Ж.Н. Жунусова, Г.Т. Канайбекова
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Астана, Казахстан
zhanyl08@mail.ru, kanaibekovagulmira@gmail.com
ТРИАДА ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА-СРЕДА: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются современные подходы к исследованию в языкознании сложной полифункциональной системы, которая изучает взаимовлияние экологии языка и экологии речи, а также роль человека и языка в поиске возможных решений проблем окружающей среды и экологии. Анализируется эволюция значений понятий экология и антропоцентризм, а также их связь с эколингвистикой, рассматривается разграничение понятий культура речи и лингвоэкологии.
Ключевые слова: эколингвистика, экология языка, экоантропоцентрический подход, языковая личность, культура речи.
Отличительной особенностью развития современной науки является появление новых направлений в лингвистике, что объясняется развитием и усложнением человеческого общества, наблюдаются новые открытия, исследование которых необходимо развивать в смежных областях на стыке двух и более наук.
Так, в ХХ веке возникла наука экология, которую мы понимаем как науку «об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования» [1, 1706]. Теперь идеи, высказанные в биологии, начинают применяться и к исследованию системной организации языка, предпринимаются попытки различения внутренней и внешней лингвистики. Как и в экологии, в лингвистике ключевым становится понятие системы и экосистемы. Следовательно, еще раз подтверждается то, что сегодня многие науки из-за сложных, комплексных и многогранных объектов исследования развиваются на основе нескольких научных направлений, а человеческое общество постепенно вырабатывает новый подход к взаимоотношению с природой/средой.
Экологизация научного знания приобретает массовый характер и требует развития новых направлений, которые сочетают экологию с другими науками. В настоящее время лексема экология прочно закрепилась в названии таких наук: экология информации, экология языка, экология культуры, экология сознания, экология общения, экология человека, экологическая этика, лингвистическая экологоия и т.д.
В лингвистике новое направление, возникшее на стыке с экологией, получило название – лингвоэкология, которая как современное полипарадигмальное научное направление одновременно развивается западными и российскими лингвистами. Данное научное направление исследует динамику сосуществования языка и человека в аспектах социальной, языковой и речевой деградации и реабилитации.
В сфере лингвистики впервые термин экология стал использоваться в 70-х гг.прошлого столетия. Главным свойством эколингвистики является стремление достичь гармонии в отношении триады человек-природа-среда. Экологический подход к языку предполагает трактовку последнего как неотъемлемого компонента холистической цепи взаимоотношений, существующих между человеком, обществом и природой. Одним из важнейших критериев экологичности и неэкологичности языковых единиц является соотнесенность с антропоцентризмом. Эколингвистика, имея тесные связи с социолингвистикой, семиотикой, лингвосинергетикой, культурой речи и многими другими отраслями лингвистического знания, демонстрирует новый подход в отношении человекприрода, предполагающий отказ от дуалистического восприятия этого отношения в пользу восприятия целостного. Этот подход можно назвать экоантропоцентрическим, в центре внимания которого находится человек, пытающийся связать идеи гармоничного существования природы и языка.
Если лингвистика ХХ века сосредотачивала свое внимание на изучении понятия язык и способах его анализа, то новизна экоантпропоцентрического подхода состоит в изучении динамики сосуществования языка и человека в аспектах социального, языкового и речевого взаимодействия, взаимосвязи между языком и средой, между самими языками, между языками и обществом.
В работе американского лингвиста Э.Хаугена выделяется аспект взаимодействия в рамках социолингвистики и психолингвистики, он впервые вводит термин эколингвистика, определил объект новой дисциплины – язык и экология, изучение взаимосвязи между языками в уме человека и в многоязыковом обществе [2, 87].
Так, в коммуникационное поле социума стали активно внедряться новые понятия, такие как: лингвоэкология, лингвокультура, лингвоэклогическое мышление, на которые в свое время указывал В.И. Вернадский в своей концепции о ноосфере, утверждая неизмеримую важность языка в создании новой формы человеческой культуры в ее отношении к природе не как к сущности, но как к существу в большей степени свойственному экологическому мышлению и сознанию [3]. Вследствие чего создается новый тип научного знания – ноосферное, в котором меняется не только отношение к природе, но и к человеку как самосознанию природы [4, 376].
Взаимоотношение триады человек-природа-среда чаще называют инвайроментальным или экоцентрическим. Е.В. Рубанова считает, что это новое видение отношений корректнее именовать экоантропоцентрическим, подчеркивая гармоничность выстраиваемых взаимосвязей между человеком и его средой обитания [5, 97]. Далее она отмечает, что экологическое знание является по своей сути интегральным, поскольку включает в себя как философские, так и естественнонаучные интерпретации природных процессов и взаимоотношений человек – природа [5, 4].
В современном коммуникативном пространстве социума большое внимание следует обратить внимание к проблемам экологии языка и культуре речевого общения языковой личности, так как экология языка и речи теснейшим образом связана с экологией духовной культуры, экологией культурно-исторических традиций каждого этноса.
Таким образом, культура речи и лингвоэкология имеют общее предметное поле – проблематику нормы. Они различаются тем, что «культура речи сосредоточивает свое внимание на вопросах оптимальной организации речи, ее коммуникативной эффективности и соответствующих компетенциях языковой личности, то лингоэкология – на условиях и факторах благоприятного или неблагоприятного существования и развития языка как сложной полифункциональной системы» [6, 197]. Экология речи (экология речевого общения), в отличие от экологии языка, по своему объекту совпадает с культурой речи, понимаемой нами как норма и компетенция речевого общения в их совокупности, но отличается от культуры речи аспектно. Если культура речи призвана заниматься данной проблематикой без определения того, к каким последствиям для языковой системы могут привести изучаемые речевые явления, то экология речи рассматривает эти процессы как раз с ориентацией на указанные последствия» [7, 153].
Следует отметить, что особым предметом исследования в лингвоэкологии стали лингвокультурные явления, поэтому лингвокультурологический подход – это закономерное и логическое последствие появление нового интегративного направления в современном языкознании – лингвоэкология. Так как, одним из главных принципов лингвокультурологии является соизучение языка и культуры, поскольку язык отражает во взаимодействии мир человека и его культуру, а язык хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет столь значительную решающую роль в формировании личности [8].
Соответственно, культурообразующая концепция, лежащая в основе лингвокультурологического подхода в исследовании языковых явлений, сближает последний с эколингвистикой, оперирующей в свою очередь концепцией сохранения самобытности национального языка, национальной культуры, сохранения языкового многообразия [9]. Экологические и культурные аспекты лингвистики позволили отдельным ученым Б.К. Мурзалиной, А.Н. Кошербаевой, Г.А. Кажгалиевой обратиться к глубинным истокам проблемы и осветить историю вопроса.
Таким образом, базируясь на приведенных рассуждениях, следует отметить, что лингвоэкологическая культура – это процесс совершенствования культуры речевого общения в условиях трансформирующегося общества, а лингвоэкомышление, согласно научному трактованию – это способность контролировать и направлять работу ума, ориентированного на подлинно нравственные ценности и идеалы, высокая культура речи (знание языковых, речевых норм, умение адекватно выразить мысль), владение нормами и правилами речевого этикета. Это все те факторы, которые определяют лингвоэкологическую культуру речевого поведения языковой личности.
Современная казахстанская эколингвистика находится на стадии накопления теоретического и практического материала, которой «предстоит завершить этап научной легимитизации и определиться в границах своей предметности» [7].
Суть экологического подхода к языку ученые объясняют тесными взаимоотношениями между природой, человеком и обществом в целом. Исходя из этого, в эколингвистике выделяют два основных поднаправления: в первом «главенствует экология и экологические идеи экстраполируются на язык и языки (Э. Хауген, В. Ф. Маккей, П. Мюльхойзлер)», во втором «лежат языковые данные, способствующие раскрытию экологических проблем в самом широком понимании данного определения (М.А. К. Хэллидей, А. Филл, Й. Дреер, Й.Кр. Банг)» [10].
Как социальное явление языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми, что свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека и общение между людьми претерпевало бы многие трудности. Кроме того, каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту и знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам и правилам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям, поэтому язык не может не оказывать влияние на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру, реализуя себя в речи. Отсюда один шаг до главного постулата эколингвистики – язык не только инструмент познания окружающего мира, но и средство воздействия на социальную и природную среду обитания. Второй постулат эколингвистики состоит в том, что национальный язык в разное время испытывает, как и природная среда, различные негативные воздействия, поэтому язык, как и природа, нуждается в мерах защиты и сохранения.
Для реализации этих целей используется металингвистическая функция языка или, иначе, экспланаторность. Человек способен использовать язык для изучения самого языка и языкового социального пространства, язык посредством языкового мышления служит инструментом познания самого себя и таким образом способен следить за собственным «здоровьем».
В современной лингвистике одной из функций языка является функция воздействия, которая понимается не только как инструмент влияния на мысли, чувства других людей, но и как инструмент воздействия на окружающий мир, поскольку язык сопутствует и управляет деятельностью человека в социуме и в природной среде. В настоящее время «здоровье» экосистемы и национального языкового пространства вызывает серьезную озабоченность. Для того, чтобы повысить внимание общества к этой проблеме в лингвистике применяются языковые средства воздействия на информативное и эмоциональное поле в сознании человека.
Среди основных функций языка можно выделить и коммуникативно-экологическую функцию, которая относительно разделяется на собственно экологическую (здесь можно говорить о здоровьеохранении языка) и коммуникативную (собственно здоровьеохранение или охрана здоровья коммуникативной личности от негативного воздействия языка). В целом это можно сформулировать так: в современной коммуникации необходимо осуществлять охрану как самого языка, так и охрану от него же. В то же время лингвоэкология как наука способствует формированию лингвоэкологической компетентности языковой личности.
Все современные языки мира подвержены лингвоэкологическому воздействию, на что указывают исследования в области лингвоэкологии. Несмотря на то, что языковое неблагополучие в разных странах мира разнится своим характером, общее у него одно: глобализация языковых процессов в результате крупнейшего взрыва научно-технической революции, информационных технологий, основанных на английском языке, и ее экспансия в мировое языковое пространство. Данная ситуация привела к различным негативным процессам: деформации, деградации и даже к исчезновению языков на планете, этот процесс продолжается и сегодня.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что по всем признакам эколингвистика являет собой продукт интегральной полипарадигмальной научной парадигмы, «существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований и сулящей достижение еще более интересных результатов лингвистической деятельности в будущем» [11, 231]. Будучи сложным и многогранным феноменом, естественный человеческий язык требует к себе такого подхода в изучении, который предполагает широкий системный контекст. Сама же лингвистика все больше приобретает черты полипарадигмальности, поскольку именно ей отводится главная роль в решении большого спектра общечеловеческих проблем, что превращает ее в общенаучную дисциплину [12, 64].
Изучение различных языковых аспектов в русле новой междисциплинарной науки – лингвоэкологии, является одним из актуальных вопросов современной лингвистики.
Лингвоэкология реализуется в разноплановых направлениях, таких как – натуралистическая концепция усвоения языка, экология языков, различные лингвоэкологические и экологолингвистические теории. При этом существуют расхождения в оценке данной науки. Это объясняется тем, что лингвоэкология находится в процессе становления своей объектно-предметной области, понятийно-терминологического аппарата и методологии анализа. Однако, несомненно, что это новое направление имеет большие перспективы.
Лингвоэкология также соотносится с эстетикой языка, этикой и нравственностью, с ценностями и установками общества.
На сегодняшний день лингвоэкология представляет собой молодую развивающуюся науку, формирующую свой терминологический аппарат. Задачами лингвоэкологии становятся сохранения чистоты речевой и языковой среды обитания. Решение этих задач обеспечит стабильность культурного развития и воспитания членов общества в целом. Основной целью лингвоэкологии как науки становится обеспечение эффективного коммуникативного пространства для индивидов.
Таким образом, в стремлении достичь гармонии в отношении человек-природа-среда наблюдается отход от антропоцентризма к экоантропоцентрическому мировоззрению, который становится ключевым свойством современной эколингвистики.
Экологизация научного знания приобретает массовый характер и требует дальнейшего развития новых направлений, связывающих экологию с другими науками, как например, эволюционная экология, палеоэкология, геологическая экология, радиоэкология, космическая экология, сельскохозяйственная экология, социальная экология, медицинская экология, эколингвистика и др., что позволяет называть парадигму, берущую начало в 70-х гг. XX в., также парадигмой экоантропоцентрической.
Освещая многоаспектность, актуальность и перспективность лингвоэкологических проблем, представляя различные точки зрения ученых и исследователей, показан возросший интерес к ним, продиктованный культурными и социальными изменениями в современном коммуникативном пространстве.
Список литературы
1 Водопьянов П.А. Экология // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 1706-1707.
2 Ионова С.В. Основные направления эколингвистических исследований: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Серия 2. Языкознание. – 2010. № 1 (11). – С. 86-92.
3 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М, 1989.
4 Черникова И.В. Философия и история науки: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. – 388 с.
5 Рубанова Е.В. Философские проблемы становления экологического знания. Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2007. – 140 с.
6 Сковородников А.П. О предмете эколингвистики применительно к состоянию современного русского языка // Экология языка и коммуникативная практика. 2013. № 1. С. 194-222.
7 Сковородников А.П. К философским основаниям предметной области эколингвистики // Экология языка и коммуникативная практика. – 2014. № 2. С.140-161.
8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.
9 Кажгалиева Г.А. Лингвокультурологический подход к языковому обучению как средство экологического воспитания обучающихся в вузе. Материалы круглого стола «Взаимодействие лингвоэкологии и языкового поведения этносов в казахстанском полиэтническом обществе. – Астана, 2015, с. 50-56.
10 Кислицына Н.Н. Эколингвистика – новое направление в языкознании [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://www.crimea.edu/tnu/magazine/culture/culture37 /part l
/zip/kislitsina.zip.
11 Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века / под ред. Ю.С. Степанова. М.:
Издательский центр РГГУ, 1995. С. 144-238.
12 Курашкина Н.А. Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. № 1. С. 51–
69.
Мақалада тіл экологиясы мен сөз экологиясының өзара әсерін, сонымен қатар, адам мен тілдің қоршаған орта мен экология мәселелерін шешудегі зерттеулері мен ізденістерінің маңызын анықтайтын лингвистикадағы күрделі көпфункционалды жүйені зерттеудегі заманауи бағыттар қарастырылады. Экология және антропоцентризм түсініктерінің эволюциялық маңыздылығы, сонымен қатар олардың эколингвистикамен байланысы зерттеледі және тіл мәдениеті мен лингвоэкологияның айырмашылығы қарастырылады.
The article examines modern approaches to the study in linguistics of a complex polyfunctional system that studies the mutual influence of the ecology of the language and the ecology of speech, as well as the role of man and language in the development and possible solution of environmental and ecological problems. Analysed the evolution of the changes of meaning, which took place in the concepts of ecology and anthropocentrism and their connection with ecolinguistics, and the distinction between the culture of speech and linguoecology is considered.