ГЕНДЕР И СОВРЕМЕННОСТЬ

ГЕНДЕР И СОВРЕМЕННОСТЬ

Шаимова А.Б.
Академия «Көкше» г. Кокшетау koksheuniver@mail.kz

В основе рассматриваемых нами гендерных отношений лежат отношения партнёрские. Феминность и маскулинность как основная оппозиция гендерного сознания пронизывает в современном мире все сферы общественного бытия и общественного сознания.
Обычно считается, что любая концепция, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать послеюднюю как предельный случай.
У нас также нет никаких оснований сомневаться в том, что и вошедшее в нашу обыденную жизнь понятие партнёрства тоже является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза и интимно связано с его способностью планировать.
В частности, статичестические показатели, полученные различными методами, в различне периоды времени или оцененные в различных ценах при больших числах должны совпадать с сопоставляемыми, при малых переходить в сравнимаемые, при дефектных стать объектом наблюдения или взаимно уничтожаться как крайние точки математического отсчёта.
Наибольшую сложность представляет установление принципа соответствия на уровнях высоты которых һ1 и һ2 обратно пропорциональны разности их потенциалов, возникающей между двумя контактирующими проводниками в условиях их динамического равновесия, в особенности там, где сопряженные числа это комплексные числа вида z=x-iy и z=x-iy, а i= -1мнимая единица.
Партия (от лат. Partio-далее, разделяю) означает группу людей, объединенных общностью идей, замыслов и интересов для выполнения определенной работы или игру до определнного результата (напр. П в шахматы).
Понятие партнерства предполагает взаимодействие, приводящее к возникновению некоего совокупного результата или к развитию у одной из вступивших в партнерские отношения величин нового качества, нового измерения, состояния, отличного от нулевого, выражаемого простой формулой: а+в=в+а, ав=ва.
Партнерство это всегда сопряженные отношения, которые протекают только при наличии хотя бы у одного из партнеров общего значения – смысла для двоих на период партнерства, причем одна из операций возбуждает или ускоряет другую: T1—R1→ T1—R2→ T1—R2
Партнерство это соприкосновение некоторой искомой величины q с подобной ей величиной I в данной точке М, которое должно означать, что это касание максимального порядка, что для q это наиболее благоприятный и тесный контакт по сравнению с любой вышеназванной из некоторого заранее данного семейства величин { q }, включающего q как свою доминанту, это связь, взаимодействие, согласованность в работе; взаимопонимание.
Партнерство предполагает многоголосый музыкальный инструмент, в котором одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов, где все «играют роль», «имеют значение и ценность», где происходит соединение текстов разных редакций в единый общий текст – регистр, где одинаково недопустимы превышение относительных, занижение абсолютных стоимостей, удаление одних членов аП некой последовательности А с большим номерным знаком, сколь угодно близко или далеко от которых имеются отличные от а члены другой подобной ей последовательности (2-х, 3-х, 4-х мерные).
Основой и «энергией» любых взаимоотношений, в т.ч. партнерских, любого развивающегося действия является конфликт, коллизия, противоборство, противоречие между существующими и действующими на данный момент времени силами, будь это коллектив художественный или трудовой (реально профессиональный). Характер конфликта, обстоятельства его протекания определяют методы и средства его разрешения и составляют ядро темы и проблематики, основу его сюжетных и композиционных линий разрешения по ходу действия в направлении кульминации и развязки, принимая нередко форму тяжелой затяжной болезни, либо трансформируясь в легкие дискуссии, споры о происшедшем.
Уязвимы для понятия «партнерских отношений» переозначивание, переразложение, перераспределение, перекодирование, переиндексация в сообществах, некогда имевших тесные дружеские контакты и общественнозначимые традиции, в результате чего в обратной социальной прогрессии наступали процессы иного содержания.
В середине 1980-х гг. благодаря исследованиям американских социологов Дж. Скотт и Е.Гоффман [1] в профессиональный язык социологов приникло новое понятие – «гендер», получившее широкую популярность. Пол – природное явление биологического порядка. Человечество, безотносительно к расовой принадлежности, делится на мужчин и женщин. Ранее предполагалось, что в основе этого деления лежат только биологические факторы – набор определенных хромосом и внешние физиологические признаки пола, определяющие мужчину и женщину. Как выяснилось, биологические половые различия сопровождаются значительными духовными особенностями: женщины и мужчины по-разному воспринимают окружающий мир и поразному на него реагируют, даже речь у мужчин и женщин различна. В отличие от термина «пол» («sexsus»), обозначающего чисто биологические отличия мужчин и женщин, и термина «род» («genus»), обозначающего грамматическое явление. Дж. Скотт вводит в научный обиход термин «гендер» («gender»), делая упор на социальные особенности мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые определяют своеобразие их социального поведения [2]. Появился даже термин «doing gender» — «создание гендера». «Гендер» в отличие от категорий «рода» и «пола», которые были естественными, природными и стабильными, конструировался, создавался обществом. Он предписывался институтам социального контроля и культурным традициям.
Вслед за Е.Гоффман ученые в области гендерных исследований стали называть все это в совокупности «Гендерным дисплеем» (от английского display -показ, выставка, проявление, выставление напоказ, выделение и т.д.).
В философии «гендерным концепциям» предшествовали следующие направления:
1) теория социального конструирования или идентификации (Einbürgerung) – одно из главнейших достижений западной социологии 1960-х годов. Основоположник психоанализа и биологического фундаментализма анализирует отношения полов (гендерные отношения) в контексте семейных взаимоотношений, где женщине отводится второстепенное (по значимости) и зависимости место. Именно Фрейд установил, что гендерные различия не являются данными от рождения, а сформированными на стадии «комплекса Эдипа», когда идет процесс сексуальной идентификации индивида («Пол-это судьба», говорил З.Фрейд).
2) теория социализации (Sozialisierung) Т. Парсона и Р. Бейлса – авторы призвали исследователей проанализировать, как усваиваются общественные (в том числе половые) роли и как индивид «обучается» им через механизмы поощрения и наказания.
3) теория интеракционизма (Integrierung) – речь идет о необходимости анализа источников и результатов всех социальных взаимодействий (англ.
Interaction — взаимодействие).
Взамен термина «набор отношений», предложенного, Дж. Скоттом, современные западные философы применяют понятие «гендерной системы», под которой они понимают «идеи, институты, поведение, формальные правила и другие социальные взаимодействия», предписываемые обществом человеку в соответствии с полом.
Знаковыми фигурами в современном постструктурализме являются французские психоаналитик Ж. Лакан (1901-1981) и культуролог и мыслитель М. Фуко (1926-1984).
Ж.Лакан первый поставил проблему «языка бессознательного» и определил пол как «маскарад» практик и знаков. М. Фуко известен миру рядом новых концепций, в том числе концепцией власти и введенным им понятием «дискурса». В связи с этим необходимо отметить имя ныне здравствующего философа Ж.Дерриды (р. 1930), автора теории деконструкции и феномена «инаковости» в культурологии.
Как отмечает Л. Н. Пушкарева, «решающими для современных философствующих концепций, в том числе феминистских, стали следующие понятия: во-первых, внимание всех теоретиков оказалось обращенным к главному инструменту гуманитария — языку, в связи с чем нынешний переворот в системе гуманитарного знания именуют «лингвистическим поворотом»; вовторых, в современных гуманитарных науках родилось понятие практик речевого поведения (употребления) или дискурсов (от лат. dicursus — рассуждение и фр. courir — бежать, т.е. термин отражает множественность форм речевого поведения); в-третьих, важнейшее понятие современного гуманитарного знания, которое, как и первые два, введено французскими философами, это понятие «неязыковых (недискурсивных) реальностей, к каковым относят тело, действие и власть»;
В дальнейшем зарубежные социологи все более стали склоняться к тому, чтобы рассматривать гендер как «комплексный механизм», как «технологию, которая определяет субъект нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с экспектациями». Вышесказанное синонимизируется через «предельное понятие», «экзистенциальные смыслы», «силлогизмы» гендерных различий женщины и мужчины в словесном эквиваленте «вхождения» в гендер: с писательской жилкой / с коммерческим уклоном с «царем» или без «царя» в голове.
Как отмечается в современной литературе, к настоящему времени довольно четко определились три главных направления гендерных исследований. Первое широко уже разрабатывается социологами не только на Западе, но и в России — это гендер как инструмент социологического анализа. Социология гендера — это наиболее яркое достижение российских обществоведческих дисциплин. Появились уже первые работы, утверждающие становление гендерной социологии как «особой самостоятельной научной дисциплины, претендующей на всеохватный тематический потенциал». Второе направление гендерных исследований — это понимание роли гендера в рамках изучения «женской истории» или «женского письма». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / порок. В статьях так называемого постмодернистского теоретического феминизма выдвинута проблема восприятия «феминного как метафоры иного», причем «как зоны множественных возможностей», в то время как в основу типологии мужских персонажей кладется социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Третье направление именуется «Гендер как культурологическая интерпретация», основным предметом обсуждения которого являются разные формы «социального протеста».
Так один из номеров журнала «Филологические науки» [2000, №3] был полностью посвящен гендерной проблематике. Марья Рюткенен (Финляндия) в статье «Проблема «женского письма» и женского чтения» поставила вопрос о возможности изучения гендера в художественном тексте. Той же проблеме посвящены опубликованные там же статьи Г. Брандт, Э. Шорэ (Германия); значимы также наблюдения М. Абашевои, Е. Трофимовой и др. Это был первый гендерный «десант» на территорию большого литературоведения.
Переведена на русский язык работа постструктуралиста Ю. Кристевой — как наиболее яркого представителя феминистской критики (Кристева, 1999). Если Лакан говорит в своих работах о значимости доэдипальной (доязыковой) стадии в жизни ребенка, отождествляющейся с телом Матери, то Кристева в связи с этим вводит понятие «chora» (чрево). Дальнейшее же конструирование «Я» протекает в производстве языковых структур отца, организованных функцией фаллоса. Понятие «феминности» постструктуралисты связывают с маргинальным способом мышления. Они допускают выход к «размышлению о сущностях»; если раньше она только «осмысляла» литературный текст, то теперь этот смысл становится предметом ее собственного творчества. «Chora» остается описанием «вещего» душевного состояния; особую напряженность ему придает предметизация переживания: созерцание становится неповторимым образным впечатлением и тем самым приобретает смысл откровения.
В античном стихосложении гекзаметр — как канонизированный размер героического эпоса. По аналогии Героический стих иногда назывался во французской поэзии александрийский стих, в английской поэзии — 5 — стопный ямб с парной рифмовкой, в итальянской поэзии — одиннадцатисложник; но твердым термином Героический стих не стал.
Подлинный эстетический Канон возникает не вследствие искусственных предписаний; он формируется в русле определенной культурной традиции как язык искусства своего времени не более нормативный, чем любая знаковая система (Советская энциклопедия, т.9) В этом смысле можно говорить о каноничности как о свойстве, всегда присущем искусству и о проблеме индивидуального авторского стиля, появление которого возможно лишь на контрастном по отношению к нему общеканоническом фоне. Некоторые канонические свойства искусства носят всевременной характер. Такова световая символика мировой поэзии от фольклора до наших дней (свет — символ добра, тьма — символ зла; пространственная оппозиция верха и низа, полярные превращения (-) в (+) и (+) в (-) смерть и воскрешение положительного героя.
На основе канонического истолкования Библии созданы виды богослужебного Канона: католическая месса, православная литургия (Василия Великого, Иоанна Златоуста), утрени вечерни, драматически воплощающие библейские события — о сотворения мира до страшного суда и всеобщего воскресения. В состав утрени входит канон в узком значении — сложный девятичастный жанр, «песнь в похвалу святого или праздника» (В Даль) Он представляет собой диалог между чтецом и хором или между двумя хорами о библейском или бытийном событии (напр., песнь воскресения) в его прошлом и о последствии воспоминаемого события для всех времен.
Диалектика «временного» и «вечного» составляет основу полного девятичастного Канона — гимна (сложился к 8 в. и вытеснил кондак, т. 9). Все девять песен соотнесены с ветхозаветными сюжетами, каждый из которых переживается как предвестие новозаветного события (напр.: переход волхвов «по морю аки по суху» — как пророческое предсказание чуда непорочного зачатия и Рождества). Классиком Канона — гимна был Андрей Критский («Великий канон»).
Вышерассмотренный библейский сюжет является всего лишь фоном для вывода гендерного стереотипа.

Литература:

1. Пушкарёва Н.Л. Как заставить заговорить гендер // Этнографическое обозрение. -М. -2007. -№ 6, С.27-39.
2. Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. – М. – 2006. — № 5, С.164-174.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *