Стукаленко Н.М., Ержанова А.М. Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау
Социальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Система социальной защиты поддерживает социальную стабильность в обществе, способствует сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой. А качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества. Качество жизни населения зависит не только от уровня материального благополучия и благоустройства населенных пунктов, но и от создания системы публичной власти для населения, возможность участвовать в совместном принятии жизненно важных решений, что в свою очередь повышает уровень доверия населения к государственным органам, степень удовлетворенности условиями своей жизни, социальную значимость граждан и в целом улучшает морально-психологический климат в обществе.
Основное направление социальных программ в Казахстане — долгосрочная помощь малоимущим и социально незащищенным группам населения (детям, ветеранам войн и инвалидам), в том числе предоставление специальных социальных услуг. Специальные социальные услуги обеспечивают комплекс услуг лицам, семьям находящимся в трудной жизненной ситуации, создают условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Становление системы оказания социальных услуг в Республике Казахстан осуществлялось в сложных условиях переходного времени. За короткий исторический период старые механизмы социальной поддержки были трансформированы в жизнеспособные системы, направленные на удовлетворение потребностей самых неимущих и уязвимых слоѐв населения. Однако в оказании специальных социальных услуг сохранялись патерналистские подходы и преобладание роли государства. Для приведения системы социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой и во исполнение поручений Главы государства с 2009 начата модернизация системы социального обслуживания [1].
С учетом международного опыта: а) систематизирован и определен перечень специальных социальных услуг, гарантированных государством и предоставляемых на бесплатной основе. В него вошли социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические услуги; б) разработаны стандарты оказания специальных социальных услуг, которые определяют объем, качество и сроки предоставляемых услуг и необходимые трудовые и финансовые ресурсы для их оказания. Одновременно, в соответствии с рекомендациями Казахской Академии питания было введено дополнительное питание; улучшилось лекарственное и материально-техническое обеспечение. Проведены институциональные преобразования и получили развитие новые формы оказания услуг, которые расширили доступность социального обслуживания. Еще в 2008 году в домах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями находились около 2,5 тыс., а 2 тыс. детей ожидали своей очереди на поступление в эти дома. В настоящее время на базе 110 функционирующих стационарных домов-интернатов открылось более 50 дневных стационаров, услугами которых охвачено более 5 тыс. детей и лиц старше 18 лет. Более чем в полтора раза увеличилось количество отделений социальной помощи на дому. Они обслуживают сегодня около 43,7 тыс. лиц пожилого возраста и инвалидов, и более 13 тыс. детей инвалидов; около 3 тыс. детей инвалидов получают услуги в условиях полустационара и на дому в неправительственных организациях, получивших социальный заказ на оказание специальных социальных услуг [2]. К оказанию социальных услуг привлечен частный сектор, развивается волонтерское движение. В результате у нуждающихся в социальном обслуживании лиц появилась возможность выбора организаций социального обслуживания в зависимости от условий предоставления услуг. Принятые меры укрепили семейные традиции. Более шестисот детей, ранее находившихся в домах-интернатах, возвращены в свои семьи, как имеющие потенциал для полного или частичного восстановления жизнедеятельности. Они сегодня продолжают получать услуги в дневных отделениях. Еще одним важным следствием реформирования стало решение проблемы занятости родителей детей.
Изменена схема финансирования. До 2009 года специализированные учреждения финансировались не на основе нормативных затрат, а согласно смете расходов. В объеме выделяемых средств, в зависимости от возможностей местного бюджета, имели место значительные региональные различия. Сегодня финансирование осуществляется исходя из видов и объема предоставляемых специальных социальных услуг и количества получателей услуг. Это позволило преодолеть региональные различия (за исключением затрат, связанных с содержанием зданий) и расширило права специальных учреждений в части рационального планирования и целевого распределения ресурсов, выделяемых на осуществление обязательств государства по социальному обслуживанию населения. С учетом дифференциации доходов потребителей социальных услуг была введена система софинансирования клиентами оплаты за оказанные социальные услуги. Начиная с 1 января 2016 года, 70% пенсий и пособий лиц, находящихся на полном государственном обеспечении в домах-интернатах, направляется на покрытие расходов по их содержанию. При этом установлено, что размеры пенсий, остающиеся у пациентов, не должны быть меньше минимального размера пенсии, а у инвалидов – не ниже величины прожиточного минимума [2]. Изменился и расширился состав персонала социальных учреждений. Прежде в них преобладали младший медицинский персонал и воспитатели. В настоящее время в кадровый состав социальных учреждений входят консультанты по социальной работе и социальные работники, оценивающие качество оказываемых услуг.
Несмотря на предпринятые меры, в социальном обслуживании остается ряд проблем, требующих решения. Во-первых, преобладает заявительный принцип оказания социальных услуг. В таком случае социальную помощь получают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную, в то время как остальные граждане, нуждающиеся в поддержке, но не обратившиеся в соответствующие учреждения, социальные услуги не получают. Работа «по заявлению» предполагает, что трудная жизненная ситуация у человека уже сформировалась, и ее разрешение требует существенных усилий. Упущенной оказывается профилактический момент, возможность работы с этой ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций. В ряде случаев это порождает иждивенчество отдельных потребителей социальных услуг и приводит к консервации социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье.
Во-вторых, сохраняется недоступность и низкое качество услуг (преимущественно для жителей села). В настоящее время 71 % организаций социального обслуживания размещены в крупных городах и районных центрах.
В то же время 48,7 % обслуживаемых лиц с ограниченными возможностями проживают в сельской местности, где доминируют отделения оказания социальной помощи на дому. Они в лучшем случае обеспечивают первичную адаптацию инвалидов к окружающей среде (навыки самообслуживания), но не социальную интеграцию. В этой связи имеется необходимость принять меры, направленные на дальнейшее расширение институциональной базы системы, категоризацию получателей услуг в зависимости от их индивидуальных возможностей и усиление адресности предоставляемых услуг [2].
В-третьих, не совершенна тарифная система. Тарифы установлены по видам специальных социальных услуг, которые дифференцированы в зависимости от вида организации, предоставляющих услуги и условий их оказания. Это привело к тому, что услуги, предоставляемые медико-социальными организациями стационарного типа, намного дороже, чем в организациях оказывающих эти же услуги в полустационарном режиме или на дому. Кроме того, сегодня тарифы не отражают фактические затраты организаций, оказывающих услуги. С одной стороны, это связано с тем, что механизмы пересмотра тарифов не предусмотрены в нормативной правовой базе, а с другой стороны – с отсутствием автоматизированной системы мониторинга и учета расходов организации на оказания тех или иных видов специальных социальных услуг. Сохранение такого порядка становится барьером для вовлечения частного, ориентированного на полустационарный режим или на оказание услуг на дому.
В-четвертых, низкая квалификация социальных работников. Из-за отсутствия профессиональных стандартов до сих пор не разработаны учебные программы подготовки социальных работников, определяющих потребности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и социальных работников, непосредственно занимающихся уходом за данными категориями граждан. Это непосредственно влияет на структуру предоставляемых услуг. Сохраняется относительно низкий уровень оплаты труда и не совершенна используемая в настоящее время система стимулирования. Работа в социальных учреждениях малопривлекательна и не престижна.
В-пятых, низкая эффективность работы структурных подразделений местных исполнительных органов. В настоящее время управляющими организациями в регионах являются местные исполнительные органы по координации социальных программ. Они обеспечивают реализацию социального законодательства, разрабатывают проекты региональных социальных программ и осуществляют их финансирование. Сложилось так, что приоритетное внимание в работе данных органов уделяется работе с инвалидами, лицами пожилого возраста и гражданами (семьями), попавшими в трудную жизненную ситуацию. Это прямое следствие заявительного принципа работы. По сути, вне поля зрения остается иной контингент, в частности молодые семьи, которые должны быть охвачены профилактической работой. Предупредить трудную жизненную ситуацию не менее важно в социальном плане, нежели содействовать еѐ преодолению. К тому же для этого потребуется меньше затрат. Не случайно сложилось стереотипное отношение к данным службам как к «собесу», куда обращаться за помощью следует только в крайнем случае и в преклонном возрасте.
На разрешение выше обозначенных проблем и направлены преобразования системы социального обслуживания на третьем этапе (2018-2021). На первом этапе совершенствования (2010-2013) были разработаны нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществлен переход от предоставления общих услуг реабилитации к оказанию специальных социальных услуг. На втором этапе (2014-2017) обеспечена демонополизация системы социального обслуживания. Гражданам предоставлено право выбора организаций социального обслуживания и внедрен принцип софинансирования затрат получателями услуг. С 2018 года будет осуществлена реализация 3 этапа (2018-2021), где в целях расширения доступности социального обслуживания планируется провести деинституционализацию действующих крупных домов-интернатов, расширить сеть малокомплектных организаций, ввести монетизацию части предоставляемых услуг, а также обеспечить информационное сопровождение системы.
Таким образом, для превращения социальных служб в эффективную систему управления процессами оказания социальных услуг населению в целом предстоит провести их ребрендинг
Литература:
1.Назарбаев Н.А. Послание. Социальная модернизация Казахстана // Казахстанская правда. №420.
2.Абдыкалыкова Г. Анализ работы системы социальной защиты населения в Казахстане // Социальная политика и социология.- 2015, №4.