СТРАТИФИЦИРОВАННЫЕ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (На примере Восточного Казахстана)

Т.Б. МАМИРОВ
Руководитель отдела археологического наследия НИИ «Национальное достояние» Национальный Музей РК

Г.О. ТОҚСАНОВА

Студентка 3 курса по специальности Археологии и этнологии Евразийский найиональный университет им. Л.Н. Гумилева Астана/Казахстан

Исследовании ранних археологических периодов, в частности каменного века, огромное значение имеет апеллирование археологическими материалами, полученными в погребенном состоянии, нежели подъемным материалом.

Так как, на камень, в зависимости от его структуры и физических свойств оказывают воздействие внешние экзогенные и химические процессы, в результате которых артефакт теряет свой первоначальный облик. А кроме каменных артефактов на памятниках с «поверхностным культурным горизонтом», не сохраняются другие материалы, такие как кость, дерево и т.д.

Поэтому и важно в исследовании древних периодов истории опираться на материал, полученный в культурных слоях. В Казахстане, в этом плане огромный интерес представляют предгорья Восточного Казахстана, которые в период палеолита служили с одной стороны хорошим источником сырья – кремень, с другой стороны служили укрытием от непогоды – пещеры, и гроты, с третьей стороной – это постоянные водные и пищевые ресурсы.

Не случайно, что первые стратифицированные палеолитические памятники были открыты на территории Восточного Казахстана.

Интерес к Восточно-Казахстанскому региону восходит к середине ХIХ века, когда в 1869 году Семипалатинский краевед В. Никитин писал: « В археологическом отношении самым интересным районом Семипалатинского уезда является южная его граница и главным образом район Чингизских гор. Здесь в очень многих местах замечаются круги с едва заметной насыпью и без нее ». В. Никитин собрал сведения о курганных могильниках, наскальных изображениях, каменных изваяниях в 14 волостях области.Им же был написан один из первых очерков по истории Семипалатинской области, котором имелись сведения археологического ряда[1,с. 9].

Сначала я хочу остановиться наВосточно-Казахстанской археологической экспедицией (ВКАЭ) под руководством С.С. Черникова, которая проходила в 1950-1956 гг. Было открыто несколько палеолитических и неолитических стоянок: Пещера, Ново-Никольское, Канай, Усть– Нарым, Нарым, Свинчатка. Среди участников ВКАЭ находился Э.Р.Рыгдылон, который с большой вклад во время поиско следов каменного века в Восточном Казахстане. Наличие мустьерских форм орудий наряду с позднепалеолитическими миниатюрами долго оспаривалось учеными СССР. По-видимому, правы те исследователи, которые отстаивают позднепалеолитический сибирский возраст палеолита Восточного Казахстана.

С.С.Черников 1952 году, так же как и в 1950 году, продолжал свои археологические раскопки в долине Иртыша от устьяр.Бухтармы до оз.Зайсан.

Главными целями экспедиции было исследование памятников разных эпох: палеолит, неолит, эпоха бронзы, время ранних кочевников.[2, 43 с] 1-й отряд С.С.Черникова произвел раскопки в следующих пунктах:У дер. Пещеры (в 11 км выше устья р. Бухтармы) продолжались работы на месте палеолитической стоянки, обнаруженной в 1950 г. Стоянка была расположена у входа в большую карстовую пещеру, вымытую водами Бухтармыв известняковом массиве карбонового возраста. Большая часть потолка обрушились (видимо, вследствие сильных землетрясений), и сохранилась только глубинная часть пещеры. В раскопке 1950 г. И примыкающем к нему с запада раскопе 1952 г. (45 кв. м при средней глубине 3м)была вскрыта часть дна древней пещеры у самого ее устья. В раскопе 1952г. ему удалось проследить известняковое дно пещеры на глубине 2,7м, которая была перекрыта продуктами разрушения потолка – большими плоскими глыбами известняка и щебенкой. Песчано-суглинистая, аллювиальная терраса Бухтармы не перекрывает коренного пола пещеры и прислонена к нему на 1,8м ниже.[2, 43 с]. Во время археологических исследованийпод руководством С.С.Черникова у деревни Пещеры 1952г. были найдены 11 ножевидных пластин, 15 отщепов(частью с ретушью) верхнепалеолитического облика, угольки и точно не определимые кости крупных и мелких животных.

Благодаря этой археологической экспедиции были выяснены геологическая структура пещеры, древние размеры подземной полости, а также характер заполняющих ее напластований. Палеолитическая стоянка находилась в пещере до того времени, как обрушилась большая часть свода и, видимо, была кратковременной, так как остатков культурного слоя обнаружить им не удалось.

Последующей археологической раскопкой С.С.Черникова былау деревни Ново-Никольской1950 г., где собрано много верхнепалеолитических орудий. Однако культурный слой не был обнаружен; не найден он и в 1952 г., хотя помимо расширения раскопа для того, чтобы найти место стоянки, были заложены 12 шурфов (глубиной 1,5м) по направлению от берега к горам двумя линиями. В результате тщательного обследования обоих берегов Иртыша вверх до р.Таволожанки(около 7 км ) собрано большое количество орудий палеолитического и неолитического облика, главным образом на самой береговой линии. Найдены скребки на отщепах, остроконечники, нуклеусы, ножевидные пластинки и отщепы с ретушью и без ретуши, обломок массивного скребла сибирского типа и нуклеус с боковой ретушью. Обращает на себя внимание неясных отпечатков гребенчатого штампа и вертикальным, ромбическим, врезным рисунком. Сосуд- явно неолитического облика и резко отличается от андроновской керамики.[2, 44 с] членов экспедиции возникло два предположения: или стоянка была расположена выше по р. Иртышу, затем частью размыта, и орудия из культурного слоя перенесены водой или льдом (что вероятнее); или здесь существовали очень кратковременные охотничьи лагеря, не оставившие культурного слоя и также размытые. Для решения этих вопросов импотребовались дальнейшие полевые исследования.

Также к одному из самых крупных памятников Восточно- Казахстанской области можно отнести стоянку Канай.У аула Канай в 1950 г. были найдены 3 орудия палеолитического облика, изготовленные из черного кремня и кости BisonIongicornis иBisonpriscusdeminutus. Обнаружены они недалеко от андроновского поселения. Это послужило поводом высказать предположение, что палеолитическая стоянка была разрушена андроновским поселением. Обследование 1952г. показало им, что это предположение не точное. Они остановились кратко на геологической характеристике их местонахождений. Здесь к Нарымскому хребту (граниты) прислонена узкая, меньше 1 км,делювиальная терраса, мощность которой прослеживается при современных земляных работах до 10 м. Терраса с довольно крутым склоном переходит в низкую, заросшую камышом пойму Иртыша, протекающего на расстоянии примерно 2 км.

Здесь-то, в отвалах, оставшихся после современных работ, и была найдена в 1952 г. серия палеолитических орудий, имеющих исключительный интерес. Им сразу бросалось в глаза, что некоторые из них более или менее окатаны и заглажены, другие же не подверглись никаким изменениям. Все неокатанные орудия по типологическим признакам относятся к верхнему палеолиту, если не к мезолиту. Совсем иного типа орудия были окатанные. Это — остроконечники, сделанные из треугольных отщепов, односторонней обработки, с крупной ретушью по краям; массивные скребла с ретушью по рабочему краю; орудие, напоминающее мустьерский дисковидный нуклеус, с подправкой крупной ретушью одного из краев, и отщепы с ретушью. Материал орудий – черный кремень и зеленоватая кремнистая порода. Поскольку эти орудия найдены не insitu, поскольку еще трудно былоотнести их с полной определенностью к тому или иному этапу палеолита. Однако бесспорно, что онипозднемустьерскогооблика, и не будет ошибкой считать их древнейшими из известных нам орудий на палеолитических стоянках Западной Сибири. Находка в 1950 г. здесь же среднеплейстоценовой фауны подтверждает это предположение. Материалов пока очень мало, однако уже сейчас находка выразительных мустьерообразных орудий заставляет нас по-иному взглянуть на вопрос заселения человеком Казахстана и Западной Сибири. Связывая этот процесс скорее с Средней или Центральной Азией, чем с Восточной Европой. [2, 45 с]

Проведенной разведкой в районе деревниУсть – Нарым 1950 г.Собраны кремневые орудия: ножевидные пластинки (частично с ретушью), дисковидные и концевые скребки, нуклеусы, мелкие отщепы и обломки керамики с раннеандроновским орнаментом. В этом же районе был найден каменный рыболовный крючоккитойского типа.[2, 46 с]

По выше указанному в 8 километрах от аула Канай, можно рассмотреть пещеру Барды-бай. В этой стоянке в 1953 году Э.Р.Рыгдылоном в горах Нарымского хребтабыли сделанынаходки каменных ножевидныхпластинок с подправленным краем позднепалеолитического облика.

Восточно-Казахстанской области, Катон-Карагайского регионапо исследованию в 1953 г. А.А. Крыловой, были найдены каменные отщепы и массивное нуклевидное орудие канайского типа в 2 км от с. Свинчатка, в карьере, расположенном в 10 км от устья Нарыма. В 1955 г. Ею близ пос., на террасовидном уступе Нарымского хребта, а также в галичнике по нижнему течению р. Нарыма собраны изделия из кремнистой гальки и порфирита.: нуклеусы, отщепы, пластинки разной величины, скребла на концах широких пластин. [1, 17с]

Один из памятников археологических раскопок — стоянкаМало- Красноярка. В 1953 г. В 3 км ниже села Мало-Красноярка И.М. Павлюченко был собран подъемный материал: каменные орудия позднепалеолитического облика – концевые скребки, скребловидные орудия, отщепы.

Также можно рассмотреть стоянкуУсть- Нарым. В 1955 г. С.С. Черниковым в галечнике по обоим берегам р.Нарыма между селами Усть-Нарым и Хайрюзовкойнайдены ретушированные отщепы, крупные пластины и скребла позднепалеолитического облика.

На южном берегу оз. Зайсан в Тарбагатайском районе в 1955 г. С.С. Черниковым найден позднепалеолитический каменный ретушированный отщеп.

После небольшого перерыва в 1977 году археологическая экспедиция под руководством Черникова начала работу по изучению памятников каменного века в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Поиск осуществлялся по обоим берегам Иртыша и вдоль его притоков: долины рек Шульбы, Убы, Карашат, Кызылсу. Интерес представляет мустьерское местонахождение БурденеI, расположенное на второй надпойменной террасе р.Иртыш. Здесь в толще серых суглинков обнаружены позднепалеолитические нуклеусы, а в слое желтоватой супеси – кости животных. В ходе неглубоких зачисток археологам удалось собрать серию каменных орудий в виде скребков и пластин районе с.Азово, с.Каинды, с. Красноярского [1, 17 с].

На сегодняшний день самым ранним палеолитическим памятником для Восточного Казахстана является местонахождение Козыбай. Обнаружено оно в 1989 году в ходе работ совместной разведочной экспедиции Института археологии им. А.Х. Маргулана и историко-краеведческого музея на левом берегу р. Калгуты, в 2 км западнее отс. Карат о гай Курчумского района. Каменные изделия представлены отщепами с ярко выраженными ударными бугорками и отходами производства. Среди нуклеусов выделилось массивное ядрищелеваллуа из черной кремнистой породы вкраплениям кварца. С одной стороны уплощенной гальки имеется три негатива снятия отщепов, один из которых занимает значительную часть нуклеуса, а с другой имеется множество сколов. Аналогичные леваллуазские нуклеусы известны в других раннепалеолитических комплексах Казахстана. Отщепы немногочисленны, но имеют отчетливые ударные бугорки со скошенной площадкой. Несколько экземпляров несут следы псевдоретуши. [1, 16 с ] В памятнике Козыбай найденные орудия,обработанные грубыми сколами из кремневых галек, были найдены и возле аула Канай, на р. Убе, в горах Чингиз-Тау.

1953 году Э.Р. Рыгдылоном в 25 км от устья Нарыма, на правом берегу тоже было обнаружена находка – кремневое серебро, которое ученые отнесли к древнему палеолиту. [1, 16 с]

Следующий период исследований в Восточном Казахстане связан с изучением стоянки Шульбинка под руководством Ж.К. Таймагамбетова.

Поселение Шульбинка находится в 3 км восточнее пос. Старая Шульба Новошульбинского района Семипалатинской области. Памятник расположен на 35-40 метровой террасе правого берега р. Иртыш в устьевой зоне р. Шульбинки, правого притока Иртыша. Терраса состоит из выходов кремнистого сланца, местами ее прорезают небольшие овраги. [4, 12 с]

Каменные изделия залегали на открытой поверхности террасы и занимали довольно большую площадь. Сборы подъемного материала производились поквадратно, чтобы можно было впоследствии восстановить первоначальную картину. Среди более 2000 каменных изделий, собранных в первый изыскательный сезон на террасе, выявлены нуклеусы конусовидные, клиновидные, аморфные и неопределенных форм, значительное количество скребков, изготовленных как на отщепах, так и на платинах. Кроме того, выделены пластины с ретушью, отщепы и множетво отходов производства. [4, 12с ]

Основным сырьем для изготовления орудий являлись кремнистые породы камня: халцедон, яшма, иногда горный хрусталь, выходы которых имеются в 80 км от стоянки, в горах Дельбегетей. Подъемный материал датируется ранним неолитом, возможно, мезолитом.

После тщательного сбора подъемного материала на расстоянии 6 м друг от друга были заложены четыре разведочных шурфа размером 2*1м, поэтому впоследствии не составляло большого труда соединить их между собой и превратить в раскоп. В них на глубине 60-65, 20 и 40 см от древней поверхности обнаружены нуклеус, скребки и отщепы, что послужило поводом для стационарных раскопок.

Заложенный раскоп площадью 1000 кв. м в плане имеет вытянутую с востока на запад форму и почти полностью охватывает участок от обрывистого края террасы р. Шульбинки в восточной стороне и до оврага на западной.

Наибольшая глубина насеверо – западном участке раскопа составляет 1 м , в восточной части – 0,2 м. Это объясняется тем, что терраса в данном месте имеет пологий уклон к р.Иртыш и Шульбинка. Стратиграфический разрез стоянки наиболее четко представлен в северной части раскопа, где профиль рыхлых отложений выглядит следующим образом: дерновый слой – 0,05 м; гумусированный слой мощностью 0,55м, по краям обрыва постепенно выклинивается; лессовидный суглинок светло-желтого цвета толщиной до 0,35 м, также выклинивающийся в восточную сторону; крупнозернистый песок местами мощностью всего 0,10 м; сплошной окатанный галечник – аллювиальные отложения, залегающие на скальном цоколе. При вскрытии стоянки мы придерживались методики, предложенной ведущими советскими палеолитоведами. [4, 13 с]

Наличие каменных изделий и очагов свидетельствует нам о длительном обитании здесь древнего человека – охотника за животными. Каменные изделия выявлены во всех трех горизонтах, но наибольшее их количество собрано в третьем. Во втором стратиграфическом горизонте обнаружено также кострище диаметром более 1 м и погребение человека, остатки которого находились весьма в плохом состоянии. Погребен он был в скорченном положении, на левом боку и ориентирован головой на запад. К сожалению, контуры могильной ямы не прослеживаются, отсутствует сопровождающий инвентарь, однако не вызывает никакого сомнения, что погребение это древнее. [3]

третьем горизонте (верхнепалеолитическом) обнаружено большое количество нуклеусов. По форме они подразделяются на конусовидные, торцовые и нуклеусы с бессистемным скалыванием. Встречаются и нуклеусы леваллуазского облика, имеющие несколько ударных площадок и сохранившие местами первоначальную галечную корку. К примеру, нуклеус из мелкозернистой гальки имеет как минимум две скошенные площадки. Одна из площадок подправлена мелкими сколами, а в качестве другой использован негатив предыдущего скола. Одна из рабочих поверхностей имеет следы неоднократного скалывания, а другая сохраняет галечную корку. [3]

Функциональные орудия производства представлены несколькими скреблами. Одно из них изготовлено на довольно массивном отщепе, спинка которого подработана частыми сколами, а по всему периметру имеется мелкая ретушь. В профиль одна сторона орудия выглядит выпуклой. На спинке некоторых скребел сохранилась желвачная корка. Рабочая сторона подработана мелкой ретушью по всему периметру. [4, 14 с]

Встречены отбойники из галек, проколки и скребки, резцовое орудие, изготовленные из отщепов и пластин. Наиболее яркими являются массивные пластины с ретушью и фасетированной площадкой, некоторые из них сохраняют ударный бугорок, частично галечную корку. [4, 16 с]. Тем самым, стоянка Шульбинка, стала первым памятников позднего палеолита, исследованным комплексно, и на котором были получены в погребенном состоянии палеолитические материалы и реконструированы следы хозяйственной деятельности.

Также, орудия палеолитической эпохы были найдены в Восточно- Казахстанской области в археологической раскопке при исследовании ЖакенаТаймагамбетова. Он в своем интервью дал описание пластинки с 40 тысячалетней историей. Даннное орудие люди древнего палеолита использовали в быту и охотничестве.[5]

настоящее время работы Восточном Казахстане ведутся Национальным музеем Республики Казахстан и Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, ходе которых были осмотрены и проверены ранее известные палеолитические памятники, а также открыты новые археологические стоянки каменного века.

Далее, я бы хотела остановитсяо проведенныхисследованиях в юго- Восточном регионе Казахстана неподалеку от границы с Китаемв котором был обнаружен палеолитический объект. Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН совместно Национальным музеем Республики Казахстан при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда в течение двух лет обследовали обширные территории Казахстана.

Во время археологических раскопках ученые обнаружили многослойный палеолитический объект, содержащий тысячи артефактов в разных по времени слоях – от ранних этапов верхнего палеолита (45-35 тыс.л.н.) до финала эпохи плейстоцена (10 тыс.л.н.).Старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Антон Анойкинрассказал, что площадь памятника составляет не менее тысячи квадратных метров.Также при раскопке они выделили семь геологических слоев и собрали более тысячи каменных изделий.

Идея писка палеолитических объектов в Северном и Восточном Казахстане принадлежит академику Анатолию Деревянко, — пояснил Антон Анойкин. – Найденный памятник находится около Джунгарского Алатау, недалеко от так называемых Джунгарских ворот – пороходов между горами, которые в древнее время использовали кочевые племена, шедшие из Центральной Азии на территории современного Северного Китая и Монголии.По результатам разведочных работ археологам было сложно дать более точную характеристику памятника. В объекте археологические раскопки планируются в будущем году.[6]

Значительным событием 2016 года стало открытие многослойной стратифицированной палеолитической стоянки Ушбулак в Шиликтинской долине Зайсанского района. Памятник с сохранившимся культурным слоем, в рыхлых отложениях с мощностью до шести метров. Согласно, проведенной зачистке на объекте, можно сделать вывод, что памятник был заселен на самых ранних этапах позднего палеолита (примерно 45-35 тысяч лет назад) и до конца позднего палеолита (10 тысяч лет назад). Таких памятников эпохи начала верхнего палеолита с ненарушенными культурными слоями в Азии известны единицы. Причем, все они были открыты еще в прошлом веке. Выявленная выразительная каменная индустрия стратифицированной стоянки Ушбулак свидетельствует о развитии технологии обработки камня древним человеком на протяжении 40-35 тысяч лет и подтверждает взаимосвязи первобытных людей Казахстана с Алтаем и Сибирью и свидетельствует о древних миграциях первобыных людей на территории Казахстана в Азию и Европу
[7].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *