«И ОТРАЖАТЬСЯ В ЗЕРКАЛЕ ТВОЕМ…» (ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИРИКЕ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО И КИНОФИЛЬМЕ «ЗЕРКАЛО» АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО)

Н.П. Локтионова1, С.В. Бука2 1к.п.н., доцент, Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау, Республика Казахстан, е-mail: nploktionova@mail.ru
2учитель русского языка и литературы, СШ № 35 имени М.Маметовой, г. Шымкент,
Республика Казахстан, е-mail: sonyanazar94@mail.ru

«И ОТРАЖАТЬСЯ В ЗЕРКАЛЕ ТВОЕМ…» (ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИРИКЕ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО И КИНОФИЛЬМЕ «ЗЕРКАЛО» АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО)

В статье ставится задача выявить роль образа зеркала в творчестве Арсения
Тарковского, а также проследить развитие этого образа в кинофильме «Зеркало» Андрея Тарковского. Анализ стихотворений показал, что обращение поэта к образу зеркала дало неограниченные возможности «игры» с пространством и временем, открыло путь к познанию мира и самопознанию, помогло увидеть границы ирреального и реального. Поэтика Арсения Тарковского имела сильное влияние на творчество режиссера Андрея Тарковского. Одной из ведущих тем в творчестве отца и сына стала тема зазеркалья.
Авторы статьи, основываясь на принципе интеграции разных видов искусства (поэзии и кино), выявили символические значения образа зеркала и связанные с ним мотивы отражения, обнаружили идейные и образные переклички между стихотворениями и кинофильмом.
Ключевые слова: художественный мир, образ, зеркало, символ, память, душа, вечность

ВВЕДЕНИЕ

В творчестве поэта Арсения Тарковского представлена богатая палитра разных образов, в частности, большое внимание уделяется предметным образам, миру вещей. Зачастую поэт переносит в произведение такие реалии действительности, как парус, костыли, кольцо, чаша, свеча и др., которые становятся «интеллектуальными символами» [1, 63]. В качестве наглядного примера можно привести образ зеркала, играющий важную роль в понимании мировосприятия автора.
Зеркало – волшебный и загадочный предмет, который всегда притягивал внимание людей, порождая суеверия и приметы. О его необычных свойствах мы узнаем из сюжетов древнегреческой мифологии: убийство Персеем медузы Горгоны, гибель Нарцисса от собственного отражения. Неподдельный интерес к зеркалу проявляли представители разных видов искусства: живописцы рисовали картины, где изображали этот предмет в руках прекрасных женщин («Обнаженная перед зеркалом» Д.Беллини), а для художников слова обращение к образу зеркала со временем стало своеобразной литературной традицией. Стоит вспомнить сказку О.Уайльда «Мальчик-звезда», Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье», роман в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина, балладу В.Жуковского «Светлана», стихотворения А.Фета «Зеркало в зеркало» и А.Ахматовой «Что таится в зеркале?» и т.д.
В данной статье мы не только рассмотрим образ зеркала в поэзии Арсения Тарковского, но и выясним, какую роль он играет в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», поскольку именно в этой киноленте находит свое дальнейшее продолжение и усложнение данный художественный образ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В художественном мире А.Тарковского зеркало выступает в роли некой границы на пересечении двух миров – реального и отраженного. Так, в стихотворении «Дом» автор сразу дает относительно конкретную датировку событий, о которых пойдет речь, соотнося их с хронологией жизни лирического героя: «Юность я проморгал у судьбы на задворках…» [2, 16]. Герой входит в дом, «как в зеркало», тем самым пересекая условную границу между мирами. Происходят интересные изменения с хронотопом произведения, т.е. появляется дополнительный пространственно-временной континуум, где события разворачиваются по своим определенным законам. Пространство наделяется здесь двумя характеристиками – «за» и «перед» зеркалом. По мнению И.Павловской, возникает «перевернутое отражение бытия, в котором субъект и объект отчетливо противопоставлены друг другу в вербальном и семантическом выражении» [3].
Мотив зеркальности в творчестве А.Тарковского тесно связан с мотивом двойничества. В произведениях поэта человек и его двойник-отражение существуют раздельно друг от друга. Многие герои словно боятся посмотреть в зеркало как источник правды, которая носит подчас весьма мучительный характер. Они не желаю увидеть на своем лице отпечаток времени. Так, русалка, взглянув на себя, понимает, что молодость прошла и «канула в омут» ее красота. Тема старости звучит и в стихотворении «Актер», где лирический субъект сравнивает человеческую жизнь с театральным искусством: «С чем еще мне жизнь сравнить, скажите, / Если кто-то роль мою сыграл / На вертушке роковых событий?» [2, 173]. Герой вспоминает прошлое, когда был молод и счастлив, и не желает принимать настоящего, в котором он стал седым стариком. Глядя в зеркало, он не узнает себя: ему кажется, что перед ним «зазеркальный двойник», проживший его лучшую жизнь: «Потому что здесь чужой старик / Ссорится у зеркала с судьбой» [2, 173]. По мнению исследователя И.Кадочниковой, внутренняя реальность лирического субъекта осмысляется как единственно подлинная [4, 117].
Прожив нелегкую жизнь, переосмыслив совершенные поступки, поэт часто вспоминает свою молодость, период любовных страстей и юношеского максимализма. «Молодости» – так звучит название одного из стихотворений Тарковского, где лирический герой мысленно возвращается в прошлое, с которым у него связано множество теплых воспоминаний. Образ зеркала помогает раскрыть смысл стихотворения: однажды в жизни героя уже была молодость, а теперь зеркало становится проводником в мир ушедшей юности, заставляя с новой силой прочувствовать былые эмоции.
Словами о прощении, признанием своей вины открывается первая строфа: «Прости меня. Я виноват в разлуке. / Настанет время – ревность отгорит, – / Я протяну еще живые руки, / А что найду? Уже родной гранит» [5, 95]. Эти строки наталкивают на мысль о свершившейся трагедии между двумя близкими людьми. Лирический герой, поддавшись чувству ревности, вовремя не осознал, чего может лишиться: возлюбленной не стало, и теперь его «живые руки» не смогут прикоснуться к ней, ему остался лишь «родной гранит». Казалось бы, со временем герой должен был обрести внутреннее смирение и душевное равновесие, однако в риторическом вопросе, который он адресует самому себе, слышатся звуки отчаявшегося человека, так и не нашедшего спокойствия. Экзистенциальный мотив смерти, прозвучавший в первой строфе, находит свое продолжение и в следующих строках:

Я жизнь построил, сердце успокоил
И для тебя расставил зеркала, И там живу. Зачем я жизнь построил? Родной гранит моя рука нашла [5, 95].

«Расставленные зеркала» символизируют иной мир, отражают прошлое лирического героя, который стремился построить «дом во имя долга и во имя дела», желал ощущать присутствие и поддержку возлюбленной.
В следующей строфе тональность стихотворения резко меняется, вырисовывается психологический портрет девушки, которая «спорщицей была нетерпеливой» и с которой было «тяжело». В душе герой переживает двойственные эмоции, тоска по возлюбленной понемногу утихает. Ему осталось лишь «зеркальное стекло», под которым подразумеваются мысленные картины, разворачивающиеся в глубинах его сознания: это отрывки из памяти, воспроизводящие былую молодость [4, 114]. А.Тарковскому необходим был образ зеркала и заключенная в нем магия, выражающаяся в способности разделять жизнь на «до» и «после»: «И мнится мне, что жизнь моя двоится, / Что я с тобою в зеркале моем, / Пока тебя моя рука стыдится / И в темный час ощупывает дом» [5, 95]. Лирический герой осуществил свою мечту построить собственный дом, который теперь напоминает ему «лицо с бездушными глазами». В заключительной строфе звучит мотив отчаянья, осознания невосполнимой утраты: герою остались только воспоминания о молодости и доме, где нет возлюбленной, «где в зеркале, как в яме, отражается бессонный лик напрасного труда» [5,
95].
Лирика А.Тарковского – зеркало его души, в котором читатель видит радости и переживания поэта. Эволюция поэтического сознания автора нашла отражение на страницах его произведений. В качестве примера можно привести стихотворение «И это снилось мне, и это снится мне…», где нет как таковой сюжетной канвы, композиция строится на размышлениях о смысле бытия, о вечном круговороте событий: «И это снилось мне, и это снится мне, / И это мне еще когда-нибудь приснится, / И повторится все, и все довоплотится, / И вам приснится все, что видел я во сне» [2, 279]. Многократное повторение союза «и» указывает на важность перечисляемых элементов, а использованные А.Тарковским формы одного и того же слова (снилось, снится, приснится) помогают создать динамику, прочувствовать движение жизни. Звучит мысль поэта о том, что человек на земле всего лишь «прохожий», голос которого в будущем будет звучать устами детей. Как чередуются времена года, так и каждое поколение людей сменятся новым.
Интересно рассмотреть строфику анализируемого текста, где каждое четверостишие представляет собой идейно и композиционно законченную часть, при этом они связаны единым авторским замыслом. На наш взгляд, движение поэтической мысли происходит от общего к частному: в первой строфе лирический герой размышляет на тему мироздания, далее его рассуждения приобретают более конкретный характер. Во сне, как в зеркале, он видит зарождение планеты, когда природа и люди были одним целым: «Волна идет вослед волне о берег биться, / А на волне звезда, и человек, и птица, / И явь, и сны, и смерть – волна вослед волне» [2, 279]. Эти строки есть одна развернутая метафора, прием аллитерации усиливает звучание, рокот водной стихии: бытие подобно неспокойному морю, а волны в нем – поколения людей, сменяющие друг друга. Итог своих философских раздумий А.Тарковский выразил в заключительной строфе, где отчетливо звучит мотив одиночества: лирический герой, оставшись наедине с самим собой, сравнивает себя с «сиротой». Любопытно, что именно в конце появляется образ зеркала: «Один, среди зеркал – в ограде отражений / Морей и городов, лучащихся в чаду. / И мать в слезах берет ребёнка на колени» [2, 279]. Кажется, что герой, находясь в «ограде отражений», попадает в зеркальное пространство, однако он не видит свой облик, вместо него отображаются моря и города. В центре всего оказывается Жизнь, которая предстает в образе матери, в слезах «берущей ребенка на колени». Торжественно звучит тема бессмертия, преемственности поколений, истинной веры в то, что человеческое существование вне времени: «Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду…» [2, 279].
Как известно, поэтика А.Тарковского имела сильное влияние на творчество Андрея Тарковского: многое, о чем писал в стихотворениях отец, оказалось близко и мировосприятию его сына. Одной из ведущих тем в творчестве обоих художников стала тема зазеркалья, отраженья. Можно сказать, что зеркало – символ этой семьи, ведь не случайно Марина Тарковская, дочь поэта, написала книгу под названием «Осколки зеркала».
Одной из лучших кинематографических работ Андрея Тарковского, получивших высокую оценку мировых кинокритиков, является фильм «Зеркало». Кинолента имеет автобиографическую основу, в ней запечатлены мечтания, воспоминания о событиях, произошедших на самом деле и оставшихся в памяти главного героя – Алексея, прототипом которого является сам Андрей Тарковский.
Фильм раскрывает историю непростых взаимоотношений отца и сына: в 1935 году Арсений Тарковский уходит из семьи, оставляя детей с бывшей женой. Обида на отца, много лет терзавшая душу Андрея, со временем пройдет, а жизнь, подкинув похожее испытание (он также оставит семью), научит его прощать. А. Лаврин пишет в своих воспоминаниях: «Если попытаться определить бытие «клана» Тарковских, … уместно предложить такую формулу: «Все против всех». За одним исключением – отец и сын. Вот кто всегда чувствовал между собой кровную связь и великую привязанность, несмотря на происходивший иногда разлад в отношениях» [6]. Таким образом, фильм стал отражением конкретных человеческих судеб, однако при внимательном просмотре он будет понятен и близок многим людям, поскольку заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами, подводя каждого зрителя к самоанализу.
Название киноленты можно истолковать по-разному. Образ зеркала, который появляется во многих произведениях отца, становится одним из ключевых образов в фильме его сына. Киновед М.Туровская отмечает, что «не последнее место должно быть отдано соображениям пьяного Снаута из «Соляриса» о том, что человечеству нужен не космос – нужно зеркало самого себя» [7, 104]. Так, Андрею Тарковскому образ зеркала был необходим для того, чтобы показать, как судьба отца нашла отражение в его судьбе. Вероятно, идея о создании фильма была предопределена не только жизненными перипетиями, но и какими-то высшими силами. Подтверждением является интервью режиссера, вспоминающего, как его многие годы преследовал один и тот же сон: «Я входил в дом, в котором родился… Мне казалось, что, реализовав этот странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств» [8]. Зеркало позволило восстановить моменты его личной истории, укрупнить и сделать их более зримыми.
Судьба Андрея Тарковского во многом стала зеркальным преломлением судьбы его отца. Детство обоих пришлось на страшные для страны годы. Арсений, родившийся в 1907 году, рос в эпоху разрушения старого уклада жизни, а сыну выпало расти в годы Великой Отечественной войны, без отцовского тепла. Они оба не сумели сохранить свои семьи, оба полностью отдались искусству, в котором проявились совершенно по-разному: один – в поэзии, другой – в кино.
Каждый человек – носитель родового начала, зеркало своих предков. В 30-е годы Арсений Тарковский написал поэму «Завещание», которую посвятил недавно родившемуся сыну Андрею.

Я первый гость в день твоего рожденья,
И мне дано с тобою жить вдвоем, Входить в твои ночные сновиденья
И отражаться в зеркале твоем [5, 180].

Эти строки можно считать поистине пророческими: образ отца не только навсегда останется в памяти сына, но и будет сопровождать его всю жизнь. Андрей Тарковский станет своеобразным концентратом страстей и устремлений своего отца, его зеркальным отражением.
Аналогичные мысли найдут логическое продолжение и в фильме «Зеркало», где тема родословной памяти открывается фразой врача: «Как твое имя, отчество, фамилия?»
Зеркало – не только отражение конкретного человека, но и память истории, культуры. Так, совсем юный герой фильма, как в зеркале истории, видит кадры (атомный взрыв в Хиросиме, смерть Гитлера, война в Испании). По фильму проходят великие произведения искусства: Игнат листает книгу о татарах, христианском мире, Леонардо да Винчи, читает Пушкина… Очевидно, что искусство становится зеркалом вечности, отражающим дух и культуру различных времен. В целом категория человеческой памяти становится ключевой в киноленте, а своеобразная структура фильма, которой присуща такая черта, как нелинейность (сначала вспоминается одно, потом другое), во многом объясняет ход режиссерских размышлений.
В фильме Андрея Тарковского образ зеркала играет важную роль в построении сюжета: соединяя разные пространственно-временные пласты, как осколки разбитого зеркала, режиссер создает единый хронотоп киноленты. Отдельные черно-белые картины прошлого находят зеркальное отражение в цветных картинах настоящего. Таким образом, в фильме происходит полное смешение времен, границы между которыми оказываются тонки и проницаемы. Вспомним сцену, когда раздается звонок в дверь, Игнат открывает ее: старушка на пороге, которая якобы не туда попала. Подобное наблюдается и в стихотворениях Арсения Тарковского, где одновременно сосуществуют различные эпохи (античность, Золотой век и т.д.), а это уже перекличка сына и отца на уровне хронотопа.
Зеркало – это и отражение самого сокровенного, что есть в человеке, его тайных мыслей, его души. В зеркале мы можем пристально рассмотреть себя со всей близостью, но в то же время и с необходимой отстраненностью: это мы и словно не мы… Глядя в зеркало, мы видим свой взгляд, который изучает нас самих, и невозможно уйти от собственного суда. Вот пример эпизода, где главный герой, будучи ребенком, долго и пристально вглядывается в зеркало, его взор направлен внутрь себя, в глубины памяти, он как будто видит себя «другого». Это взгляд человека на самого себя, способ самопознания, а зеркало является мистическим собеседником, одновременно подтверждающим и опровергающим самоидентификацию личности. Особенно важна сцена, в которой молодая мать долго-долго смотрит в туманящееся зеркало, пока в нем не проясняется иное, постаревшее материнское лицо. Возможно, через зеркальность проявляется внутренний мир героев, обнажается тайное их души.
Мотив «человек и зеркало» и связанная с ним тема двойничества находят свое развитие в сценах, где герой отождествляет себя с сыном, а мать – с женой. Он видит в жене свою мать (их обеих играет одна актриса – Маргарита Терехова). Алексей находит в судьбах этих женщин что-то общее, а именно переживания и трудности, что остались им после того, когда он, подобно отцу, ушел из семьи: «Когда я вспоминаю, у матери всегда твое лицо». Это целый «клубок» различных перекличек, зеркальность нескольких поколений и судеб.
В «Зеркале» мотив отражения реализуется и при помощи образа стекла, обладающего похожими свойствами, что и у зеркала. Главные герои часто сидят у открытого окна, смотрят вдаль и что-то вспоминают, о чем-то тоскуют. Кажется, что природные явления, например, проливной дождь за окном, как зеркало, отражают душевное состояние героев (боль, отчаяние). Их силуэты, очертания отдельных предметов проявляются не только в зеркалах, но и в окнах, стеклянной посуде, и в этом тоже есть своя символика. Особенно показательна в этом отношении сцена с петухом, разбивающим оконное стекло и прорывающимся на свободу, тем самым он преодолевает преграды, окунаясь в другое время, оставаясь в Вечности.
В кинематографическом мире Андрея Тарковского зачастую образ зеркала связан с мотивом горения. Например, сцена пожара у соседей (детское воспоминание), когда пламя отображается в зеркале, или похожий эпизод, где пламя горящей конфорки как будто дано сквозь призму двойного видения (реального и отображенного), что придает «объем и глубину кадру, а также больший психологический накал» [9, 4]. Еще один пример – зеркало, брошенное в раскаленные угли. Эти сцены объединяет мотив разрушения, непосредственно реализующийся не только при помощи образа огня (сгорает соседское жилье), но и благодаря использованию образа зеркала, осколки которого подобны осколкам памяти. Вспомним эпизод из фильма, когда рушится крыша дома, все бьется, летит, или исторический видеоряд, где девушка несет треснувшее зеркало.
Зачастую и образ сна перекликается с образом зеркала, поскольку сновидения являются зеркалом души человека, отражают его переживания и воспоминания. Так, в детской памяти навсегда запечатлелись пожар, маленькая сестра, загадочно повторяющееся сновидение, когда ветер сбивает со стола вазу и шумит лес. Эти воспоминания героя перекликаются и пересекаются со сновидениями матери, и складывается ощущение, что у матери и сына как будто одно сознание на двоих.
Кроме того, зеркала и сны помогают снова попасть в мир счастливого детства, вернуться в которое мы никогда не сможем в реальности, т.е. оно является мистическим образом памяти. Эти же мотивы можно обнаружить в поэзии Арсения Тарковского, когда в снах его лирического героя оживают самые дорогие и теплые воспоминания о родном доме и об отце («Белый день»). Мы можем лишь предполагать, какой смысл заключен в данных художественных образах, но одно можно сказать с уверенностью – в этом присутствует некая символика и мистика.
Прекрасным литературным обрамлением для киноленты «Зеркало» стали стихотворения Арсения Тарковского, которые читает сам автор. По мнению исследователя Н.Пинежаниновой, включение поэтических текстов в киноленту «приостанавливает развитие действия, комментирует сюжет и формирует гипотезу об общем содержании всего фильма» [10, 79]. Подчеркнем, что эти поэтические произведения («Первые свидания», «С утра я тебя дожидался вчера…», «Жизнь, жизнь», «Эвридика») были выбраны режиссером не случайно: они отражают не только всю сущность творчества поэта, но и зеркальность мировосприятия отца и сына.
Открывается кинокартина стихотворением «Первые свидания» – своеобразным гимном любви, в котором мы видим мир, преображенный светлым чувством героев. Поэтическое произведение становится полноценной частью фильма, поскольку оно присутствует не только как звуковое оформление. Дело в том, что на протяжении всей сцены дается и зрительный образ тетрадки со стихами. В первый раз мы замечаем эту деталь, когда мать, проводив взглядом сбившегося с дороги доктора, оборачивается к дому и видит, как с подоконника падает тетрадь. Далее следует эпизод, где женщина смотрит на проливной дождь за окном, а на подоконнике снова лежит тетрадь со стихами, которую она берет в руки, при этом отрешенный взгляд матери обращен куда-то вдаль. Звучат последние строки стихотворения, и крупным планом показано лицо женщины со слезами на глазах. Она вспоминает своего мужа, после расставания с которым остались лишь слова о чувствах, облеченные в поэтическую форму. Возможно, обреченность их союза была предопределена свыше, что подтверждают строки: «Когда судьба по следу шла за нами, / Как сумасшедший с бритвою в руке» [2, 220].
Андрей Тарковский включает в фильм произведения отца, так как они одновременно являются не только фрагментом биографической реальности, но и частью сюжетного развертывания фильма. Подтверждением становится поэтический цикл Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь». Удивительно, как строки из третьей части этого стихотворения отражаются в картинах, изображенных в фильме. Например, сцены войны, где советские солдаты переправляются через реку Сиваш, или когда мальчик взбирается на снежную горку, словно «в грядущих временах привстает на стременах». Отчетливо звучит мотив переплетения времен: «я вызову любое из столетий», «а стол один и прадеду и внуку», «грядущее свершается сейчас». Хронотоп стихотворения идентичен хронотопу фильма: сплав видеоряда и поэзии оказывает мощное воздействие на зрителя, пробуждая чувство веры, надежды на мир. Режиссер утверждает бессмертие человека вопреки его неизбежной смертности, а это сквозной мотив поэзии Арсения Тарковского: «Я не бегу. На свете смерти нет: / Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо / Бояться смерти ни в семнадцать лет, / Ни в семьдесят…» [2, 236].
В конце фильма звучит стихотворение «Эвридика», в котором душа, покидая тело, «живую тюрьму», устремляется на свободу, подобно пролетающей птице, которую мы видим на экране. Интересна городская сцена, когда герой выпускает из рук маленького птенца, становящего символом души, новой жизни, а далее снова следуют кадры из детства (все тот же дом, окно), где молодые родители говорят о скором появлении ребенка: «И снится мне другая / Душа, в другой одежде» [2, 212]. Можно предположить, что душа отца воплотилась в душе его сына.

ВЫВОДЫ

Итак, в каждой культуре, в каждой эпохе – свои «зеркала» и свои отражения. Анализ стихотворений А.Тарковского показал, что образ зеркала играет ключевую роль в художественном мире поэта. Зеркало становится «границей» пересечения двух миров, реального и отображенного, «воротами» в тайный мир лирических героев, а также помогает увидеть их внутреннее содержание.
Этот образ находит свое развитие и углубление в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», который по праву можно назвать неисчерпаемым: как два зеркала, находящиеся друг против друга, образуют бесконечное число отражений, так и кинолента показывает нам массу перекличек, перипетий в судьбе отца и сына. Образ зеркала обладает исключительно философским смыслом, выступая как символ самопознания человека, отражения собственного «Я», истории и культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Савельева В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. – Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. – 192 с.
2 Тарковский А. Благословенный свет: стихотворения / Арсений Тарковский. – Спб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 336 с.
3 Павловская И. Образы пространства и времени в поэзии Арсения Тарковского. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук. – Волгоград, 2007. – 198 с.
4 Кадочникова И. Синтез искусств и его роль в формировании нового принципа художественного психологизма в русской лирике второй половины ХХ века (на материале творчества Арсения Тарковского) // Вестник Удмуртского университета. – 2010. – № 4. – С. 111 – 118.
5 Тарковский А. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Поэмы; Стихотворения разных лет; Проза / Сост. Т. Озерской-Тарковской. – М.: Худож. лит., 1991. – 270 с.
6 Педиконе П., Лаврин А. Тарковские: отец и сын в зеркале судьбы. – М.: ЭНАС, 2008. – 407 с.
7 Туровская М. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. – М.: Искусство, 1991. – 255 с.
8 Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. – М.: Вагриус, 2014. – 527 с.
9 Скорник Е., Скорник А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе // Концепт. – 2013. – № 9. – С. 1 – 5.
10 Пинежанинова Н. «И все приобретает новый внезапный смысл…» (интеграция поэтического творчества Арсения Тарковского в фильмы Андрея Тарковского) // Мир русского слова. – 2011. – № 3. – С. 75 – 79.

Н.П. Локтионова , С.В. Бука
Андрей Тарковскийдің «Айна» кинофильміндегі және Арсений Тарковскийдің лирикасындағы айна бейнесі
1Ш. Уәлиханов атындағы Көкшетау мемлекеттік университеті, Көкшетау қ., Қазақстан
2М.Маметова атындағы № 35 орта білім беретін мектебі, Шымкент қ., Қазақстан
Мақалада Арсений Тарковский шығармашылығындағы айна бейнесінің рөлі мен Андрей Тарковскийдің «Айна» кинофильміндегі аталған бейненің дамуын айқындау негізге алынады. Өлеңді зерделеу барысында ақынның айна бейнесіне жүгіну негізінде кеңістік пен уақыт «ойынының» шексіздігін, әлемді және өзін-өзі тану жолын ашып, реалды және ирреалды шектерді көруге мүмкіндік беретіні анықталды. Арсений Тарковскийдің поэтикасы режиссер Андрей Тарковскийдің шығармашылығына елеулі әсер етті. Әке мен ұл шығармашылығындағы айнатану негізгі тақырыпқа айналды. Мақала авторлары интеграция принципі арқылы өнердің (поэзия мен кино) әр түріне, айна бейнесінің символдың мәніне және онымен бйаланыстағы бейнелеу уәжділігіне сүйеніп, өлең мен кинофильм арасындағы идеялық әрі бейнелік үндестіктерді айқындады.

N.P. Loktionova1, S.V. Buka2
The mirror image in the lyrics of Аrseniy Тarkovskiy and in the movie “Мirror” of Аndrey Тarkovskiy
Tarkovskiy. The analysis of poems showed that the poet’s appeal to the image of the mirror gave unlimited possibilities of “playing” with space and time, opened the way to knowledge of the world and self-knowledge, helped to see the boundaries of the surreal and the real. The poetics of Arseniy Tarkovskiy had a strong influence on the work of director Andrey Tarkovskiy. One of the leading themes in the work of father and son was the theme of the looking glass. The authors of the article, based on the principle of integration of different types of art (poetry and cinema), revealed the symbolic meanings of the image of the mirror and the motives of reflection associated with it, found ideological and figurative echoes between poems and the movie.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *