ней. В развитие данного принципа правительством ведется работа по созданию единого портала информационных ресурсов государственных органов по успешному примеру таких стран как Великобритания, Канада, Эстония и др.
В настоящее время у нас 396 интернет-ресурсов государственных органов, а к концу текущего года будет 1, на котором будут представлены все государственные органы независимо от отношения к ветви власти. Данный ресурс должен обеспечить доступ к официальной информации государственных органов по принципу одного окна. Уверены, что усиление информационной доступности надежных и официальных источников информации будет способствовать снижению риска негативного влияния фейковой информации.
В электоральной сфере недооценка рисков, которые несет в себе новая цифровая эпоха, чревата самыми пагубными последствиями, вплоть до потери электорального суверенитета. Эта проблема уже давно вышла за рамки национальных интересов отдельных государств, сегодня это уже сфера вопросов международной безопасности.
Слабая правовая регуляция деятельности социальных сетей, их ориентация в основном на принципы саморегулирования создают основу для манипуляций в избирательных практиках. Отсутствуют общие принципы оценки этичности и допустимости применения рыночных методов таргетированной рекламы в политических целях. Используемые рыночные инструменты предполагают возможность проверки и отказа в дальнейшем от приобретенной услуги. У избирателя же нет возможности отказаться от органов власти, избранных под давлением рекламных инструментов.
Наряду с этим управленческие задачи, стоящие сегодня перед избираемыми органами власти во всем мире, постоянно усложняются. При этом специфика информационного обмена в социальных сетях заключается в сильном упрощении сообщений, вплоть до популизма. В итоге создается риск прихода к власти не тех, кто наиболее подготовлен к решению проблем, а тех, кто на уровне риторики наиболее эффективно проблемы упрощает.
Тревожной тенденцией сегодняшнего дня также стали все чаще высказываемые опасения государств о возможном деструктивном вмешательстве в национальные выборы со стороны других стран. Некоторые эксперты заявляют о том, что выборы сегодня стали инструментом гибридных войн, а поля сражений переместились в социальные сети. По оценкам специалистов Freedom House только в 2017 году тактика манипуляции и дезинформации отразилась на выборах в минимум 17-ти странах мира.
Крупные мировые державы создают специальные киберподразделения для противодействия нарушениям в цифровой среде, а также пересматривают национальные принципы и стандарты, в том числе и выборных процессов.
При этом менее развитые страны, которые не могут себе позволить такие дорогостоящие превентивные меры, нуждаются в международной помощи. Международным организациям сегодня имеет смысл задуматься о разработке международных правовых норм и стандартов по защите электорального суверенитета.
Попытки создания конвенции о стандартах выборов [4] предпринимались, и проект даже получал положительную оценку Венецианской комиссии. Возможно, сегодня пришло время вернуться к этому вопросу разработки международных стандартов выборов уже в позиции новых реалий цифровой эры.

Список использованных источников
1. Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан», Постановление
Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827
2. «Журналист Spiegel семь лет писал выдуманные репортажи», ИА ТАСС https://tass.ru/obschestvo/5934765
3. Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года № 401-V ЗРК. http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000401
4. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств: Документы и материалы / Отв. ред. доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации В.И. Лысенко. – М.: РЦОИТ, 2008. – 528 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *