Алий АЛЬМУХАМЕТОВ,
философия ғылымдарының кандидаты,
Нұр-Мүбарак университеті оқу бөлімінің меңгерушісі
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Рассматриваемая здесь тема столь обширна и сложна, что ограниченные рамки данной статьи позволяют лишь поставить некоторые вопросы и высветить ее отдельные стороны.
Чтобы ответить на вопрос, возможно ли религиозное возрождение в условиях светского государства, необходимо начать с поиска ответов на вопросы: что именно представляет собой ислам как религия общечеловеческого предназначения.
Сам ислам изначально, в силу его мессианского характера, и есть глобальный призыв ко всему человечеству [1]. Этот призыв заложен в послании, высказанном Аллахом через своих пророков, которые передали его человечеству и которые воплотили Божье Слово в жизнь. Есть два средства божественного руководства (Hidaya) – это книги, ниспосланные Аллахом, и Его пророки и оба способствуют тому, чтобы воля человека и божественная воля были в согласии, что позволяет ему жить в мире с Создателем, с самим собой и с другими людьми.
Именно это означает «Ислам» (буквально: повиновение и мир).
Казахстан – молодое государство, лишь в последнем десятилетии прошлого столетия, получившее независимость. Светский характер государства является одним из оснований казахстанской демократии. Несмотря на наличие в стране множества различных религий, конфессий, верований и мировоззрений граждане Казахстана объединены общим цивилизационным полем. В нашей стране государственно-конфессиональные отношения строятся на следующих принципах:
— светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов,
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям,
— равенство религиозных объединений перед законом,
— уважение культурно-национальных традиций, последовательная светскость государства, безусловно, является предпочтительной.
Представители отдельных исторических укорененных в стране религиозных объединений, опирающихся на тесное сотрудничество с представителями власти на различных уровнях, обязаны учиться, жить в цивилизованном демократическом государстве, каким стремиться стать наша республика.
При разработке стратегии государства в отношении ислама светская власть должна в обязательном порядке исходить из нескольких основных принципов. Прежде всего, следует признать, что государство не противодействует исламу и не рассматривает его как идеологического противника. Иными словами, сегодня для гармоничного сосуществования секуляризма и ислама государству необходимо отойти от конкретной идеологии, что означает деидеологизацию государства. Такая позиция даст возможность для формирования национальной идеи с учетом национальной специфики Казахстана, его культуры, истории, исламских ценностей.
В возрождении ислама государство видит фактор стабильного развития страны, а в исламской культуре – важную составляющую, часть жизни общества. Данная модель также заключается в новом видении государством места и роли ислама в общественной жизни, по сути, в привлечении и использовании исламского ресурса в государственном строительстве.
Эффективность государственного подхода также будет выше, если параметры участия ислама в социально-политической жизни получат исламское обоснование, если это участие будет опираться на позитивные начала мусульманской политической и правовой культуры, адаптированные к условиям светского государства.
В последние годы в Казахстане в качестве одного из главных путей духовно-нравственного развития общества стало рассматриваться религиозное возрождение, которое оказалось возможным в результате демократических преобразований и развития свободной экономики.
Данный аспект проявился в определенном сдвиге в общественном самосознании, превознесении либеральных ценностей и отказе от коллективистской морали в пользу регионального индивидуализма.
С первых дней обретения независимости консолидация казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. В сложных условиях транзитного периода в Казахстане не было столкновений на межэтнической почве, дестабилизации и раскола общества.
Фундаментом согласия и стабильности в обществе стал изначальный выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности. Время доказало, что это самый разумный путь совмещения интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности.
Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе.
Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами.
Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной работе Президента Н. А. Назарбаева «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». Эта тема также всесторонне раскрыта в книгах Главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи и других выступлениях.
Поскольку преобладающее население Казахстана, более 90%, традиционно исповедует ислам ханифитского мазхаба (далее – ислам) и православие (из них около 70% – мусульмане, около 30% – православные), рассмотрение взаимоотношения между этими двумя крупными религиями – главный ключ к пониманию происходящих процессов.
Прежде всего, необходимо отметить, что в результате многовекового сосуществования ислама и православия в Казахстане сложился определенный религиозный баланс интересов и религиозное равновесие, в рамках которого каждая из двух вышеуказанных религий сформировала свою нишу, наладив межконфессиональный диалог и каналы социального взаимодействия. Этим балансом интересов многие годы было обусловлено стабильность и толерантность всей религиозной сферы жизни казахстанского общества.
Разумеется, появлению данного феномена способствовал целый ряд факторов исторического, культурного и социально-политического характера. Это и этно-историческая, культурно-ментальная общность тюрко-славянских народов в обширной лесостепной зоне Евразии, с тесными и довольно активными межкультурными контактами на протяжении достаточно длительного по историческим меркам времени. Это и общность догмы мусульман и православных в отношении определения места и роли религии в жизни государства, когда главный, конфликтный вопрос о соотношении светской модели правления к религиозной, как правило, не входил в повестку дня и, тем более не становился причиной противостояния между традиционным духовенством и существующей властью. Причем, в последнем случае, если говорить более детально, ислам, в учении ханифитской школы права и православие – как в плане религиозных канонов, так и с учетом существующих общественно-политических реалий, являют собой пример наиболее уживчивого религиозного восприятия, особенностью которых является их умеренная консервативность и способностью находить компромисс с государством, что способствуют формированию среди их последователей положительного восприятия существующей модели светского правления. Поэтому в отличие от различных пришлых и, как правило, фундаменталистско настроенных исламских, христианских, а также несколько экзотических восточных религиозных течений, они, как правило, не представляют из себя какую либо угрозу, ни в отношениях с друг другом, ни в отношении к другим религиям, ни в отношениях общества и государства.
Пожалуй, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что начавшийся после обретения Республикой Казахстан независимости процесс возрождения религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения, в начале 1990-х годов, развивался без острого соперничества и конфронтации. Более того, возросший интерес населения к религии стал восприниматься как часть общего, более комплексного процесса его этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций.
Нужно сказать и о тех областях взаимодействия с государством, которое мы считаем возможными и полезными.
Такими областями сотрудничества в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; б) забота о сохранении нравственности в обществе; в) духовное, нравственное и патриотическое воспитание; г) дела милосердия и благотворительности; д) развитие совместных социальных программ; ж) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; з) диалог с органами государственной власти; и) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур и ряд др.
На мой взгляд, как определяющую тенденцию такого сотрудничества в концентрированном виде можно обозначить в двух направлениях: идейная консолидация казахстанского общества и формирование нового гражданского общества в соответствии с конституцией Республики Казахстан.