КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
- Преемственность идей движения «Алаш» в государст- венном строительстве, демократических ценностях, выборе европейского вектора развития современного Казахстана.
Государственность — главная ценность для любой нации. Как отмечал Алихан Бокейхан, «народ без государственности – сиро- та». Сердцевина идеи «Алаша» – государственная самостоятель- ность. Её лидеры ставили перед собой ясную цель: адаптировать казахское общество к реальным условиям эпохи на основе посте- пенного и осмысленного приближения к лучшим достижениям европейской цивилизации. Как писал известный историк Манаш Қозыбаев, «в ХХ веке начался новый этап национально-освободи- тельного движения. Его участниками было поколение во главе с ре- форматорами (Әлихан Бокейхан, Ахмет Байтұрсынов, Міржақып Дулатов, Мұстафа Шоқай), которые шли с лозунгом «Оян, қазақ» («Проснись қазақ») и мечтали о модернизации и европейском пути развития казахского народа в составе демократической России» («Егемен Қазақстан», 6 декабря 1996 г.).
Важны и взгляды деятелей «Алаша», объявивших Туркестан- скую автономию. Они рассматривали в качестве примера восточ- ное, японское направление (Мұстафа Шоқай). Если иметь в виду, что Япония пошла именно по европейскому пути развития с на- циональной спецификой, то подходы, как выясняется, не так уж и отличались.
Партия «Ак жол» так же считает, что одним из приоритетных направлений внешней политики независимого Казахстана должно быть сотрудничество с Европейским союзом. В настоящее время отношения Казахстана с развитыми странами Европы находятся на очень высоком уровне. Европейские государства, с учетом их уровня технологического развития, являются нашими главными экономическими партнерами в реализации программы форсиро- ванного индустриально-инновационного развития. Для Казахста- на, находящегося между крупнейшими Китаем и Россией, очень важно, чтобы Евросоюз продолжал оставаться главным торговым и инвестиционным партнером. Поэтому необходима соответству- ющая работа по либерализации визового режима.
Вместе с тем особую значимость приобретает еще одно важ- ное направление – культурное, духовное, политическое и эконо- мическое сотрудничество между тюркоязычными государствами. Деятели «Алаша» мечтали о единстве и целостности тюркских на- родов, имеющих общее происхождение, язык и историю. Надо ра- ботать в этом направлении, чтобы занять достойное место в мире, быть готовыми ответить на вызовы эпохи глобализации. Надо восстановить не только общую историю и происхождение, но и уходящую культуру, и тогда, как мечтал Магжан, «проснется дух великого тюрка». Партия «Ак жол» считает, что Казахстан, явля- ющейся землей предков для всего тюркского мира, должен при- ложить усилия для исполнения этой благородной мечты. Партия выступает за то, чтобы и далее наше государство стояло во главе всех начинаний, связанных с разработкой стратегии долгосрочно- го сотрудничества между тюркоязычными народами.
Важно, чтобы во время испытаний народ сохранял свою мо- нолитность. В первую очередь, для этого необходимо, чтобы были едины сами казахи и едины народы, консолидировавшиеся вокруг нациообразующегося казахского народа. Признак любого светско- го народа – отказ от деления людей по национальности, религиоз- ной, языковой принадлежности, отказ от политики унижения пред- ставителей других этносов. Величие лидеров «Алаша» состоит в том, что в те трудные времена они сумели избежать как классово- го антагонизма, так и националистического изоляционизма. Они искали решений проблем казахов без единой нотки национализма. На съезде, избравшем правительство Алашорды, была заявлена идея национального объединения казахского народа, не ущемля- ющая, а защищающая права представителей национальных мень- шинств. О многом говорит уже тот факт, что 10 из 25 мест утвер- жденного состава Временного национального совета Алашорды, было отдано русским и представителям других национальностей, проживавшим среди казахов. А ведь до недавнего времени «ала- шординцев» рассматривали только лишь в националистической краске, поэтому и понятие «Алаш» связывали лишь с движением крайних националистов. Необходимо приложить немало усилий для того, чтобы избавиться от подходов того периода, когда целью было — уничтожение идеи «Алаша». В Казахстане, получившем
свою независимость на обломках СССР, все еще встречаются по- верхностные взгляды на национальный вопрос.
Партия «Ак жол» поддерживает инициативу Главы государ- ства по рассмотрению возможности переименования Казахстана на «Қазақ елі». В цивилизованном мире название гражданства и гражданская идентичность – неразрывные понятия. Гражданин Казахстана не «казахстанец», а казах. Сейчас уже 65% населения Казахстана составляют казахи. Согласно нормам международного права при превалировании процентного соотношения коренного этноса над другим выше 67% — государство должно быть призна- но национальным. С этой точки зрения, Казахстан – не многона- циональное государство, а государство, где проживают диаспоры различных этносов, где государствообразующий и системообра- зующий казахский народ составляет абсолютное большинство и на международном уровне его надо показывать как национальное государство. Представители всех других этносов должны быть заинтересованными в этом. Мы должны использовать Алашскую идею не для разъединения казахстанцев, а в целях их объединения. Как говорил Алихан Бокейхан, «единственная дорога, ведущая к свободе – это национальная солидарность», и «народ, потерявший единство, рассыпется».
Нам необходимо использовать опыт общественно-политиче- ской деятельности «алашординцев». В программе партии «Алаш» президентская власть трактуется следующим образом: «Во главе правительства – стоит Курултай, а между ними – Президент, из- бранный собранием Курултая и Государственной Думой на опре- деленное количество лет». Если принять во внимание, что в начале ХХ века было мало государств с президентской формой правле- ния, то очевидно, что алашские деятели в вопросах строительства государства создали четкие предпосылки для создания правовой страны. Партия считает, что настало время поэтапного проведе- ния политического обновления казахстанского общества и даль- нейшей политической трансформации Казахстана. Путем консти- туционных реформ надо перейти от президентской республики к президентско-парламентской. При создании независимого госу- дарства, президентская власть решила, в целом, наиболее важные и актуальные задачи. Для Казахстана, приверженного демократи-
ческим ценностям, наступило время поэтапного перехода к следу- ющей политический системе: «сильный Президент – влиятельный парламент — подотчетное правительство». Необходимые условия для перехода к подобной модели государственного управления как сильный лидер, развитое гражданское общество и развивающий- ся партийный сегмент – в нашей стране присутствуют. Еще в то время лидеры «Алаша» поднимали вопросы местного самоуправ- ления. Они обращали самое пристальное внимание на такие важ- ные функции местной власти, как образование, здравоохранение и хозяйственная деятельность, а также возможность решения ими на местах местных экономических проблем.
Поднимая важные проблемы и передовые идеи, составляющие основу государства – демократические свободы и защиты прав че- ловека, деятели «Алаша» затрагивали вопросы, которые весьма ак- туальны и сегодня. Среди них: равенство прав граждан вне зависи- мости от национальный, религиозной, языковой, расовой, половой принадлежности, свобода слова и печати, свобода создания поли- тических партий, общественных объединений и обществ, запрет госорганам незаконно задерживать кого-либо. В настоящее время только сильные государства с развитой системой права, могут га- рантировать реальную защиту гражданских прав и свобод. Мы бу- дем добиваться уважения личного достоинства, прав и законных интересов каждого казахстанца со стороны всех государственных органов и их руководителей любого уровня. Партия «Ак жол» при- держивается принципов программы партии «Алаш», созданной в начале ХХ века передовой казахской интеллигенцией во главе с Алиханом Бокейханом, в которой есть такие слова: «Әділдікке жақ болу, нашарларға жолдас, жебірлерге жау болу» («Быть на сторо- не справедливости, поддерживать бедных, быть врагом взяточни- ков»). Мы всегда будем выступать против беззакония, коррупции, вседозволенности и беспредела. Насколько важно сохранение тер- риториальной целостности для страны, добившейся своей незави- симости, настолько актуально для нас и экономическое обновле- ние с целью защиты природных богатств и общественной собст- венности.
Деятелями «Алаша» была проведена огромная политическая, законотворческая и научная работа по отстаиванию казахских
земель, укреплению казахской автономной государственности, экономики, созданию постоянной армии, а также формированию основ национальной культуры и языка. На основе исторических источников они сумели обосновать границы республики и обеспе- чить ее защиту, определили общее направление развития страны и т.д. Нет сомнения, что в эпоху глобализации эти идеи и начинания являются неоспоримой ценностью.
- Актуальность экономических воззрений и проблем со- циальной модернизации общества в работах лидеров движе- ния «Алаш» и развитие этих идей современном Казахстане
Высокий интелектуально-политический уровень программы партии «Алаш», правительства Алашорды, созданного этой парти- ей, позволяет взглянуть на проблемы с высоты сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями завтрашних свершений. Партия
«Алаш», которая не уступала ни одной другой авторитетной по- литической партии того времени, стремилась, во-первых, закре- пить наличие единой и неделимой территории казахского народа, свободной от колониальной зависимости. Во-вторых, важнейшей задачей ставилось повышение качественного уровня жизни казах- ского народа. Первую задачу алашординцы решили, несмотря на кратковременность, создав современное казахское правительство Алашорды как давнюю и заветную мечту казахов об идее само- управления. Для реализации второй задачи лидеры Алашорды предприняли ряд позитивных реформ в стране. Деятели «Алаша» осознавали, что для стабильного и успешного развития государст- ва крайне важно создание эффективной экономики. Они рассма- тривали развитие экономики как один из важнейших националь- ных приоритетов. Председатель правительства Алашорды Алихан Бокейхан говорил, что «шерсть барана должна стать одеждой ка- заху, а железо — стать пуговицей», и даже в те времена призывал к предпринимательству, развитию национального бизнеса. Образо- ванная элита «Алаша» выступила против того, чтобы оставаться только сырьевой базой, призывая к переработке сырья на казахской земле. Этим они обосновывали необходимость строительства же- лезных дорог, заводов и фабрик. Их подходы полностью совпада- ют с нынешней политикой сокращения сырьевой направленности,
увеличения промышленной переработки, развития индустрии. Ли- деры «Алаша» считали, что развитие национального производства должно идти естественным путем, они стремились осуществить производственные отношения через кооперацию на справедливой и прозрачной основе. При этом они подчеркивали необходимость равенства и защиты прав всех субьектов.
Они говорили и о необходимости формирования сильного аг- ропромышленного государства. Для этого, по их мнению, нужно, в первую очередь, поднять сельскохозяйственную отрасль через развитие традиционного животноводства и земледелия. Страна, которая сегодня по территории занимает 9 место в мире, имеет все возможности для того, чтобы увеличить объемы производст- ва сельхозпродукции в несколько раз. С этой целью необходимо сельское хозяйство перевести на индустриально-инновационные технологии. «Алашординцы» четко заявляли, что хозяевами зем- ли, прежде всего, являются казахи, считали, что богатствами на земле и под землей должны распоряжаться именно казахи и эту проблему они обозначили в следующем емком тезисе — «это про- блема жизни и смерти казахов». Они не рассматривали вопросы земли, частной собственности, предпринимательства в отрыве от экономики страны, более того, считали, что перечисленное являет- ся основой экономического развития страны.
Являясь последователем движения «Алаш», партия «Ак жол» всегда выступала твердым сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всемерной поддер- жки частного, прежде всего — малого и среднего бизнеса. В качест- ве основных шагов партия предложила комплекс мер действенной поддержки малого и среднего бизнеса и созданию условий для раз- вития предпринимательства. Партия считает своей исторической миссией реализацию одной из важных задач современности – со- действие становлению и развитию среднего класса в целях даль- нейшего процветания страны.
Для Казахстана является важным формирование интеллекту- альной нации, выступающей гарантией конкурентоспособности. Партия «Ак жол» считает, что качественный рост человеческого капитала должен стать главным приоритетом. Конкурентоспособ- ность должна опираться, в первую очередь, на производительность,
качество человеческих ресурсов. Основным условием вхождения страны в список тридцати развитых государств является развитие человеческого капитала. По индексу развития человеческого по- тенциала (ООН) в 2007 году Казахстан занимал 73 место (из 177 государств), а в 2013 году – 70 место (из 187 государств). Для того, чтобы войти в группу стран с высоким рейтингом, необходимо и далее улучшать все ступени образования. Еще в 1913 году Ахмет Байтурсынулы на страницах газеты «Казах» в статье «Қазақша оқу жайынан» («Об обучении на казахском языке») писал, что «для того, чтобы исправить положение в стране, мы должны начинать с исправления дела детского образования. Ведь и волостные упра- вители, и властные структуры, и народ можно исправить через об- разование». Халел Досмухамедов считал, что «истинную свободу дает образование». Поэтому главная формула Государственной программы форсированного индустрально-инновационого раз- вития (ГПФИИР) должна быть следующей: образование – наука
- производство. Для роста возможностей человеческого капитала оказывают влияние и такие факторы как здравохранение, трудоу- стройство, система социальной защиты населения. Особую важ- ность приобретает качественная подготовка отечественных кадров
- это повышает общую конкурентоспособность нации.
Партия «Ак жол» рассматривает экономику как инструмент эффективного решения задач социальной сферы. Благородные мечты «Алаша» по постепенному изменению казахского общест- ва, приспособления его к той жизни, созвучны направлениям дея- тельности «Ак жола».
В духовной жизни общества социальное обновление оказыва- ет позитивное влияние на национальное самосознание, на разви- тие системы образования и придание светского характера государ- ству. В то же время, оно должно уменьшить количество социаль- ных причин, влияющих на появление экстремизма и религиозного радикализма. Если у нас будет качественное духовное сознание, образование, то наше общество будет готово ответить на все внеш- ние и внутренние угрозы.
Нам необходимо двигаться в этом направлении для восста- новления прогрессивных социально-экономических идей партии
«Алаш», ясно разъясняя их всем гражданам, в том числе — моло-
дому поколению. Для этого необходимо мобилизовать научный потенциал страны. Экономические и социальные ресурсы Казахс- тана, в первую очередь, должны служит национальным интересам. Мы должны бороться за приоритеты казахстанских предприятий и казахстанской продукции в любом союзе и организации. Необ- ходимо прилагать максимум усилий для пропаганды передовых экономических мыслей и общечеловеческих ценностей наследия
«Алаша».
- Актуальность взглядов «Алаша» на духовно-культур- ную сферу и национальные ценности.
Духовное и культурное развитие – одно из важных измерений цивилизации. В современном мире авторитет страны связан не только с политикой и экономикой, но и культурной привлекатель- ностью. Духовно-культурная преемственность поколений является одной из значимых основ дальнейшего укрепления независимости Казахстана. Четкое понимание наших особенностей, националь- ной истории будет служить духовному и идейному укреплению общества. Большинство Алашских деятелей углублялись в древ- нюю историю казахов, занимались историей национального раз- вития и казахской государственности. Они стремились доказать тюркские корни казахского народа и оставили ценные материалы о формировани казахского народа. Существует необходимость глу- бокого исследования тех источников, которые имеют важность для науки и политики.
В советское время было заметно искажено классическое по- нимание и значение национализма, которое выступало в качестве инстинкта самосохранения национальной особенности и духовно- го сознания народа. Национализму было противопоставлено такое понятие как интернационализм. Ни для кого не секрет, что в подо- плеке советского «интернационализма» лежали интересы по про- должению политики имперского давления и нивелирования наци- ональных особенностей других народов. В цивилизованном мире национализм (словарь США; Британская и Японская энциклопе- дии) характеризуется как естественное явление, защищающие верность своему народу, национальное единство и независимость. Впечатляют размышления о национализме, высказанные видным
алашским лидером Ж.Аймаутовым: «готовность к самопожер- твованию за народ – самое высокое правило национализма в эти дни»; «из-за тех граждан, кто не любит свой народ, а думает только лишь о собственной выгоде, народ продолжает быть отсталым. У народов с наличием национализма, в таких странах как Германия, Япония, Англия, Турция, дети с малолетства вырастают со слова- ми «мой народ»; «запомните: трудно сделать из культурного че- ловека казаха, нежели из простонародия – культурного человека, необходимо детей воспитывать ближе к казахской жизни и детям с детства надо впитывать дух нации».
Казахская национальная идея «Алаша» в своей сущности ни на один шаг не отошла от рамки классического национализма. Если большевистская партия при создании советского прави- тельсва за основу решения проблемы национального государства взяла отжившую на сегодняший день идею классового деления, то лидеры «Алаша», наоборот, выбрали идею, которую сегодня никто не может подвергнуть критике за его достоверность – по- литику национального единства, которая подразумевает обеспе- чение единства государства и народа, формирование консолиди- рованного общества, укрепление духовного-культурного един- ства, общественного и духовного согласия, общечеловеческих ценностей. Они являются мощнейшим потенциалом Казахстана, способным поднять дух народа.
Партия «Ак жол» считает исторической закономерностью мо- дернизацию государственности, духовного богатства, культуры и языка, религии и менталитета, традиций и исторического насле- дия. Одной из задач партии является пропаганда изучения нацио- нальной истории, продолжение традиции преемствовенности по- колений, проведения пошаговой «деколонизацию» сознания казах- ского народа, пробуждение национального самосознания нации. Это будет справедливо по отношению к памяти «Алаша», памяти предков. Настало время, чтобы поставить на повестку дня вопрос о начале основательной трансформации отечественных СМИ как основного проводника идеологии страны к мировым медиа–импе- риям. Необходимо создать информационно-культурную среду для защиты духовного и материального богатства казахского народа. Сохранение национального культурного наследия и его дальней-
шее развитие, воспитание детей и молодежи в духе уважения к национальным ценностям, привитие патриотического духа — про- должают оставаться одним из важных направлений партийной ра- боты. Мы должны не только контролировать качественную работу внутри страны различных подразделений культуры и искусства: театры, библиотеки, музеи, кино, филармонии, исполнительские коллективы, цирки, ремесла, творческие союзы, культурные-исто- рические центры и другие культурные организации, но также и процесс их вхождения в пространство мировой культуры. При- ятно, что решением ЮНЕСКО казахская юрта и традиционный кюй вошли в достояние мировой культуры и подобных решений должно быть намного больше. Гармоничность культур – золотое правило цивилизации. Вместе с тем, мы не должны упускать из вида вопрос сохранения исторической миссии культурного насле- дия, основных моральных ценностей народа. С л е д у ю щ и м аспектом консолидации общества является языковый вопрос. Мы являемся сторонниками создания в Казахстане всех условий для русскоязычных граждан с целью недопущения конфликтогенной ситуации, которое стало злободневным в ряде полиэтнических го- сударств современного мира.
Вместе с тем, партия «Ак жол» считает необходимым поднять на более высокий уровень сферу применения казахского языка. У алашской интеленгенции по отношению к родному языку была особая ответственность — они приложили много усилий для подня- тия его статуса. На сьезде земства и городских деятелей в 1905 году в Москве Алихан Бокейхан выступил с жестким требованием по предоставлению равных прав и для пятимиллионного казахского народа того времени. В своем выступлении, наряду с социальными вопросами, он поднял проблемы языка, свободы выборов: «Самая насущная проблема ближайшего времени у казахов в вопросе ис- пользования языка, в частности, связанные с предвыборной агита- цией — необходимость дать свободу использования родного языка, снятия всех ограничений в использования местных языков, о кото- ром высказались товарищи, я к ним присоединяюсь».
Та проблема, которая была поднята политическим вождем
«Алаша» «как самой насущной проблемы» казахов, связанных с родным языком, по истечении 110 лет так и не решилась. Ни в коем
случае нельзя принижать родной язык в угоду другим языкам. Главное условие познания своего народа – это повышение потен- циала родного языка, расширение сферы его применения. К при- меру, Бельгийское государство, меньшее по численности (10 млн 379 тыс.), чем Казахстан, не дает предпочтения никаким другим языкам. Мы никогда не должны забывать, что статус нации оцени- вается в большей степени языком.
В целом, расцвет культуры, духовный рост нациообразующе- го казахского народа – одна из основных гарантий процветания Казахстана. Поэтому актуальные проблемы культурной политики надо решать, не забывая важные аспекты жизнедеятельности об- щества и государства.