Совершал ли Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) грехи?
Вопрос 8. Мусульмане изображают Пророка Мухаммада безгрешным, требуют подражания ему во всем, в том числе и в его жестокостях. А ведь в Коране Мухаммад нигде нe называется безгрешным, более того, есть аят, где прямо говорится, что у Пророка были и будут грехи!
Ответ 8.
Критики Ислама имеют в виду следующий аят Корана: « Чтобы Аллах (хвала Ему, Всевышнему) простил тебе ошибки, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и провел тебя прямым путем» (48:2).
Переводчики на русский язык обычно используют здесь слово «грехи» вместо употребленного нами слова «ошибки». Хотя в каком-то смысле это синонимы, в современном русском словоупотреблении «грех» устойчиво означает преступление какой-либо нормы Закона Божьего, противопоставление себя воле Бога, аморальное, наказуемое Богом деяние. В арабском языке это выражается словом исм. Под него подпадают все грехи — как малые, так и большие. Но в приведенном кораническом аяте стоит не исм, а слово занб, оно по смыслу ближе к понятию «ошибка», которое может носить и совершенно нейтральный нравственный характер. Как отмечают ученые, занб — это «невольные действия человека, не заслуживающие награды Аллаха (хвала Ему, Всевышнему)» (Джурджани. Ат-Тарифат. Samil islam Ansiklopedisi. http://www.sevde.de/islam_Ans/CV gunah.htm).
Таким образом, занб — это не грех, как он понимается в религиозном словоупотреблении, а поступок, который не был сам по себе исполнением повеления Бога, а был совершен по человеческому разумению, но при этом Закон Бога, Шариат, не был этим поступком нарушен. Такой поступок не заслуживает награды Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), но не заслуживает и наказания, так как нарушения заповедей тоже не было.
Повод для ниспослания данного аята вполне объясняет ситуацию: Пророк беседовал с группой знатных курейшитов, в это время к нему подошел бедняк и выразил желание с ним поговорить. Пророк попросил его подождать, пока закончится его уже ведущаяся беседа. Однако Всевышний укорил Своего Пророка за то, что тот не прекратил беседы и не обратился к бедняку, разговор с которым был для дела Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) важнее, но Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) этого не знал.
Мухаммад не нарушил ни закона, ни этикета, ни справедливости. По-видимому, он должен был обратиться с молитвой Аллаху (хвала Ему, Всевышнему), чтобы получить от Него ответ, как поступить, но поступил так, как обычно в подобных случаях. Это и стало для него занбом, хотя для другого человека, не пророка, это было бы правильным деянием.
Таким образом, невольное совершение ошибочных действий свойственно любому человеку, в том числе и пророкам. У Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к которому обращен приведенный аят Корана, были некоторые практически ошибочные действия, совершенные им поневоле, но грехов (исм) как нарушений Закона и повелений Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал. Айдын Али-заде