ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ф.А Гайнуллина1, Т.Д.Исабаева2
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет1
Государственный университет им. Шакарима2 Семей, Республика Казахстан akhmetovna@mail.ru

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматриваются проблемы исследования историко-географических и литературных памятников Восточного Казахстана как феномена отечественной культуры. На широком историко – литературном фоне исследуются вопросы сохранения и воспроизводства известных памятников культуры.
Авторами статьи осуществлен анализ деятельности ученых-краеведов, внесших заметный вклад в изучение истории, этнографии, фольклористики, литературы, политического, социального и экономического развития ВКО.
Авторы полагают, что сегодня особенно важно способствовать всемерному сохранению литературы края как части богатейшей сокровищницы казахской литературы и культуры. Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития культуры в республике, заполняет духовные пустоты и пробелы в воспитаниии современной личности.
Формированию познавательной ниши на базе историко-культурных объектов региона может способствовать, по мнению авторов, и развитие туризма в Казахстане.
Данный шаг, по мнению исследователей, соответствует задачам Концепция стратегической национальной программы «Культурное наследие» и является важным в ситуации, когда общество переживает дефицит духовности.

Ключевые слова: памятники, литературное и историческое краеведение, интеграция, духовность

В отечественной гуманитарной науке сегодня особую актуальность приобретают исследования социокультурных процессов (изучение систем ценностных ориентаций различных социальных групп, осмысление роли и места культуры в формировании личности и социума и т.д.). Интегрирующая роль культуры в социальной жизни позволяет ей выступать важнейшим средством регуляции общественных отношений и повседневного поведения. Популярный сегодня деятельностный подход к изучению феномена культуры, при котором она определяется как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности, может быть дополнен историко-географическими компонентами, позволяющими рассматривать культуру как продукт человеческой деятельности, возникший в определенных исторических условиях на конкретной территории. В качестве важной составляющей исследований культуры в регионе мы рассматриваем краеведение.
Некогда Н.М. Карамзин сказал: «Россия сильна провинцией». Эти же слова можно сказать и о нашей республике – Казахстане. Все регионы нашей страны богаты и интересны своим культурно – историческим прошлым. По определению академика Д.С. Лихачева, «краеведение – самый массовый вид науки».
Литературная история края постоянно привлекает к себе внимание гуманитариев различного профиля, но обобщающих работ, посвященных литературному процессу в Семипалатинском Прииртышье в его исторической динамике, к сожалению, до сих пор нет. На сегодняшний день накоплен большой массив литературно – краеведческих изысканий, но сами они не были еще предметом исследования. В Республике Казахстан сегодня активно идет литературный процесс, формы и направления которого также требуют комплексного культурологического изучения
Краеведение – это и форма общественной деятельности, и метод познания, и средство творческого общения людей разных поколений и разного уровня образования, и путь воспитания уважения к традициям предков, родной земле, культурному наследию прошлого.
Известно, что Восточно-Казахстанская область (ВКО) богата различными историческими событиями, литературно – культурными памятниками, характеризующими общечеловеческую цивилизацию. Территория Алтая и нынешнего Восточного Казахстана была не только торгово-экономическим, финансовым, культурным центром, здесь возникали каганаты тюркских племен, вошедших позднее в состав казахского народа. Регион всегда имел большую международную значимость на магистрали трансконтинентального Великого Шелкового пути, связывавшего народы и государства континента. На основе межкультурных, социально-экономических связей именно здесь зарождались древнетюркские письмена. На этих письменах созданы древнетюркские памятники. Многие письменные достояния хранятся за пределами региона и республики — в Китае, Монголии, на территории РФ и т.д.
ВКО представляет интерес не только для историков и филологов, но и для востоковедов, алтаистов, археологов памятниками сакской и гунской культуры, древнетюркской письменности, наскальными изображениями. Здесь отмечается высокая концентрация петроглифов, и памятников с изваяниями, вызывающих неподдельный интерес как ученых, так и туристов.
Все вышесказанное говорит о том, что необходим комплексный подход к проблеме сохранения и воспроизводства культуры Восточного Казахстана, являющейся частью национальной культуры, научным обоснованием важной роли в этом процессе литературного и исторического краеведения.
Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас. Результатом данной экспедиции стал труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 год).
Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».
В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский — глава Русского географического общества, исследовавший Центральный Тянь-Шань. Ученый путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование
«Россия. Полное географическое описание отечества». Два тома из них: «Киргизский край» и «Туркестанский край» посвящены Казахстану и Средней Азии. В работе были описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов.
Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов и другие.
Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы), изучавший обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его работа «Образцы народной литературы тюркских племен» содержит большое количество казахских сказок, фрагменты эпических произведений, лирику. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались военные, чиновники русской администрации, политические ссыльные.
В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем — подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году — отдел в Туркестане. Члены этих обществ издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них активно сотрудничала казахская интеллигенция.
Открытие Семипалатинского подотдела Западно – Сибирского отдела Русского Географического общества находится в тесной связи с историей Семипалатинского областного статистического комитета, организованного в 1878 году. Это было первое краеведческое учреждение в Семипалатинской области, занимавшееся изучением края. Первым секретарем и фактически руководителем комитета был политический ссыльный, последователь и ученик Н.Г. Чернышевского Е.П. Михаэлис. В Семипалатинске он служил с 1869 по 1882 г. и прекрасно изучил историю и культуру казахского народа.
Активные члены Семипалатинского статистического комитета – фон Герн В.К., Н.Я. Коншин, Г.А. Сопетов, В.И. Маевский – изучали нравы и обычаи казахов, изделия и технику домашних промыслов и ремесел, развитие оседлости и орошаемого земледелия. Преобладание в рядах комитета политических ссыльных, господство традиций Михаэлиса, Абая, Маковецкого обеспечили комитету плодотворные результаты в области изучения жизни и быта казахов и утверждения гуманного отношения к ним. [1, 5]
Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.
Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске.
В исследованиях краеведческого характера отмечается большая роль Ч. Валиханова. Так, в 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки ученый собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов.
В 1856 году Валиханов принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий были написаны: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал также отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас» и т.д.
Вклад Ч. Валиханова в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Ученый собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель.
Ч. Валиханов одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.
Восточный Казахстан имеет также богатую литературную историю, связанную с именами Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева , Мухтара Ауэзова, Шакира Абенова, Сапаргали Бегалина, Арипа Танирбергенова, Мухтара Магауина, Калихана Алтынбаева, Нурлыбека Баймуратова, Каюма Мухамедханова, Михаила Балыкина, Семена Анисимова и многих других выдающихся казахских и русских писателей, включая великого классика Ф.М. Достоевского, имя которого носят музей и русский театр г. Семей, польского исследователя А. Янушкевича и т.д.
Именно родная земля оказывается той пуповиной, которая связывает человека с другими людьми, определяет его физическое и духовное бытие, способствует формированию художественного мышления.
Казахская степь, как известно, является родиной самого разнообразного богатства видов искусства. Песни и кюи, мелодии и поэмы, созданные на широких просторах страны, имеют свою, неповторимую, манеру исполнения, которая зависит от того, где, в каких краях они были рождены. Слова песен, напевы музыкальных сочинений, другие произведения искусства подпитываются, в первую очередь, красками природы родного края.
Изучая особенности литературы, краеведение способно активизировать в нем моделирующие возможности отечественной культуры, исходя из постулата о том, что, например, Семей издавна и традиционно считается духовным центром страны.
Научные основы историко — литературного краеведения связаны с общественной и культурологической деятельностью И.Я. Коншина, Е.П. Михаэлиса, Г.П. Потанина, Б.Г. Герасимова, братьев В.Н. и А.Н. Белослюдовых и других. Будучи членами Семипалатинского подотдела Западно — Сибирского отдела Русского географического общества, они внесли огромный вклад в дело изучения географии, геологии, этнографии, археологии, животноводства, административного хозяйствования и т.д. Именно они были организаторами проведения ряда мероприятий, посвященных памяти Абая.
К 10 — летию со дня смерти поэта одна из выдающихся казахских женщин того времени, общественный деятель — Назипа Қульжанова, организовала и провела литературный вечер.
Первый вечер прошел в январе 1914 года в Русском географическом обществе. Об этом вечере за подписью «М.М.» свое впечатление оставил выпускник медресе «Галия» г.Уфы, учитель, журналист, автор «Нового казахского букваря» (1912), общественный деятель Мустакым Малдыбаев. Так, в опубликованной им в газете «Айкап» статье автор отмечает большую роль Назипы и Нургали Қульжановых в организации этого благотворительного вечера, упоминает учеников Абая – Турагула, Какитая, Шакарима и других, называя их талантливыми поэтами. Свои мысли автор заключает словами: «Мы надеемся, что такого человека как Абай, никто не забудет». Среди лучших номеров вечера, прошедшего в 1914 году, были отмечены выступления певца Альмагамбета и кобызиста Берикбая, которые относились к окружению Абая. Их выступления обнаружили не только высокий уровень исполнительского мастерств, но и вызвали неподдельный интерес участников и гостей вечера к казахской культуре.
Второй же вечер прошел в клубе приказчиков 13 февраля 1915 г.. Доброжелательные отзывы о первом вечере способствовали тому, что и на второй вечер собралось много народа. Об этих литературных вечерах писали в журналах «Айқап», в газетах «Қазақ», «Семипалатинский телеграф» и другие.
На этом литературном вечере писатель Р. Марсеков, выступивший с докладом, посвященном казахской литературе, представил собравшимся отрывок из поэмы Шакарима «Қалқаман – Мамыр». В заключении своего выступления Р. Марсеков дал высокую оценку роли Абая в казахской литературе: «После смерти Абая начался третий период развития литературы. С тех пор, как молодое поколение начало брать пример с Абая, наша литература стала развиваться в нужном направлении».
Поводом для подробного рассматрения данных вечеров, организованных и проведенных супругами Н. и Н. Кульжановыми, стало то обстоятельство, что основными участниками этих вечеров стали акыны, певцы, музыканты — ученики Абая. В истории и абаеведении эти литературные вечера навсегда останется большим культурным явлением.
Спустя 10 лет, в декабре 1924 г., по случаю уже 20 – летия со дня смерти Абая, также прошел литературный вечер, где были прочитаны доклады: «Место Абая в киргизской литературе» М. Ауэзовым, «Биография Абая» — Х. Габбасовым. Выступления известных ученых также вызвали большой интерес и желание знать и изучать культуру края.
Дальнейшее изучение края (история, культура, литература, образование, социальные аспекты) связано с именами Ш. Кудайбердиева, Турагула Кунанбаева, М. Ауэзова, А.
Бокейханова, Ж. Аймаутова, Н. и Н. Кульжановых и др. В работах современных исследователей М.Касымбаева, В.Кашляка, М.Каримова, А.Исина и других наблюдается попытка исследования Восточного Казахстана с позиций историко-политических
преобразований, происходящих в стране. [1]
Накоплены также литературоведические исследования Смагуловой А.Т.
(К.Мухамедханов) [2], Мухажановой Р.М. (М.О.Ауэзов) [3], Мукашева Е.С (У.Шондыбаев) [4],
Толебаевой К.Т. (К.Алтынбаев) [5], Ердембекова Б.А. (Поэты – ученики Абая) [6], Сейсекеновой А.Б. (Шакарим Кудайбердиев) [7], Кабышева Т.Б. (Т.Жомартбаев) [8], Турысбековой Ж.К (Т.Кобдиков) [9], Аитовой Ж. (А.Найманбаев) [10], Аубакира Ж.М. (К. Жанатайулы) [11] и других, восстанавливающих культурно-исторический и литературный ландшафт Восточного Казахстана.
Однако целостного представления о литературном и историческом процессе ВКО как части отечественной культуры, на наш взгляд, нет. Поэтому важно способствовать всемерному сохранению литературы края как части богатейшей сокровищницы казахской литературы и культуры, что в свою очередь, соответствует задачам Концепция стратегической национальной программы «Культурное наследие» и является важным шагом в ситуации, когда общество переживает дефицит духовности. [12].
Историческое и литературное наследие области не исчерпывается памятниками, находящимися в его центральной части, а простирается значительно шире, охватывая обширную историко-географическую зону.
Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманитаризации, гуманизации, происходящие в общеобразовательной и высшей школе, попытки создать условия для формирования у учащихся и студентов ценностных отношений к достижениям культуры, потребность в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в литературном и историческом образовании. Краеведение может сыграть особую роль в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и активно влиять на процесс воспроизводства культуры в РК, активизировать интерес к литературе и чтению и тем самым составить альтернативу массово – информационной культуре.
Итак, литературная история восточно – казахстанского края позволяет говорить об уникальности его культурного ландшафта, о его огромном духовном потенциале. Литературное краеведение через соотнесенность лиитетатуры и истории края позволяет читательской аудиториии осознать себя хранителем и передатчиком отечественных культурных ценностей, что очень важно в условиях засилья массовой культуры. Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития культуры в республике, заполняет духовные пустоты и пробелы в воспитаниии современной личности. Научные основы литературного краеведения в ВКО связаны с культурологической деятельностью исследователей, восстанавливающих культурно – исторический и литературный ландшафт края. Восточный Казахстан сегодня является привлекательной зоной для развития познавательного туризма, доступного внешним и внутренним потребителям. Наиболее востребованным этот вид туризма является для привлечения иностранных инвестиций, для создания благоприятного экономического климата в регионе, так как уникальное расположение в сердце континента дает возможность воссоздать и представить миру неповторимую историческую модель цивилизации кочевников Алтая, а туристический кластер должен стать высокоприбыльным сектором в экономике области и республики в целом, направленный на решение проблем занятости сельского населения, привлечение молодежи в село, развитие малого и среднего бизнеса, укрепление внешнеэкономических связей Восточного Казахстана.
ВКО как географическое пространство сегодня вступает в новый этап консолидации социума, делает большие шаги на пути к конкурентоспособности и международного сотрудничества. В этом направлении представителями приграничных государств осуществляется социально-экономическая и культурная интеграция в рамках маршрута «Алтай – Золотые Горы». Данный тур является трансграничным, вокруг горной системы Алтай, пролегающий по приграничной территории России, Монголии, Китая и Казахстана.
В 2001 году была принята Концепция развития туризма в РК, согласно которой определены точки роста туристического сектора в Восточном Казахстане – Верхне Бухтарминский район, включающий отдельные пункты: с. Катон-Карагай, с.Берель, курорт Рахмановские ключи, р-н оз. Маркаколь и т.д.
Практика развития этих пунктов указала на дальнейшие перспективы в укреплении достигнутых экономических результатов, на основе которых были разработаны проекты по реализации Государственной программы развития туризма в РК на 2007-2011 годы. [13]. Важным методологическим видением решения задач по развитию туризма в Казахстане, особенно на этапе его становления, является формирование познавательной ниши на базе историко-культурных объектов региона. Это позволит интегрировать в единую систему разные направления науки: географию, экологию, экономику, историю Казахстана, этнографию, археологию, социологию и др. Историческая и литературная наука XXI века не может находиться в стороне от глобальных процессов внедрения инноваций и новых технологий на практике, она имеет большой потенциал для инкорпорации в мировое научнотехнологическое и инновационное пространство.
Одним из таких направлений работы является участие в развитии туристического сектора страны на основе историко-культурного и литературного наследия. Сегодня необходимо: комплексное исследование историко-культурных и литературных памятников региона; проведение комплексного культурологического исследования литературного краеведения на материале произведений поэтов и писателей ВКО; экспедиционное исследование районов ВКО на предмет выявления исторических и литературно – культурных объектов; разработка рекламных проспектов и видеотуров по туристическим (историко – литературным) маршрутам региона; создание программы и определение маршрута экспедиций, туристического маршрута по литературным и историческим местам (Жидебай, Борли, Аягуз, Коныр – аулие, Маканши, Бескарагай и др.); внедрение в учебный процесс средних школ и гуманитарных специальностей вузов элективных курсов по историческому и литературному краеведению; подготовка материалов для энциклопедии «Историко – литературные памятники ВКО» и т.д. Эти и другие насущные задачи стоят сегодня перед отечественными учеными.
Список литературы:
1 Избранные труды семипалатинских краеведов: 1903 — 1929 гг./ КГУ «Центр документации новейшей истории» Управление архивов и документации ВКО, научный центр исторических и социально – политических исследований им. М.Козыбаева, СГПИ., – Семей, 2012. – 882 с.
2 Смагулова А.Т. Каюм Мухамедханов: Монография, 2009.
3 Мухажанова РМ. Мұхтар Әуезов және Семей. – Семей, 2004. – 192 б.
4 Мукашев Е.С. . Уәйіс – ақын. – Семей, 2008. – 180 б.
5 Толебаева К.Т. Қалихан Алтынбаевтың шығармалар жинағы. – Алматы, 2009.
6 Ердембеков Б.А. Ердембеков Б.А. Абайдың әдеби ортасы. – Семей, 2010. – 307 б.
7 Сейсекенова А.Б. Шакарим және Гете, Семей. – 2004.
8 Кабышев Т.Б. ХХ ғасыр басындағы қазақ ағартушылығы. Өскемен. С.Аманжолов атындағы мемлекеттік университетіне жыл, 2012.
9 Турысбекова Ж. К. Толеу Кобдиков. – Семей, 2003.
10 Аитова Ж. Ж. Асет Найманбаев.: Монография. – Семей, 2006.
11 Аубакир Ж.М. Көкбай Жанатайұлы. – Шығармалары: өлендер, айтыс –қағыстар, қисса – дастандар -/ Құрастырған, алғы сөзін және түсініктерің жазған Ж. Әубакір.– Алматы: «Информ –Арна», 2001. – 200 б.
12 Концепция стратегической национальной программы «Культурное наследие» на 2009 -2011гг.
13 Государственная программа развития туризма.– Астана, 2001.
Ф.А. Гайнуллина1, Т.Д. Исабаева2
ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАННЫҢ ТАРИХИ — ГЕОГРАФИЯЛЫҚ ЖӘНЕ ӘДЕБИ
ЕСКЕРТКІШТЕРІ ОТАНДЫҚ МӘДЕНИЕТ ҚҰРАУШЫ КОМПОНЕНТТЕР РЕТІНДЕ
Бұл мақалада Шығыс Қазақстандағы тарихи-географиялық және әдеби ескерткіштерді отандық мәдениеттің құбылысы (феномені) ретінде зерттеу мәселелері қарастырылады. Тарихи-әдебиеттің кең мағынасында танымал мәдениет ескерткіштерін сақтау және көбейту (жаңғырту) мәселелері зерттеледі.
Шығыс Қазақстан облысының тарихи, этнографиялық, фольклорлық, әдеби, саяси, әлеуметтік және экономикалық дамуын зерттеуде өлкетанушы ғалымдардың қосқан үлестеріне мақала авторлары талдау жасаған.
Бүгінгі таңда қазақ әдебиетінің және мәдениетінің қымбат қазынасының бір бөлшегі ретінде өлкенің әдебиетін сақтап қалу аса маңызды деп болжайды авторлар. Республикада мәдениетті дамыту стратегиялық жоспарына енгізілген әдеби өлкетану заманауи тұлғаны қалыптастыруда (тәрбиелеуде) рухани және кемшіліктердің орнын толтырады
Аталмыш қадам зерттеушілердің ойынша «Мәдени мұра» ұлттық бағдарламасының стратегиялық Концепциялары тапсырмаларына сай келеді және рухани азғындаудың (тапшылықтың) алдында тұрған қоғам үшін маңызды болып табылады.

F. Gainullina, T. Isabayeva
HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL AND LITERARY MONUMENTS OF
EASTERN KAZAKHSTAN AS COMPONENTS OF NATIONAL CULTURE
This article examines the problems of studying historical and geographical and literary monuments of Eastern Kazakhstan as a phenomenon of national culture. The issues of preservation and reproduction of known cultural monuments are explored on a broad historical and literary background.
The authors of the article carried out the analysis of the activities of local historians, who make a significant contribution into the study of history, ethnography, folklore, literature, political, social and economic development of the East Kazakhstan region.
The authors believe that today it is especially important to promote the preservation of the literature of the region as a part of the richest treasury of Kazakh literature and culture. Literary study of local lore, included in the strategic plan for the development of culture in the republic, fills spiritual emptiness and gaps in education and modern personality.
According to the authors, the formation of a cognitive niche on the basis of historical and cultural objects of the region can contribute to the development of tourism in Kazakhstan.
This step, according to researchers, is consistent with the objectives of the Strategic National Program «Cultural Heritage» concept and is important in a situation where society is experiencing a deficit of spirituality.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *