ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ АВТОРОВ ХVШ-ХIХ ВЕКОВ
КАК ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДА ГУБЫ
Ш.Нагиева –
диссертант Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана (Баку)
Город Губа расположен на северо-восточной территории Азербайджана, обладающей таинственной природой. Город имеет древнюю историю, богатое и целостное происхождение, культуру, обычаи и традиции, привлекающие внимание. Хотя хозяйство и происхождение города носят общеазербайджанский характер, он также привлекает локально-квартальными особенностями. Несмотря на то, что происхождение, обычаи и традиции губинцев вызывают большой интерес, до сих пор этот вопрос не был отдельным объектом исследования. Комплексные разыскания относительно исторически-этнографического исследования Губы остаются существенной проблемой. Из этнографических исследований, проведенных в связи с решением проблемы, выясняется, что приехавшие в Азербайджан с различными целями путешественники Ближнего Востока и Европы, а также русские военнослужащие, чиновники, дипломаты, знаменитые научные деятели близко ознакомились с жизненным образом населения и в своих дневниках, очерках, отчетах делали заметки о его хозяйстве, материальной и моральной культуре, традициях. В силу того, что большинство записей являются продуктом личного наблюдения, проведенного непосредственно в местностях, они оцениваются как неопровержимый источник. Хотя данные записи далеки от научного анализа и теоретического обобщения, здесь сталкиваются особо важные фактические материалы, и поэтому они играют роль ценного источника в исследовании города с исторически-этнографической точки зрения.
В XVIII веке город Губа был столицей одноименного сильнейшего ханства Азербайджана, что способствовало большому повороту в его социально-политической, экономической и культурной жизни, в результате город Губа превратился в большой ремесленный и торговый центр страны. Изменения, происходившие в социально-политической жизни города, способствовали увеличению людского потока и количества сфер занятий. Люди, поселившиеся здесь в разные периоды времени, сжились и коллективно сыграли существенную роль в формировании культуры и быта города, богатых, как и его природа.
В сведениях отчетного характера, записках путешественника, статьях, предъявленных такими знаменитыми учеными, поэтами, военнослужащими, дипломатами, путешественниками России, как А.П. Волынский, А.И. Лопухин, И.Г. Гербер, И.А. Вольф, С.Г. Гмелин, П.Г. Бутков, П.П. Зубов, И. Березин, В. Легкобытов, А.А. Бестужев-Марлинский, М.Ю. Лермонтов, Э.И. Козубский, Н.К. Зейддиц, В. Константинов и др., визиты в Азербайджан которых стали интенсивными в связи с известными политическими событиями, происходившими в XVIII—XIX веках, нашли свое отражение данные об этнографии — жизни и быте, хозяйстве, этническом составе населения, как отдельных регионов, так и Губы.
Первыми сведениями об этнографии города Губа в начале XVIII века были заметки А.И. Лопухина — военнослужащего, члена делегации, руководимой послом России в Иране А.П. Волынским, отправленным в Южный Кавказ Петром I.
Он пишет о том, как прибыл в Губу 18 марта 1718 г. и как гостеприимно встретили его. В течение своего пребывания в городе он близко ознакомился с городом и собранную информацию изложил в части «Сведения о Губе» обзора. Подробные сведения, собранные им в этом городе, нашли свое отражение в так называемом собрании «Журнал», составленном А.П. Волынским. А.И.
Лопухин написал: «Из увиденного и услышанного мы заключаем, что в этом городе 600 дворов. Жители независимые, не признают своего повелителя. В городе отсутствует укрепление для защиты от врагов». Некоторые этнографические сведения А.П. Волынского об Азербайджане, в том числе о Губе, который в начале XVIII века также был здесь, отражены в «Журнале», посвященном путешествию в Иран в 1715-1718 гг. Наряду с городом Шемахи и иными городами Ширван он также упоминает Губу [1,11].
В своем труде об описании западных берегов Каспия (собран в 1727 г.) один из участников визита в Иран, военнослужащий И.Г. Гербер, пишет, что все селения Гусинского уезда «велики и хороши», в некоторых из них изготовлялись огнестрельное оружие и мечи. Кроме того, он также рассказывает о широко распространенных сферах занятий — садоводстве и шелководстве [1,15].
В 1770 г. академик Российской Академии наук С.Г. Гмелин был в Губе и кроме военного положения ханства в своих записях он затронул также вопросы, являющиеся важной информацией в изучении этнографии города (структура города, описание ханского дворца, занятия населения и т. д.). Основываясь на сведениях местного населения, он указал, что 30 лет назад (т. е. в 1740 г.) город был обнесен каменным забором, и дал информацию о том, что Губа огражден каменным забором с трех сторон, на другом берегу реки в поселке проживают евреи [2,48-49].
В материале под названием «Географическое описание Северного и Южного Дагестана, Персии, Ширванской и других провинций», составленном военнослужащим А.Г. Серебровым в 1796 г., даются подробные сведения о торговых связях Губы с Баку и занятиях населения [1,22].
Подробные и ценные сведения об этнографии Губы принадлежат служителю военного командования Кавказа П.Г. Буткову. Затрагивая вопросы о наследственном праве, существующем в Губе, в собрании под названием «Проект отчета Иранской экспедиции в виде писем» (1796 г.), он писал: «В семье сыновья берут по восьми частей, дочери по четыре, а жены по одной» [3, 206].
Информация автора о наличии фруктовых деревьев почти перед каждым домом свидетельствует о том, что садоводство было одним из основных занятий губинского населения [4,586].
Военный историк П.П. Зубов, долгое время проживший на Кавказе и близко ознакомившийся с жизненным образом народов, обитающих здесь, в 1834-1835 гг. написал свое крупное произведение «Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях». В произведении наряду с такими провинциями Азербайджана, как Баку, Шеки, Ширван, Талыш, автор также многосторонне описывает этнографию провинции Губа [5, 106 ].
Сведения профессора-востоковеда Казанского Университета И.Н. Березина, описавшего Губу с лирическим впечатлением в заметках под заглавием «От Кубы до Баку» книги «Путешествие по Дагестану и Закавказью», можно считать ценным источником с точки зрения изучения этнографии города. Автор, довольный своим двухдневным визитом в Губу, описал географию, природу, политическую историю, социально-экономическое положение города, хозяйство и занятия городского населения, его языковую принадлежность, структуру домов, гостеприимство населения, а также этнический состав провинции, древних обитателей — хы-налыгцев, албанцев, аланов, на основании собственных наблюдений и информации, выданной мыслителем Азербайджана А.Бакихановым. Автор пишет: «Здесь есть разноцветные здания, мечети с четырехугольными кровлями и ради разнообразия все строения покрыты зелеными деревьями, как каменные стены» [6,169-170]. «Губинцы говорят общим дагестанским наречием тюркского языка, только вместо сокращения слов, как делают в крепкостенном Дербенте, прибавляют к повелительному частицу «генен»» [6,179].
Описание Губинского ханского сарая, в свое время признанного самым характерным образцом замков XVIII века И.П. Щельбликом, изучающим архитектурные памятники Азербайджана, говорит о развитии здесь строительства, малярного дела [7,195].
Статья «Кубинская провинция», напечатанная в собрании под названием «Обозрение Российских владений Закавказом», изданном В. Легкобытовым в 1837 г. в Санкт-Петербурге, также имеет существенное значение с этой позиции. Наряду с географическим положением провинции, ее границами и политическими вопросами, он также пытался описать природные ресурсы, дороги, этнический состав населения, его вероисповедание, обычаи и традиции. Дав информацию о профессиональных занятиях городского населения, автор пишет о том, что здесь достаточно много мастеров; башмачников 20, шапочников 32, шорников 11, 5 тесемщиков, кузнецов 15, 13 кожевников, ювелира 3, медников 4, лудильщиков 4, 25 ткачей, 3 перебивщиков хлопчатой бумаги, свечников 2 и т.
д. [8,143]. При сопоставлении данных фактов, указанных авторами в 30 гг. XIX века с архивными документами и иными источниками обнаруживается соответствие, что дает возможность подробно описать быт и занятия населения, обитающего здесь.
Записи декабриста-писателя А.А. Бестужева-Марлинского, который в 1834 г. был в Губе и многосторонне описал это место, считаются одним из интересных источников для проведения исследования. Хотя у него были свои субъективные взгляды на общее положение города, в особенности на губинские ковры, его сведения о фольклоре местного населения, семейном быте имеют существенное значение. Во время пребывания в Губе и Дербенте он изучил сотни азербайджанских слов и выражений, пословиц и поговорок, которые широко использовал в своей статье о Губе. В своем очерке «Путь, ведущий в Губу» наряду с различными вопросами, он описывает некоторые вопросы семейного быта. Приятное совпадение, с которым он столкнулся в Губе, открыло ему второй мир, хранимый у него в душе как самое дорогое воспоминание от кавказской семьи. Так изложил свои мысли писатель, очарованный увиденным: «Здесь я увидел гостеприимство, дружелюбие, культурное поведение по отношению к другим, одним словом — все преимущества ежедневных жизненных правил, включая семейный быт. И какие милые, умные дети, и как умеют они понимать и ценить каждое слово, каждый взгляд матери, каждую ласку отца! Право, глядя на них, приходит охота опять стать десятилетним мальчиком, или нажить подобных» [9,182]. В то же время автор критикует грязные улицы, невысокие дома, сырую погоду города, даже не одобряет его разноцветные, высококачественные ковры, известные во всем Кавказе еще со средних веков. Вероятно, его такое отношение исходит из того, что он не очень-то хорошо знаком с губинскими коврами.
В книге «История Дербента», изданной в 1906 г. в Тимурхан Шура, автором которой является Э.Козубский, имеются богатые сведения о политической истории Губы и Губинского ханства. Здесь можно найти ценный материал о первичных мерах российской власти по отношению к Губе, городском бюджете, городской торговле, строении городских земель и т. д., что можно использовать в анализе некоторых этнографических вопросов [10,15].
Известно, что при написании этнографии Азербайджана немаловажную роль играли журналы «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) и «Кавказский календарь», газеты «Кавказ» и «Каспий», изданные в начале Х1Х-ХХ вв. в г. Тифлис. Статьи русских авторов об Азербайджане, в том числе Губе, изданные здесь, считаются ценными источниками
[11,115].
В статье, напечатанной в издании 1852 г. журнала Б.Константинова «Кавказский календарь», имеются доскональные сведения о городе Губе в середине XIX в. Данное издание является источником подробных сведений в изучении этнической картины Губы, хозяйства и занятия населения [8, 334-339]. С этой точки зрения статью Н.Зейдлица, напечатанную в издании журнала «Кавказский календарь» 1872 г., также можно считать важным источником в этом направлении [12].
Таким образом, исследования показывают, что политика, проведенная Губинским ханом- Фатали-ханом, который добился частичного объединения северо-восточной части Азербайджана с середины XVIII века, усилила стратегическое значение этой территории. С другой стороны, расположение этого древнего города в благоприятном географическом положении, непокорность населения (в особенности Шейхали-хан и восстания 1837 г.) усилили интерес Российского государства к данному региону. Большинство представителей, приезжавших в Азербайджан с определенными целями, было в этом городе, и в их объективных и субъективных сведениях об общем положении города в течение их прибытия здесь можно найти фактически ценные материалы для описания города в начале Х1Х-ХХ веков с этнографической точки зрения.
_________________________
1. Константинов В. Куба // Кавказский календарь на 1852 год, изданный от канцелярии наместника Кавказского. – Тифлис: типография канцелярии Наместника Кавкаского, 1851.
2. Зубов П.П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель; в историческом, статическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях, ч. 4, СПб., 1835.
3. Бутков П.Г. Выдержки из «Проекта отчета о персидской экспедиции в виде писем (1796)». ИГЭД (История, география и этнография Дагестана).
4. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год, ч. 2, СПб., 1869
5. Козубский Е.И. История города Дербента. Темурхан Шура, 1906.
6. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. – СПб., ч. 2 Казан, 1849.
7. Абдуллаев Г. Азербайджан в XVIII—XIX вв. и взаимоотношения его с Россией. — Баку, 1965.
8. Фарзалибейли Ш. Кубинская история. — Баку, 2001. (на. азерб. языке)
9. Бестужев-Марлинский А.А. Избранные произведения. — Баку: Азернешр, 1990.
10. Лекгобытов В. Кубинская провинция // Обозрения российских владений Закавказом. — СПб., 1837.
11. Зейдлиц Н.К. Этнографический очерк Бакинской губернии // Кавказский календарь на 1871. – Тифлис, 1871.
12. Керимов Э.А. Очерки Истории этнографии Азербайджана и русско-азербайджанских этнографических связей (ХУШ-Х1Х вв.). — Баку: Издательство «Элм», 1985.
Түйін
Губа қаласы Азербайжанның солтүстік-шығысында орналасқан, табиғаты өте құпия өлке болып табылады. Қала өте ежелгі тарихы, адамды тартар бай мәдениеті, дәстүрі, салты бар. Шығуы және шаруашылығы жағынан жалпы азербайжандық мазмұнға ие болғанмен, өз ерекшеліктерімен қызықтырып тұрады. Бұл мақалада автор ХVШ-ХIХ ғасырлардағы орыс авторлары шығармаларындағы Губа қаласын зерттеудің дереккөздері туралы тоқталады.
Summary
Researches conducted related with the historical ethnography of Guba city prove that essays of Russian authors having been here in different periods are of great importance. Different essays published in different journals, and books of I.Berezin, V.Konstantinov, E.Kozubski and others are of great importance from this point of view.