Р.М. Мусабекова1, Г.И. Козбагарова2
1к.ф.н, доцент, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан, e-mail: roza709@mail.ru
2магистрант 2 курса, специальность 6М011800 «Русский язык и литература», Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан, e-mail:
gulwork2016@mail.ru
СОВРЕМЕННОЕ РОCСИЙСКОЕ ФЭНТЕЗИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИКА ПЕРУМОВА
Российское фэнтези как жанр литературы проделало долгий путь становления и развития. Ник Перумов – один из представителей данного жанра. В своих работах писатель отталкивается от опыта Дж. Толкиена, мифов, легенд и сказов. В статье рассматриваются некоторые из его работ и на основе их сравнительного анализа выявляются общие тенденции их написания, а также различия, свойственные сюжетным линиям его произведений.
Ключевые слова: фэнтези, Ник Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч»,
«Упорядоченное», «Кольцо тьмы».
ВВЕДЕНИЕ
История российского фэнтези начинается с работ Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» от 1833 года и «Святославович, вражий питомец» от 1835 года [1]. Начиная отсчет с 1833 года, было опубликовано множество иных работ в жанре фэнтези: Ольга Громыко «Верные враги», Мария Семенова «Волкодав», Карина Демина «Невеста» и т.д.
Иными словами, научная фантастика и фэнтези были частью основной русской литературы с 19-го века. Русское фэнтези сложилась из многовековых традиций славянской мифологии и фольклора.
Русское фэнтези возникло в середине Х1Х века и достигло своего пика в советское время, как в кино, так и в литературе, среди писателей, таких как братья Стругацкие, Кир Булычев и Михаил Булгаков. Советские кинематографисты, такие как Андрей Тарковский, также выпустили много научно-фантастических и фантастических фильмов.
С падением железного занавеса современная Россия пережила Ренессанс в стиле фэнтези. За пределами современных российских границ находится значительное количество русскоязычных писателей из Украины, Беларуси и Казахстана, внесших заметный вклад в этот жанр.
Так, одним из представителей российского современного фэнтези является Ник Перумов. Именно на основе его цикла книг «Упорядоченное», романа «Алмазный меч, деревянный меч», а также иных его произведений, будут изучены особенности такого жанра как фэнтези.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастического искусства, основанный на использовании сказочных и мифологических мотивов с сюжетным допущением иррационального» [2, 23].
Цикл книг «Упорядоченное» ценится за счет своего новаторского характера. Основываясь на опыте Дж. Толкиена, Ник Перумов в отличии от иных писателей, также занимающихся написанием фэнтези (например, С. Лукьяненко и М. Семенова), создает собственный неомиф и внедряет в него традиции северогерманских мифов.
Ник Перумов вносит особенности как в передачу сюжета и его построение, так и в хронотопическую систему, тематику написания, а также в культурно-историческую стилистику.
Так, одной главных особенностей как фэнтези в целом, так и работ Ника Перумова, является авантюрное начало. Весь цикл «Упорядоченного» — это большая, сложная авантюра.
Действия в работе основываются на проблемах как внешних, так и внутренних. Под внешними можно понимать недопонимания, разбирательства между персонажами, под внутренними – душевные переживания героев. В цикле преобладают как авантюрнофантастические особенности построения текста, так и элементы, свойственные авантюрному роману.
Ник Перумов использует при написании материалы из легенд, фольклора, эпопей, успешно связывая их с элементами авантюрного романа. Иными словами, писатель берет за основу какую-то легенду, миф или сказку и «внедряет» в нее смысл авантюры.
Однако уклон авантюрного романа бывает разный: бытовой, любовный, приключенческий, детективный, сентиментальный, куртуазный, философский. Ник Перумов пытается сочетать каждый из этих видов вместе в цикле «Упорядоченного». Именно атмосфера авантюрности помогает писателю держать читателя в напряжении, «призывая» тем самым доходить до развязки книги.
Обратимся к следующему циклу его книг – «Кольцо тьмы» [3]. Действия в книге мы видим глазами главного героя – Фолко. События книги выстроены линейно. Также, как и в предыдущей работе, Ник Перумов берет за основу опыт Дж. Толкиена.
В цикле «Кольцо тьмы» присутствуют отсылки к прошлому Средиземья, описанному в работе Дж. Толкиена «Властелин колец». К повествованию добавляются мысли автора о создании данного мира. Таким образом, все три первые главы цикла посвящены отсылкам к «Властелину колец».
В пятой главе «Тайна тайн» говорится о походе Фолко, Торина и Форве к Великому Орлангуру. Данное действие нужно, чтобы описать в книге судьбу Девяти Мертвецких Колец. Также в этой главе говорится о намерениях Олмера, тем самым затрагивая то, что ждет мир в будущем.
В восьмой главе под названием «За лесами Ча» даются описания Средиземья и существ, которые его населяют. Всего говорится о 33 существах.
В данной главе эльфами описываются силы, благодаря которым был создан этот мир. Всего в их понимании существует три силы. Первая сила – та, которая создала их мир. Вторая сила – та, которая может разрушить этот мир. Ко второй силе также относят Великого Орлангура. Третья сила – это совокупность Света и Тьмы, существующая в мире.
В двенадцатой главе под названием «Старый хронист» [3] Перумов описывает общее состояние мира на данный момент повествования событий. Теофаст рассказывает о народах Дунланда, Роханской Марки, Исенгарда и Гондора, а также о жизни этнов и лесных эльфов.
Также Теофаст рассказывает о прошлом народов Средиземья. В его рассказах упоминаются старые летописи Дунаданцев, Небесный огонь, Первоначальные дни и события, которые произошли после падения Саурона. Иными словами, роль Теофаста в повествовании сводится к функции пояснения читателям о мире, в котором происходят события книги.
Хоть Ник Перумов и основывается на опыте Дж. Р.Р. Толкина, в его произведениях есть отсылки к прошлому, в то время как в «Властелине Колец» подобного не предусмотрено. Данные отсылки помогают просмотреть историю Средиземья не только в повествуемый отрывок времени, но и дают возможность заглянуть в его прошлые события, в период становления Средиземья, а также затронуть будущие события.
Таким образом, передача событий в хронологическом порядке помогает дать большее развитие сюжетной линии.
Изменения в книге происходят не только во времени происходящего, но и в пространстве. В самом начале нам представляют мир Средиземья. Описывается, как главные герои покидают Хоббитон и отправляются в Брыль, в трактир «Гарцующий пони».
В первой части цикла все действия происходят в мире Средиземья. Однако во второй части привычное Средиземье изменяется: «Чудовищный клинок вспорол Средиземье. В содрогании неописуемого взрыва исчезало все, меняли свой курс реки, проваливались горы, вздымались новые вершины. Глубоко в тело материка врезался новый залив, по счастью, он пролег южнее Хоббитании… Фолко видел последние мгновения Серых Гаваней пропал город, великий город, равного которому в Средиземье нет и не будет уже, пока стоят троны Валаров» [4].
Таким образом, к концу второй части мир Средиземья был полностью разрушен. И в третьей части герои были вынуждены попасть за его пределы. В место под названием Хьервард.
Одной из работ Ника Перумова является произведение «Земля без радости». Данное произведение является третьей книгой цикла «Летописи Хьерварда».
В книге дается продолжение борьбы Света и Тьмы. Действия происходят на территории Хьерварда. Главные персонажи – раса эльфов, гномов, троллей, гоблинов, гурров. В книге говорится о борьбе между силами высокой магии и грубой силой между легендарными народами и народцами Хьерварда.
Ник Перумов часто пользуются при написании двумя хронотопами: хронотопом дороги и хронотопом встречи. Особенно это видно в третьей части цикла «Кольцо тьмы».
В третьей части Ник Перумов хочет донести иную мысль, отличную от остальных работ: что тьма необходима миру так же, как и свет. Борьба Добра и Зла отходит на второй план.
Сюжет передается все также от лица героев. К таковым можно отнести богов, магов, людей, эльфов. Примерами являются Хедин, Хаген, Хрофт, Фесс, Император, Клара Хюммель и другие персонажи.
Мнение лиц, от которых ведется повествование (главных героев), всегда субъективно. Оно не может быть правильным или неправильным, оно должно лишь направить читателя
Однако тенденция повествования сохраняется у Ника Перумова не во всех произведениях. Так, в романе «Гибель Богов» [5] повествование преимущественно ведется от лица Хедина и Хагена.
Повествование чередуется: в главах нечетных по счету повествование от третьего лица и воспроизводится на персонаже Хагене, а в четных – от первого лица и представлено с помощью Хедина.
Ключевыми хронотопами в русском фэнтези является хронотоп дороги и хронотоп встречи. Данные хронотопы присутствуют и в творчестве Ника Перумова.
В его произведениях хронотоп дороги и встречи помогает развитию сюжета. В центр действия ставится проблема, для решения которой героям нужно перемещаться в пространстве и искать способы ее решения.
Так, например, Фолко мешает Олмеру поработить Средиземье, Хедин вызволяет из плена своего брата и мстит Истинным Магам, Клара Хюммель отбирает меч у Кэры Лаэды.
Перумовские циклы характеризуются повторяющейся тематикой: в центр действия ставятся странствия и достижение поставленной цели. Эти слова подтверждаются примером Кэры Лаэды, удел которой заниматься тяжелым трудом и отправляться в опасные путешествия.
Даже само появление этого персонажа еще раз подчеркивает специфику циклов Перумова. Кэра Лаэда появляется впервые перед глазами читателя в момент своего странствия, при въезде в город Хвалин.
Герой произведений Перумова обойдет половину Мельина, пробороздит Эвиал от суровых снегов мыса Северный клык до опасных лесов Кинта Ближнего, от жарких пустынь Салладора до острова Утонувший Краб.
Начиная как последователь Дж. Толкиена, Перумов постепенно выходит за рамки созданного «профессором» континуума, начинает расширять его, и расширять весьма значительно, что становится наиболее очевидным в книге «Гибель Богов». Роман открывает перед читателями просторы вселенной Упорядоченное.
Арда (включающая в себя Средиземье, Унголиант и Валинор) здесь оказывается всего лишь небольшим миром среди множества других. И вся эпичность толкиеновской Арды начинает как-то резко меркнуть в контексте Упорядоченного.
Маги оказываются не такими сильными, валлары – грозными, хоббиты – необычными. И даже всемогущий Илуватар из всемогущего творца-прародителя превращается в весьма посредственного локального божка, одного из миллионов миров Упорядоченного, где властвуют и правят другие, настоящие боги.
В работах Ника Перумова расширяется локационное пространство из-за чего происходят изменения в хронотопе дорог. Так, в работе Ника Перумова «Алмазный меч, деревянный меч», герои начинают передвигаться не только по территории Средиземья, но и между плоскостями Междумирья.
Перумов использует разные способы, чтобы показать изменение времени в произведении. Так, он пользуется следующими видами времени: объективным (образовано объективными событиями в сюжете), субъективным (как воспринимают герои время), авторским, циклическим, перцептуальным (к данному виду относятся, например, сон и мысли персонажа), а также временные отрезки, связанные с волшебными предметами (описанием артефактов) и существами (эльфами, богами).
«Алмазный меч, деревянный меч» — книга, которая открывает цикл «летописи Разлома» [6]. В работе «Алмазный меч, деревянный меч» Перунов стирает грань между Добром и Злом (Светом и Тьмой). Во многих работах он не всегда отождествляет отрицательных персонажей со Злом (Тьмой), а положительных – с Добром (Светом).
Чаще всего вымышленные миры и сюжеты книг в стиле фэнтези построены на архетипах. На наш взгляд, стереотип в фэнтези – это образы и ходы, сформированные на опыте культур и народов.
Миры, представленные в произведениях Перумова, различны по своей форме и свойствами, но все они конечны. Разграничения этих миров производится с помощью введения в текст топонима, антропонимы. Часто Перумов воспроизводит в своих работах культурно-исторические реалии.
Многие народы и города в произведениях Перумова основаны на северогерманской мифологии. В связи с этим важно разграничить каждый из имеющихся народов и рас, чтобы придать им особенности и отличия друг от друга. Например, Старшая и Младшая Эдда, Тана, Ярла и т.д.
Также в произведении «Алмазный меч, деревянный меч» Перумов показывает нам важные вопросы, связанные с дискриминацией: гномов и эльфов притесняют. Особенно это видно по героине Агате, являющейся рабыней.
Перунов держит интригу до последней страницы и создает напряжение с помощью нескольких сюжетных линий: судьба Импература, правителя Мельина; странствие гнома Синдри Дромаронгома и двух представителей народов Вольных; появление странствующего цирка господ Онфима и т.д. Строение книги строится на интерлюдии, незавершенности сюжета, переплетении сюжета с мифами Скандинавских народов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно подвести итог, что российское фэнтези, пройдя через длинный путь становления, берет за основу определенные архетипы из мифологии северогерманских народов или же основывается на работах писателей, являющихся основателями жанра фэнтези (например, Дж. Толкиена).
В фэнтези, когда коммунистическая цензура исчезла, появилось много различных изображений будущего, включая антиутопии. Постапокалиптическое фэнтези, путешествия во времени и альтернативная история являются одними из самых популярных жанров, представленных такими авторами, как Вячеслав Рыбаков, Юрий Никитин и Юлия Латынина и многие другие.
Ник Перумов расширил жанровые границы фэнтези и создал собственный авторский неомиф, выделив себя тем самым от современников фэнтезийного жанра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1 Фэнтэзи. [Электронный источник]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези#Русское_фэнтези (дата обращения: 09.07.2019).
2 Погожильская Г.Г. Фэнтези как явление субкультуры. Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны. – 2018. – С. 23-24.
3 Перумов Н. Кольцо тьмы. [Электронный источник]. URL: https://knigogid.ru/books/819619-kolco-tmy/toread (дата обращения: 09.07.2019).
4 Перумов Н. Черное копье. [Электронный источник]. URL: https://knijky.ru/books/chernoe-kope (дата обращения: 09.07.2019).
5 Перумов Н. Гибель богов. [Электронный источник]. URL: https://knijky.ru/books/gibelbogov (дата обращения: 09.07.2019).
6 Перумов Н. Серия «Миры Упорядоченного». [Электронный источник]. URL: https://fantasy-worlds.org/series/id3199/ (дата обращения: 09.07.2019).
Р.М. Мұсабекова1, Г.И. Қозбагарова2
Заманауи орыс фэнтези және Ник Перумовтың шығармалары
1,2Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия университеті, Нұр-Сұлтан қ., Қазақстан Республикасы Орыс фэнтези әдебиет жанры ретінде қалыптасу және дамудың ұзақ жолын тапты. Ник Перумов – бұл жанрдың өкілдерінің бірі. Оның туындыларында жазушы Дж. Толкиеннің тәжірибесі, мифтер, аңыздар мен ертегілердің басынан кешіріледі. Мақала кейбір шығармаларын талқылайды және оларды салыстыру негізінде олардың жазылуындағы жалпы үрдістерді, сондай-ақ оның шығармаларының сюжеттік сызықтарына тән айырмашылықтарды анықтайды.
R.M. Mussabekova1, G.I. Kozbagarova2
Modern Russian fantasy and works by Niсk Perumov
1,2L.N.Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan Russian fantasy as a genre of literature has come a long way of becoming and development. Nick Perumov – one of the representatives of this genre. In his works, the writer is repelled by the experience of J. Tolkien, myths, legends and tales. The article discusses some of his works and, based on their comparison, identifies the general trends in their writing, as well as the differences inherent in the plot lines of his works.