РОЛЬ «СТРОИТЕЛЬНОЙ» МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОМ
ЯЗЫКОЗНАНИИ
Хусаинова С.К.
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау salta0380@mail.ru
Одной из основных задач современной лингвистической семантики является исследование языковой картины мира, под которой понимается отраженная в семантическом пространстве языка совокупность представлений о мире.
Сегодня общепризнанным считается тот факт, что «язык служит не только целям общения, но и является хранилищем информации, накопленной языковым коллективом, который живет в определенной экологической среде, осваивая ее при сменяющихся, но характерных именно для него социальных условиях, для его культурного и гражданского развития и т.д.» [3].
C течением времени интерес ученых к метафоре не только не устаревает, но и приобретает все большую актуальность, возникают новые концепции, новые точки зрения на природу этого многогранного явления.
Противоречивый характер метафоры заставляет ученых двигаться в различных направлениях, рассматривать разные стороны этого неоднозначного явления (Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, В.В. Петров, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, В.Г. Харченко, А.П. Чудинов и др.).
В истории лингвистики существует несколько трактовок вопроса классификации метафор. Этой проблеме посвящены работы Н.Д.Арутюновой, В.Г.Гака, Ю.И.Левина, В.П.Москвина и многих других авторов.
Расширение контекста употребления термина «метафора» мы связываем с появлением антропоцентрической парадигмы в науке о языке, с позиции которой метафора становится достоянием индивида, поскольку она изначально заложена не столько в природе мира, сколько в природе самого человека [2].
В настоящее время широко отмечается экспансия метафоры в профессиональные языки. Ученые отмечают, что разные профессиональные сферы деятельности имеют свои метафоры, которые позволяют лучше осмыслить новый объект на основании его сходства с другим объектом, известным в иной области знания.
В последнее время все чаще ученые изучают проблему метафорического миромоделирования действительности сквозь призму фигуральных речевых употреблений. Таким образом, появляются проблемы понимания сущности и функции «профессиональной» метафоры, например, медицинской [Лебедева С.В., Зубкова О.С], военной метафоры (Воронова Н.С.), кулинарной метафоры (Юрина Е.А.) и др.
С учетом того, что Казахстан – это молодое суверенное государство, которое только набирает темпы, строится, развивается, актуальной оказывается так называемая «строительная» метафора. Надо заметить, что феномен строительства играет важную роль не только как специальное понятие, но и как среда существования человека.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать значимость исследования «строительной» метафоры в казахстанской лингвистике, увидеть дальнейшие перспективы её изучения.
Строительная терминология не раз становилась объектом исследования за рубежом. Исследователями проводился лексико-семантический и структурный анализ строительной терминологии (Бекмуродов 2002), сопоставительный анализ английской и русской архитектурной терминологии (Гринев 2004), сопоставительный анализ лексики семантической группы «лестницы и элементы лестничных конструкций» (Клепальченко 1999); изучались особенности формирования и структура строительной терминологии русского языка (Минакова 1985), лексико-семантическая характеристика строительной терминологии (Черкасова 1998).
Как специфическая языковая форма — метафора, то есть как вербальное обозначение определенного фрагмента действительности, строительная метафора на страницах казахстанских газет изучалась в меньшей степени, чем, например, политическая метафора.
Таким образом, актуальность предлагаемого исследования определяется необходимостью уточнения содержания «строительной» метафоры в языке и непосредственной связи с социальными изменениями, произошедшими за два последних десятилетия в Казахстане, приведшие к коренному преобразованию социальных отношений в нашем обществе. Своего рода неосознанным отражением нового состояния страны стали и изменения в речи, и в частности активизация целого ряда моделей метафорического представления современной действительности, отраженной на страницах казахстанских газет.
В настоящее время средства массовой информации, которые все чаще квалифицируются как “четвертая власть”, использует весь арсенал языковых средств, в том числе и метафору, в первую очередь, в функции воздействия. Метафора в сфере СМИ оказывается средством формирования представлений. Это предполагает изучение когнитивных, а не только экспрессивных аспектов метафоры.
Строительная метафора — это словосочетание, образованное словом (либо группой слов) из литературного языка и лексемой (лексемами) строительного дискурса, рождённое в процессе речемыслительной деятельности человека и, следовательно, отражающее взаимодействие человека с окружающим миром и фиксирующее результат осмысления им действительности. Процесс распознавания и понимания строительной метафоры обеспечивает выход индивида на его образ мира, который формируется в его многогранном и разностороннем опыте. Контекстами употребления строительной метафоры могут быть разные дискурсы, например: «Быть «встроенными» в прогресс и экономику» («Казахстанская правда» №20 (27641) от 30.01.2014, Раушан Шулембаева); «Построение независимого государства» («Казахстанская правда» №41(27662) от 28.02.2014, Людмила Каринина «Этапы большого пути»); «Нурсултан Назарбаев – главный архитектор евразийской интеграции» («Казахстанская правда» № 48 (27669) от 12.03.2014, Таир Мансуров) и т.д.
Способность создавать метафоры – фундаментальное свойство человеческого сознания, поскольку человек познает мир, сопоставляя новое с уже известным, открывая в них общее и объединяя общим именем. С метафорой связаны многие операции по обработке знаний – их усвоение, преобразование, хранение и передача.
Таким образом, строительные метафоры, используемые в периодической печати, требуют серьёзного и глубокого изучения.
Список использованной литературы:
1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры. – М., 1990.
2. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М. Гнозис, 2005 г. 234 с.
3. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция. Метафора в языке и тексте. Москва,
«Наука», 1988, стр. 26; 47.