Дилором Нигматовна ЮЛДАШЕВА
кандидат педагогических наук, доцент
Бухарский Государственный университет Бухара/Узбекистан diloromxon.68@mail.ru
Творчество и произведения великого гуманиста, философа Алишера Навои, которого первый Президент Республики Узбекистан Ислом Каримов охарактеризовал как личность, составившую целую эпоху в сознании народа, в истории художественной культуры, как великого мыслителя и гениального поэта [1,47]. Являются в полном смысле этого слова настоящей энциклопедией жизни своей эпохи. Поэтому искатели жемчужин мысли по всем отраслям знаний и жизни могут черпать из них ценные и полезные и на сегодняшний день советы и рекомендации. Особое внимание уделяет великий мыслитель вопросам воспитания детей в семье и обязанностям родителей, особенно отца, в этом благородном деле. Во всех лиро-эпических произведениях, где описываются рождение и возрастание лирического героя (Фархад, Кайс/Меджнун, Искендер/Александр Македонский и др.) [3] с той поры как развилась и оформилась речь у ребенка в обязанности, отца вменяется подбор хорошего учителя для своего потомка. Поэт многократно подчеркивает, что денег и средств в этом деле жалеть недопустимо – знание ценнее и более значимо, чем всякое богатство. Так поступают отец Фархада–Хакан, отец Кайса–Омир, отец Искендера – Файлакус (Filippec).[3] Обучение-воспитание героев проводится по трем направлением в трех этапах: грамоте, основам религии, этики и науки (Следует отметить, что Навои особо подчеркивает как в поэме «Фарҳод ва Ширин», так и в «Садди Искандарий» важность обучения и получения знаний по математике, физике, астрономии, космогонии, минералогии, горному делу, философии), спортивно-военным играм, плаванию и конному спорту,
различным ремеслам, профессиям и искусству.
Как известно, Навои не писал специального трактата по дидактике, но об обучении ребенка, об обязанностях семьи (отца) об этапах обучения пишет почти во всех произведениях в связи с описанием обучения и воспитания своих литературных героев, в своих назидательных стихах, в выводах по поводу отдельных описанных им событий, в рассуждениях по поводу тех или иных событий. К примеру, в поэме «Фарҳод ва Ширин» Фархад, увидев тяжкий труд землекопов и услышав их жалобы, сжалится над ними и рассуждает: Ҳунарни асрабон неткумдур охир, Олиб тупроққаму кеткумдур охир. – «К чему мне таит свое умение-искусство, не унести же его с собой могилу». этом рассуждении следует видеть отражение дидактического принципа обязательности практического применения знаний. Если вот так по крупицам собрать дидактические принципы Алишера Навои, то можно отметить следующие этапы/ступени в образовании–в усвоении и применении знаний в практику, которые выделяются великим поэтом:
1. Обучение грамоте, риторике, основам наук – т.е. этап: приобретения знаний. Здесь дидакт-поэт выделяет две внутренней ступени:
а) ознакомление/получение знаний, б) усвоение/осмысление.
Первый этап он называет словами ўқимоқ–читать, обучаться, ўрганмоқ–научиться, а второй этап–словами уқмоқ–понимать уразуметь, осмыслить. В поэме «Фарҳод ва Ширин» в главе об обучении Фархада и о его способностях он пишет: Ўқуб ўтмак, укуб ўтмак шиори, Қолиб ёдида саҳфа-саҳфа бори. – «Девизом его были чтение и осмысление, в память врезались целыми страницами все». Этап приобретения знаний (resp. обучение ребенка) поэт считает первым признаком человечности. Жить в этом мире и не приобрести знания, оставаться невеждой он сравнивает с тем, что входят в баню, но выходят не умывшись. Поэтому он пишет: Келиб оламгаю беилм ўтмоқ, Кириб ҳаммомгаю нопок чиқмоқ. – «Придти в этот мир и уйти неучем, это – войти в баню и выйти немытым».
Эти два этапа усвоения знаний–обучения ребенка–Навои рассматривает как начальная стадия формирования образованного человека. Обучение же ребенка, подбор хороших учителей являются одной из главных обязанностей семьи, точнее, главы семьи–отца. На примере вышеупомянутых отцов своих героев отдает читателю яркий пример такого заботливого образованного родителя.
Следующим этапом поэт считает практическое применение знаний (амал). Поэт в 43-ем разделе «Хайратул аброр», посвященном беседе Фахриддина Рози с Хоразмшахом, пишет: Илм,
Навоий сенга мақсуд бил, Эмдики, илм ўлди, амал айлагил. – «Навои, целью твоей было знание.
Теперь, когда есть знание, следуй ему (т.е. примени его)».
Навои придает очень большое значение навыкам и умениям практического применения знаний. Ученого, который не может или не хочет применять свои знания в практику, он уподобляет животному, загруженному книгами, тучам без дождя и т.д. – всему, что совершенно бесполезно и бесплодно. Во всех своих поэмах, назиданиях, всегда, когда речь идет о науке, об учении и приобретении знаний (а об этом пишет великий поэт почти во всех своих произведениях) критерием полезности знания является у него прагматизм – практическое применение этих знаний. В этом отношении Алишер Навои является величайшим прагматиком в дидактике.
Практическое применение знаний, считает поэт, должно стать постоянным, обычным, повседневным в поведении человека. Поэт называет эту ступень словом одат–привычка, обыкновение, обычай; выражать терминологией современной дидактики–практическое применение усвоенных знаний автоматизируется, становится полусознательным. В «Назмул жавоҳир» поэт приводит следующий стих:
Гар яхши амал кишига одат бўлғай, Умри бу амал бирла зиёдат бўлгай.–«Если у кого-то добрый поступок вошел в привычку (в обыкновение), тем самым он удлинил / сделал более плодотворным свою жизнь».
Очень редко в этом же значении употребляется слова шева: Журмсиз ёр агар ўлтурди,
Навоий фараҳ этмиш: Ҳусн хайлига будур шеваю, ишқ аҳлиға одат. (Фавойидул кибар) [2] –
«Без какой-нибудь вины если любимый убил а, Навои радуется: это привычка красавиц и обычай (удел) влюбленных».
4.Постоянное и многократное практическое применение знаний, автоматизм в этом деле, по
мнению Навои, приводит к природности, онтологичности, внутренней свойственности
(подсознательности) определенного качества в человеку–к переходу обычая в натуру, в природу.
Поэт называет этот этап многозначным слово табиат –«природа; характер, нрав» и д.; пишет:
Табиатга ҳар неким одат эрур, Чу эскирди одат табиат эрур.– Смысл этого стиха таков; «То, что обычный и постоянный, то природный и онтологический, внутренне свойственный».
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что великий поэт и мыслитель в усвоении знаний выделяет следующие возрастающие ступени:
ўқиш → уқиш → амал → одат → табиат – (получение знания/учение → усвоение/осмысление → применение →- привычка → природа).
Если сопоставить эту пятиступенчатое деление поэта с триадой современной дидактики – знание– навыки – умение, то можно делать вывод о том, что ступенчатая классификация великого поэта и мыслителя более совершенна, чем современная классификация, и поэтому заслуживает особого внимания.
Поэт особо подчеркивает, что в первых двух этапах большая ответственность ложится на семью (на отца).