ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
НА ОСНОВЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
(психологический аспект)

Ж.И. НАМАЗБАЕВА, Т.Ш. ИСАБЕКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
НА ОСНОВЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
(психологический аспект)

Аннотация
В данной статье раскрывается роль нематериального наследия – психологических воззрений Л.С.Выготского в контексте использования культурного наследия Казахстана в национальном воспитании. Дается анализ методологических аспектов нового воспитания подрастающего поколения.

Бұл мақалада материалдық емес мұраның – ұлттық тәрбиеде Қазақстанның мәдени мұраларын пайдалану аясындағы Л.С.Выготскийдің психологиялық кӛзқарастарының рӛлі ашылып кӛрсетілген. Ӛскелең ұрпақты жаңаша тәрбиелеудің әдіснамалық аспектілеріне талдау жасалады.

Annotation
This article addresses the role of intangible heritage — Vygotsky’s psychological views in the context of Kazakhstan cultural heritage the national education. The analysis of the methodological aspects of the younger generation new education.

Ключевые слова: личность, духовное наследие, формирование личности, психология.

Известно, что в кризисные периоды обостряется интерес и чувствительность людей к тем вопросам, которые связаны с их этнической принадлежностью, целостностью, духовным наследием.
Научно-практическое решение многих задач мы видим в глубоком анализе работ гениального ученого XX века Л.С.Выготского /1/ и использование этих результатов в реальной практике.
Осознание и систематизация психологических теорий Л.С.Выготского будет особенно успешной в связи с синтезом нематериального культурного наследия народа Казахстана. Дело в том, что теория культурно-исторической психологии действительно органична культурному наследию и цивилизации, истории и искусству, психологии и образованию, социологии и т.д. Какую бы из этих областей мы не взяли – везде успешно могут быть использованы идеи Л.С.Выготского в соответствии с реалиями сегодняшнего времени.
В различные концепции о сущности человека, закономерности развития его психики, вкладывались основные соотношения: «человек – природа», «человек-общество», «человек-божество», «человек-культура». Как известно, на протяжении многих десятилетий психика человека не рассматривалась в соотношении «человек-духовность». Мир человека есть способ организации и развития его жизнедеятельности в определенной духовной форме. Л.С.Выготский подчеркивал, что в отношениях личности с миром выявляется культурно-ценностный потенциал человеческой общности и поэтому особую значимость и актуальность приобретает духовное наследие любого народа.
В этой связи подчеркнем, что настало время создать и утвердить Государственную программу, по которой образование – реально будет основным транслятором признания, уважения духовного наследия народа Казахстана и выполнение главного его предназначения – формирование интеллектуального творческого потенциала нации.
Воспитание тесно связано с процессом психического развития человека. На современном этапе воспитание, с нашей точки зрение, должно осуществляться с позиций этнофункционального подхода. Сухарев А.В. /2/ определяет такое воспитание как деятельность по передаче содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций) конкретной культуры, а не абстрактного культурно-исторического опыта.
Процесс вхождения человека в культуру, его социализация и адаптация рассматривались с разных точек зрения /3/. Вместо отвлеченных феноменов сознания необходимо сосредоточить научные интересы на феномене исторического и культурного сознания. Именно они всегда взаимосвязаны с этническими переживаниями человеческой личности. Формирование культурного самосознания необходимо рассматривать через призму формирования научного сознания и самосознания. Социальнопсихологическое взаимодействие молодежи должно строиться на уважительном отношении к нациям и народностям. В связи с этим необходимо специально готовить молодежь к положительному, либо нейтральному восприятию национально-специфических своеобразий поведения лиц различной национальности. Толерантный человек – это личность с национальным достоинством, взаимоуважительно относящийся к своим и другим культурам.
Становление современного человека как личности необходимо рассматривать как процесс активного освоения духовного наследия. Для этого требуется на широкой междисциплинарной основе разработка фундаментальных исследований, направленных на установление его роли в психической жизни человека и общества в целом. Это психологический анализ влияния духовного наследия на свойства личности и его поведение в этом сложном мире.
С нашей точки зрения, современную теоретико-методологическую основу психологии составляет культурно-историческая парадигма, так как содержание культурно-исторического подхода в воспитании составляет единство социального и личностного в развитии духовного наследия нашего века.
В КазНПУ им.Абая эта идея активно внедряется непосредственно в учебно-воспитательный процесс. Принципом работы со студенческой молодежью в последние 2-3 года выступает национально-охранительный вектор воспитания, т.е. охраняющий традиции, обычаи, духовное наследие, системогенетическую национальную специфику образовательного процесса.
Мы считаем, психологической сутью такого воспитания является гражданская самоидентификация личности в контексте духовного наследия, что и составляет интеграционную основу формирования молодежи. Этот вектор наиболее верный, так как Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире по сохранению и использованию национального наследия.
Подтверждением этих идей является конференция высокого уровня, организованная и проведенная при поддержке кластерного бюро ЮНЕСКО, Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО, Центра изучения межэтнических, межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте РК, а также Союза художников Казахстана, а также факт ее проведения в стенах первого и старейшего, ведущего в стране вуза /4/.
С точки зрения науки – это общецивилизованный планетарный подход к формированию современной личности. Успехи развития личности во многом зависят от того, как понимать и принимать духовное наследие.
Психологическая наука связывает ее с творческой деятельностью человека. Когнитивная чувствительность в познании духовного наследия в человеческой психике велика, а психические свойства личности проявляются во всех видах культуротворчества. Идеи Л.С.Выготского культурноисторической психологии можно рассматривать в связи с обсуждаемой проблемой в этой интерпретации. Речь идет о взаимообусловленности психических процессов и духовного наследия в механизмах жизнедеятельности людей /1/.
Человеческая психика исторически порождает любую культуру, а она оказывает главное влияние на развитие психики и становление личности в целом. Здесь важно помнить о наличии у каждого из нас культурноисторических свойств нашей психики, которая является благодатной почвой для оптимального развития интеллектуального творческого потенциала народа Казахстана.
В широком смысле духовное наследие представляет собой преемственность, благодаря которой общество и воспроизводит себя, сохраняя и передавая в неизменном виде накопленный предшествующими поколениями опыт.
Таким образом, социальная система обеспечивает необходимую ей некую стабильность, являясь предпосылкой и исходным пунктом последующего развития общества. Ведь дело в том, что в нематериальном культурном наследии можно выделить три ее основные функций: трансляция (передача культуры), социальный контроль, социальная интеграция.
Образование же является механизмом, с помощью которого культура общества проецируется на культуру личности. Дело в том, что массив нематериального культурного наследия постоянно расширяется и этот процесс, к счастью, бесконечен. Его приращение, как известно, идет в двух направлениях: перспективно, что связано с созданием ее новых фактов; ретроспективно, когда приобщается то, что раньше таковым не считалось.
Данная проблема, предельно широка и она приобретает мировое значение. Наша неотложная задача, не впадая в крайности, выделить основные пути, по которым будет оптимально внедряться в образовательную сферу духовное наследие Казахстана /5/.
— Во-первых, принципиально важно сочетать реализацию личностнопрофессиональных задач с общегуманитарной функцией. Сопрягать собственно профессиональные проблемы с общекультурными контекстами их обсуждения.
— Второе, формировать у всех социальных субъектах страны интеллектуальную рефлексию.
— Предстоит большая работа в сфере раскрытия смысла духовной культуры прошлого по отношению к сегодняшнему дню.
— Одной из основных проблем сегодня является вопрос о путях и средствах, которые позволят обеспечить воспроизводство нематериального культурного наследия в буднях образования.
— Создание условий каждому преподавателю и студенту, учителю и ученику, свобода студенческого выбора в профессии, образовательных дисциплинах, в преподавателях, в личностном росте. Это ключ к успеху по реализации своего индивидуального творческого потенциала через содержание нематериального культурного наследия Казахстана.
— Оперативно и на научной основе транслировать от общества к личности эти сведения.
— Постоянное оценивание, наличие состояния наследия с целью его отбора, анализа и использования в формировании подрастающего поколения на основе психовозрастных факторов.
— Ученые должны суметь повернуться лицом ко всей общности человеческой культуры, нематериальному наследию. Уметь соотносить с ней цели и задачи научных исследований, общение с непосредственными первооткрывателями этих ценностей.
Современные успехи страны, в которую войдут лучшие идеи представителей международных и отечественных организаций по проблемам духовного наследия сыграют огромную роль в деле формирования современных специалистов. Все это будет надежной основой построения сильного, независимого и динамично развивающегося Казахстана в 21 веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6т – М., 1982.
2. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике. // Психологический журнал, 2003, №5, с.68-80.
3. Мацумото Дэвид. Психология и культура – С-П, 2002 г.
4. Намазбаева Ж.И. Психологические проблемы формирования поликультурной личности. −Алматы: КазНПУ им. Абая, НИИ Психологии, 2008.
5. Намазбаева Ж.И., Лавриненко Н.С., Садыкова А.Б. Технология формирования психологически здоровой личности. Учебное пособие. – Алматы, 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *