МОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В НОВЫХ МЕДИА
Айгелова Алтынай Маратовна aygelova_altynay@mail.ru
магистрантка 1 курса специальности факультета журналистика и политологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казакстан Научный руководитель – д.фд.н., профессор Ишанова А.К.
Сегодня невозможно сказать, что журналистика моды это только журналы или газеты. Несомненная тенденция сегодняшнего дня для тех, кто работает в модной индустрии – это максимальное использование всех возможных PR-технологий при ведении бизнеса. Это привело к тому, что под понятие «журналистика моды» стали подпадать те информационные источники, которые не были таковыми изначально.
Учитывая популярность информационных технологий и возможностей Интернета, нельзя не сказать об экспансии fashion-индустрии в сеть. У Интернета свои преимущества, – демократичность, доступность. На каком бы конце света не жил читатель, у него всегда есть возможность получить любую информацию о модных событиях, товаре и даже сделать покупку, независимо от места проживания. Очевидно, что shopping в сети будет стремительно развиваться. Но, марки класса Luxe пока неохотно осваивают торговлю в сети. Они готовы использовать новейшие технологии для создания современной витрины, но не готовы брать на себя риск интернет-продаж, опасаясь дискредитации имиджа марки. В тоже время, сегодня практически любой сайт, даже если он не имеет отношения к моде, предлагает ознакомиться с fashion-новостями. К сожалению, частая смена информационных потоков и непрофессионализм некоторых владельцев таких сайтов не дает гарантии правдивости и оригинальности текстов.
Читатель, видит моду и процессы, происходящие в данной индустрии глазами фотографов, стилистов, редакторов и обозревателей, которых иногда называют «привратниками моды». Они создают имена дизайнерам и рекламу маркам, пропагандируют определенный стиль жизни и тем самым оказывают влияние на эстетические вкусы и идеалы читателей. Раньше, когда у средств массовой информации не было таких твердых позиций в формировании общественного мнения, товару необходимо было обладать оригинальностью, что на сегодняшний день уже не является столь необходимым условием. Вектор развития моды переходит из рук дизайнеров в руки редакторов журналов и финансистов. Сейчас позиции крупных изданий в индустрии моды настолько велики, что в определенных случаях редакторы могут диктовать условия дизайнерам и фирмам.
В течение многих лет библии стиля, такие как Vogue и Elle, обнаружили, что их эксклюзивность подорвана блоггерами, которые — с огромным количеством подписчиков Facebook, Twitter и Instagram — завоевали дизайнерские бренды, которые обычно занимались только крупными публикациями.
Разумеется, дизайнеры и бренды моды быстро узнали, какая власть принадлежит блоггерам. Почему бы не предложить блоггеру место в первом ряду на показе в одежде этого бренда, рядом с ведущими редакторами глянцевых изданий, если продажи стремительно вырастут.
Но ошибочно предполагать, что блоггеры ничего не делают. Блоггеры часто сами себя стилизуют, снимают собственные фотографии, участвуют в показе мод, разрабатывают и редактируют свои веб-сайты, а также обеспечивают постоянное обновление своих каналов в социальных сетях, необходимых для привлечения аудитории.
Не стоит забывать, что запуск блога по сути является неоплачиваемой должностью. Один из способов получить — это работать напрямую с модным брендом. Бренд может подарить или предоставить блоггеру некоторые предметы из своего ассортимента. Блоггер получает возможность создать новый образ и написать о нём пост, а бренд получает рекламу рассчитанную на аудиторию блоггера — безусловно, взаимовыгодные отношения.
Модные журналисты традиционных СМИ пишут о том, что практически всегда недоступно для читателей. Предметы одежды на страницах журналов чаще всего относятся к «хочу», а не «могу». Модные блоггеры демократизирует индустрию, публикуя отзывы о полученных от брендов товаров.
Использование новых медиа в индустрии моды изменило систему работы всей индустрии. В отличие от традиционных рекламных платформ, таких как рекламные щиты, рекламные постеры в журналах и рекламные ролики, которые модные дома и их рекламные агентство полностью контролировали, теперь рекламные кампании проходят и в социальных сетях. Эти изменения обусловлены широким распространением социальных сетей начиная с 2009 года. Новые медиа — это платформа реального времени, которая работает по всему миру. Новые медиа создали новые каналы рекламы для своих рынков.
Использование социальных сетей коснулось не только маркетингововых отделов и отделов продаж, но и работу глянцевых изданий.
Эти новые каналы включают, но не ограничиваются такими платформами как: Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Pinterest и т.д. В эпоху социальных сетей модным изданиям необходимо было пересмотреть свои маркетинговые стратегии, чтобы привлечь внимание потребителей. Именно здесь начался переход от традиционных к интерактивным медиа. Новые медиа могут использовать различные формы мультимедиа, такие как: видео, фото и прямые трансляции.
О блоггерах мы слышим постоянно. Индустрия моды не находится под полным контролем редакций журналов и газет. На передних рядах показов сидят журналисты, стилисты, знаменитости и они – блоггеры.
Выделяется немного различий между игроками индустрии моды. Как известно, рождение этих новых игроков вызвало напряжение в индустрии, но в постоянно меняющемся мире моды место есть для всех.
Самый простой способ описать блоггера — это тот, кто известен прежде всего своим сайтом — он может быть основан на фото, например, Томми Тон или Сарториалист, или, например, Сюзанна Лау основательница модного блога Bubble или Кьяра Ферраньи из The Blonde Salad. Когда они впервые появились более десяти лет назад, это стало огромной вехой в плане демократизации индустрии моды. У модных блоггеров есть точка зрения, определенный вкус и уникальный способ представления и документирования моды — будь он визуальный или письменный.
Самые успешные из них научились монетизировать свои блоги с точки зрения рекламы, кампаний и коллабараций с брендами. Некоторые блоггеры одновременно являются и влиятелями из-за успеха своих блогов (к примеру, Кьяра Ферраньи, которая сама стала брендом). Но не всё так гладко. Некоторые закрывают свои блоги из-за падения трафика, случившемуся благодаря росту популярности Instagram.
Исторически сложилось так, что редакторы глянцевых изданий занимали позиции в первых рядах – это определяло их важность и роль, но теперь они разделяют эти места с влиятелями и блоггерами. Теперь же редактор моды будет либо привязан к одной конкретной публикации, для которой он исключительно работает, либо являются внештатным и работает на несколько журналов, газет или веб-сайтов.
Одной из самых знаменитых фэшн блоггереров можно смело назвать Кьяру Феррарни. Он является самым влиятельным человеком на неделях моды и её присутствие важно не меньше присутствия Анны Винтур.
Названная «голосом нового поколения» Кьяра Феррарни является ярким примером звезды, чей взлёт произошёл благодаря социальным сетям. Возможно, она неизвестна ценителям старой школы модной журналистики, но у неё уже 12,4 миллионов последователей в Instagram, она сидит на первых рядах всех модных показах, а также у неё собственная линия модной одежды.
Кьяра уже дважды была в списке Forbes «до 30 лет», училась в бизнес-школе Гарварда, а также украсила обложки более 60 журналов включая Vogue. Безусловно, её успех вызывает интерес у приверженцев старой системы.
Для поколения людей, которые считают, что успех должен исходить из многолетней тяжелой работы и исключительного таланта, идея, что кто-то вроде Феррани может сделать успешную карьеру исключительно путем публикации фотографий самой себя в дизайнерских очках или обуви непонятна и чужда. Но пара туфель из её коллекции особняк в Лос-Анджелесе 3,5 млн долларов говорят о том, что новая система работает и приносит доход.
Журналисты старой школы могут отрицать это, но нужно взглянуть правде в глаза:
такие люди как Феррани – это новые медиа-лица и бизнес-вумен, которые имеют сейчас самое большое влияние на модную индустрию.
Это влияние настолько велико, что редакторы глянцевых журналов обеспокоены: новые звезды социальных сетей оказывают слишком большое влияние на все области индустрии. Они решают, что будет модно, кто будет представлять одежду на подиуме и кто будет покупать её. Редакторы VOGUE не раз критиковали блоггеров за «продактплейсмент».
Бренды, такие как L’Oreal Paris, поняли огромный потенциал блоггеров, которые обращаются к каждому читателю блогу лично. Согласно данным Los Angeles Times, 70% денег выделенных на рекламу денег PR компании тратят на рекламу в модных блогах и лишь 30% на рекламу в традиционных СМИ. В отличии от традиционных СМИ, где просто передаётся сообщение, в модных блогах происходит диалог, в итоге читатель становится частью модной индустрии. Исследование «Роль социальных медиа в индустрии моды: как блог модные блоги поощряет двухстороннюю симметричную связь» подчёркивает влияние социальных сетей на изменение в поведении модных брендов. В индустрии, которая всегда была элитарной, модные блогеры изменили способ мышления брендов и теперь они стали сосредотачиваться на взаимодействии с потребителями, которые предпочитают «аутентичное, доверенное мнение, помимо голоса самого бренда». Согласно последнему двухлетнему опросу Nielsen Global Survey Advertising Trust, в котором участвовало 30 000 человек в 60 странах, более 81% людей проголосовали за «личную рекомендацию» как самую надежную форму рекламы, за которой следуют «мнения потребителей онлайн» (58%).
Модная журналистика не вымирает, но она определенно эволюционирует. Особенно меняется способ передачи информации.
Модный журналист все еще может передавать новости через множество медиаканалов, в том числе: журналы, газеты, веб-сайты, блоги, телевидение, книги. Однако многие печатные издания закрывают свои двери и создают новые – в цифровой мир, поскольку индустрия печатных СМИ продолжает снижать обороты, а новые медиа набирают стремительную популярность.
Это также означает увеличение модных блогов и веб-сайтов. Также можно наблюдать появление глянцевых изданий в мире новых медиа, в виде профилей в социальных сетях. Таким образом, редакции имеют возможность охватить большую аудиторию и сделать это с максимальной скоростью
Безусловно, другим важным явлением в модной журналистике являются модные блоггеры. Именно они являются не только законодателями моды и важнейшими на сегодняшний день пиар-персонами для брендов. Они являются самыми яркими и близкими для аудитории представителями индустрии моды. Модные блоггеры не журналисты, но они явно имеют больше доверия в глазах читателей, благодаря демократизации моды.
Что же будет с традиционными глянцевыми изданиями? Безусловно, они останутся, пока есть люди, для которых важны тактильные ощущения. Но новые медиа стали настоящим убежищем для всех тех, у кого нет десяти долларов на сентябрьский выпуск Vogue. Проводя данное исследование, я пришла к выводу о том, что глянцевые журналы станут элитарными. Но даже здесь прослеживается влияние медиа. Ведь для привлечение покупателей, редакторы размещают на обложках звёзд Instagram и блоггеров.
Модная журналистика «использует слова, чтобы развлекать, информировать и рисовать яркую картину», — говорит Луиза Роу, репортер, ведущая и признанный модный обозреватель. Теперь не нужно море слов, чтобы описать событие в мире моды или платье из новой коллекции. Фото и видео в новых медиа прекрасно справляются с этой задачей. Безусловно, именно по этой причине модная журналистика подвержена влиянию новых медиа больше остальных сфер журналистики.
С приходом новых медиа любой человек может стать частью индустрии. Вы можете критиковать, писать, редактировать, фотографировать, выступать моделью, стилизовать — все эти вещи, связанны с модой и красотой. Профессиональным же журналистом приходится еще сложнее. Чтобы не отстать в этой гонке, необходимо не только писать, но и редактировать, делать фотографии, искать пути публикации самостоятельно.
Мы видим как сокращается традиционный штат редакций и увеличивается потребность в новых профессиях – SMM-менеджерах, контент-менеджерах. Именно эти люди разрабатывают стратегии привлечение внимания аудитории.
Естественное продвижение к цифровому миру для модного журналиста фактически открывает еще больше дверей и больше возможностей для того, чтобы большее количество людей увидело его работу. Для модных журналистов старой школы эти новшества непривычны, но для современного и конкурентоспособного журналиста приход новых медиа – это новые возможности для создания материалов и их распространения.
Список использованных источников
1 Маркелов К.В. Мода и журналистика: Учеб. пособие Для студентов фак. журналистики / К. В. Маркелов.- М.: ИМПЭ,2002.
2 Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М, 2003.
3 Россошанский А.В. Современные тенденции развития средств массовой коммуникации // Изв. Саратов. ун-та. 2009.
4 Belz, Leigh. “Alyssa Wasko of Donni Charm.” Teen Vogue Online. Teen Vogue,
October 2012. Web. 14 Nov. 2013. Retrieved from www.teenvogue.com/my-life/profiles/2011-10/donni-charm-alyssawasko?
currentPage=all
5 www.kayture.com
6 Pimentel, Benjamin. “Instagram Beats Facebook, Twitter in Brand Engagement.” MarketWatch.com. MarketWatch, 29 Apr. 2014. Web. 1 May 2014.
7 How Fashion Trends are Being Dictated by Social Media Trends. Ketchum.
Retrieved from https://blog.ketchum.com/how-fashion-trends-are-being-dictated-bysocial-mediatrends/
8 Watson, Tom. “The evolution of public relations measurement and evaluation.” Public Relations Review. Vol. 38 (2012): 390-398
9 Truong, Alice. “This Report Shows Why Brands Should Embrace Instagram (If They Haven’t Already).” FastCompany.com. Fast Company, 13 Feb. 2014